Миккола, Ханну
Ханну Миккола | |
---|---|
Дата рождения | 24 мая 1942 |
Место рождения | Йоэнсуу, Финляндия |
Дата смерти | 26 февраля 2021 (78 лет) |
Гражданство | Финляндия |
Чемпионат мира по ралли | |
Годы в ралли | 1973-1993 |
Команды | Audi, Ford, Mazda, Toyota, Mercedes-Benz |
Этапы | 123 |
Чемпионские титулы | 1 (1983) |
Побед | 18 |
Подиумов | 44 |
Выигранных допов | 654 |
Очков | 655 |
Первое ралли | 1973 Ралли Монте-Карло |
Первая победа | 1974 Ралли «Тысяча Озёр» |
Ханну Миккола Олави (24 мая 1942 года в городе Йоэнсуу, Финляндия – 26 февраля 2021) — финский автогонщик, чемпион мира по ралли 1983 года, трехкратный вице-чемпион (1979, 1980, 1984) и трёхкратный бронзовый призёр (1978, 1981, 1982). Миккола первым из раллистов семь лет подряд становился призёром чемпионата мира. Чемпион Финляндии по ралли 1968 и 1974 года.
Ханну Миккола является самым возрастным чемпионом мира по ралли: на момент завоевания титула в 1983 году ему исполнился 41 год и 183 дня. Также финн является "рекордсменом" по количеству сходов на этапах чемпионата мира (61), практически он сходил в каждом втором ралли из тех, в которых принимал участие.
Карьера
Карьеру гонщика в международных соревнованиях Ханну Миккола начал относительно поздно, в возрасте 31 года. В 1970-е годы Миккола был победителем многих международных гонок, как правило за рулем Ford Escort Mk2. В 1977 году к Ханну Миккола присоединился шведский штурман Арне Герц, за их совместную карьеру (до 1990 года) они достигли многих побед.
В 1979-м у Ханну было первое серьёзное достижение, выступая за Ford, после борьбы в течение всего сезона он проиграл лишь одно очко чемпиону Бьорну Вальдегорду и занял второе место по итогам турнира. При этом он установил рекорд мировых первенств, став первым, кто смог выиграть четыре этапа за один сезон[1]. В следующем году он также занял второе итоговое место.
А в начале 1981-го Ханну перешёл в заводскую команду Audi Sport. В его руки попала революционная полноприводная Audi Quattro. С самого начала выступлений в новой команде Миккола начал побеждать в ралли. После побед в Швеции и Великобритании он занял третье место в чемпионате. В 1982 году после побед в Финляндии и Великобритании Миккола снова был третьим в турнире. И наконец, в сезоне 1983 четыре победы и три вторых места позволили ему добыть заветный титул чемпиона мира по ралли. 1984 год был закончен на втором месте. Далее Ханну остался в Audi до 1987-го, но в эти годы он выступал по усечённой программе (1-4 старта в сезон) и высоких итоговых мест уже не занимал. В 1987 году он в последний раз выиграл этап мирового первенства, выиграв Ралли Сафари на Audi 200 Quattro, попутно он стал самым возрастным победителем этапов WRC в истории на тот момент (в возрасте 44 года 331 день, этот рекорд был побит в 1990-м Бьорном Вальдегордом)[2].
После семи сезонов с Audi он перешёл в японскую Mazda, за которую выступал до 1991 года. Следующий год Ханну пропустил, а в 1993-м он провёл только две гонки на частных машинах. После чего завершил WRC-карьеру.
После этого он несколько раз выходил на старт раллийных гонок невысокого ранга вплоть до 2013 года, а затем несколько раз выезжал на трассу за рулём нулевой машины, либо в исторических ралли, до 2017 года включительно.
Скончался 26 февраля 2021 года[3].
Семья
Жена Арья, дети Юха и Веса[4].
Победы на этапах чемпионата мира
Миккола побеждал на 9 разных ралли.
