Лидеры эскадренных миноносцев типа «Ле Фантаск»
Лидеры эскадренных миноносцев типа «Ле Фантаск» | |
---|---|
Le Fantasque classe contre-torpilleurs | |
Проект | |
Страна | |
Предшествующий тип | тип «Вокелен» |
Последующий тип | тип «Могадор» |
Основные характеристики | |
Водоизмещение |
Стандартное — 2569 т, нормальное — 2800 т полное — 3380 т |
Длина | 132,4 м |
Ширина | 12,35 м |
Осадка | 5 м |
Двигатели |
2 ТЗА Parsons или Rateau-Bretagne 4 паровых котла Penhoët |
Мощность | 74 000 л. с. |
Скорость хода | 37 узлов |
Дальность плавания |
4000 миль на 15 узлах 2500 миль на 25 узлах 1300 миль на 32 узлах 700 миль на 37 узлах |
Экипаж | 210 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 5 × 1 — 138-мм/50 |
Зенитная артиллерия |
2 × 2 — 37-мм/50 2 × 2 — 13,2-мм пулемёта |
Противолодочное вооружение | шестнадцать глубинных бомб |
Минно-торпедное вооружение | 3 × 3 — 550-мм торпедных аппарата[1][2] |
Лидеры эскадренных миноносцев типа «Ле Фантаск» — тип лидеров французского флота времён Второй мировой войны. Развитие лидеров типа «Вокелен». Всего построено шесть единиц в серии: «Ле Триомфан» (фр. Le Triomphant), «Ле Фантаск» (фр. Le Fantasque), «Ле Малэн» (фр. Le Malin), «Л’Одасье» (фр. L'Audacieux), «Ле Террибль» (фр. Le Terrible), «Л’Эндомтабль» (фр. L'Indomptable)[3]. Также известны как лидеры типа «Ле Террибль». Первая и последняя серия французских 2600-тонных лидеров. Стали наиболее известными кораблями своего класса во французском флоте.
Официально именовались контр-миноносцами (фр. contre-torpilleurs) и фактически не являлись лидерами эсминцев в традиционном понимании, так как предназначались для действий в однородных соединениях и должны были исполнять функции лёгких крейсеров. Фактически их можно было бы назвать истребителями эсминцев[4]. Не имели прямых аналогов за рубежом. Дальнейшим развитием класса во французских ВМС стали заметно более крупные лидеры типа «Могадор».
История создания
Заказ на разработку нового типа контр-миноносцев был выдан командованием ВМС в августе 1928 года. Требования к проекту не предусматривали революционного улучшения характеристик в сравнение с предыдущими типами контр-миноносцев. Первоначально речь шла об увеличении скорости хода до 37 узлов и дальности плавания до 2500 миль на 25 узлах. Кроме того предусматривалось изменить размещение артиллерии главного калибра для повышения наступательных возможностей новых кораблей. В дальнейшем Морской генеральный штаб проявил интерес к установке на разрабатываемые корабли, именовавшиеся пока контр-миноносцами 1929 года, новейших 138,6-мм орудий образца 1929 года, что сулило повышение огневой мощи. Кроме того, возникла идея оснащения нового типа котлами с повышенными характеристиками пара, что сулило экономию объёма и веса силовой установки[5].
Для проверки новых котлов было решено оснастить ими уже строящиеся контр-миноносцы «Милан» и «Эпервье», принадлежавшие к типу «Эгль». При этом корабли получили котлы и турбины производства разных компаний для проверки их характеристик в условиях реальной эксплуатации[6].
Лидеры эскадренных миноносцев типа «Ле Фантаск» были заказаны по программе 1930 года[7].
Конструкция
Вооружение
Вооружение состояло из пяти 138-мм орудий (боезапас составлял 240 снарядов на орудие), четырёх 37-мм полуавтоматов, четырёх 13,2-мм пулемётов и трёх трёхтрубных 550-мм торпедных аппаратов[7].
ТТХ артиллерии контр-миноносцев типа «Ле Фантаск» | |||||
---|---|---|---|---|---|
Образец | 138,6-мм/50 M1929[8] | 37-мм/50 M1925[9] | 13,2-мм/76 M1929[10] | ||
Калибр, мм | 138,6 | 37 | 13,2 | ||
Длина ствола в калибрах | 50 | 50 | 76 | ||
Масса орудия, кг | 4280 | 300 | 33 | ||
Начальная скорость снаряда, м/с | 840 | 850 | 800 | ||
Максимальная дальность стрельбы/досягаемость по высоте, м | 20 000/ — | 7175/? | 7200/4200 | ||
Масса снаряда, кг | 40,6 | 0,725 | 0,052 | ||
Скорострельность, выстр./мин | 8 — 10 | 30 — 42 | 180 — 200 |
Экипаж
Изначально контр-миноносцы типа «Ле Фантаск» рассчитывались на размещение экипажа из 210 человек — 13 офицеров, 34 унтер-офицеров и 163 матросов. Однако фактически штат команды неоднократно изменялся. Обычно на борту находилось 11 офицеров, в том числе три инженер-механика и один судовой врач. Однако в случае необходимости численность офицерского состава возрастала до 14 человек[11]. В мирное время численность младшего командного и рядового состава первоначально насчитывала 221 человек — 34 старшины, а также 186 квартирмейстеров и матросов. Для плавания в северных широтах дополнительно принимался ещё один штурман. Дальнейшее увеличение численности затруднялось недостатком жилых помещений. Особенно сложно обстояло с этим на кораблях, которые использовались в качестве флагманов дивизионов и принимали на борт штабной персонал[11].
