Храброво (аэропорт)
Международный аэропорт (Храброво) имени императрицы Елизаветы Петровны | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ИАТА: KGD – ИКАО: UMKK – Внутр. код: КЛД – МО РФ: ЬМКК | |||||||
Информация | |||||||
Вид аэропорта | гражданский совместного базирования с МО РФ, ФСБ, МЧС и Росгвардией[1][2] | ||||||
Страна | Россия | ||||||
Расположение |
Калининградская область, Гурьевский район, посёлок Храброво[3] |
||||||
Дата открытия |
1922 (Кёнигсберг) / 1945 (Калининград) |
||||||
Владелец |
ООО «Новапорт инвест» (Москва) (размер доли — 100 %) |
||||||
Оператор | АО «Аэропорт „Храброво“» | ||||||
Узловой аэропорт для | ООО «Авиакомпания „Победа“» | ||||||
Высота НУМ | 13 м | ||||||
Часовой пояс | UTC+2 | ||||||
Время работы | круглосуточно | ||||||
Сайт | kgd.aero | ||||||
Карта | |||||||
Аэропорт на карте Калининградской области |
|||||||
Взлётно-посадочные полосы | |||||||
|
|||||||
Статистика (2021) | |||||||
Годовой пассажиропоток | ▲ 3 910 846 человек[4] | ||||||
Годовой грузопоток | ▲ 8523,944 тонн[4] | ||||||
Статистика[5] |
Междунаро́дный аэропо́рт Калинингра́д (Храбро́во) и́мени императри́цы Елизаве́ты Петро́вны (ИАТА: KGD, ИКАО: UMKK) — российский международный аэропорт Калининградской области. Имеет статус аэропорта федерального значения[2][6].
Расположен в 21 км к северо-востоку от центра Калининграда[2] (по улице Александра Невского и автостраде Приморского кольца — расстояние 15 км), рядом с посёлком Храброво Гурьевского района Калининградской области.
Является аэродромом совместного базирования — помимо гражданской авиации, используется авиацией Министерства обороны РФ, ФСБ РФ, МЧС РФ и Росгвардии[1]. В частности, здесь базируется 398-я отдельная транспортная эскадрилья Балтийского флота ВМФ РФ (самолёты «Ан-24», «Ан-26»)[2].
31 мая 2019 года аэропорту присвоено имя императрицы Елизаветы Петровны[7][8].
Максимальная пропускная способность аэропорта составляет 1 250 пассажиров в час (850 человек — на внутренних авиарейсах, 400 человек — на международных авиарейсах)[2].
Генеральный директор АО «Аэропорт „Храброво“» (с 25 мая 2015 года) — Александр Семёнович Корытный[3].
История
Аэродром Повунден
После Первой мировой войны, когда по Версальскому мирному договору 1919 года Польше была передана часть территории Западной Пруссии, получившая название Польский коридор, Восточная Пруссия превратилась в полуэксклав Свободного государства Пруссия Веймарской республики. Начавшийся в 1929 году мировой экономический кризис особенно сильно затронул Германию. В 1933 году после прихода к власти национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером в стране начались реформы, направленные на восстановление экономики. В том же году рейхсканцлер Гитлер сменил обер-президента Восточной Пруссии, вместо Вильгельма Кучера[нем.] на должность был назначен гауляйтер НСДАП Эрих Кох. 16 марта 1935 года Германия отказалась выполнять положения Версальского договора о демилитаризации и восстановила свой военный суверенитет. С этого же года началась милитаризация немецкой экономики.
В 1935 году в Восточной Пруссии близ прусской крестьянской деревни Повунден[9], входившей в сельский район Кёнигсберг[нем.], была построена взлётно-посадочная полоса 1400х1200 м, создан аэродром Повунден (нем. Fliegerhorst Powunden).
Во время Второй мировой войны, с лета 1943 года, на нём дислоцировалась пятая эскадра «ночных охотников» (нем. Nachtjagd) Люфтваффе.[10] В августе 1943 года на аэродроме в Инстербурге сформировали группу V 5-й эскадры ночных истребителей люфтваффе (V./NJG 5); две их эскадрильи базировались на аэродроме Повунден.[11]
Советский военный аэродром
27 января 1945 года в ходе Восточно-Прусской операции советские войска заняли аэродром Повунден. С 5 по 25 февраля 1945 года на аэродроме базировался полк «Нормандия — Неман».[12] С 1945 года аэродром Повунден начал использоваться советскими ВВС. Аэропорт гражданского воздушного флота в Кёнигсберге был образован в октябре 1945 года на базе аэропорта Девау, одного из старейших в Европе. В июле 1946 года и посёлок, и аэродром Повунден были переименованы в Храброво, город Кёнигсберг — в Калининград, а аэропорт в нём, соответственно, — в Калининградский.