Победы в крупных международных ралли
# Этап Сезон Штурман Автомобиль 1 Ралли "Тысяча Озёр" 1968 Ансси Ярви Ford Escort TS 2 Ралли "Тысяча Озёр" 1969 Ансси Ярви Ford Escort TS 3 Ралли "Тысяча Озёр" 1970 Ансси Ярви Ford Escort TS 4 Ралли Сафари 1972 Гуннар Палм Ford Escort RS1600 5 Шотландское Ралли 1972 Арне Герц Ford Escort RS1600 6 Шотландское Ралли 1978 Арне Герц Ford Escort RS1800 7 Шотландское Ралли 1980 Арне Герц Ford Escort RS1800 8 Шотландское Ралли 1982 Арне Герц Audi Quattro 9 Ралли США 1983 Фабрицио Понс Audi Quattro 10 Шотландское Ралли 1984 Фил Шот Audi Quattro 11 Ралли США 1985 Арне Герц Audi Quattro
Результаты
Чемпионат мира
Год | Команда | Автомобиль | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1973 | Hannu Mikkola | Разные | МОН 4 |
КЕН Сход |
МАР Сход |
ФИН Сход |
ВЕЛ Сход |
- | - | |||||||||
1974 | Ford Motor Co Ltd | Ford Escort RS 1600 MKI | КЕН Сход |
ФИН 1 |
ВЕЛ Сход |
- | - | |||||||||||
1975 | Разные | Разные | МОН 2 |
ШВЕ Сход |
КЕН Сход |
МАР 1 |
ПОР 2 |
ФИН 1 |
ВЕЛ Сход |
- | - | |||||||
1976 | Разные | Разные | МОН Сход |
ПОР Сход |
КЕН Сход |
ГРЕ Сход |
МАР Сход |
ФИН 3 |
ФРА 10 |
ВЕЛ Сход |
- | - | ||||||
1977 | Hannu Mikkola | Разные | ШВЕ Сход |
ПОР Сход |
КЕН Сход |
ГРЕ Сход |
ФИН Сход |
ВЕЛ 2 |
- | - | ||||||||
1978 | Разные | Ford Escort RS 1800 MKII | ШВЕ 2 |
ПОР 2 |
ФИН Сход |
ВЕЛ 1 |
3 | 30 | ||||||||||
1979 | Разные | Разные | МОН 5 |
ШВЕ 5 |
ПОР 1 |
КЕН 2 |
ГРЕ Сход |
НЗЛ 1 |
ФИН Сход |
ВЕЛ 1 |
КОТ 1 |
2 | 111 | |||||
1980 | Разные | Разные | МОН Сход |
ШВЕ 4 |
ПОР Сход |
КЕН Сход |
ГРЕ Сход |
АРГ 2 |
ФИН Сход |
НЗЛ 3 |
ИТА 3 |
FRA | ВЕЛ 2 |
КОТ Сход |
2 | 64 | ||
1981 | Audi Sport | Audi Quattro | МОН Сход |
ШВЕ 1 |
ПОР Сход |
ФРА Сход |
ГРЕ Сход |
ФИН 3 |
ИТА 4 |
ВЕЛ 1 |
3 | 62 | ||||||
1982 | Audi Sport | Audi Quattro | МОН 2 |
ШВЕ 16 |
ПОР Сход |
ФРА Сход |
ГРЕ Сход |
НЗЛ Сход |
БРА Сход |
ФИН 1 |
ИТА 2 |
КОТ Сход |
ВЕЛ 1 |
3 | 70 | |||
1983 | Audi Sport | Audi Quattro A1-A2 | МОН 4 |
ШВЕ 1 |
ПОР 1 |
КЕН 2 |
ФРА Сход |
ГРЕ Сход |
НЗЛ Сход |
АРГ 1 |
ФИН 1 |
ИТА Сход |
КОТ 2 |
ВЕЛ 2 |
1 | 125 | ||
1984 | Audi Sport | Audi Quattro A2 | МОН 3 |
ПОР 1 |
КЕН 3 |
ГРЕ 2 |
НЗЛ 3 |
АРГ 2 |
ФИН Сход |
КОТ 2 |
ВЕЛ 2 |
2 | 104 | |||||
1985 | Audi Sport | Audi Quattro Sport/E2 | ШВЕ 4 |
КЕН Сход |
ФИН Сход |
ВЕЛ Сход |
22 | 10 | ||||||||||
1986 | Audi Sport | Audi Quattro Sport E2 | МОН 3 |
18 | 12 | |||||||||||||
1987 | Audi Sport | Audi 200 Quattro | КЕН 1 |
ГРЕ 3 |
ФИН Сход |
8 | 32 | |||||||||||
1988 | Разные | Разные | МОН Сход |
ШВЕ Сход |
ПОР 4 |
КЕН Сход |
ГРЕ Сход |
ФИН Сход |
ВЕЛ Сход |
30 | 10 | |||||||
1989 | Mazda Rally Team Europe | Mazda 323 4WD | МОН 4 |
ФИН Сход |
ВЕЛ 9 |
27 | 12 | |||||||||||
1990 | Mazda Rally Team Europe | Mazda 323 4WD и 323 GTX | МОН Сход |
ПОР 6 |
ФИН Сход |
ВЕЛ Сход |
34 | 6 | ||||||||||
1991 | Mazda Rally Team Europe | Mazda 323 GTX | МОН Сход |
ШВЕ 7 |
ПОР Сход |
ГРЕ 8 |
ФИН Сход |
ВЕЛ 7 |
25 | 11 | ||||||||
1993 | Разные | Разные | ШВЕ Сход |
ФИН 7 |
38 | 4 |
Статистика
Примечания
- ↑ WRC. Driver most wins in season (англ.). juwra.com. Дата обращения: 10 марта 2020. Архивировано 4 февраля 2020 года.
- ↑ 30 oldest WRC winners (англ.). juwra.com. Дата обращения: 5 февраля 2020. Архивировано 4 февраля 2020 года.
- ↑ Rallying great Hannu Mikkola dies aged 78 . Дата обращения: 27 февраля 2021. Архивировано 27 февраля 2021 года.
- ↑ Ben Miles. Rally legend Hannu Mikkola dies aged 78 (англ.). goodwood.com (27 февраля 2021). Дата обращения: 10 марта 2021. Архивировано 27 февраля 2021 года.