Москва-2020

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
81-775/776/777 «Москва-2020» («Дейна»)
Электропоезд «Москва-2020» на станции «Терехово»Электропоезд «Москва-2020» на станции «Терехово»
Производство
Годы постройки с 2020
Страна постройки  Россия
Производитель Трансмашхолдинг
Завод Метровагонмаш
ОЭВРЗ
Составов построено 150+1 головной
(на сентябрь 2023 г.)
Вагонов построено 300+1 Мг, 560 Мп, 300 Пп
(на сентябрь 2023 г.)
Нумерация

81-775: 75xxx
(начиная с 75001)
81-776: 76xxx
(начиная с 76001)

81-777: 77xxx
(начиная с 77001)
Технические данные
Тип токосъёма нижний боковой контактный рельс, нижний токосъём
Род тока и напряжение 750 В постоянного тока
Типы вагонов Мг/Мп/Пп
Число вагонов в составе 2—8
Композиция состава

Мг+Пп+3Мп+Пп+Мг

Мг+Пп+4Мп+Пп+Мг
Количество дверей 2×4
Полная вместимость 1490 (8-ваг. состав при 5 чел/м²)
Сидячих мест вагон Мг: 29 + 2 пс
вагоны Мп, Пп: 34 + 4 пс
Ширина колеи 1520 мм
Материал вагона нержавеющая сталь
Тип ТЭД асинхронный, TME 43-23-4
Мощность ТЭД 4×170 кВт
Max. скорость 90 км/ч
Max. служебная скорость 80 км/ч
Ускорение 1,3 м/c²
Система тяги асинхронный привод КАТП-4
Системы безопасности САУ «СКИФ-М», АЛС-АРС, Автоведение
Эксплуатация
Страны эксплуатации  Россия
Метрополитен Московский метрополитен
Линии Замоскворецкая линия Замоскворецкая (планируется)[1]
Кольцевая линия Кольцевая
Калужско-Рижская линия Калужско-Рижская
Большая кольцевая линияБольшая кольцевая линия Большая кольцевая
Депо

ТЧ-4 «Красная Пресня»
ТЧ-5 «Калужское»
ТЧ-7 «Замоскворецкое»
ТЧ-10 «Свиблово» (2020—2021)
ТЧ-17 «Братеево» (планируется)[1]
ТЧ-21 «Нижегородское» ТЧ-23 «Южное» (планируется)

ТЧ-22 «Аминьевское»
(планируется)
Годы эксплуатации с 6 октября 2020 года

81-775/776/777 «Москва-2020» (экспортная торговая марка «Дейна») — тип электровагонов метрополитена, разработанный и выпускавшийся с 2020 по 2023 год заводом ОАО «Метровагонмаш» и Октябрьским электровагоноремонтным заводом (ОЭВРЗ) с 2020 по 2021 год по заказу Московского метрополитена. Вагоны модели 81-775 — моторные головные, 81-776 — моторные промежуточные, 81-777 — прицепные промежуточныеПерейти к разделу «#Составность».

Технически представляет собой дальнейшее развитие вагонов 81-765/766/767 «Москва», но при этом содержит достаточно конструктивных отличий от предшественника, позволяющих эволюционно считаться новой сериейПерейти к разделу «#Конструкция».

По состоянию на сентябрь 2023 года, для Московского метрополитена выпущено 150 составов из 172 запланированных к выпуску до конца 2023 года (40 семивагонных и 108 из 132 восьмивагонных)Перейти к разделу «#Производство», и один головной вагон 75329. Семивагонные электропоезда эксплуатируются на Кольцевой линии, а восьмивагонные — на Большой кольцевой и Калужско-Рижской (декабрь 2020 года — март 2023 года[2]; с июня 2023 года[3]) линиях Перейти к разделу «#Испытания и эксплуатация». Составы на этой линии также эксплуатировались в период с 2020 года по март 2023 года; эксплуатация возобновилась в июне 2023 года[3]. К 2024 году планируется их эксплуатация на Замоскворецкой линии. 31 августа 2023 года Департаментом транспорта был представлен дизайн модификации поезда «Москва-2024»[4].

