Кирпан

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Малый гребень (кангха), браслет (кара) и церемониальный кинжал (кирпан)
Табличка в банке в Бангалоре, предупреждающая о запрете любого оружия кроме кирпанов

Кирпа́н — национальная форма ножа сикхов, церемониальное оружие и религиозный символ сикхизма[1].

Клинок кирпана имеет характерный профиль с изогнутым концом. Может иметь различные размеры: от нескольких сантиметров до полуметра. В некоторых странах, где действуют строгие запреты на ношение холодного оружия, кирпан разрешено носить с собой[1].

Значение

Заповеди сикхов предписывают носить кирпан всем мужчинам[2]. Кирпан играет значимую роль в обрядах, например, когда в семье сикха рождается ребенок, ему в рот кладётся капля меда с кончика кирпана[3].

Два перекрещённых однолезвийных кирпана изображены на сикхском символе — кханда[2].

История

Обычай носить с собой кирпан как символ религиозного братства воинов был установлен Говинд Сингхом. После завоевания Пенджаба англичане запретили индийцам носить с собой оружие, поэтому сикхи начали изготавливать миниатюрные копии кирпанов[4].

В 1914 году под давлением сикхских организаций британские власти разрешили сикхам в Пенджабе носить с собой настоящий кирпан, а в 1917 году этот закон был распространён и на остальную территорию Индии. Тем не менее, устанавливалось ограничение, согласно которому длина кирпана не должна быть больше 22,5 см[4].

После появления в странах Запада заметных общин сикхов в них возникали споры о допустимости ношения кирпана в общественных местах. Например, в Квебеке состоялся конфликт между семьёй Гурбаджа Сингха Мултани и школой, которую он посещал. Верховный суд Канады посчитал, что ношение кирпана является реализацией права на свободу вероисповедания, но нож должен всегда быть ножнах, а они в сумке, из которой нельзя что-либо достать[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кирпан. Словарь по ножам.
  2. 2,0 2,1 Бочковская Анна Викторовна. Сикхизм. Большая российская энциклопедия.
  3. Зайцев Д. М. ОБРЯДЫ И ПАЛОМНИЧЕСТВО В СИКХИЗМЕ: ИСТОКИ, ТРАДИЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. — 2020. — № 7.
  4. 4,0 4,1 Семёнова Н. И. История сикхского движения в Индии. — М.: Издательство восточной литературы, 1963. — С. 61.
  5. Акимов Юрий Германович. К вопросу о гармонизации ценностей иммигрантов и принимающего общества: квебекский интеркультурализм и дискуссии о разумных компромиссах (середина - вторая половина 2000-х гг. ) // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2019. — Вып. 4 (47).