Игнатий Богоносец

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Игнатий Антиохийский»)
Игнатий Богоносец
Ιγνάτιος ο Θεοφόρος
Фреска в монастыре Осиос-Лукас, XI—XII векаФреска в монастыре Осиос-Лукас, XI—XII века
Смерть 20 декабря около 110 года
Рим
Почитается в Православной и Католической церквях
День памяти в Православной церкви 20 декабря по юлианскому календарю, в Католической — 17 октября
Труды Послания местным Церквям
Подвижничество мученическая смерть

Игна́тий Богоно́сец (греч. Ιγνάτιος ο Θεοφόρος, Игнатий Антиохийский, греч. Ιγνάτιος Αντιοχείας; 20 декабря 107/112, Рим) — муж апостольский, священномученик древней Церкви, третий епископ Антиохийский после апостола Петра и Евода, ученик Иоанна Богослова; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года. Cвятой Православной и Католической церквей. Память в Православной церкви — 20 декабря по юлианскому календарю, в Католической — 17 октября.

Сведения о жизни

Родился, вероятно, в Антиохии. Блаженный Иероним Стридонский называет Игнатия Богоносца учеником Иоанна Богослова[1].

Сведения об Игнатии содержатся в Церковной истории Евсевия Кесарийского (III, 36). Согласно Евсевию, Игнатий был сослан в Рим, где пострадал за Христа 20 декабря 107 года в период правления императора Траяна, будучи брошен львам на арене.

Прозвище «Богоносец», по одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (18:2—5); по другой, значит «носитель Божественного духа».

Известен как предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены христианским общинам Эфеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому[2], а седьмое — к христианской общине Рима.

О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем — на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укоренённым в ветхозаветной традиции. Евсевий Кесарийский сообщает[3], что Игнатий был вторым епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев, а Игнатий — для христиан из язычников. Святой Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа».

Мученичество. Миниатюра из Минология Василия II. X век. Ватиканская библиотека, Ватикан

Мученические акты (протоколы допроса и приговор) святого Игнатия — позднего происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинаром в 1689 году (Martirium Colbertinum) и Дресселем в 1857 году (Martirium Vaticanum). В них сообщается дата смерти Игнатия — 20 декабря (год не указан). Поэтому 20 декабря (2 января) и 29 января (11 февраля) — перенесение его мощей[4] — совершается его память в Восточной церкви оба раза шестеричным богослужением; Западная церковь с 1969 года совершает память его мученической кончины 17 октября, по указаниям восточного мартиролога (IV век) в его сирийской версии.

Мощи Игнатия были перенесены из Рима в Антиохию в 107 или 108 году. Сначала мощи пребывали в предградии, а в 438 году перенесены в саму Антиохию. После взятия Антиохии персами перенесены в Рим в 540 или 637 году в базилику Святого Климента.

Послания Игнатия

Существует три редакции посланий Игнатия:

  • краткая редакция, состоящая из четырёх посланий. Существовала на средневековом Западе. Получила признание после публикации сирологом У. Кьюртоном древнего (IV век) перевода на сирийский трёх посланий (к Ефесянам, Римлянам и Поликарпу);
  • средняя редакция, или versio eusebiana, состоящая из семи посланий (Послание к ефесянам[5], Послание к магнезийцам[6], Послание к траллийцам[7], Послание к филадельфийцам[8], Послание к римлянам[9], Послание к смирнянам[10], Послание к Поликарпу[11]); эта редакция была известна Евсевию Кессарийскому и в современной науке считается нормативной;
  • чуть позднее краткой редакции на Западе стала известна пространная редакция из 12 посланий, которая впоследствии расширилась до 15 посланий[12].

К подложным посланиям относятся: Послание к Тарсийцам, Послание к Антиохийцам, Послание к Ирону, антиохийскому диакону, Послание к Филиппийцам, переписка с Марией Кассобольской, Первое послание апостолу Иоанну Богослову, Второе послание апостолу Иоанну Богослову, Переписка с Богородицей[12][13].

Богословское учение святого Игнатия

Христология Посланий Игнатия обусловлена его полемикой с докетами, отрицавшими материальный аспект Боговоплощения, с одной стороны, и с иудействующими христианами, с другой.

В тесной связи с христологией Игнатия стоит его экклезиология: коль скоро для нашего спасения потребен плотский, реально исторический Христос, то и спасение может совершаться только в реальной, видимой Церкви. В его Послании к Смирнянам впервые употребляется понятие, ставшее впоследствии одним из центральных в христианском богословии — «кафоличность церкви»[14]. Особо настаивает Игнатий на подчинении церковных общин епископам: «На епископа должно смотреть, как на Самого Господа»[15]. По мысли Игнатия без епископа не должно совершать ни крещения, ни евхаристии[14]

Ключевая фраза в экклезиологии Игнатия — επι το αυτο — выражение, которое он использует как технический термин для обозначения евхаристического собрания, то есть Церкви.