В дальнейшем штаты мирного времени неоднократно изменялись. В 1937 году численность младшего командного и рядового состава была установлена в 223 человека, в 1938 году её сократили до 220. Нехватка людей вынуждала использовать их не только по прямым обязанностям. Так расчет 138,6-мм орудия № 5 был обязан также обслуживать расположенные рядом 13,2-мм зенитные пулемёты. 10 апреля 1939 года был установлен штатный состав экипажа военного времени — 14 офицеров, 36 старшин и 218 квартирмейстеров и матросов. Их размещение представляло собой серьёзную проблему, но в ходе военных действий численность команды лишь росла[11].
Служба
заложен | спущен | вступил в строй | судьба | |
---|---|---|---|---|
«Ле Триомфан» | 28 марта 1930 года | 16 апреля 1934 года | 25 мая 1936 года | Списан 6 декабря 1954 года |
«Ле Фантаск» | 15 ноября 1931 года | 15 марта 1934 года | 10 марта 1935 года | Списан 2 мая 1957 года |
«Ле Малэн» | 16 ноября 1931 года | 17 августа 1933 года | 1 мая 1936 года | Списан в феврале 1964 года |
«Л’Одасье» | 16 ноября 1931 года | 15 марта 1934 года | 27 ноября 1935 года | 7 мая 1943 года потоплен в порту Бизерта авиацией союзников |
«Ле Террибль» | 8 декабря 1931 года | 30 ноября 1933 года | 1 октября 1935 года | Списан 19 июля 1961 года |
«Л’Эндомтабль» | 25 января 1932 года | 7 декабря 1933 года | 10 февраля 1935 года | 7 марта 1944 года потоплен в порту Тулон американской авиацией |
«Ле Триомфан»
Корабль был построен компанией Ateliers et Chantiers de France в Дюнкерке[7].
«Ле Фантаск»
Корабль был построен государственной компанией l’arsenal de Lorient в Лорьяне[7].
«Ле Малэн»
Корабль был построен компанией Forges et Chantiers de la Méditerranée в Ла-Сейн-сюр-Мере[7].
«Л’Одасье»
Корабль был построен компанией государственной компанией l’arsenal de Lorient в Лорьяне[7].
«Ле Террибль»
Корабль был построен компанией Ateliers et Chantiers Navals Français в городе Кан[7]. Испытания на скорость стали полным триумфом. «Ле Террибль» установил мировой рекорд скорости для крупных кораблей — 45,03 узла при мощности 94 240 л. с. После вступления в строй «Ле Террибль» был включен в состав 10-го лёгкого дивизиона и базировался на Брест[12]. Это соединение включало также контр-миноносцы «Ле Фантаск» и «Л’Одасье» и принадлежало ко 2-й эскадре французских ВМС, куда также входили три линкора типа «Бретань», авианосец «Беарн», лёгкий крейсер «Эмиль Бертин», а также лёгкие силы[13]. В течение 1935 года корабль проходил интенсивную боевую подготовку в водах Атлантики. В 1936 году 2-я эскадра была переформирована в Атлантическую эскадру, но «Ле Террибль» сохранил прежнюю принадлежность к 10-му дивизиону[14]. В мае 1937 года «Ле Террибль» действовал в Бискайском заливе у берегов Испании, обеспечивая прикрытие эвакуации гражданских лиц из Бильбао, в ходе гражданской войны в Испании[15]. В 1937—1939 годах контр-миноносец совершил множество выходов в море, курсируя между Брестом, Ораном, Касабланкой и Тулоном и проводя насыщенную боевую подготовку. Вторжение Италии в Албанию 8 апреля 1939 года вызвало опасения во Франции, поэтому в апреле 1939 года в Гибралтаре собралось соединение флота, в состав которого вошел и «Ле Террибль»[16].
К началу Второй мировой войны входил в состав 10-го дивизиона контр-миноносцев, который, в свою очередь, был частью Рейдерского соединения (фр. Forces de Raid)[17]. 7 октября 1939 года в составе Рейдерского соединения «Ле Террибль» отправился к атлантическому побережью Северной Африки. 16 октября 1939 года «Ле Террибль» перехватил в районе Дакара германский пароход «Халле», что вынудило немецкий экипаж затопить свой корабль[18]. 25 октября 1939 года «Ле Террибль» совместно с «Ле Фантаск» захватил германский пароход «Санта Фе»[19].
