Калининградская железная дорога
Калининградская железная дорога | |
---|---|
Полное название | Филиал ОАО РЖД — Калининградская железная дорога |
Годы работы | с 1992 года |
Страна | Россия |
Город управления | Калининград |
Состояние | действующая |
Подчинение | ОАО «РЖД» |
Числовой код | 010 |
Сайт | http://kzd.rzd.ru/ |
Карта | |
|
Калинингра́дская желе́зная доро́га (КЖД) — территориальный филиал (железная дорога) ОАО РЖД по обслуживанию железнодорожной сети общего пользования на территории Калининградской области Российской Федерации.
Краткая характеристика, основные показатели
Калининградская железная дорога, — это железнодорожная сеть магистральных дорог и крупнейший транспортно-логистический комплекс на территории Калининградской области. Удобное географическое положение, развитая путевая инфраструктура на подходах к незамерзающим морским портам обуславливают её стратегическую значимость и уникальность[1][2].
В силу эксклавного положения Калининградской области и отсутствия общих границ с Российской Федерацией, транзитное сообщение осуществляется через железные дороги на территориях Литвы, Белоруссии и Польши. Дорога входит в состав двух трансъевропейских транспортных коридоров:
- Рига — Калининград — Гданьск
- Киев — Минск — Вильнюс — Калининград
Одними из самых загруженных по грузовому потоку являются станции: Калининград, Балтийск, Балтийский Лес, Шиповка и сухопутный пограничный переход Мамоново-Бранево. Крупнейшие железнодорожные узлы расположены в Калининграде и Черняховске.
Управление дороги находится в городе Калининграде недалеко от Южного вокзала. Имеется два локомотивных депо: ТЧЭ-1 Калининград и ТЧР-2 Черняховск, а также КМДПМ Черняховск и ДМВ Калининград (МВПС).
Электрифицировано две линии в окрестностях Калининграда (на Светлогорск и Зеленоградск, а также соединяющий их перегон Зеленоградск-Новый—Пионерский Курорт). Контактная сеть работает на постоянном токе напряжением 3 кВ, используется только электропоездами. Все остальные линии электрификации не имеют и обслуживаются дизельной тягой.
Большинство участков дороги однопутные, второй путь имеется только на главном ходу Калининград—Чернышевское. На участках Калининград—Мамоново и Черняховск—Железнодорожный используются два стандарта ширины колеи — 1520 и 1435 мм.
Эксплуатационная длина | 900 км |
Численность сотрудников | 3777 чел. |
Перевезено грузов | 10,7 млн тонн |
Перевезено пассажиров | 3,5 млн чел. |
История
История Калининградской железной дороги связана с историей развития железных дорог Восточной Пруссии.
К 1941 году разветвлённая сеть железных дорог Восточной Пруссии значительно превосходила по протяжённости современную. На земле III Рейха, кроме магистральных участков широкой колеи, была построена сеть путей узкой колеи. Так, к примеру, город Кёнигсберг был связан с Куршским заливом через Нейхаузен и с приморскими городами Нойкурен, Фишхаузен малой железной дорогой. Многочисленные ветки, полустанки и разъезды дистанций пути были оснащены передовыми на то время системами СЦБ[5]. Тяговые плечи обслуживал многочисленный парк паровозов[6].
В годы Второй мировой войны, ускоренными темпами продолжались работы по усовершенствованию сети дорог. По итогам войны и в соответствии с Потсдамскими соглашениями 1945 года, территории Восточной Пруссии были разделены между СССР и Польшей.
На землях, закреплённых за Советским Союзом, приобретённое железнодорожное хозяйство включало в себя более двух тысяч километров железнодорожных путей, 122 станции, 18 паровозных депо, 40 водонапорных узлов, однако многие из них были разрушены, сохранилась лишь незначительная часть подвижного состава[5][7].
Восстановление железнодорожных путей и станций проводилось Управлением инженерных войск 3-го Белорусского фронта, а затем Особого военного округа и железнодорожными войсками, ещё в ходе боевых действий.
Железнодорожное сообщение имело важнейшее значение для РККА, но узкоколейные железные дороги Восточной Пруссии создавали проблемы их эксплуатации из-за отсутствия годного тягового парка и вагонов. Пришлось спешно «перешивать» европейскую колею (1435 мм) на ширину 1524 мм и обеспечивать прохождение советских составов с грузами для нужд фронта[5].
Эта работа была тяжёлой и трудоёмкой, выполнялась с помощью электросварки, так как рельсо-шпальная решётка была вся металлической, советские солдаты прозвали шпалы из металла «корытами». Но работы по восстановлению продвигались ударными темпами. Уже на третий день после взятия Кёнигсберга, 12 апреля 1945 года в город пришли первые эшелоны. Под обстрелами, зимой, было восстановлено около 200 км пути, мосты и путепроводы.
После окончания войны, в октябре 1945 года, силами 4-й штурмовой инженерно-сапёрной бригады проводились ремонтно-строительные работы на Инстербургском узле. Полностью были восстановлены и сданы в эксплуатацию участки коллеи 1524 мм.: Гумбиннен — Даркемен, Инстербург — Гумбиннен, Гумбиннен — Шталлупенен[5]. В восстановлении участвовало более 12,5 тыс. человек. К январю 1946 года было перешито около 1500 километров пути. Построены локомотивные и вагонные депо, организованы дистанции пути, восстановлены сигнализация и связь.
