Блестящий (эсминец)
«Блестящий» | |
---|---|
Служба | |
СССР | |
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
Организация | ВМФ СССР |
Изготовитель | Судостроительный завод имени 61 Коммунара |
Заказан к постройке | 3 сентября 1952 (зачислен в списки) |
Строительство начато | 20 февраля 1953 |
Спущен на воду | 27 ноября 1953 |
Введён в эксплуатацию | 8 октября 1955 (вступил в состав флота) |
Выведен из состава флота | 30 июля 1987 (исключён из списков) |
Статус | Исключён из ВМФ СССР |
Основные характеристики | |
Водоизмещение |
стандартное 2 879 т нормальное 3162 т полное 3 446 т (на 1979 год) |
Длина |
126,1 м (наибольшая) 117,9 (по КВЛ) |
Ширина |
12,76 м (наибольшая) 12,41 м (по КВЛ) |
Высота | 34,5 м от основной линии |
Осадка | 4,2 м (полная) |
Двигатели | 2 ПТУ |
Мощность | 72 000 л. с. |
Скорость хода |
максимальная 38 узлов оперативно-экономическая 17,9 узлов |
Дальность плавания |
3 880 миль на 14,3 узлах 3090 морских миль на 17,9 узлах 642 морские мили на 38 узлах |
Автономность плавания | 10 суток по воде, 45 суток по провизии |
Экипаж | 270, в том числе 18 офицеров (на 1979 год) |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | РЛС «Нептун» |
Радиолокационное вооружение | РЛС «Якорь-М» |
Артиллерия | 2 × 2 130-мм АУ СМ-2-1 |
Зенитная артиллерия | 4 × 4 45-мм АУ СМ-20-ЗИФ |
Противолодочное вооружение | 6 × БМБ-2 |
Минно-торпедное вооружение | 2 × 5 ПТА-53-56 |
«Блестящий» — эскадренный миноносец проекта 56 (код НАТО — «Kotlin class destroyer»).
История строительства
Зачислен в списки ВМФ СССР 3 сентября 1952 года. Заложен на заводе имени 61 Коммунара 20 февраля 1953 года (строительный № 1201), спущен на воду 27 ноября. Корабль принят флотом 30 сентября 1955 года, 31 декабря 1954 года на корабле был поднят советский военно-морской флаг, 8 октября 1955 года эсминец вступил в состав Советского Военно-Морского Флота[1].
Служба
Включён в состав 30-й дивизии противолодочных кораблей. Выходил 5 октября 1957 года в море для сопровождения крейсера с министром обороны СССР Г. К. Жуковым на борту. Отряд кораблей под флагом контр-адмирала А. Н. Тюняева 8-10 октября нанёс визит в Задар и 10 — 12 октября — в Дубровник (совместно с ЭМ «Бывалым»). С 6 февраля 1958 по 10 марта 1960 года корабль был модернизирован по проекту 56-ПЛО (было усилено противолодочное вооружение)[1].
Северным морским путём «Блестящий» был 20 октября 1960 года перечислен на Тихоокеанский флот в состав 173-й брплк Камчатской флотилии, а с 15 ноября 1967 года — в состав 201-й брплк. В 1968 году эсминец находился на учениях. С 15 ноября 1969 года «Блестящий» вышел на боевую службу в Индийский океан: с 26 ноября по 1 декабря нанёс визит в Сиануквиль (Камбоджа), с 26 по 30 января 1970 визит в Ходейду (Северный Йемен), с 1 по 6 февраля — в Массауа (Эфиопия), в период с 19 по 23 апреля находился с визитом в Порт-Луи (Маврикий). Затем с 5 по 8 мая был задействован в крупномасштабных военно-морских учениях «Океан-70». 3 июня «Блестящий» вернулся во Владивосток; 22 ноября был переведён в состав 175-й брэм[1].
6 января 1971 года вышел на боевую службу в Индийском океане, с 19 по 24 февраля посетил порт Массауа, 1 апреля вернулся в базу, пройдя за время службы 25 000 морских миль. С 10 октября по 3 ноября находился на учениях по ПЛО, по результатам которых получил приз за поиск атомных подводных лодок. 15 марта следующего года эскадренный миноносец перевели в состав 193-й брплк 10-й опэск. По результатам учений, проходивших с 10 октября по 8 ноября 1972, «Блестящий» получил приз за поиск АПЛ и артиллерийскую подготовку. В следующем году корабль нёс боевую службу в Индийском океане. Находился на ремонте на «Дальзаводе» (79-я брстремк) в период с 25 декабря 1975 по 6 сентября 1987 года.
Приказом министра обороны СССР от 30 апреля 1987 года был исключён из списков флота для демонтажа и реализации; экипаж расформирован 6 августа[1]. Остатки корабля находились до полной утилизации в бухте Труда, о. Русский.
Особенности конструкции
Ходовой мостик имел выступ в носовой части. Помещение приёмо-передатчика станции «Фут-Н» размещалось между стойками грот-мачты со ступенчатой носовой стенкой. Постамент станции «Фут-Б» имел характерный дополнительный волновод[1].
