Boeing 737 Classic
Boeing 737 Classic Boeing 737-300/-400/-500 | |
---|---|
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | Boeing |
Производитель | Boeing Commercial Airplanes |
Главный конструктор | Джо Саттер |
Первый полёт | 24 февраля 1984 года |
Начало эксплуатации |
28 ноября 1984 года (USAir) |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты |
UTair (36) iAero Airways (28) ASL Airlines Belgium (23) China Postal Airlines (18) West Atlantic UK (18) Belavia (5) NordStar (1) TAROM (4) |
Годы производства | 1981—2000 |
Единиц произведено | 1988[1] |
Базовая модель | Boeing 737 |
Варианты |
Boeing 737 Next Generation Boeing 737 MAX Boeing Business Jet |
Boeing 737 Classic — семейство ближне- и среднемагистральных узкофюзеляжных авиалайнеров производства компании Boeing, включающее в себя модификации −300, −400 и −500 пассажирского самолёта Boeing 737. Название «Classic» появилось после запуска в серию модификаций −600, −700, −800 и −900, получивших наименование «Next Generation»; семейство заменило предыдущие модели −100, −200 и Advanced. Семейство Classic производилось с 1984 по 2000 год; всего произведено 1988 самолётов.
Разработка
После успеха модели Boeing 737-200 Advanced Boeing поставил задачу повысить пассажировместимость и дальность модели, внедрить в самолёт новейшие достижения авиастроения, но при этом сохранить преемственность с предыдущими модификациями модели 737. Разработка началась в 1979 году, а уже в 1980-м на авиасалоне в Фарнборо были обнародованы предварительные технические характеристики[2]. В марте 1981 года US Airways и Southwest Airlines заказали по десять самолётов и опционы на покупку ещё двадцати. Самолёт, рассчитанный на 100—200 пассажиров, должен был заменить устаревший к тому времени Boeing 727 и конкурировать с McDonnell Douglas MD-80 и разрабатывавшимся Airbus A320.
Новая серия оснащалась турбовентиляторными двигателями CFM International CFM56, значительно более экономичными и менее шумными. Однако их установка представляла собой значительную проблему, поскольку для облегчения наземного обслуживания моделей 737-100, 200 и Advanced разработчики оставили очень небольшой клиренс. Проблема была решена размещением двигателей впереди крыла, а не под ним, и размещением вспомогательного оборудования по бокам от двигателя (а не под ним), что придало двигателям характерную некруглую форму. В дальнейшем такой приём назвали «hamsterization» (что можно перевести как «охомячивание»)[3].
В новой модели было переработано крыло. Законцовка крыла была удлинена на 23 см. Были изменены закрылки и предкрылки[3]. Кабина пилотов получила новую систему EFIS (Electronic flight instrument system), а пассажирский салон получил изменения, отработанные на модели Boeing 757.
Варианты
737-300
Модель 737-300 впервые показали на заводе в Рентоне 17 января 1984 года, а первый полёт состоялся в этом же году 24 февраля[4]. Самолёт вместимостью 149 пассажира заменил Boeing 727-100. Через две недели после получения сертификата лётной годности 14 ноября 1984 первый самолёт был передан авиакомпании USAir[5]. Модель пользовалась значительной популярностью, что позволило Boeing получить 252 заказа только в 1985 году, а всего было произведено более 1000 экземпляров[6]. Модификация −300 производилась до 1999 года; последним заказчиком 17 декабря 1999 года стала авиакомпания Air New Zealand (бортовой номер ZK-NGJ).
В декабре 2008 года авиакомпания Southwest Airlines заказала Boeing модернизацию своих 737-300, которая включала новые приборы, компьютерное оборудования и программное обеспечение, что должно было улучшить взаимозаменяемость с 737-700 и позволить отвечать более строгим нормативным требованиям.[7]
737-300 может оборудоваться разработанными Boeing винглетами производства компании Aviation Partners. Оборудованный винглетами 737-300 получил обозначение −300SP (Special Performance — «улучшенные характеристики»). Кроме того, модификации −300 с большим налётом переоборудуются в грузовые версии. В настоящее время в модельном ряду Boeing модель 737-300 заменила модель следующего поколения 737-700.
737-400
Модификация 737-400 была разработана в 1985 году и была призвана заполнить промежуток между Boeing 737-300 и 757-200. Модификация конкурировала с Airbus A320 и McDonnell Douglas MD-80, поскольку заменила ранее конкурировавший с ним 727-200. По сравнению с 737-300 она была удлинена на 3,45 м и могла перевозить до 168 пассажиров. Для предотвращения удара о полосу хвостом был установлен отбойник. Лонжероны крыла были усилены[8]. Первый самолёт был показан 26 января 1988 года, первый полёт состоялся 19 февраля 1988 года.