Производство

Первые упоминания о разработке нового типа поездов под названием «2020» появились в июле 2018 года[5]. В январе 2020 года на ОАО «Метровагонмаш» завершалась сборка первых вагонов новой серии[6]. Через некоторое время завод перешёл к их серийному производству[7]. Позднее параллельное производство вагонов начал Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ)[8].

По состоянию на 2022 год электропоезда «Москва-2020» выпускаются по заказу только для Московского метрополитена в восьмивагонной составности. Ранее также выпускались поезда в семивагонной составности (для Кольцевой линии). В 2020 году было построено 45 составов — 25 семивагонных и 20 восьмивагонных (пять восьмивагонных были изготовлены на ОЭВРЗ). В 2021 году было выпущено ещё 47 составов — 15 семивагонных и 32 восьмивагонных. В 2022 и 2023 годах планируется построить ещё 80 восьмивагонных составов, из них по состоянию на февраль 2022 года было поставлено не менее 9 восьмивагонных составов. Осенью 2022 года, в связи с прекращением поставок комплектующих на Метровагонмаш, производство новых составов было прервано на несколько месяцев. Всего с 2020 до конца 2023 года по заказу Московского метрополитена планируется изготовить 1336 вагонов, сформированных в 172 состава — 40 семивагонных и 132 восьмивагонных[2]. 4 июня 2023 года был получен 1000-й вагон[9].

Данные о выпущенных вагонах 81-775/776/777 по состоянию на февраль 2024 года[7][8][10]:

Год выпуска Модификация Вагонов
на состав
Количество
составов
Количество вагонов Номера вагонов
81-775 (Мг) 81-776 (Мп) 81-777 (Пп) 81-775 (Мг) 81-776 (Мп) 81-777 (Пп)
2020 81-775/776/777 8 20 40 80 40 75001—75090 76001—76155 77001—77090
7 25 50 75 50
2021 8 32 64 128 64 75091—75184 76156—76328 77091—77184
7 15 30 45 30
2022 8 36 72 144 72 75185—75256 76329—76464 77185—77252
2023 8 37 74 148 74 75257—75336 76473—76632 77257—77336
81-775.2/776.2/777.2 1 2 4 2 75337—75338 76633—76636 77337—77338
2024 2 4 8 4 75339—75342 76637—76644 77339—77342
Всего 81-775/776/777 8 128 256 512 256 75001—75336 76001—76632 77001—77336
7 40 80 120 80
81-775.2/776.2/777.2 8 3 6 12 6 75337—75342 76633—76644 77337—77342

Общие сведения

Вагоны моделей 81-775/776/777 «Москва-2020» предназначены для пассажирских перевозок на линиях метрополитенов с шириной колеи 1520 мм, электрифицированных боковым контактным рельсом напряжением 750 В постоянного тока. Поезда могут эксплуатироваться как на подземных, так и на наземных участках линий. Они являются дальнейшим развитием линейки 81-765/766/767 «Москва», унаследовали от них сквозные межвагонные переходы на протяжении всего поезда и эксплуатируются как состав постоянного формирования.

Стоимость одного нового вагона поезда «Москва-2020» составляет около 100 миллионов рублей[11], что в полтора раза дороже стоимости одного вагона предшественника, которая составляла 65 миллионов рублей[12].

