Байкал (автодорога)
Автодорога | |
Байкал | |
---|---|
Р258 | |
Основная информация | |
Прежний номер | М55 |
Страны | Россия |
Регион |
Иркутская область Бурятия Забайкальский край |
Часть дороги | Азиатский маршрут AH6 |
Статус | федеральная |
Владелец | государственная |
Управляется | Росавтодор, ФКУ Упрдор «Южный Байкал» |
Длина | 1113 |
Начало | Иркутск |
Через | Улан-Удэ |
Конец | Чита |
Дорожное покрытие | асфальтобетон |
Федера́льная автомоби́льная доро́га Р258 «Байка́л» (до 1 января 2018 года — также М55[1]) — автомобильная дорога федерального значения Иркутск — Улан-Удэ — Чита, проходящая по территории Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края Российской Федерации.
Трасса является продолжением на восток автодороги Р255 «Сибирь» (М53), вместе с которой входит в состав азиатского маршрута AH6. Протяжённость автодороги составляет около 1100 километров[2]. От автомагистрали «Байкал» отходят федеральные автодороги на Монголию — А333 (Тункинский тракт) в Култуке и А340 (Кяхтинский тракт) близ Улан-Удэ.
Маршрут
- Краткий маршрут
0 км — Иркутск
110 км — Слюдянка
147 км — Байкальск
276 км — Бабушкин
447 км — Улан-Удэ
491 км — Тарбагатай
556 км — Мухоршибирь
652 км — Петровск-Забайкальский
794 км — Хилок
1113 км — Чита
- На основном протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7 метров (встречаются участки с цементобетонным и щебёночным покрытием).
- Климат по трассе резко континентальный, с длительной холодной зимой (средняя температура января −24 С° и коротким жарким летом (средняя температура июля +20 С°).
- Дорога пересекает значительные реки — Селенгу (у г. Улан-Удэ), Хилок (у г. Хилок).
- Мосты имеют грузоподъёмность 60 и более тонн.
- Ряд участков дороги является опасными для движения и требуют особого внимания водителя
- с крутыми спусками и подъёмами — 34 км, 40 км, 52 км, 55 км, 95-100 км, 243 км, 670 км 1029 км, 1081 км;
- с крутыми поворотами — 15 км, 29 км, 41 км, 52 км, 99-101 км, 105 км, 276 км, 347 км, 498 км, 703 км);
- с ограниченной видимостью — 100 км, 400 км, 1055 км).
- Данные сервисного обслуживания
- пункты медицинской помощи: 19 км, 110 км, 146 км, 279 км, 362 км, 447 км, 559 км, 589 км, 604 км, 652 км, 670 км, 677 км, 904 км, 961 км.
- посты ГИБДД: 105 км, 372 км, 443 км, 556 км, 655 км, 794 км.
- пункты питания расположены в среднем через 40 — 50 км; наиболее многочисленны — в Култуке, Утулике, Байкальске, в районе Кабанска, в Улан-Удэ.
Техническая характеристика
- Техническая категория — III и, в основном IV; характеризуется сложным рельефом в плане дороги; многочисленные участки, не соответствующие IV категории, как правило, это крутые негабаритные повороты, затяжные крутые спуски, закрытая горизонтальная и вертикальная видимости;
- Ширина проезжей части — 7 м;
- Ширина земляного полотна — 12 м;
- Расчётная интенсивность движения — 6 511 автомобилей в сутки;
- Расчётная скорость движения — 90 км/час; имеются многочисленные протяжённые участки с ограничениями скорости, в основном 50 и 40 км/ч.
- Количество полос движения — две;
- Тип покрытия — усовершенствованный облегчённый;
История
Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 23 октября 1970 года № 878—301 «О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог (АД) в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии» были созданы отдельные дорожно-строительные бригады (одсбр) в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР Вооружённых сил Союза ССР, которые были размещены в 1970 году на участках строительства и реконструкции дороги Иркутск — Чита. Финансирование строительства и реконструкции осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно на эти цели один раз в год Советом министров РСФСР. Общая протяжённость дороги от Иркутска до Читы достигала 1172 км (с подъездами), из них 566 км составляли существующие участки с твёрдым покрытием, а 606 км предстояло построить вновь силами трёх отдельных дорожно-строительных бригад. Работы были начаты в 1970 году на трёх участках:
- Байкальск — Посольская, протяжённостью 204,3 км;
- Мухоршибирь — Глинка, протяжённостью 178,5 км;
- река Блудная — Черемхово, протяжённостью 223,5 км;[3]
Всего на дороге Иркутск — Чита было построено и введено в эксплуатацию 606 км дороги с асфальтобетонным покрытием по нормативам III технической категории, при этом было освоено 207 000 000 рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 года)[3].
Военными дорожниками было построено:
- 103 капитальных моста;
- 480 водопропускных труб;
- 12 комплексов зданий и сооружений службы эксплуатации дороги;
- 8 автозаправочных станций;
- 3 автобусных вокзала;
- 2 станции технического обслуживания автомобилей и дорожных машин[3].
По мере окончания работ на своих участках одсбр ГВСУ МО СССР перемещались на строительство автодороги «Чита — Хабаровск» (М58)[3].
Работы по строительству и реконструкции автодороги «Иркутск — Чита» в основном были закончены в 1981 году[3].
В 2010 году полностью введена в эксплуатацию объездная автодорога, соединившая магистрали Р255 и Р258 к западу от городов Иркутск и Шелехов, и значительно сократившая время пути.
Особенности автодороги
- 296 мостов.
- Платных участков на автодороге нет, тоннелей нет[4].
- Встречаются участки дорожного покрытия, имеющие необычный красный оттенок.
- При реконструкции и строительстве автодороги «Иркутск — Чита» (1970—1981 годы) на участке река Блудная — Черемхово ряд больших выемок был разработан с помощью мощных направленных взрывов, с закладкой до 400 тонн взрывчатых веществ (ВВ) на один взрыв[3].
- Автодорога является, наряду с трассой Р255 (М-53), единственной автомобильной дорогой, которая связывает центр России с Сибирью и Дальним Востоком.
Галерея
-
Спуск с перевала Мандрик к селу Старое Татаурово. Бурятия.
-
-
-
Трасса М-55. Забайкальский край
Примечания
- ↑ Постановление правительства РСФСР № 928 от 17 ноября 2010 года «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» . «КонсультантПлюс». Дата обращения: 8 февраля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Трасса Р258 «Байкал» (бывшая М55) на карте . RuDorogi.ru. Дата обращения: 15 июня 2017. Архивировано 11 июля 2017 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 История дорожных войск. — М.: Военное издательство, 1995. — 432 с.
- ↑ База данных дорог международной азиатской сети Архивировано 25 января 2013 года.
Литература
- История дорожных войск. — М.: Военное издательство, 1995. — 432 с.
Ссылки
- Прогноз дорожной обстановки и других чрезвычайных ситуаций на завтра Архивная копия от 14 июля 2014 на Wayback Machine от ГУ МЧС России по Республике Бурятия
- M51 Архивная копия от 11 февраля 2007 на Wayback Machine M53 Архивная копия от 11 февраля 2007 на Wayback Machine М55 Архивная копия от 11 ноября 2005 на Wayback Machine в «Вольной энциклопедии» Антона Кротова
- Автодорога М-51, М-53, М-55 «Байкал» // «Живые дороги Сибири»: сайт Архивная копия от 8 декабря 2008 на Wayback Machine
- Трасса «Байкал» стала короче // cargofon.ru