Самолёт вошёл в строй 15 сентября 1988 года; первым заказчиком стала авиакомпания Piedmont Airlines, заказавшая 25 самолётов[5].
Грузовая версия 737-400F не предусматривалась, однако некоторые авиакомпании заказывали переоборудование пассажирских 737-400 в грузовые. Alaska Airlines стала первой авиакомпанией, переоборудовавшей свои 737-400 в грузовые самолёты вместимостью до 10 грузовых поддонов[9]. Авиакомпания также переоборудовала ещё пять самолётов в грузопассажирские варианты, способные одновременно перевозить пассажиров и коммерческие грузы. Модификация, названная 737-400 Combi, до сих пор эксплуатируется[10]. Модификацию 737-400 в модельном ряду в настоящее время заменил вариант Boeing 737-800.
737-500
Модификация 737-500 стала ответом на требование заказчиков представить более современную и экономичную версию 737-200. Модель планировалось использовать на более длинных маршрутах с меньшей загрузкой, где 737-300 представлялся неэкономичным. Фюзеляж 737-500 на 47 см длиннее модели 737-200 и позволяет перевозить до 132 пассажиров. Предлагались варианты как с традиционными приборами, так и со стеклянной кабиной[11]. Использование двигателей CFM56-3 обеспечивало 25%-ую экономию топлива по сравнению с двигателями Pratt&Whitney на модели 737-200[11]. Модификация 737-500 была представлена в 1987 году; первым заказчиком стала авиакомпания Southwest Airlines, заказавшая 20 самолётов[12]. Первый полёт состоялся 30 июня 1989 года[11]. Для завершения сертификации прототип налетал всего 375 часов[11] и 28 февраля 1990 года Southwest Airlines получила первый самолёт этой модификации[5].
Модификация 737-500 стала излюбленной моделью некоторых российских авиакомпаний, таких как Нордавиа, Россия, S7 Airlines, Sky Express, Transaero и Ямал. Они покупали подержанные самолёты для замены устаревших советских машин либо для расширения авиапарка. Авиакомпания Aerolíneas Argentinas заменяет свои 737-200 подержанными 737-500. В настоящее время 737-500 заменила модификация 737-600. Однако, в отличие от 737-500, 737-600 продаётся гораздо хуже — за всё время продано лишь 69 самолётов.
Эксплуатанты
Гражданские
На июль 2010 г. эксплуатировался 1651 Boeing 737 Classic. Сюда входят:
- 737-300 — 879 штук
- 737-400 — 419 штук
- 737-500 — 353 штук[13]
Военные
Многие страны эксплуатируют пассажирские и грузовые варианты Boeing 737 в качестве правительственного и военного транспорта.
- Бразилия, Венесуэла, Индия, Индонезия, Колумбия, Кувейт, Мексика, Нигер, Перу, Филиппины, Таиланд, Тайвань, ОАЭ, Чили, Южная Корея.
- ВВС Китая используют Boeing 737-300 (бортовой номер B-4052) как воздушный командный пункт.
Поставки
Модификация | Всего | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990 | 1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | 1984 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
737-300 | 1113 | 29 | 52 | 65 | 37 | 52 | 54 | 54 | 57 | 69 | 67 | 89 | 141 | 137 | 120 | 83 | 7 | |
737-400 | 486 | 2 | 9 | 33 | 33 | 21 | 13 | 32 | 68 | 82 | 56 | 63 | 57 | 17 | ||||
737-500 | 389 | 4 | 31 | 34 | 18 | 24 | 35 | 30 | 79 | 90 | 44 | |||||||
Всего | 1988 | 2 | 42 | 116 | 132 | 76 | 89 | 121 | 152 | 218 | 215 | 174 | 146 | 158 | 137 | 120 | 83 | 7 |
- Источник:[14]
Лётно-технические характеристики
737-300[2][15] | 737-400 | 737-500 | |
---|---|---|---|
Экипаж | Два пилота | ||
Пассажировместимость[16] | 149 (1 класс, плотная компоновка) 140 (1 класс, обычная) 128 (2 класса, обычная) |
168 (1 класс, плотная) 159 (1 класс, обычная) 146 (2 класса, обычная) |