В начале 1950-х годов на аэродроме Храброво была сооружена бетонная взлётно-посадочная полоса длиной 2000 метров и рулёжные дорожки.
Аэропорт совместного базирования
В начале 1960-х в гражданской авиации СССР началось внедрение турбовинтовых самолётов Ан-10 взамен поршневых Ил-14. Аэродром Девау оказался непригодным для приёма Ан-10 и было решено использовать для гражданской авиации совместно с военными аэродром Храброво. В 1961 году Калининградский аэропорт был объединён в одно предприятие с 64‑й авиационной эскадрильей Белорусского территориального управления гражданского воздушного флота (БТУ ГВФ).
20 марта 1962 года в аэропорту приземлился первый самолёт Ан-10, открывший линию Калининград — Минск — Москва. В декабре 1976 года в аэропорту Храброво приземлился первый самолёт Ту-134А, который прибыл на постоянное место базирования, а с 1 января 1977 года он совершил свой первый рейс на линии Калининград — Москва.
В 1979 году в аэропорту построен пассажирский терминал.
17 июля 1979 года был открыт пассажирский терминал, являвшийся частью строившегося нового комплекса аэропорта. С этого времени пассажирские перевозки начали осуществляться с нового перрона
С июля 1987 года аэропорт стал принимать самолёты Ту-154.
В 1992 году предприятие отделилось от Внуковского производственного объединения гражданской авиации и стало самостоятельным ФГУП. С 1992 года начали выполняться полёты в Гамбург, Ганновер, Берлин. В 1992 году аэропорт получил статус международного.
В 1993 году в аэропорту стали базироваться самолеты первого класса Ту-154М, что позволило значительно расширить географию полётов. Первые регулярные международные рейсы из аэропорта Храброво.
К 1998 году состояние объектов аэропорта (взлётно-посадочная полоса, рулёжные дорожки, пассажирские терминалы, оборудование) не соответствовало необходимым требованиям статуса международного.
- Июль 2004 — Начинаются работы в связи со строительством нового пассажирского терминала.
- Октябрь 2004 — Начало реконструкции взлётно-посадочной полосы, лицевой части аэропорта, навигационного оборудования.
- Август 2007 — Введение в эксплуатацию первой очереди нового аэровокзального комплекса в аэропорту Храброво, пропускной способностью 3 000 000 пассажиров в год.
- Декабрь 2008 — «Заморозка» проекта реконструкции аэропорта из-за экономических трудностей КД авиа.
- Октябрь 2014 — Начались строительно-монтажные работы в рамках второй очереди реконструкции аэропорта Храброво, в результате которой произойдёт удлинение взлётно-посадочной полосы до 3,35 км и расширение перрона.(Видео о реконструкции аэровокзального комплекса на YouTube)
- Ноябрь 2014 — Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов принял решение о введении режима «открытого неба» с пятой степенью «свободы воздуха» для аэропорта Храброво
- Июль 2017 — Построен и сдан в эксплуатацию новый терминал аэропорта.
- 31 мая 2019 года аэропорту присвоено имя императрицы Елизаветы Петровны[7][8].
Технические характеристики
Аэродром Храброво 2 класса, оборудован одной взлётно-посадочной полосой 06/24 класса В длиной 3350 м и шириной 45 м. Покрытие полосы — асфальтобетон, она позволяет принимать такие типы воздушных судов, как Boeing 747, Boeing 777,Boeing 737, Ту-204, Ил-96, Як-42, Airbus A330, Airbus A350, Airbus A321, Bombardier CRJ, Embraer E-195, Sukhoi Superjet 100 и многие другие ВС классом ниже.
