Символ

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Голубь является символом мира.
Пронзённое сердце символизирует романтическую любовь.

Си́мвол в семиотике, литературе и искусстве (др.-греч. σύμβολον — «совместное бросание», условный знак, сигнал) — неиконический (условный) знак, изображение, не имеющее видимого сходства с обозначаемым предметом.

Условный знак каких-либо понятий, идей, явлений[1]. В семиотике — коннотат (обозначающее), не имеющее денотата (обозначаемого предмета). Либо знак, обладающий смыслом, но лишённый значения. Примеры: фантастические образы, мифологические существа, у которых нет соответствий в реальном мире. Классический пример символизма дал Платон в своём «символе пещеры» (Государство. VII. 514—515).

Дионисий Ареопагит (конец I века нашей эры) пояснял, что символы есть предметы, которые передают «истину Божественной сущности», не отображая её непосредственно, но представляют собой «несходные подобия» («О небесной иерархии»; III, гл. II, 4). Понятие символа тесно связано с такими категориями, как художественный образ, аллегория, художественный троп, но отличается от них всеобъемлющим значением[2];

И. Кант утверждал, что искусство, будучи интуитивным способом создания представлений, в целом носит символический характер[3]. А. Ф. Лосев определял символ как «субстанциальное тождество идеи и вещи»[4].

«Всякий символ заключает в себе образ, но не сводится к нему, поскольку подразумевает присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Образ и смысл образуют два элемента символа, немыслимые друг без друга. Посему символы существуют как символы (а не как вещи) только внутри интерпретаций»[5].

В XX веке неокантианец Э. Кассирер обобщил понятие символа и отнёс к «символическим формам» широкий класс культурных явлений, таких как язык, миф, религия, искусство и наука, посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. В художественном творчестве (литературном тексте или изобразительном искусстве) символ «опредмечивается» посредством художественных тропов (метафор, сравнений, метонимий). Подобное явление в Средневековье именовали «символической связью» (лат. symbolic nexus). Именно так Исидор Севильский обосновывал символичность христианской иконографии в своём труде «Этимологии» (VII в.; Книга VII).

«В религиозной, эстетической и художественной практике символические образы используют для того, чтобы прояснять связь видимого и невидимого, конкретного и абстрактного, материального и трансцендентного. Представления, возникающие в результате слияния трансцендентного смысла и его значения и есть символ в эстетическом и художественном смыслах»[6]. В ином определении символ — это "знак, посредством которого узнаётся явление в его глубокой иррациональной сущности[7].

История

В древнегреческих мистериях символом называли тайное слово, пароль, какую-либо вещь, например половинку разломанной монеты, по которым посвящённые в эти таинства узнавали друг друга. Позднее символами стали называть предметы, представляющие собой залог какого-либо договора или долгового обязательства либо имеющие тайное значение для определённой группы лиц, корпораций, ремесленных цехов и гильдий, тайных обществ. Символы могут быть абстрактными (конвенциональными знаками, о значении которых люди специально договариваются), например цифровые обозначения, или индексальными (указующими), ассоциирующимися с формой предметов, которые они обозначают. Таковы многие древнейшие символы изобразительного искусства. Круг — символ Солнца (солярный знак), волна (меандр) — знак воды, зигзаг — знак молнии и живительного дождя, крест, свастика — знаки огня. При этом значения одних и тех же символов исторически изменчивы. Содержание меняется, формы остаются. Примеры: символика креста, свастики[8]. Такие знаки, как треугольник, круг, квадрат одновременно являются изобразительными и символическими архетипами, например в архитектуре. В изобразительном искусстве символ возникает в момент слияния плана содержания и плана выражения — представления, сложившегося в сознании человека благодаря знаку и его иконической (изобразительной) форме. В результате такого слияния знак, не изображающий конкретный предмет, становится его «представителем». Художественное течение, возникшее в результате обострения такого иконографического процесса, называют символизмом[9].

В русской религиозной философии понятие символа трактовали особенным образом, хотя и в русле неокантианской традиции: «Символ есть трансцендентно-имманентное действие некоей сущности, выражение энергии… Он имеет корни в той же глубине, из которой проистекает и реальность»[10].

