Перейти к содержанию

Меа брахот

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Заглавная страница книги ‏מאה ברכות‏‎ («Cотня благословений»), Амстердам, 1787, иллюстрация из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона. На иллюстрации в центре — би́ркат мáзон[1] (трапеза зимуна), справа — би́ркат левáна (ритуал луны) и би́ркат бесами́м (обоняние аромата ритуала хавдалы), слева — би́ркат шóфар (трубление в бараний рог на Новый год), би́ркат ми́ла (ритуал обрезания), внизу — «И сеял Исаак в земле той и получил во сто крат, так благословил его Господь» — парафраз стиха из Быт. 26:12

Меá брахóт (ивр.מאה ברכות‏‎ — «сотня благословений») в талмудическом иудаизме — совокупность разнообразных благословений, которые всякий иудей обязан произнести Богу в течение дня. Строго установленный порядок благословений отсутствует[2], всякое благословение произносят в должное время, например, до препоясывания или после крика петуха. Не сделав что-либо не говорят благословение попусту. Зачитывать из сидура все 100 благословений подряд в синагоге — ошибка[3]. Поскольку в шаббат благословений молитвы меньше, иудей обязан восполнить число 100 благословениями до и после съедания фруктов[4].

По легенде, евреи не видели благ Всемогущего в повседневной жизни и не прославляли Его. По этой причине случилась чума и ежедневно умирали по 100 евреев. Предположив о причине несчастья царь Давид повелел евреям ежедневно произносить 100 благословений Всемогущему[5], после чего чума, якобы, прекратилась.

Иудей — обязан благословлять [Всевышнего] сотнею благословениями ежедневно и еженощно
חייב אדם לברך מאה ברכות בכל יום בין היום והלילה‏‎
Мишне Тора, Ахава, Тфила 7.14

Поучал рáби Меир: «Иудей — обязан благословлять [Всевышнего] сотнею благословениями ежедневно, как говорится „итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой[6]?“»
תניא היה רבי מאיר אומר חייב אדם לברך מאה ברכות בכל יום שנאמר ועתה ישראל מה ה' אלהיך שואל מעמך‏‎
Вавилонский Талмуд, Менахот 43 б

Набор

Набор 100 благословений в будни выглядит следующим образом:

Литература

Примечания

  1. «биркат мазон» — так же названо в каирской генизе, в отличие от вавилонского нусаха, в котором названо «биркат ха-мазон»
  2. Мишне Тора, Ахава, Брахот 7.7
  3. Мишне Тора, Ахава, Брахот 7.9
  4. Мишне Тора, Ахава, Брахот 7.15
  5. Moishe Dovid Lebovits, Reciting One Hundred Berochos Daily, Halachically Speaking, Volume 11, Issue 9, стр. 4
  6. Втор. 10:12
  7. Мишне Тора, Ахава, Брахот 7.2
  8. Археология талмудической эпохи // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913. «Головной убор состоял из чалмы, „кумта“, כומתא, сделанной из платка סודר (sudarium)»
  9. Мишне Тора, Ахава, Биркат коханим 7.14 «Когда ест дважды на день — утром и вечером, тогда произносит 14 благословений (7 — при каждой трапезе): 1 — при омовении рук, при еде, 1 — до и 3 — после, при вине, 1 — до и 1 — после, всего — 7 благословений»

Ссылки