На 1979 год корабль имел вооружение, состоявшее из 2x2 130-мм АУ с общим боекомплектом в 800 выстрелов) с ПУС «Сфера-56», 4x4 45-мм зенитных установок (боекомплект — 10 000 выстрелов) с ПУС «Фут-Б», 4x2 25-мм ЗАУ типа 2М-3 (боекомплект 8000 выстрелов), двух РБУ-2500-32У (боекомплект 128 бомб) с системой управления «Смерч-56», торпедного аппарата МПТА-53-65 для торпед типов 53-58, 53-59, СЭТ-53, 53-56 и 53-57 (с ПУТС «Сталинград-Т 56» и «Звук-56». Также корабль мог принимать до 50 мин типов РМ-1, УДМ, АГСБ, АМД-50, ГМЗ или до 36 мин АМД-1000. В кормовой части корабля находились два шестиствольных бомбомёта РКУ-36У (боезапас 48 РГБ). Эсминец также был оборудован охранителем БОКА-ДУ. Радиотехническое вооружение корабля состояло из РЛС воздушной обстановки «Фут-Н» и 2 РЛС надводной обстановки «Дон», станции РЭБ «Бизань-4В», ГАС «Пегас-М2», станций теплового следа МИ-110П, МИ-110Р, МГ40У[1].
Общекорабельные устройства состояли из катера «Стриж», 20 спасательных плотов ПСН-10, 3 якорей Холла (в том числе кормового стоп-анкера) и якорной цепи с сечением 37-мм и длиной 300 м. Корабль в случае необходимости мог принять десант численностью в 500 человек (с 4 45-мм орудиями и 8 81-мм миномётами)[1].
Известные командиры
- октябрь 1957 — капитан 3 ранга С. М. Савицкий[1];
- на 3 июня 1970 — капитан 2 ранга А. А. Соболев[1];
- октябрь — ноябрь 1972 — А. А. Соболев[1];
- ноябрь 1972 — декабрь 1975 — капитан 3 ранга В. А. Литвинов[уточнить];
- декабрь 1975 — апрель 1978 — капитан 3 ранга Волков[уточнить];
- апрель 1978 — капитан 3 ранга Борис Пленков[уточнить].
Эскадренный миноносец “Блестящий"
1. Командиры корабля
Годы В\зв. (назн.) Фамилия, имя, отчество В\зв. ( искл.) 1953 – 1955 кап. 2 ранга Гаврилов Виктор Андреевич кап. 2 ранга 1955 – 1959 кап. 3 ранга Терещенко Юрий Федосеевич кап. 2 ранга 1959 – 1964 кап. 3 ранга Буйнов Иван Григорьевич кап. 2 ранга 1964 – 1967 кап. 3 ранга Кузнецов Геннадий Александрович кап. 2 ранга 1967 – 1967 кап. 3 ранга Новиков Сергей Михайлович кап. 3 ранга 1969 – 1973 кап. 2 ранга Соболев Анатолий Анисимович кап. 2 ранга 1973 – 1976 кап. 2 ранга Литвинов Валентин Алексеевич кап. 2 ранга 1976 – 1977 кап. 3 ранга Волков Владимир Федорович 1977 – 1980 кап. 3 ранга Пленков Борис Георгиевич 1980 – 1985 кап. 3 ранга Бирин Николай Маркович 1985 – 198? кап. 3 ранга Царегородцев Юрий Александрович
Источник: ЦВМА, Фонд 2534:
1. Опись фонда л. 1-3, Историческая справка; 2. Опись фонда л.[ 4,6,7], Дополнения к исторической справке; 3. Дела по описям №№ 153,349,350,353,354,357 фонда.
Капитан 3 ранга Савицкий по данным Исторической справки кораблем не командовал.
2. Переход из Севастополя в Петропавловск-Камчатский Северным Морским Путём.
Подтверждение: Приказы командира корабля: №242 от 19.06.1960 года с объявлением численности личного состава,участвовавшего в переходе Севастополь – Североморск; №301 от 07.10.1960 года с объявлением численности личного состава,участвовавшего в переходе Североморск – Петропавловск-Камчатский
Источник: ЦВМА, Фонд 2534:
1. Опись фонда 153, дела №№ 6,7.
3.Бортовые номера. В период с сентября 1963 г. по сентябрь 1966 г. корабль имел бортовой номер 011.
4. Навигационные аварии. В ночь с 31.03.1965 на 01.04.1965 в условиях штиля и полной видимости входных маяков при входе корабля в Авачинскую губу произошло столкновение гражданским судном “Днепрострой”, следовавшим на выход из губы. В результате столкновения корабль получил повреждения борта, верхней палубы, носовой настройки и пусковой установки РБУ по левому борту, а также пробоину левым вытравленным якорем “Днепростроя” в МКО №1. МКО № 1 былозатоплено в течение 15 минут. С целью недопущения взрыва котла пар был стравлен в атмосферу (в том числе и из МКО №2 из-за вовремя не перекрытой перемычки) , корабль потерял ход и был обесточен. Спасательными средствами корабль был отбуксирован к месту стоянки. Устранение последствий столкновения потребовало срочного заводского ремонта. Сходные обстоятельства с другими участниками и другими условиями можно найти по адресу; https://web.archive.org/web/20150925132450/http://navycollection.narod.ru/library/mormul/220.htm
==
Сведения по п. 1 и 2 получены лично в ЦВМА, сведения по п. 3 и 4 сообщаю как свидетель описанных событий (служил в должности НРТС) .
Бортовые номера
- В ходе службы эсминец сменил ряд следующих бортовых номеров[1]:
- 1956 год — № 79[1];
- 1957 год — № 82[1];
- 1962 год — № 812[1];
- 1963 год — № 870[1];
- 1972 год — № 421[1];
- 1974 год — № 405[1];
- 1976 год — № 408[1];
- 1977 год — № 449[1].
Примечания
Литература
- Апальков Ю. В. Эскадренные миноносцы проекта 56. — СПб.: Галея Принт, 2006. — 84 с. — ISBN 5-8172-0108-9.
- Павлов А. С. Эскадренные миноносцы проекта 56. — Якутск, 1999. — 48 с.