Бесследный (эсминец)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Бесследный»
Служба
 СССР
Класс и тип судна Эскадренный миноносец
Организация ВМФ СССР
Изготовитель Судостроительный завод № 445
Заказан к постройке 15 сентября 1952 года
Строительство начато 1 апреля 1954 года
Спущен на воду 5 ноября 1955 года
Введён в эксплуатацию 6 ноября 1956 года
Выведен из состава флота 17 июля 1988 года (исключён из списков ВМФ СССР)
Статус Продан на металлолом, затонул при буксировке.
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное 2 667 т
нормальное 2949 т
полное 3 230 т
Длина 126,1 м (наибольшая)
117,9 (по КВЛ)
Ширина 12,76 м (наибольшая)
12,41 м (по КВЛ)
Высота 34,5 м от основной линии
Осадка 4,2 м (полная)
Двигатели 2 ПТУ
Мощность 72 000 л. с.
Скорость хода максимальная 38 узлов
оперативно-экономическая 17,9 узлов
Дальность плавания 3 880 миль на 14,3 узлах
3090 морских миль на 17,9 узлах
642 морские мили на 38 узлах
Экипаж 284 (в том числе 19 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение РЛС «Нептун»
Радиолокационное вооружение РЛС «Якорь-М»
Артиллерия 2 × 2 130-мм АУ СМ-2-1
Зенитная артиллерия 4 × 4 45-мм АУ СМ-20-ЗИФ
Противолодочное вооружение 6 × БМБ-2
Минно-торпедное вооружение 2 × 5 ПТА-53-56

«Бессле́дный»эскадренный миноносец проекта 56 (кодовое обозначение НАТО — «Kotlin class destroyer»).

История строительства

Зачислен в списки флота 15 сентября 1953 года. Заложен на ССЗ № 445 в Николаеве 1 апреля 1954 года (строительный № 1205), спущен на воду 5 ноября 1955 года, принят флотом 31 августа 1956 года, 6 ноября 1956 эсминец вступил в состав Черноморского флота[1].

Особенности конструкции

«Бесследный» вступил в строй с обтекателями гребных валов и одним балансирным рулём. Перед передачей флоту на корабле усилили конструкции носовой надстройки. Во время проведения среднего ремонта (в 1964—1966 годах) фок-мачта на эсминце была заменена новой, усиленной конструкции, РЛС «Риф» — РЛС «Фут-Н» и РЛС «Якорь-М» — РЛС «Якорь-М2». Для проведения испытаний установили РЛС обнаружения воздушных целей П-10 (с антенным постом на ходовом мостике). В период модернизации корабля по проекту 56-ПЛО (1973—1976) установили РЛС «Дон» (с антенным постом на фок-мачте), на средней надстройке в районе кормового дымового кожуха — четыре спаренные 25-мм АУ 2М-ЗМ, а в районе носового автомата СМ-20-ЗИФ — устройство для приёма грузов на ходу, станцию определения теплового следа (СОТС) МИ-110К. При модернизации по проекту 56-ПЛО вместо РБУ-2500 на эсминец были установлены ракетно-бомбомётные установки РБУ-6000 (как и на «Московский комсомолец»). По некоторым данным ПЛРКК «Бурун» «Бесследный» не вооружался[2].

Служба

В период с 20 июня по 3 августа 1957 года «Бесследный» совершил межфлотский переход на Тихоокеанский флот ВМФ СССР (через Суэцкий канал с заходом в Порт-Саид. В 1966 году эсминец был включён в состав 173-й БПЛК Камчатской флотилии разнородных сил. С 15 по 25 апреля 1970 года «Бесследный» принимал участие в манёврах «Океан», в ходе учений совершил вынужденный заход в иностранный порт для высадки больного. С 3 февраля по 9 июля 1971 года корабль выполнял задачи боевой службы в Индийском океане[1].

В период с 25 мая 1973 по 8 мая 1976 года «Бесследный» находился на модернизации по проекту 56-ПЛО на «Дальзаводе» (79-я бригада строящихся и ремонтируемых кораблей[1][2].

В 1976 году эскадренный миноносец совершил поход в Японское море. С 17 мая 1977 года находился на консервации и отстое. 24 апреля 1979 года «Бесследный» был выведен из консервации и включён в 175-ю БРК[1][2].

17 июля 1988 приказом министра обороны СССР «Бесследный» был исключён из списков ВМФ СССР и 1 октября 1988 расформирован; продан в 1989 году в Филиппины на металлолом, законвертован на ССЗ № 178, в 1990 году затонул при буксировке у Тайваня (Южно-Китайское море)[1][2].

Известные командиры (войсковая часть 10534)

  • 1957 — капитан 2-го ранга В. Мамчинцев[1].
  • -1969-1970 капитан 2 ранга Демышев Г. (подпись командира от 21.04.70 удостоверения о награждении медалью в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина)
  • 1970-1974 Капитан 3 ранга Николай Павлович Лознев
  • 1974-1977 — капитан-лейтенант, с 1977 года – капитан 3-го ранга – Варламов Евгений Леонидович
  • 1981 — капитан 3-го ранга А. Спиридонов[1].
  • 1980 — капитан 3-го ранга Пасечник Александр Николаевич

Известные бортовые номера

В ходе службы эсминец сменил ряд следующих бортовых номеров[1]:

  • 1961 год — № 636;
  • 1962 год — № 811;
  • 1977 год — № 448;
  • 1980 год - № 729;
  • 1981 год — № 736;
  • 1983—1985 годы — № 756 (по другим данным[уточнить] — № 736);
  • 1986 год — № 753;
  • 1988—1989 годы — № 756.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Павлов А. С. Эскадренные миноносцы проекта 56. — Якутск, 1999. — С. 34.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Апальков Ю. В. Эскадренные миноносцы проекта 56. — СПб.: Галея Принт, 2006. — С. 69.

Литература

  • Апальков Ю. В. Эскадренные миноносцы проекта 56. — СПб.: Галея Принт, 2006. — 84 с. — ISBN 5-8172-0108-9.
  • Павлов А. С. Эскадренные миноносцы проекта 56. — Якутск, 1999. — 48 с.