Пётр Кнафей

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пётр Кнафей
Дата рождения V век
Место рождения Антиохия, преторианская префектура Востока, Византия
Дата смерти 488(0488)
Место смерти Антиохия, преторианская префектура Востока, Византия
Род деятельности патриарх

Пётр II Кнафе́й, Пётр Гнафевс или Петр Фулло́н (греч. Πέτρος Κναφεύς (Γναφεύς), лат. fullo; V век) — антиохийский патриарх (471—488), сторонник миафизитской, нехалкидонской христологии.

Свой монашеский путь он начал в константинопольском монастыре акимитов (неусыпаюших). Здесь он нес послушание, от которого впоследствии получил своё прозвище: «Кнафей» (γναφεύς) означает «сукновал», «валяльщик», «белильщик».

Согласно византийской церковной традиции считается монофизитом и автором прибавления в конце Трисвятого слов: «распныйся за ны», поющихся в Древневосточных православных церквях. Считается, что Петр сделал это прибавление в середине V века, когда был монахом в Константинополе, за что и был изгнан из столицы.

Пользуясь расположением императора Зенона, он смог занять кафедру антиохийского патриарха, сместив с неё патриарха-халкидонита Мартирия. Вступив на патриарший престол, Пётр стал последовательным защитником миафизитского вероучения в Антиохийской церкви. С целью расширения своего патриархата он призывал императора Зенона к упразднению древней автокефалии Кипрской Церкви и подчинению её Антиохийской кафедре. От такого решения императора остановило обнаружение на Кипре могилы апостола Варнавы, подтвердившее апостольское преемство Кипрской церкви.

В связи с борьбой христологических партий в византийской церкви Патриарх Петр II три или четыре раза изгонялся с Антиохийской кафедры. После окончательной победы халкидонитской партии он был осуждён на антиохийском поместном соборе в 471 году, позднее это решение подтвердил Римский собор в 485 году. После окончательного утверждении в империи халкидонского богословия, последователи Петра Кнафея, которых оппоненты называли феопасхитами, выделились в отдельную группу. Патриарх Петр II Кнафей и его последователи заочно осуждены как еретики Трулльским собором.

Вклад Петра Кнафея в церковную традицию

Пётр Кнафей, которому халкидонитская церковная традиция приписывает создание "монофизитского" прибавления к Трисвятому, являлся большим новатором. Его авторству и инициативе обязаны все исторические церкви таким четырём общим традициям, как чтение Символа веры на Литургии, освящение воды на Богоявление, публичное приготовление и освящение мира, а также упоминание Богородицы на всех богослужениях. Об этом сообщает Феодор Чтец - церковный историк рубежа V–VI веков:

Сообщается, что Петр Гнафевс придумал, чтобы таинство в церкви освящалось при всем народе, чтобы вечером на Богоявление совершалось призывание над водами, чтобы на каждой молитве упоминали Богородицу и на каждой литургии читали Символ веры[1].

Это подтверждает византийский церковный историк XIV века Никифор Каллист Ксанфопул:

Сообщается же, что Петр Гнафевс также придумал следующие четыре прекрасных обычая Вселенской Церкви: приготовление Божественного мира, освящаемое при всем народе; Божественное призывание над водами вечером на Святое Богоявление; дерзновенное воспевание Символа веры при каждом церковном собрании — тогда как до того его читали только раз [в году], во святую и Великую пятницу; и поминовение Богородицы на каждой ектении[2].

Примечания

  1. Theod. Lect. Hist. II. 48 // PG 86. Col. 208–209.
  2. Niceph. Callist. Eccl. Hist. XV. 28 // PG 147. Col. 84.

Ссылки