Авиакомпании и направления
До 2002 года рейсы в Москву и Санкт-Петербург выполняла государственная авиакомпания «Калининградавиа», образованная из Калининградского объединённого авиаотряда, который выполнял рейсы в советское время[13] В 2002—2009 годах базовой авиакомпанией аэропорта являлась КД авиа[14]. Маршрутная сеть по итогам 2008 года состояла из 28 направлений, в том числе международных, среди которых были Лондон и Барселона[13].
В 2014 году аэропорт активно занимался поиском нового базового перевозчика, но этот вопрос оставался актуальным и в 2020 году[14][15].
Также в 2020 году губернатор Калининградской области сообщал о планах введения седьмой степени свободы воздуха для аэропорта, что позволило бы увеличить количество направлений в европейские города. На тот момент международные рейсы в Европу выполняла только польская авиакомпания LOT, которая совершала полёты в Варшаву[16][17].
На 2021 год маршрутная сеть аэропорта включает в себя более 20 направлений, основной пассажиропоток приходится на Москву и Санкт-Петербург[18].
Показатели деятельности
Пассажиропоток: | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
год | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | ||||||||
млн пассажиров | 0,163 | 0,115 | 0,209 | 0,311 | 0,732 | 1,204 | 1,924[19] | 1,357 | 1,024 | 1,229[20] | 1,188[21] | 1,314[22] | 1,460[5] | 1,542 | 1,571 | 1,780 | 2,149 | 2,370 | 2,118 | 3,911[23] | ||||||||
Источники: |
Транспорт
К аэропорту подходит тупиковая железнодорожная ветка от станции Рябиновка Калининградской железной дороги. Эта ветка ответвляется от железнодорожной линии Калининград — Зеленоградск — Светлогорск. Однако железная дорога в Храброво не используется для пассажирских перевозок, хотя существовали планы пуска в Храброво пассажирского поезда-аэроэкспресса. По заявлению исполнительного директора «КД авиа» Леонида Лазаревича Ицкова, этот проект «находится в стадии разработки», сроки реализации зависят от слаженности усилий ряда государственных и коммерческих структур[24]. Однако, в 2009 году авиакомпания разорилась, Ицков арестован[25].
В 2009 году главой Правительства России В. В. Путиным открыта первая очередь кольцевой автомагистрали Приморское кольцо[26], которая имеет ответвление к аэропорту.
В аэропорт ходит из Калининграда (от автостанции у Южного вокзала) полу-экспрессный маршрутный автобус № 244э.
Ранее в аэропорт ходило маршрутное такси № 243э сообщением Донское — Аэропорт Храброво (через Светлогорск, Пионерский и Зеленоградск).
Аварии и происшествия
- 1 октября 2008 года произошёл авиационный инцидент с самолётом Boeing 737-300 компании «КД авиа». Самолёт с бортовым номером EI-DON произвёл посадку на ВПП без шасси «на брюхо». Жертв и пострадавших не было, самолёт получил повреждения фюзеляжа и мотогондол[27].
- 4 января 2017 года произошёл инцидент с самолётом Airbus A321 компании «Аэрофлот». Самолёт при посадке выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы. Рейс следовал по маршруту Москва – Калининград. На борту было 167 пассажиров и семь членов экипажа. Жертв и пострадавших не было. Людей эвакуировали через надувные трапы. За помощью к медикам обратились три человека. Лайнер получил повреждения стойки шасси[28]. Аэропорт временно прекратил принимать и отправлять рейсы.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 августа 2007 года № 1034-р «Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Российской Федерации» (с изменениями на 16 июля 2020 года) . АО «Кодекс» // docs.cntd.ru. Дата обращения: 2 января 2020.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Общие сведения об аэропорте. Официальный сайт Международного аэропорта Калининград (Храброво) имени императрицы Елизаветы Петровны // kgd.aero
- ↑ 3,0 3,1 Юридический адрес и реквизиты аэропорта. Официальный сайт Международного аэропорта Калининград (Храброво) имени императрицы Елизаветы Петровны // kgd.aero
- ↑ 4,0 4,1 По итогам 2021 года аэропорт Калининград (Храброво) обслужил более 3,9 млн человек. Официальный сайт Международного аэропорта Калининград (Храброво) имени императрицы Елизаветы Петровны // kgd.aero (19 января 2022 года)
- ↑ 5,0 5,1 Калининградский аэропорт в 2014 году обслужил 1 миллион 460 тысяч пассажиров, увеличив пассажиропоток на 11 %. . Официальный сайт Международного аэропорта Калининград (Храброво) имени императрицы Елизаветы Петровны // kgd.aero (19 февраля 2015). Дата обращения: 19 февраля 2015. Архивировано 16 июня 2012 года.
- ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года № 726-р «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения». // static.government.ru
- ↑ 7,0 7,1 Указ Президента Российской Федерации В. Путина от 31 мая 2019 года № 246 «О присвоении аэропортам имён лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством». Официальный сайт Президента Российской Федерации // kremlin.ru
- ↑ 8,0 8,1 Путин присвоил аэропорту в Калининграде имя императрицы Елизаветы . ООО «Русский Запад» (Калининград) // ruwest.ru (31 мая 2019). Дата обращения: 31 мая 2019.
- ↑ Die Bau- und Kunstdenkmäler des Samlandes. Adolf Boetticher. 1891
- ↑ Standort Powunden . www.lexikon-der-wehrmacht.de. Дата обращения: 27 июня 2021.
- ↑ Die Verbände der Luftwaffe 1935-1945: Gliederungen u. Kurzchroniken. Wolfgang Dierich. 1976
- ↑ Аэродром с французским шармом. Наше время. 25 Февраля 2010
- ↑ 13,0 13,1 Константин Киврин. «„КД авиа” от расцвета до заката»: о «боингах» и билетах за 99 рублей (рус.) ?. kgd.ru. Дата обращения: 27 июня 2021.
- ↑ 14,0 14,1 Константин Киврин. Гендиректор «Храброво»: Базовый перевозчик для аэропорта будет определён в середине марта (рус.) ?. kgd.ru. Дата обращения: 27 июня 2021.
- ↑ Хаб Храброво. Директор аэропорта — о перспективах развития . РБК. Дата обращения: 27 июня 2021.
- ↑ Маршрутная сеть авиаперевозок из Калининграда в российские регионы за два года... . www.aviapages.ru. Дата обращения: 27 июня 2021.
- ↑ Калининград за два года в 6,5 раза увеличил сеть полетов из региона . ТАСС. Дата обращения: 27 июня 2021.
- ↑ Аэропорт "Храброво" в летнем расписании увеличит количество рейсов и маршрутную сеть - Северо-Запад || Интерфакс Россия . www.interfax-russia.ru. Дата обращения: 27 июня 2021.
- ↑ Количество пассажиров, обслуженных аэропортом «Храброво» за 2008 год, увеличилось на 71,2 %
- ↑ Аэропорт «Храброво» подводит итоги производственных показателей за 2011 год
- ↑ Пассажиропоток аэропорта «Храброво» в 2012 году снизился на 3,3% | РуГрад.еу — Калининградский городской портал Новости Калининграда . Дата обращения: 25 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
- ↑ За год количество пассажиров «Храброво» выросло на 10% .
- ↑ Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2021 г. . Росавиация. Дата обращения: 4 февраля 2022. Архивировано 4 февраля 2022 года.
- ↑ Online-конференция авиакомпании «КД авиа», 15 июня 2007, ответ на вопрос № 3 // Калининград.ру (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 августа 2008. Архивировано 21 апреля 2008 года.
- ↑ Игорь ОРЕХОВ. Бывшего владельца "КД авиа" не отпустили под залог в 10 млн. рублей . kaliningrad.kp.ru (11 декабря 2009). Дата обращения: 27 июня 2021.
- ↑ Сергей Юрьев. Владимир Путин: "Приморское кольцо" очень важно для развития туризма в Калининградской области . kaliningrad.kp.ru (27 октября 2009). Дата обращения: 27 июня 2021.
- ↑ (рус.) Межгосударственный авиационный комитет. Окончательный отчёт по результатам расследования авиационного происшествия без человеческих жертв. Архивная копия от 20 сентября 2009 на Wayback Machine
- ↑ (рус.) В Сети появилось видео ЧП в аэропорту Калининграда
Ссылки
- Официальный сайт Международного аэропорта Калининград (Храброво) имени императрицы Елизаветы Петровны. // kgd.aero
- Храброво в справочнике World Aero Data (англ.)
- Small guide to airport (англ.)
- Лист карты N-34-IX Калининград. Масштаб: 1 : 200 000. Состояние местности на 1984 год. Издание 1988 г.