132 (1 класс, плотная) 122 (1 класс, обычная) 108 (2 класса, обычная) |
Расстояние между креслами | 76 см (1 класс, плотная) 81 см (1 класс, обычная) 91 см и 81 см (2 класса, обычная) | ||
Ширина кресел | 43 см (1 класс, 6 кресел в ряд) | ||
Длина | 33,4 м | 36,5 м | 31,1 м |
Размах крыла | 28,88 м | 28,9 м | |
Высота | 11,13 м | 11,1 м | |
Стреловидность крыла | 25° | ||
Удлинение | 9,11 | 9,16 | |
Ширина фюзеляжа | 3,76 м | ||
Высота фюзеляжа | 4,11 м | ||
Ширина салона | 3,54 м | ||
Высота кабины | 2,20 м | ||
Вес пустого, обычный | 32 700 кг | 33 200 кг | 31 300 кг |
Максимальная взлётная масса | 62 820 кг | 68 050 кг | 60 550 кг |
Максимальная посадочная масса | 51 700 кг | 56 200 кг | 50 000 кг |
Масса без топлива | 48 410 кг | 53 100 кг | 46 700 кг |
Объём груза | 23,3 м³ | 38,9 м³ | 23,3 м³ |
Разбег (МВМ, на уровне моря, стандартные погодные условия) | 2300 м | 2540 м | 2470 м |
Потолок | 11 300 м | ||
Крейсерская скорость | M=0,74 | ||
Максимальная скорость | M=0,82 | ||
Дальность с макс. загрузкой | 4204 км | 4204 км | 4444 км |
Макс. объём топлива | 23 170 л | 23 800 л | 23 800 л |
Двигатели (производитель) | CFM International | ||
Тип (x2) | CFM International CFM56 | CFM56-3B-2 | CFM56-3B-1 |
Взлётная тяга | 90 кН | 98 кН | 90 кН |
Крейсерская тяга | 21,8 кН | 21,9 кН | 21,8 кН |
Диаметр вентилятора | 1,52 м | 1,52 м | |
Степень двухконтурности | 5.0:1 | 4.9:1 | 5.0:1 |
Длина двигателя | 2,36 м | ||
Сухой вес двигателя | 1950 кг | ||
Клиренс двигателей | 46 см |
Потери самолётов
См. также
- Конкуренция между Airbus и Boeing
- Boeing 737
- Boeing 737 Next Generation
- Boeing 737 MAX
- Список кодов клиентов компании Boeing
Похожие самолёты
- Airbus A320
- McDonnell Douglas DC-9
- McDonnell Douglas MD-80
- McDonnell Douglas MD-90
- Ту-124
- Ту-134
- Ту-154
- Як-42
Примечания
- ↑ Endres, Günter. The Illustrated Directory of Modern Commercial Aircraft. — Osceola, Wisconsin : MBI Publishing Company, 2001. — ISBN 0-7603-1125-0.
- ↑ 2,0 2,1 Endres, 2001, p.126.
- ↑ 3,0 3,1 Endres, 2001, p.128.
- ↑ Shaw, 1999, pg.10.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Endres, 2001, p.129.
- ↑ Shaw, 1999, pg.7
- ↑ Boeing: Boeing to Lead Southwest Airlines 737 Flight Deck Modernization . Дата обращения: 23 октября 2012. Архивировано 26 апреля 2011 года.
- ↑ Shaw, 1999, pg. 13.
- ↑ Boeing 737-400 Freighter — Alaska Airlines . Дата обращения: 23 октября 2012. Архивировано 7 февраля 2011 года.
- ↑ Aircraft Information 737-400 Combi — Alaska Airlines . Дата обращения: 23 октября 2012. Архивировано 13 сентября 2012 года.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 Shaw, 1999, pg 14.
- ↑ Shaw, 1999, pg 40.
- ↑ «World Airliner Census». Flight International, pp. 26-49. August 24-30, 2010.
- ↑ Orders and Deliveries search page (недоступная ссылка). Boeing. Дата обращения: 15 февраля 2011. Архивировано 18 декабря 2012 года.
- ↑ shaw, 1999, p 20.
- ↑ Boeing 737 Description (недоступная ссылка). Boeing. Дата обращения: 20 марта 2011. Архивировано 18 декабря 2012 года.
- ↑ Commercial Airplanes - 737 - Technical Information (недоступная ссылка). Boeing. Дата обращения: 20 марта 2011. Архивировано 18 декабря 2012 года.
- ↑ Commercial Airplanes - 737 737 Airplane Characteristics for Airport Planning (недоступная ссылка). Boeing. Дата обращения: 20 марта 2011. Архивировано 18 декабря 2012 года.
Литература
- Беляев В. В. БОИНГ 737-200, БОИНГ 737-200 «ЭДВАНСД», БОИНГ 737-300, БОИНГ 737-400, БОИНГ 737-500 // Пассажирские самолёты мира. — М.: АСПОЛ; Аргус, 1997. — С. 186—195. — 336 с. — ISBN 5-85549-167-6.