Жан Бар (линкор, 1940)
Линейный корабль «Жан Бар» | |
---|---|
Jean Bart | |
Служба | |
Франция | |
Класс и тип судна | Линейный корабль типа «Ришелье» |
Организация | ВМС Франции |
Изготовитель | Верфь «Шантье де л’Атлантик», Сен-Назер |
Строительство начато | декабрь 1936 года |
Спущен на воду | 6 марта 1940 года |
Введён в эксплуатацию | 16 января 1949 года |
Выведен из состава флота | 1961 год |
Статус | Разобран в 1970 году |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | Стандартное — 35 000 тонн[1] |
Длина | 248 м |
Ширина | 35 м |
Осадка | 9,6 м |
Бронирование |
Главный пояс — 345 мм; главная палуба — 170 мм; нижняя палуба — 41 мм; башни ГК 429 мм (лоб) рубка — 340 мм |
Двигатели | 4 ТЗА Parsons |
Мощность | 150 000 л. с. (110 МВт) |
Скорость хода | 32 узла (59 км/ч) |
Экипаж |
личный состав — 911 человек (неполный) 1280 человек (во время Суэцкого кризиса) |
Вооружение | |
Артиллерия |
2 × 4 — 380-мм/45 (в 1941—1945 — 1), 3 × 3 — 152-мм/55 |
Зенитная артиллерия |
12 × 2 — 100-мм/45, 14 × 2 — 57-мм/60 |
«Жан Бар» (фр. Jean Bart) — линейный корабль типа «Ришелье» французского флота. Назван в честь Жана Бара — французского военного моряка и капера, самого известного из дюнкеркских корсаров.
Служба
«Жан Бар» был вторым кораблём типа «Ришелье». Как и «Ришелье», он изначально строился для противодействия итальянскому флоту. Линкор был заложен в декабре 1936 года на верфи Chantiers de l'Atlantique в Сен-Назере и спущен на воду 6 марта 1940 года.
После нападения Германии на Францию готовый приблизительно на 75 % «Жан Бар» в июне 1940 года отбыл в Касабланку (Марокко). К тому моменту на нём была установлена только одна из двух башен главного калибра. Другая, с установленными двумя вместо планировавшихся четырёх орудий, была погружена на транспортный корабль, который был потоплен немецкой подводной лодкой. Также отсутствовали орудия 152-мм/55, заменённые зенитной артиллерией.
8 ноября 1942 года французский флот в Касабланке в ходе Мароккано-алжирской операции был атакован американскими кораблями и самолётам с авианосца «Рэйнджер». «Жан Бар» вступил в бой с линкором «Массачусетс» и получил множество попаданий от бомб и снарядов калибра 406-мм. 10 ноября, пытаясь помешать высадке союзников, линкор открыл огонь по крейсеру «Аyгуста». Тот не ожидал нападения, поскольку его командир получил рапорт о том, что орудия линкора выведены из строя. Экстренно поднятые с «Рэйнджера» самолёты атаковали «Жан Бар» и добились попадания в него двух 454-кг бомб, в результате чего тот получил пробоину и лёг на грунт. Вечером того же дня корабль сдался войскам «Свободной Франции».
Предполагалось, что «Жан Бар» будет поднят и его строительство будет завершено в США, однако позже эти планы не удалось осуществить из-за большого количества недостающих деталей. Линкор пролежал на грунте у Касабланки ещё 2 года.
После окончания Второй мировой войны линкор был поднят и после краткого ремонта в 1945 году отправлен во Францию. В 1949 году его строительство было завершено. В том же году он официально вошёл в строй, однако окончательно достроен и снаряжён был только к 1955 году.
В 1956 году участвовал в Суэцком кризисе, однако не использовался, как изначально планировалось, для бомбардировки египетских городов, поскольку командование хотело избежать неизбежных в таком случае высоких потерь среди гражданского населения.
В 1957 году линкор был переведён в состав резервных сил, в 1961 году был выведен из строя флота и в 1970 разобран на верфи в Специи.[источник не указан 3730 дней]
Галерея
-
«Жан Бар» в 1968
Примечания
- ↑ Приведены проектные данные
Литература
- Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 256 c.: ил. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59.
- Dumas R. Les cuirasses Richelieu. Nantes, Marine editons, 2001.