Составность

Электропоезд 81-775/776/777 в семивагонном исполнении на Кольцевой линии

Электропоезда в общем случае формируются из вагонов трёх типов: двух головных моторных вагонов (Мг) с кабинами управления модели 81-775 по концам состава, до четырёх промежуточных моторных (Мп) модели 81-776 и до двух промежуточных прицепных (Пп) (безмоторных) модели 81-777. Минимальное число вагонов в составе поезда — два (только головные вагоны), максимальное — восемь (два головных и шесть промежуточных). Составы для Московского метрополитена в восьмивагонном исполнении формируются по схеме Мг+Пп+Мп+Мп+Мп+Мп+Пп+Мг, то есть прицепные вагоны идут вторыми по счёту с обоих концов состава. На Кольцевой линии эксплуатируются составы в семивагонном исполнении по схеме Мг+Пп+Мп+Мп+Мп+Пп+Мг, то есть с одним отсутствующим моторным промежуточным вагоном.

Нумерация и маркировка

Нумерация и маркировка вагонов 81-775/776/777 в целом аналогична применяемой для всех вагонов метро российского производства и осуществляется повагонно без присвоения номеров составам. Номера наносятся на обеих боковых стенах каждого вагона на уровне окон вблизи одного из межвагонных переходов; со стороны другого межвагонного перехода номер не наносится. Обозначение серии модели на вагонах отсутствует, и его можно увидеть только на табличках завода-изготовителя в салонах вагонов.

Вагоны 81-775/776/777, поставляемые в Москву, получают пятизначную нумерацию, однако при этом первые две цифры номера совпадают с двумя последними идентифицирующими цифрами модели вагона: 75xxx — для головных моторных вагонов (начиная с 75001), 76xxx — для промежуточных моторных (начиная с 76001), 77xxx — для промежуточных немоторных (начиная с 77001).

Конструкция

Конструктивно вагоны 81-775/776/777 «Москва-2020» являются дальнейшим развитием вагонов 81-765/766/767 «Москва», но при этом по сравнению с предыдущими их модификациями имеют достаточно отличий от предшественника, позволяющих считаться новой серией. К изменениям относятся новый дизайн маски, сдвижные двери, более широкие дверные проёмы шириной 1,6 м вместо 1,4 м, просторный межвагонный переход шириной 1,6 м вместо 1 м, центральный проход меньшей ширины, боковые маршрутные табло снаружи поезда, компоновка салона с пятиместными сиденьями вместо шестиместных, обновлённая электроника и пульт управления[6]. Начиная с третьего поезда появились некоторые изменения по сравнению с первыми двумя составами: на лобовой маске пропал экран, отображающий номер маршрута, а боковые табло переместились с нижней ниши внутри кузова на место оконной форточки.

Тележки

Каждый вагон имеет две двухосные тележки с двухступенчатым пружинно-пневматическим адаптивным подвешиванием и тяговой передачей второго класса. В кузовной ступени подвешивания применяется центральное подвешивание на пневморессорах. На вагонах 81-775 и 81-776 устанавливаются моторные тележки, на вагонах 81-777 — безмоторные тележки с электропневматическим торможением. Моторные тележки имеют два индивидуальных для каждой оси тяговых привода. Колёсные пары тележек состоят из оси, двух колёс, двух букс и редукторного узла на моторных тележках. С состава 75225-75226 изменена форма рамы тележки и устанавливаются дисковые тормоза.

Интерьер

Пассажирский салон

Планировка

Пассажирский салон вагонов «Москва-2020», в отличие от вагонов «Москва», оборудован автоматическими двустворчатыми сдвижными дверями вместо прислонно-сдвижных. Помимо увеличения ширины самих створок, по сравнению с вагонами «Москва» стёкла в них имеют заниженный нижний край и располагаются почти во всю высоту. Двери оборудованы системой противозажатия[13]. Смена типа дверей потребовала уменьшения ширины кузова, чтобы сохранить внешние габаритные размеры вагона. Поэтому центральный проход в вагонах уже на 10-20 см, чем в вагонах прошлых поколений.

