Линейные крейсера проекта 1047

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Линейные крейсера типа «1047»
нидерл. Ontwerp slagkruiser klasse 1047
Проект
Страна
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное 33950 т
Длина 237,1 м
Ширина 30 м
Осадка 7,8 м
Бронирование борт — 320 мм;
палуба — 160 мм;
башни — 200—360 мм;
барбеты — 350 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Мощность 180 000 л. с. (132,4 МВт)
Скорость хода 34 узла (63 км/ч)
Дальность плавания 4500 миль на 20 узлах
Экипаж 1050 человек
Вооружение
Артиллерия 3 × 3 — 283-мм/45 или 305-мм,
6 × 2 — 120-мм
Зенитная артиллерия 16 × 2 — 40-мм/56,
16 × 1 — 20-мм
Авиационная группа 2 катапульты, 2 гидросамолёта[1]

Линейные крейсера «1047» — Проект боевых кораблей голландского флота времён Второй мировой войны. Разрабатывались с 1939 года для борьбы с японскими тяжёлыми крейсерами. Должны были войти в состав голландского Ост-Индского флота. Крейсера проектировались при поддержке немецко-голландской компании NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw. Предполагалось построить 2 или 3 крейсера, но все работы были прерваны немецким вторжением в 1940 году. До закладки крейсеров не дошло, после окончания войны проект не возобновлялся.

История создания

История создания линейных крейсеров проекта 1047 началась в 1938 году, когда специально созданный комитет флота проанализировал ситуацию, сложившуюся для Нидерландов в бассейне Тихого океана. Было высказано опасение, что Япония вынашивает захватнические планы в отношении голландских владений в Ост-Индии, богатых нефтью, в которой крайне нуждалась Япония. Соотношение военно-морских сил Нидерландов и Японии не оставляло голландцам шансов на успешное сопротивление, однако членами комитета было высказано оптимистическое мнение, согласно которому основные силы японского флота будут скованы потенциальными союзниками Нидерландов — Великобританией и США, в результате чего, японцы не смогут использовать свои линкоры и линейные крейсера против голландских ВМС на Тихом океане[2].

Таким образом, считалось, что наиболее мощными кораблями, которые Япония сможет направить против Голландской Ост-Индии станут тяжёлые крейсера. Однако самыми мощными кораблями ВМС Нидерландов являлись лёгкие крейсера типов «Ява» и «Де Рейтер», неспособные противостоять подобному противнику. Комитет рекомендовал создать новый тип быстроходных и мощных кораблей, способных выполнять функцию сдерживания японской агрессии, а в случае её начала, эффективно уничтожать тяжёлые крейсера противники. По сути, речь шла о создании своеобразного истребителя тяжёлых крейсеров, для боя с линкорами он не предназначался.

Конструкция

Оценка проекта

Итогом усилий голландских конструкторов стало появление достаточно своеобразного корабля. С одной стороны, он вполне соответствовал поставленным перед ним тактическим задачам. Артиллерия главного калибра позволяла справиться с любым тяжёлым крейсером, а собственное бронирование достаточно надёжно защищало от их ответного огня. Скорость линейных крейсеров проекта 1047 позволяло им, по крайней мере, не отстать от японских тяжёлых крейсеров[3]. Универсальная и малокалиберная зенитная артиллерия отличались высокими по меркам начала Второй мировой войны характеристиками, хотя общее количество стволов было явно недостаточно для отражения массированных воздушных атак.

Вместе с тем, проект оставался узкоспециализированным. «Истребитель крейсеров» не имел никаких шансов в решительном бою с любым линейным кораблём противника. Его броневая защита пробивалась орудиями линкоров практически на любых возможных дистанциях. Ему оставалось лишь спасаться бегством, уповая на более высокую скорость. С учётом того, что в реальности Япония в 1941—1942 годах смогла направить свои линкоры и линейные крейсера в контролируемый Нидерландами регион, линейные крейсера проекта 1047, будь они всё-таки построены, не смогли бы существенно изменить ход событий[4].

Примечания

  1. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — P. 388. — ISBN 0-85177-146-7.
  2. Garzke W., Dulin R. British, Soviet, French and Dutch Battleships of World War II. — London: Jane Publising Company Ltd, 1980. — P. 153. — ISBN 0-7106-0078-X.
  3. Garzke W., Dulin R. British, Soviet, French and Dutch Battleships of World War II. — P. 164.
  4. Garzke W., Dulin R. British, Soviet, French and Dutch Battleships of World War II. — P. 165.

Литература

  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-146-7.
  • Garzke W., Dulin R. British, Soviet, French and Dutch Battleships of World War II. — London: Jane Publising Company Ltd, 1980. — ISBN 0-7106-0078-X.
  • Сулига С.В. Суперкрейсера 1939-1945. Проекты линейных крейсеров ВМС Нидерландов // Морская коллекция. — 1995. — № 6.