«Л’Эндомтабль»
Корабль был построен компанией Forges et Chantiers de la Méditerranée в Ла-Сейн-сюр-Мере[7].
Оценка проекта
Строительство контр-миноносцев типа «Ле Фантаск» завершило вторую десятилетнюю программу развития французского флота после Первой мировой войны[20]. Эти красивые корабли стали вершиной развития французских контр-миноносцев и своеобразной «визитной карточкой» французского флота. Сочетание высокой огневой мощи с прекрасными ходовыми качествами делало их крайне опасными для итальянских эсминцев и серьёзными оппонентами для итальянских лёгких крейсеров типов «Альберико да Барбиано» и «Луиджи Кадорна». В качестве торпедно-артиллерийских кораблей их можно оценить очень высоко[21].
Вместе с тем, контр-миноносцы типа «Ле Фантаск» предназначались для решения достаточно узкого круга задач. Они должны были действовать в Средиземном море, Бискайском заливе и проливе Ла-Манш, где они всегда имели бы возможность зайти в ближайший порт для дозаправки. Для действий в Атлантике они имели недостаточный радиус действия. Тип «Ле Фантаск», так же, как и другие контр-миноносцы Франции, предназначались лишь для боя с надводным противником. Борьба с подводными лодками была для них практически невозможна, ввиду отсутствия средств их обнаружения, а противовоздушная оборона кораблей оказалась слишком слабой. Командование флота осознавало эти проблемы, но недостаток средств не позволил провести своевременную модернизации[20].
Память
В честь одного из кораблей этого проекта под названием «Le Terrible» названа стратегическая подлодка проекта «Триумфан» «Le Terrible».
Примечания
- ↑ Couhat J.L. French warships of the World War II. — London: Ian Allan, 1971. — P. 57. — ISBN 0-7110-0153-7.
- ↑ Le Masson H. Navies of the Second World War. The French navy. V.1. — London: Macdonald, 1969. — P. 116. — ISBN 0-356-02834-2.
- ↑ Дашьян А. В., Патянин С. В., и др. Флоты Второй мировой. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009. — С. 358. — ISBN 978-5-699-33872-6.
- ↑ Кофман В.Л. Лидеры типа «Могадор» // Морская коллекция. — 2008. — № 8. — С. 2.
- ↑ Lassaque J. Les CT de 2800 tonnes du type Le Fantasque. — Nantes: Marines edition, 1998. — P. 10. — ISBN 2-909675-44-0.
- ↑ Lassaque J. Les CT de 2800 tonnes du type Le Fantasque. — P. 11.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 Патянин С. В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй мировой войне. — СпБ, 2003. — С. 31.
- ↑ Campbell J. Naval Weapons of World War Two. — Annapolys, Maryland, USA: Naval Institute Press, 2002. — С. 297. — ISBN 0-87021-459-4.
- ↑ Campbell J. Naval Weapons of World War Two. — С. 308.
- ↑ Campbell J. Naval Weapons of World War Two. — С. 310.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Lassaque J. Les CT de 2800 tonnes du type Le Fantasque. — P. 129.
- ↑ Lassaque J. Les CT de 2800 tonnes du type Le Fantasque. — P. 23.
- ↑ Lassaque J. Les CT de 2800 tonnes du type Le Fantasque. — P. 24.
- ↑ Lassaque J. Les CT de 2800 tonnes du type Le Fantasque. — P. 27.
- ↑ Lassaque J. Les CT de 2800 tonnes du type Le Fantasque. — P. 30.
- ↑ Lassaque J. Les CT de 2800 tonnes du type Le Fantasque. — P. 46-47.
- ↑ Lassaque J. Les CT de 2800 tonnes du type Le Fantasque. — P. 48.
- ↑ Lassaque J. Les CT de 2800 tonnes du type Le Fantasque. — P. 50.
- ↑ Lassaque J. Les CT de 2800 tonnes du type Le Fantasque. — P. 51.
- ↑ 20,0 20,1 Lassaque J. Les CT de 2800 tonnes du type Le Fantasque. — P. 102.
- ↑ Патянин С. В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй мировой войне. — С. 7.
Ссылки
Гаррос Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне
Литература
- Патянин С. В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй мировой войне. — СПб., 2003.
- Lassaque J. Les CT de 2800 tonnes du type Le Fantasque. — Nantes: Marines edition, 1998. — ISBN 2-909675-44-0.
- Le Masson H. Navies of the Second World War. The French navy. V.1. — London: Macdonald, 1969. — ISBN 0-356-02834-2.
- Couhat J.L. French warships of the World War II. — London: Ian Allan, 1971. — ISBN 0-7110-0153-7.
- Jordan J., Dumas R. French Destroyers. Torpilleurs d'Escadre & Contre-Torpilleurs. 1922—1956. — Barnsley: Seaforth Publishing, 2015. — ISBN 978-1-84832-198-4.