По бокам от дверей вдоль центрального прохода установлены пассажирские диваны, ориентированные лицом к проходу. У головных вагонов в передней части салон отделён от кабины стеной с дверью, расположенной справа от середины стены. Из-за увеличения ширины дверных проёмов установлены пятиместные сиденья вместо шестиместных, которые впервые после опытно-промышленных вагонов типа 81-720/721 «Яуза» отделены от дверных проёмов прозрачным стеклом. Диваны расположены между дверными проёмами с каждой стороны вагона и состоят из пяти раздельных сидячих мест каждый. Исключение составляет первый диван с правой стороны в головном вагоне: он состоит из двух мест ближе к середине вагона, а оставшееся пространство занимает накопительная площадка. Она увеличивает вместимость вагона, а также позволяет разместить крупногабаритный багаж, инвалидные и детские коляски. Для удобства пассажиров-инвалидов площадка оборудована вертикальной спинкой и ремнями для фиксации инвалидных кресел. В торцевых зонах в каждом углу со стороны правого борта относительно торцевой стены, если считать её задней, вместо двух полусидячих мест в виде наклонных выступов, установлены два полноценных сидячих места, а в углу со стороны левого борта — единый двухместный полусидячий наклонный выступ без разделения[13][14].

Всего головной вагон имеет 29 сидячих и 2 полусидячих места, а промежуточный — 34 сидячих и 4 полусидячих[14], что на 30 % меньше по сравнению с наиболее массовой серией вагонов 81-714/717 (262 и 372 сидячих места соответственно на восьмивагонный состав).

Отделка
Салон передней части головного вагона. Справа видна накопительная площадка и спинка для инвалидов, на стене — сенсорный дисплей, две USB-розетки и устройство связи с машинистом

Цветовые решения салона были также изменены. На смену голубым оттенкам пришёл мягкий цвет «розовое золото», выбранный экспертами из числа пассажиров и дизайнеров. Данный цвет в ярком виде с оттенком оранжевого используется для окраски тёплых эргономичных поручней, которые покрыты тёплым материалом полностью (как и в серийных вагонах типа «Яуза»), а в более тусклом сероватом — для обивки сидений, украшенной узором из сдвоенных и логотипов московского метро, большинство из которых имеет чёрный цвет, а небольшое количество — жёлтый. Дверные створки и передняя стена, отделяющая кабину от пассажирского салона, имеют чёрный цвет; боковые стены, потолок и основания диванов — молочно-белый с розовато-золотым оттенком, а пол — серый, при этом по краям сидений на полу начерчен контур из жёлтой линии. Внизу стены обшиты серыми металлическими листами[13].

Вентиляция

Потолки вагонов имеют два ряда вентиляционных решёток, проходящих вдоль салона вблизи края основной горизонтальной части потолка. Как и все закупаемые в последние годы вагоны Московского метрополитена, поезда «Москва-2020» оборудованы принудительной системой вентиляции и системой автоматического обеззараживания воздуха. В каждом вагоне имеются две такие установки, встроенные в систему поддержания климата. Это компактные высокотехнологичные устройства, использующие амальгамные бактерицидные ультрафиолетовые лампы, аналогичные тем, которые установлены в специализированных медицинских учреждениях[13]. При этом, верхняя часть большинства окон также открывается по принципу форточки для дополнительной подачи свежего воздуха.

Освещение
Подсветка салона

Вагоны Москва-2020 получили новую систему потолочного освещения. Вместо непрерывной световой линии, проходившей по центру потолка у вагонов «Москва», светильники стали раздельными. Над входными зонами между дверями по центру потолка стали располагаться широкие светильники прямоугольной формы, при этом у двух крайних дверных проёмов они встроены в небольшой корпус с незначительным занижением от уровня потолка, а у двух средних — в сильно заниженный корпус с наклонными панелями для LCD-мониторов. В зонах размещения сидений вместо центральных световых линий появились белые светильники в форме трапеции по краям потолка с широким основанием со стороны борта вагона перед вентиляционными решётками, при этом в основных зонах размещения сидений между зонами входа имеется четыре таких светильника (по два с каждой стороны), а в торцевых зонах — два (по одному с каждой стороны). Также узкие белые горизонтальные светильники расположены над входом в межвагонные переходы[13][14].