В 1946 году Советом министров СССР было принято Постановление «О переименовании городов и населённых пунктов Калининградской области», также были переименованы железнодорожные станции и полустанки. Были созданы Калининградское и Черняховское отделения с подчинением начальнику Литовской железной дороги; в 1955 году эти отделения были объединены в одно, — Калининградское отделение, в составе Литовской, а с 1963 года — в составе Прибалтийской железной дороги.
9 сентября 1991 года приказом МПС СССР № 14/ЦЗ было организовано Калининградское производственное объединение железнодорожного транспорта с прямым подчинением МПС СССР[5].
5 мая 1992 г. приказом МПС России № 5/Ц Калининградское производственное объединение переименовано в Калининградскую железную дорогу (КЖД).
2010-е — 2020-е[8]:
В конце 2010-х из-за падения грузопотока транспортные компании сокращали штаты и избавлялись от лишнего оборудования.
Открытие железнодорожного направления Китай — Европа — Китай («Новый шёлковый путь») состоялось 25 сентября 2017 года, когда первый контейнерный поезд из КНР прибыл на станцию Черняховск.
2 октября 2017 года в приграничном посёлке Чернышевское после 14 лет строительства начала работу одноимённая станция, которая стала новым пунктом пограничного и таможенного контроля проходящих поездов.
2021: открыт новый железнодорожный терминально-логистический центр «Восток — Запад» в Черняховске; за год терминал сможет обрабатывать до 450 тысяч контейнеров.
В 2021 году транзит контейнеров возрос более чем в 4 раза, по сравнению с тем же периодом прошлого года (увеличению контейнерного транзита через Калининградскую область способствовали как минимум два обстоятельства: во-первых, спрос на железнодорожные перевозки из Китая в Европу значительно вырос после того, как весной было парализовано движение в Суэцком канале, а затем из-за новых вспышек коронавируса в Китае стали происходить регулярные сбои в морской логистике). Всего за последние три года объемы транзита на калининградском направлении выросли в семь раз.
Руководство
Начальник дороги — Сапегин Сергей Владимирович[9].
Поезда
- Калининград -Санкт Петербург транзитом Чернышевское -Кибартай -Вильнюс-Кяна- Гудогай.
- Калининград-Москва транзитом Чернышевское -Кибартай -Вильнюс-Кяна-Сморгонь.
- Калининград-Адлер транзитом Чернышевское -Кибартай -Вильнюс-Кяна-Сморгонь.
См. также
- Янтарь — фирменный поезд Калининградской железной дороги (Калининград — Москва).
- Дирекция имперских железных дорог (Кёнигсберг) — главный управляющий орган Имперских железных дорог в Восточной Пруссии до 1945 года.
- Центр сохранения исторического наследия Калининградской железной дороги — Музей Калининградской железной дороги расположен в Калининграде.
Примечания
- ↑ Сборник статей из журнала «Osteuropa» (53. JahrgangHeft 2-3, Februar), 2003.
- ↑ Вачнадзе, 2008.
- ↑ Калининградская железная дорога, 2017 . Дата обращения: 22 августа 2017. Архивировано 22 августа 2017 года.
- ↑ Структура дороги и статистика на официальном сайте филиала . Дата обращения: 25 августа 2017. Архивировано 25 августа 2017 года.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Из истории Калининградской железной дороги, 2017.
- ↑ Messerschmidt, 1977.
- ↑ История КЖД на сайте Железнодорожник . Дата обращения: 22 августа 2017. Архивировано 22 августа 2017 года.
- ↑ Китай выявил слабое место российского транспортного потока Архивная копия от 11 октября 2021 на Wayback Machine // Взгляд, 8 октября 202
- ↑ Сайт РЖД . Дата обращения: 4 октября 2021. Архивировано 4 октября 2021 года.
Литература
- Коллектив авторов. Будущее Калининграда: От конфликтов к сотрудничеству (Сборник статей) / Под общ. ред. М. Заппера, Ф. Вайкселя; Научный редактор Е. Н. Кульков. — М.: Весь Мир, 2003. — С. 139, 148-150. — 224 с. — ISBN 5-7777-0295-3. Архивная копия от 22 августа 2017 на Wayback Machine
- Вачнадзе Г. Н. Деловая Литва: энергетика, агропром, транспорт. — М.: Справочники Полпред, 2008. — С. 193, 207, 241. — 288 с. — ISBN 5-900034-43-7.
- Wolfgang Messerschmidt. Taschenbuch Deutsche Lokomotivfabriken. — Stuttgart: Franckh, 1977. — 256 p. — ISBN 9783440044629.
Статьи и публикации
- История Калининградской железной дороги // Инновационный дайджест : интернет-проект ОАО РЖД. — 2017.
- История КЖД на сайте Железнодорожник
Ссылки
- kzd.rzd.ru (рус.) — официальный сайт Калининградской железной дороги
- Правила международного транзита . Официальный сайт дороги. ОАО «РЖД» (2017). Дата обращения: 21 августа 2017.
- Расписание дальнего следования на оф. сайте
- Пригородное расписание на оф. сайте
- Музей железнодорожного транспорта в Калининграде на Livejournal.com