Блестящий (эсминец)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Блестящий»
Служба
 СССР
Класс и тип судна Эскадренный миноносец
Организация ВМФ СССР
Изготовитель Судостроительный завод имени 61 Коммунара
Заказан к постройке 3 сентября 1952 (зачислен в списки)
Строительство начато 20 февраля 1953
Спущен на воду 27 ноября 1953
Введён в эксплуатацию 8 октября 1955 (вступил в состав флота)
Выведен из состава флота 30 июля 1987 (исключён из списков)
Статус Исключён из ВМФ СССР
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное 2 879 т
нормальное 3162 т
полное 3 446 т (на 1979 год)
Длина 126,1 м (наибольшая)
117,9 (по КВЛ)
Ширина 12,76 м (наибольшая)
12,41 м (по КВЛ)
Высота 34,5 м от основной линии
Осадка 4,2 м (полная)
Двигатели 2 ПТУ
Мощность 72 000 л. с.
Скорость хода максимальная 38 узлов
оперативно-экономическая 17,9 узлов
Дальность плавания 3 880 миль на 14,3 узлах
3090 морских миль на 17,9 узлах
642 морские мили на 38 узлах
Автономность плавания 10 суток по воде, 45 суток по провизии
Экипаж 270, в том числе 18 офицеров (на 1979 год)
Вооружение
Навигационное вооружение РЛС «Нептун»
Радиолокационное вооружение РЛС «Якорь-М»
Артиллерия 2 × 2 130-мм АУ СМ-2-1
Зенитная артиллерия 4 × 4 45-мм АУ СМ-20-ЗИФ
Противолодочное вооружение 6 × БМБ-2
Минно-торпедное вооружение 2 × 5 ПТА-53-56

«Блестящий» — эскадренный миноносец проекта 56 (код НАТО — «Kotlin class destroyer»).

История строительства

Зачислен в списки ВМФ СССР 3 сентября 1952 года. Заложен на заводе имени 61 Коммунара 20 февраля 1953 года (строительный № 1201), спущен на воду 27 ноября. Корабль принят флотом 30 сентября 1955 года, 31 декабря 1954 года на корабле был поднят советский военно-морской флаг, 8 октября 1955 года эсминец вступил в состав Советского Военно-Морского Флота[1].

Служба

Включён в состав 30-й дивизии противолодочных кораблей. Выходил 5 октября 1957 года в море для сопровождения крейсера с министром обороны СССР Г. К. Жуковым на борту. Отряд кораблей под флагом контр-адмирала А. Н. Тюняева 8-10 октября нанёс визит в Задар и 10 — 12 октября — в Дубровник (совместно с ЭМ «Бывалым»). С 6 февраля 1958 по 10 марта 1960 года корабль был модернизирован по проекту 56-ПЛО (было усилено противолодочное вооружение)[1].

Северным морским путём «Блестящий» был 20 октября 1960 года перечислен на Тихоокеанский флот в состав 173-й брплк Камчатской флотилии, а с 15 ноября 1967 года — в состав 201-й брплк. В 1968 году эсминец находился на учениях. С 15 ноября 1969 года «Блестящий» вышел на боевую службу в Индийский океан: с 26 ноября по 1 декабря нанёс визит в Сиануквиль (Камбоджа), с 26 по 30 января 1970 визит в Ходейду (Северный Йемен), с 1 по 6 февраля — в Массауа (Эфиопия), в период с 19 по 23 апреля находился с визитом в Порт-Луи (Маврикий). Затем с 5 по 8 мая был задействован в крупномасштабных военно-морских учениях «Океан-70». 3 июня «Блестящий» вернулся во Владивосток; 22 ноября был переведён в состав 175-й брэм[1].

6 января 1971 года вышел на боевую службу в Индийском океане, с 19 по 24 февраля посетил порт Массауа, 1 апреля вернулся в базу, пройдя за время службы 25 000 морских миль. С 10 октября по 3 ноября находился на учениях по ПЛО, по результатам которых получил приз за поиск атомных подводных лодок. 15 марта следующего года эскадренный миноносец перевели в состав 193-й брплк 10-й опэск. По результатам учений, проходивших с 10 октября по 8 ноября 1972, «Блестящий» получил приз за поиск АПЛ и артиллерийскую подготовку. В следующем году корабль нёс боевую службу в Индийском океане. Находился на ремонте на «Дальзаводе» (79-я брстремк) в период с 25 декабря 1975 по 6 сентября 1987 года.

Приказом министра обороны СССР от 30 апреля 1987 года был исключён из списков флота для демонтажа и реализации; экипаж расформирован 6 августа[1]. Остатки корабля находились до полной утилизации в бухте Труда, о. Русский.

Особенности конструкции

Ходовой мостик имел выступ в носовой части. Помещение приёмо-передатчика станции «Фут-Н» размещалось между стойками грот-мачты со ступенчатой носовой стенкой. Постамент станции «Фут-Б» имел характерный дополнительный волновод[1].

На 1979 год корабль имел вооружение, состоявшее из 2x2 130-мм АУ с общим боекомплектом в 800 выстрелов) с ПУС «Сфера-56», 4x4 45-мм зенитных установок (боекомплект — 10 000 выстрелов) с ПУС «Фут-Б», 4x2 25-мм ЗАУ типа 2М-3 (боекомплект 8000 выстрелов), двух РБУ-2500-32У (боекомплект 128 бомб) с системой управления «Смерч-56», торпедного аппарата МПТА-53-65 для торпед типов 53-58, 53-59, СЭТ-53, 53-56 и 53-57 (с ПУТС «Сталинград-Т 56» и «Звук-56». Также корабль мог принимать до 50 мин типов РМ-1, УДМ, АГСБ, АМД-50, ГМЗ или до 36 мин АМД-1000. В кормовой части корабля находились два шестиствольных бомбомёта РКУ-36У (боезапас 48 РГБ). Эсминец также был оборудован охранителем БОКА-ДУ. Радиотехническое вооружение корабля состояло из РЛС воздушной обстановки «Фут-Н» и 2 РЛС надводной обстановки «Дон», станции РЭБ «Бизань-4В», ГАС «Пегас-М2», станций теплового следа МИ-110П, МИ-110Р, МГ40У[1].