По краям угловых панелей по бокам от дверных проёмов установлены яркие вертикальные светодиодные полосы, которые сигнализируют пассажирам об открытии и закрытии дверей, загораясь зелёным цветом при открытии, мигая красным при закрытии или горя белым цветом в обычном режиме. Новым техническим решением по улучшению навигации стала светодиодная подсветка салона под сиденьями и над окнами в цвет линии, по которой следует поезд[13][14].

Системы информирования, видеонаблюдения и связи
Потолочный LCD-дисплей, лампы и наддверные маршрутные табло

Для информирования пассажиров впервые в Московском метрополитене использованы консольные LCD-дисплеи под потолком диагональю 20 дюймов, расположенные напротив центрального прохода и встроенные в наклонённые вниз панели спереди и сзади корпуса светильника двух средних входных зон. Текст хорошо читается из любой точки салона за счет высокой чёткости изображения и широкого угла обзора. Для отображения линейной схемы маршрута и текущего местоположения поезда на нём над дверями установлены широкие цветные маршрутные табло диагональю 56 дюймов — на 17 процентов больше по сравнению с теми, что были в поезде «Москва». На боковых стенах вагона над полусиденьями в торцевых зонах всех вагонов и слева от окна в зоне накопительной площадки в головном вагоне, как и у предшественников, установлены интерактивные сенсорные дисплеи, с помощью которых пассажиры могут изучить схему метрополитена, найти нужную станцию, проложить маршрут, рассчитать время проезда и получить иную полезную информацию, однако при этом сенсорные экраны над полусиденьями были увеличены в 1,4 раза (вместо диагонали 19 дюймов теперь 27 дюймов) и получили вертикальную ориентацию, и лишь экраны в зоне накопительной площадки головного вагона сохранили привычный размер. Помимо русского, карты теперь поддерживают восемь языков: английский, французский, немецкий, испанский, китайский, казахский, таджикский и узбекский. Также небольшие цветные дисплеи для отображения видеорекламы, телетрансляций или иной информации встроены в боковые стены над всеми пятиместными диванами справа от окна между ним и дверным проёмом[13].

Заметным изменением для пассажиров стало увеличение количества USB-портов для зарядки мобильных устройств. Впервые USB-розетки появились в пространстве между пассажирскими сиденьями по две в промежутках между всеми сиденьями, кроме промежутка между вторым и третьим сиденьем каждого пятиместного дивана относительно его левого края, поскольку в этом промежутке к диванам крепятся поручни. Кроме того, по четыре USB-розетки с обрамляющим их подсвечиваемым контуром в виде квадрата со скруглёнными углами установлены в торцевых зонах над полусиденьями по бокам от сенсорных экранов (две слева и две справа), и ещё две — в головных вагонах в зоне накопительной площадки слева от окна по правому борту под сенсорным дисплеем. Каждый головной вагон имеет 40 USB-розеток (30 между сиденьями пяти пятиместных диванов, четыре между сиденьями двухместных, две у накопительной площадки и четыре над полусиденьем), а промежуточный — 48 (36 между сиденьями шести пятиместных диванов, четыре между сиденьями двухместных и по четыре над двумя полусиденьями). Всего в восьмивагонном составе количество USB-разъемов увеличилось в пять раз — 368 единиц вместо 72 у составов «Москва»[13].