В культуре XX века различия понятий знака и символа постепенно стирались[11]. В обыденной жизни при желании любой предмет можно воспринимать символически. Символами часто называют образы и персонажи античной мифологии, элементы орнамента, аллегории, эмблемы. Поэтому необходимо разделять общие понятия символизма и символического мышления и специально создаваемые символы в качестве индексальных знаков.

См. также

Примечания

  1. Символ и знак. Дата обращения: 25 мая 2014. Архивировано 25 мая 2014 года.
  2. Символика эзотерических учений. История символики. Дата обращения: 4 июля 2011. Архивировано 10 июня 2011 года.
  3. Немецкая классическая Эстетика (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 июля 2011. Архивировано 7 января 2008 года.
  4. Лосев А. Ф.. Очерки античного символизма и мифологии. — М.: Наука, 1993. — С. 635
  5. 'Мамардашвили M. K., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизически размышления о сознании, символике и языке Архивная копия от 19 ноября 2011 на Wayback Machine / Под общей редакцией Ю. П. Сенокосова. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
  6. Власов В. Г.. Символ // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 773
  7. Евреинов Н. Н. Тайные пружины искусства. — М.: Ecce Homo, 2004. — С. 92
  8. Генон Р. Символика креста. — 2-е изд. — М. : Прогресс-Традиция, 2008. — 704 с.
  9. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 772—774
  10. Булгаков С. Н. Первообраз и образ: В 2-х т. — М.: Искусство—СПб., 1999. —Т. 2. — С. 122
  11. Гиренок Ф. И. Аутография языка и сознания. — М.: МГИУ, 2010. — С. 176

Литература

  • Аверинцев С. С. Заметки к будущей классификации типов символа // Проблемы изучения культурного наследия / Под ред. Г. В. Степанова. — М.: Наука, 1985. — 400 с.
  • Аверинцев С. С. Системность символов в поэзии Вячеслава Иванова // Контекст-1989. — М.: Наука, 1989. — 270 с.
  • Арутюнова Н. Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры // Res philologica. Филологические исследования. — М.; Л.: Наука, 1990. — 468 с.
  • Гордиенко А. Н. Энциклопедия символов. — М.: ЭКСМО, 2007. — 304 с.
  • Кассирер Э. Философия символических форм. В 3х томах. — Cassirer Е. Philosophie der symbolischen Formen, L1-3, — Berlin, 1923.
  • Кулагина Н. В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания: Дис. канд. филос. наук: 09.00.08 / МГУ. — М., 2003.
  • Левада Ю. А. Люди и символы: Символические структуры в общественном мнении ([1])
  • Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — 2-е изд., испр. — М.: Искусство, 1995. — 320 с.
  • Лосев А. Ф. Философско-поэтический символ Софии у Вл. Соловьева // Лосев А. Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. — М.: Советский писатель, 1990. — 320 с.
  • Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х т. — Т. 1.: «Статьи по семиотике и типологии культуры». — Таллин: Александра, 1992. — 480 с.
  • Лошаков Р. А. Феномен и символ // Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии. — 2005. — № 6. — С. 73-84.
  • Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья / Мишель Пастуро; Пер. с франц. Екатерины Решетниковой; Оформление Павла Лосева. — СПб.: Alexandria, 2012. — 448, [16] с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-903445-21-9. (в пер.)
  • Попов А. В. Символ как фактор текстопорождения: На материале текстов современной русской поэзии Горного Алтая: Дис. канд. филол. наук : 10.02.01. — Барнаул: РГБ, 2006.
  • Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии: (Критика и анализ). — Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1980. — 226 c.
  • Солодуб Ю. П. Текстообразующая функция символа в художественном произведении // Филологические науки. — 2002. — № 2. — С. 46—55.
  • Сычева С. Г. Проблема символа в философии. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. — 197 с.
  • Шмеман А. Д. Таинство и символ.
  • Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. — 608 с., ил. ISBN 5-699-08964-0
  • Сикирич Е., Язык символов — язык вечности. — М.: Новый Акрополь, 2011. — 324 с., ил. ISBN 978-5-91896-022-6

Ссылки