Боевая служба ВМФ СССР
Боевая служба в военно-морском флоте — вид деятельности ВМФ ВС СССР и ВМФ ВС России (в том числе и в настоящее время), заключающийся в выполнении задач частью сил в мирное время в тех удаленных районах, где они должны были действовать в военное[1], то есть на театрах войны (театрах военных действий).
Представляет собой высшую форму поддержания военно-морских сил в боевой готовности в мирное время. Предусматривает плановое развёртывание сил флота для обеспечения интересов страны в отдаленных районах мира.
В авиации ВМФ СССР/России вылет на боевую службу — это любой вылет на выполнение реальной боевой задачи в мирное время (в отличие от учебного или тренировочного). Как правило, вылет на БС осуществляется с целью вскрытия обстановки, различных видов разведки, на поиск ПЛ, на демонстрацию флага и т. п..
Начало боевой службы
В начале 1950-х годов командование ВМФ СССР впервые сформулировало концепцию постоянного присутствия группировок флота в стратегически важных районах Мирового океана. В основе её было доктринальное положение о характере будущей войны как всеобщей ядерной и оценка её начального периода как критически важного. Отсюда следовал вывод, что только уже развернутые соединения смогут заметно повлиять на ход войны в начальный период.
Первоначально наиболее приоритетным районом боевой службы считалось Средиземное море, куда с середины 1950-х годов стали направляться сводные эскадры из состава Балтийского и Черноморского флотов.
Первый опыт создания военно-морской группировки передового базирования СССР получил в 1958 году, когда с Балтики в Средиземное море (албанский залив Влера) была переведена бригада подводных лодок. Здесь в одной из бухт был оборудован пункт временного базирования со всей необходимой для подводных лодок береговой инфраструктурой[2]. В силу возникшего затем политического конфликта с Албанией, база была ликвидирована.
К середине 1960-х годов деятельность удаленных группировок развилась в боевую службу. В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, очередная, 14-я по счёту сводная эскадра, действовавшая в Средиземном море, не участвуя непосредственно в боевых действиях, тем не менее сыграла важную роль в оказании поддержки Сирии и Египту. Вместе с тем, выявился и ряд недостатков в деятельности эскадры, что привело к созданию постоянного соединения советского ВМФ на данном театре военных действий. 14 июля 1967 года была официально сформирована 5-я оперативная эскадра, действовавшая в Средиземном море на протяжении 25 лет.
В начале 1968 года были сформированы 7-я оперативная эскадра (для несения боевой службы в Атлантическом океане) и 10-я оперативная эскадра (для несения боевой службы в Тихом океане).
В 1974 году в Индийском океане была сформирована 8-я оперативная эскадра, с подчинением Тихоокеанскому флоту. Позже она была сориентирована на Персидский залив.
Развёртывались и специальные соединения по обстановке, например, в Суэцком заливе и Красном море.
Задачи боевой службы
К задачам боевой службы флота относились:
- боевое дежурство атомных ракетных ПЛ;
- боевое охранение атомных ракетных ПЛ;
- боевое дежурство дизельных ракетных ПЛ
- поиск ракетных ПЛ вероятного противника и слежение за ними;
- слежение за авианосными группировками вероятного противника.
В качестве попутных задач развернутым силам ставились:
- наблюдение за стратегически важными морскими коммуникациями;
- изучение вероятных районов боевых действий;
- недопущение разведывательной деятельности вероятного противника на подходах к своему побережью;
- демонстрация силы;
- оказание моральной поддержки дружественным государствам;
- защита собственного судоходства и рыболовства
Формы боевой службы
- Патрулирование кораблей в районах боевой службы в готовности к применению оружия;
- Ведение разведки и слежения за флотами вероятных противников;[4]
Эшелонирование сил флота в ходе боевой службы
В соответствии с задачами боевой службы все силы ВМФ разделялись на три оперативных эшелона:
- Первый оперативный эшелон включал в себя корабли, находившиеся в море, и самолёты ВМФ в воздухе;
- Второй оперативный эшелон включал корабли и самолёты, способные немедленно выйти в море или подняться в воздух;
- Третий оперативный эшелон состоял из кораблей и самолётов ВМФ, проходящих ремонт, испытания или находящиеся в резерве[5].
Таким образом, в случае внезапного начала войны, принять участие в ней могли первый и второй оперативный эшелоны, причем главная роль отводилась первому.
Реализация задач боевой службы
Вначале единственной задачей сил, несущих боевую службу, была готовность к войне. Исходя из реальных возможностей, доктрина признавала, что их боевая устойчивость за пределами действия авиации ПВО страны невысока. Фактически это значило, что их роль ограничится первым ударом. Последующие действия не предусматривались[1].
Когда оказалось, что перспектива всеобщей войны несколько отдаляется, развернутым силам стали не только ставить попутные задачи, но и организовывать их поддержку с этой целью. Однако официально заявленное создание плавучих тылов[6], шло в основном по пути переоборудования торговых и рыболовных судов во вспомогательные, и только в небольшой степени — строительства специализированных проектов (например, проект 1833).
См. также
- 5-я Средиземноморская эскадра кораблей ВМФ
- 7-я оперативная эскадра
- 8-я оперативная эскадра
- 10-я оперативная эскадра
- 17-я оперативная эскадра Тихоокеанского флота
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Тактика ВМФ. Учебник для слушателей военно-учебных заведений. Бессонов В. Ф. и др., ред. М., Воениздат, 1997.
- ↑ Опыт боевого применения ВМС в локальных войнах и вооруженных конфликтах
- ↑ Навал СКР «Беззаветный» на USS «Yorktown» (описание инцидента) . Дата обращения: 29 июня 2009. Архивировано 16 февраля 2009 года.
- ↑ Дроговоз И. Г. Указ. соч. С. 343.
- ↑ Дроговоз И. Г. Указ. соч. С. 343—344.
- ↑ Горшков С. Г. Морская мощь государства. 2-е изд., доп. М., Военное издательство МО СССР, 1979.
Ссылки
- Основные военные проблемы создания современного флота.
- Опыт боевого применения ВМС в локальных войнах и вооруженных конфликтах.
- Советская Средиземноморская эскадра.
- Горшков С. Г. Морская мощь государства. 2-е изд., доп. М., Военное издательство МО СССР, 1979.
- Дроговоз И.Г. Большой флот страны советов. Мн., Харвест, 2003.