Поезд «Москва-2020» оснащён обновлённой системой видеонаблюдения. В каждом вагоне установлены по восемь салонных камер, а также оборудование для связи с единым диспетчерским центром (ЕДЦ), куда сразу передаётся видео- и аудиоинформация, что ускоряет время реагирования сотрудников метрополитена в любой нестандартной ситуации. На потолке по углам сидячих зон между первым и вторым и между третьим и четвёртым дверными проёмами установлены полусферические видеокамеры высокого разрешения и датчики пожарной сигнализации, чередующиеся попарно слева и справа. Также четыре камеры меньшего размера установлены справа от дверных проёмов на угловых панелях первой и третьей двери справа налево относительно каждого борта (то есть первой и третьей по левому и второй и четвёртой по правому борту вагона), а под ними расположены переговорные устройства связи «пассажир-машинист». Дополнительное переговорные устройства также установлены в зоне накопительных площадок головных вагонов слева от окна по правому борту под сенсорным дисплеем и USB-розетками[13][14].

Кабина машиниста

Пульт управления

Впервые вход в кабину машиниста осуществляется по индивидуальной карте доступа, которая также используется для запуска комплексной системы управления и обеспечения безопасности движения. Пульт машиниста в поезде нового поколения имеет улучшенные эргономические характеристики, а кнопок стало почти вдвое меньше — появились широкоформатные сенсорные мониторы. В кабине установлено удобное кресло с возможностью регулировки сиденья и подлокотников по высоте, можно изменять положение спинки. Кроме того, предусмотрены система регулировки поясничной опоры и три режима жесткости системы амортизации. Сиденье — с подогревом, как и лобовое стекло и подножка[13].

Кабина оснащена средствами контроля бдительности машиниста — педалью и кнопкой бдительности. Имеются системы интеллектуальной поддержки с визуальным и звуковым информированием о неисправностях и работе всех систем подвижного состава. Кроме того, кабина адаптирована к системе «Антисон», которая контролирует состояние машиниста во время движения поезда. Также в кабине машиниста установлены четыре камеры видеонаблюдения: одна контролирует обстановку в кабине, вторая направлена на путь, третья следит за работой машиниста, четвертая — за зоной сцепки[13].

Испытания и эксплуатация

Обкатка третьего состава на заводе
Выезд состава 81-775/776/777 «Москва-2020» из депо «Красная Пресня» в первый рейс по Кольцевой линии

В ночь с 16 на 17 апреля 2020 года первый восьмивагонный состав серии прибыл в Московский метрополитен в электродепо «Сокол»[15]. Вечером 17 апреля он был отправлен в электродепо «Свиблово» для проведения испытаний на Калужско-Рижской линии[16]. До конца месяца поступил второй восьмивагонный состав.

В начале июля 2020 года один из поездов проходил обкатку на Некрасовской линии. В середине месяца 3-й состав серии проходил заводскую обкатку на территории ОАО «Метровагонмаш», головные вагоны поезда были временно оснащены верхними токоприёмниками пантографного типа для возможности питания от железнодорожной верхней контактной сети в условиях отсутствия контактного рельса[17]. В конце месяца состав поступил в электродепо «Красная Пресня» для прохождения обкатки на Кольцевой линии[18][19].

5 сентября 2020 года в электродепо «Митино» поезд был впервые официально представлен мэру города и журналистам[13]. В этом же месяце началась обкатка составов на Солнцевской и Большой кольцевой линиях. 6 октября 2020 года семивагонный состав модели «Москва-2020» совершил первую поездку с пассажирами на Кольцевой линии[20]. 1 декабря 2020 года была начата пассажирская эксплуатация восьмивагонных поездов на Калужско-Рижской линии, которые завершили эксплуатацию в марте 2023 года и были переданы в депо «Замоскворецкое» и «Нижегородское» Большой кольцевой линии в связи с её полным замыканием. С конца октября 2021 года по март 2023 произошла передача составов «Москва-2020» с Калужско-Рижской на Большую кольцевую линию[2]. В июне 2023 года 5 составов «Москва 2020» (по состоянию на 21 июля) были переданы в электродепо «Калужское» и снова начали работу на Калужско-Рижской линии[3].