Общекорабельные устройства состояли из катера «Стриж», 20 спасательных плотов ПСН-10, 3 якорей Холла (в том числе кормового стоп-анкера) и якорной цепи с сечением 37-мм и длиной 300 м. Корабль в случае необходимости мог принять десант численностью в 500 человек (с 4 45-мм орудиями и 8 81-мм миномётами)[1].

Известные командиры

  • октябрь 1957 — капитан 3 ранга С. М. Савицкий[1];
  • на 3 июня 1970 — капитан 2 ранга А. А. Соболев[1];
  • октябрь — ноябрь 1972 — А. А. Соболев[1];
  • ноябрь 1972 — декабрь 1975 — капитан 3 ранга В. А. Литвинов[уточнить];
  • декабрь 1975 — апрель 1978 — капитан 3 ранга Волков[уточнить];
  • апрель 1978 — капитан 3 ранга Борис Пленков[уточнить].

Эскадренный миноносец “Блестящий"

1. Командиры корабля

 Годы            В\зв. (назн.)   Фамилия, имя, отчество                     В\зв. ( искл.)  			
1953 – 1955 кап. 2 ранга   Гаврилов Виктор Андреевич               кап. 2 ранга                                       	
1955 – 1959 кап. 3 ранга  Терещенко Юрий Федосеевич            кап. 2 ранга   
1959 – 1964 кап. 3 ранга  Буйнов Иван Григорьевич                    кап. 2 ранга    
1964 – 1967 кап. 3 ранга  Кузнецов Геннадий Александрович  кап. 2 ранга   
1967 – 1967 кап. 3 ранга Новиков Сергей Михайлович                кап. 3 ранга    	
1969 – 1973 кап. 2 ранга  Соболев Анатолий Анисимович          кап. 2 ранга   			
1973 – 1976 кап. 2 ранга  Литвинов Валентин Алексеевич          кап. 2 ранга   			
1976 – 1977 кап. 3 ранга  Волков Владимир Федорович			
1977 – 1980 кап. 3 ранга  Пленков Борис Георгиевич			
1980 – 1985 кап. 3 ранга  Бирин Николай Маркович			
1985 – 198? кап. 3 ранга  Царегородцев Юрий Александрович

Источник: ЦВМА, Фонд 2534:

                       1. Опись фонда л. 1-3, Историческая справка;
                       2.  Опись фонда л.[ 4,6,7], Дополнения к исторической справке;
                       3. Дела по описям №№ 153,349,350,353,354,357 фонда. 

Капитан 3 ранга Савицкий по данным Исторической справки кораблем не командовал.

2. Переход из Севастополя в Петропавловск-Камчатский Северным Морским Путём.

Подтверждение:
    Приказы командира корабля:
     №242 от 19.06.1960 года с объявлением численности личного состава,участвовавшего в переходе Севастополь – Североморск;
     №301 от 07.10.1960 года с объявлением численности личного состава,участвовавшего в переходе Североморск – Петропавловск-Камчатский

Источник: ЦВМА, Фонд 2534:

                       1. Опись фонда 153, дела №№ 6,7.

3.Бортовые номера. В период с сентября 1963 г. по сентябрь 1966 г. корабль имел бортовой номер 011.

4. Навигационные аварии. В ночь с 31.03.1965 на 01.04.1965 в условиях штиля и полной видимости входных маяков при входе корабля в Авачинскую губу произошло столкновение гражданским судном “Днепрострой”, следовавшим на выход из губы. В результате столкновения корабль получил повреждения борта, верхней палубы, носовой настройки и пусковой установки РБУ по левому борту, а также пробоину левым вытравленным якорем “Днепростроя” в МКО №1. МКО № 1 былозатоплено в течение 15 минут. С целью недопущения взрыва котла пар был стравлен в атмосферу (в том числе и из МКО №2 из-за вовремя не перекрытой перемычки) , корабль потерял ход и был обесточен. Спасательными средствами корабль был отбуксирован к месту стоянки. Устранение последствий столкновения потребовало срочного заводского ремонта. Сходные обстоятельства с другими участниками и другими условиями можно найти по адресу; https://web.archive.org/web/20150925132450/http://navycollection.narod.ru/library/mormul/220.htm

==

Сведения по п. 1 и 2 получены лично в ЦВМА, сведения по п. 3 и 4 сообщаю как свидетель описанных событий (служил в должности НРТС) .

Бортовые номера

В ходе службы эсминец сменил ряд следующих бортовых номеров[1]:
  • 1956 год — № 79[1];
  • 1957 год — № 82[1];
  • 1962 год — № 812[1];
  • 1963 год — № 870[1];
  • 1972 год — № 421[1];
  • 1974 год — № 405[1];
  • 1976 год — № 408[1];
  • 1977 год — № 449[1].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 Павлов А. С. Эскадренные миноносцы проекта 56. — Якутск, 1999. — С. 30.

Литература

  • Апальков Ю. В. Эскадренные миноносцы проекта 56. — СПб.: Галея Принт, 2006. — 84 с. — ISBN 5-8172-0108-9.
  • Павлов А. С. Эскадренные миноносцы проекта 56. — Якутск, 1999. — 48 с.