Говоря о местных Церквях, он прилагает к ним причастие от глагола "παροικεω", что обозначает временное пребывание на чужбине.

Тропарь священномученику Игнатию, глас 4

Апостольских нравов подражателю/ и престола их снаследниче,/ архиереев удобрение/ и мучеников славо, Богодухновенне,/ на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради/ и, слово истины исправляя,/ до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

См. также

Примечания

  1. Hieron. Chron. Col. 604)
  2. Игнатий Богоносец, свщмч. Послание к Поликарпу. Архивная копия от 28 февраля 2021 на Wayback Machine
  3. Церковная история III.22
  4. Пренесение мощей священномученика Игнатия Богоносца: Календарь 2007. Архивная копия от 14 февраля 2009 на Wayback Machine.
  5. Перевод протоиерея Г. Павского. Архивная копия от 14 февраля 2009 на Wayback Machine, Перевод Казанской духовной академии (краткая редакция). Архивная копия от 14 февраля 2009 на Wayback Machine, Перевод протоиерея П. Преображенского. Архивная копия от 14 февраля 2009 на Wayback Machine, Перевод Казанской духовной академии (пространная редакция). Архивная копия от 14 февраля 2009 на Wayback Machine
  6. Перевод протоиерея Г. Павского. Архивная копия от 14 февраля 2009 на Wayback Machine, Перевод Казанской духовной академии (краткая редакция). Архивная копия от 24 февраля 2014 на Wayback Machine, Перевод протоиерея П. Преображенского. Архивная копия от 14 февраля 2009 на Wayback Machine, Перевод Казанской духовной академии (пространная редакция). Архивная копия от 24 февраля 2014 на Wayback Machine
  7. Перевод Казанской духовной академии (краткая редакция). Архивная копия от 24 февраля 2014 на Wayback Machine, Перевод протоиерея П. Преображенского. Архивная копия от 14 февраля 2009 на Wayback Machine
  8. Перевод Казанской духовной академии (краткая редакция). Архивная копия от 24 февраля 2014 на Wayback Machine, Перевод протоиерея П. Преображенского. Архивная копия от 24 февраля 2014 на Wayback Machine
  9. Πρός Ρωμαίους Επιστολή (Migne. PG. Tom. V. Parisiis, 1857). Архивная копия от 24 февраля 2014 на Wayback Machine, Перевод протоиерея Г. Павского. Архивная копия от 14 февраля 2009 на Wayback Machine, Перевод Казанской духовной академии. Архивная копия от 14 февраля 2009 на Wayback Machine, Перевод протоиерея П. Преображенского. Архивная копия от 14 февраля 2009 на Wayback Machine, Перевод Казанской духовной академии (пространная редакция). Архивная копия от 14 февраля 2009 на Wayback Machine
  10. Перевод протоиерея П. Преображенского. Дата обращения: 29 ноября 2008. Архивировано 24 сентября 2018 года.
  11. Перевод протоиерея Г. Павского. Архивная копия от 24 февраля 2014 на Wayback Machine, Перевод Казанской духовной академии (краткая редакция). Архивная копия от 14 февраля 2009 на Wayback Machine, Перевод протоиерея П. Преображенского. Архивная копия от 14 февраля 2009 на Wayback Machine, Перевод Казанской духовной академии (пространная редакция). Архивная копия от 14 февраля 2009 на Wayback Machine
  12. 12,0 12,1 Еп. Афанасий (Евтич), Макаров Е. Е., Муравьёв А. В., Ткаченко А. А., Э. В. Ш. Игнатий Богоносец // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXI : «Иверская икона Божией матери — Икиматарий». — С. 139—140. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7.
  13. Ante-Nicene Fathers / ed. Philip Schaff — Grand Rapids, MI: Christian Classics Ethereal Library, 2001. — Vol. I (The Apostolic Fathers with Justin Martyr and Irenaeus). — P. 169—207.
  14. 14,0 14,1 Игнатий Богоносец, свщмч. Послание к Смирнянам.. Дата обращения: 21 февраля 2021. Архивировано 28 февраля 2021 года.
  15. Игнатий Богоносец, свщмч. Послание к Ефесянам. Дата обращения: 21 февраля 2021. Архивировано 28 февраля 2021 года.

Литература


Ссылки