Награды и премии

20 ноября 2020 года поезд «Москва-2020» стал лауреатом Национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения». Проект поезда был зарегистрирован в качестве соискателя премии в номинации «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники»[21][22]. Эта премия учреждена Общественным Советом министерства транспорта Российской Федерации и проводится с 2014 года. Из 43 претендентов в этот раз лауреатами стали 11[22].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Депо «Южное» и «Братеево» составят самый крупный в России вагоноремонтный комплекс, Московский метрополитен (14.02.2023). Архивировано 19 февраля 2023 года. Дата обращения 3 марта 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 В метро начали обкатывать три новых сине-белых поезда «Москва-2020». ГУП «Московский метрополитен» (29 января 2021). Дата обращения: 26 июня 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 Москва, ТЧ-5 «Калужское» — Список подвижного состава. transphoto.org. Дата обращения: 26 июня 2023.
  4. Показали дизайн нового поезда метро — «Москва 2024» - Москвич Mag (рус.) ? (31 августа 2023). Дата обращения: 3 сентября 2023.
  5. В Москве разрабатывают новый тип поезда метро «2020». iz.ru. Дата обращения: 15 сентября 2020. Архивировано 7 декабря 2020 года.
  6. 6,0 6,1 В сети появились фото новых вагонов столичного метро. Одинцово инфо. Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 26 июля 2020 года.
  7. 7,0 7,1 81-775/776/777 производства Метровагонмаш — TransPhoto.
  8. 8,0 8,1 81-775/776/777 производства ОЭВРЗ — TransPhoto.
  9. Сергей Собянин: Столичный метрополитен получил тысячный вагон поезда «Москва-2020», mos.ru (4.06.2023).
  10. 81-775.2/776.2/777.2 — TransPhoto.
  11. 1 вагон «Москва-2020» “закупают” за полтора млн долларов. В Китае он стоит 10 тыс. MayDay. Дата обращения: 13 февраля 2022. Архивировано 13 февраля 2022 года.
  12. М.Ликсутов: Стоимость одного вагона нового поезда метро «Москва» составляет 65 млн руб.. Агентство городских новостей Москва (9 сентября 2016). Дата обращения: 17 октября 2017. Архивировано 18 октября 2017 года.
  13. 13,00 13,01 13,02 13,03 13,04 13,05 13,06 13,07 13,08 13,09 13,10 13,11 LCD-дисплеи и USB-зарядки: в Москве представили новые поезда метро. Mos.ru (5 сентября 2020). Дата обращения: 12 сентября 2020. Архивировано 9 сентября 2020 года.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 Состав Москва-2020 (видеообзор салона) (часть 1) + (часть 2) + (часть 3) на YouTube
  15. Фотографии первого состава в депо (недоступная ссылка). Яуза-форум. Дата обращения: 17 апреля 2020. Архивировано 27 июля 2020 года.
  16. Обкатка поезда Москва 2020 на Калужско-Рижской линии на YouTube
  17. Фотографии третьего состава на испытаниях (недоступная ссылка). Яуза-форум. Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 21 июля 2020 года.
  18. Фотография третьего состава в депо «Красная Пресня» (недоступная ссылка). Яуза-форум. Дата обращения: 30 июля 2020. Архивировано 27 июля 2020 года.
  19. Обкатка Москвы 2020 на Кольцевой линии на YouTube
  20. Сергей Собянин: На Кольцевую линию метро вышел первый поезд нового поколения «Москва-2020». Mos.ru (6 октября 2020). Дата обращения: 6 октября 2020. Архивировано 9 октября 2020 года.
  21. The Latest TMH Metro Train Awarded „Formula Of Movement“ Prize (англ.). Официальный сайт. Railvolution (20 ноября 2020). Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 22 мая 2021 года.
  22. 22,0 22,1 Поезд метро Метровагонмаша стал лауреатом Национальной премии «Формула движения». Сетевое издание «Родники» (24 ноября 2020). Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 22 мая 2021 года.

Ссылки