Байкал (автодорога)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «М55»)
Автодорога
Байкал
Р258
Р258 «Байкал» в сети автодорог России федерального значенияР258 «Байкал» в сети автодорог России федерального значения
Основная информация
Прежний номер М55
Страны  Россия
Регион Иркутская область
Бурятия
Забайкальский край
Часть дороги Азиатский маршрут AH6
Статус федеральная
Владелец государственная
Управляется Росавтодор, ФКУ Упрдор «Южный Байкал»
Длина 1113
Начало Иркутск
Через Улан-Удэ
Конец Чита
Дорожное покрытие асфальтобетон

Федера́льная автомоби́льная доро́га Р258 «Байка́л» (до 1 января 2018 года — также М55[1]) — автомобильная дорога федерального значения Иркутск — Улан-Удэ — Чита, проходящая по территории Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края Российской Федерации.

Трасса является продолжением на восток автодороги Р255 «Сибирь» (М53), вместе с которой входит в состав азиатского маршрута AH6. Протяжённость автодороги составляет около 1100 километров[2]. От автомагистрали «Байкал» отходят федеральные автодороги на Монголию — А333 (Тункинский тракт) в Култуке и А340 (Кяхтинский тракт) близ Улан-Удэ.

Маршрут

Краткий маршрут

0 км — Иркутск
110 км — Слюдянка
147 км — Байкальск
276 км — Бабушкин
447 км — Улан-Удэ
491 км — Тарбагатай
556 км — Мухоршибирь
652 км — Петровск-Забайкальский
794 км — Хилок
1113 км — Чита

  • На основном протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7 метров (встречаются участки с цементобетонным и щебёночным покрытием).
  • Климат по трассе резко континентальный, с длительной холодной зимой (средняя температура января −24 С° и коротким жарким летом (средняя температура июля +20 С°).
  • Дорога пересекает значительные реки — Селенгу (у г. Улан-Удэ), Хилок (у г. Хилок).
  • Мосты имеют грузоподъёмность 60 и более тонн.
Ряд участков дороги является опасными для движения и требуют особого внимания водителя
  • с крутыми спусками и подъёмами — 34 км, 40 км, 52 км, 55 км, 95-100 км, 243 км, 670 км 1029 км, 1081 км;
  • с крутыми поворотами — 15 км, 29 км, 41 км, 52 км, 99-101 км, 105 км, 276 км, 347 км, 498 км, 703 км);
  • с ограниченной видимостью — 100 км, 400 км, 1055 км).
Данные сервисного обслуживания
  • пункты медицинской помощи: 19 км, 110 км, 146 км, 279 км, 362 км, 447 км, 559 км, 589 км, 604 км, 652 км, 670 км, 677 км, 904 км, 961 км.
  • посты ГИБДД: 105 км, 372 км, 443 км, 556 км, 655 км, 794 км.
  • пункты питания расположены в среднем через 40 — 50 км; наиболее многочисленны — в Култуке, Утулике, Байкальске, в районе Кабанска, в Улан-Удэ.

Техническая характеристика

  • Техническая категория — III и, в основном IV; характеризуется сложным рельефом в плане дороги; многочисленные участки, не соответствующие IV категории, как правило, это крутые негабаритные повороты, затяжные крутые спуски, закрытая горизонтальная и вертикальная видимости;
  • Ширина проезжей части — 7 м;
  • Ширина земляного полотна — 12 м;
  • Расчётная интенсивность движения — 6 511 автомобилей в сутки;
  • Расчётная скорость движения — 90 км/час; имеются многочисленные протяжённые участки с ограничениями скорости, в основном 50 и 40 км/ч.
  • Количество полос движения — две;
  • Тип покрытия — усовершенствованный облегчённый;

История

Внешние видеофайлы
Внешние видеозаписи
Трасса Байкал. Дороги России // Discovery Channel

Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 23 октября 1970 года № 878—301 «О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог (АД) в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии» были созданы отдельные дорожно-строительные бригады (одсбр) в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР Вооружённых сил Союза ССР, которые были размещены в 1970 году на участках строительства и реконструкции дороги Иркутск — Чита. Финансирование строительства и реконструкции осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно на эти цели один раз в год Советом министров РСФСР. Общая протяжённость дороги от Иркутска до Читы достигала 1172 км (с подъездами), из них 566 км составляли существующие участки с твёрдым покрытием, а 606 км предстояло построить вновь силами трёх отдельных дорожно-строительных бригад. Работы были начаты в 1970 году на трёх участках:

Всего на дороге Иркутск — Чита было построено и введено в эксплуатацию 606 км дороги с асфальтобетонным покрытием по нормативам III технической категории, при этом было освоено 207 000 000 рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 года)[3].

Военными дорожниками было построено:

По мере окончания работ на своих участках одсбр ГВСУ МО СССР перемещались на строительство автодороги «Чита — Хабаровск» (М58)[3].

Работы по строительству и реконструкции автодороги «Иркутск — Чита» в основном были закончены в 1981 году[3].

В 2010 году полностью введена в эксплуатацию объездная автодорога, соединившая магистрали Р255 и Р258 к западу от городов Иркутск и Шелехов, и значительно сократившая время пути.

Особенности автодороги

  • 296 мостов.
  • Платных участков на автодороге нет, тоннелей нет[4].
  • Встречаются участки дорожного покрытия, имеющие необычный красный оттенок.
  • При реконструкции и строительстве автодороги «Иркутск — Чита» (1970—1981 годы) на участке река Блудная — Черемхово ряд больших выемок был разработан с помощью мощных направленных взрывов, с закладкой до 400 тонн взрывчатых веществ (ВВ) на один взрыв[3].
  • Автодорога является, наряду с трассой Р255 (М-53), единственной автомобильной дорогой, которая связывает центр России с Сибирью и Дальним Востоком.

Галерея

Примечания

Литература

Ссылки