Северный судоремонтный завод

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Северный судоремонтный завод
Плавучий док ССРЗ. Фото 2010 годаПлавучий док ССРЗ. Фото 2010 года
Год основания 1934 год
(начало строительства)
10 января 1943 года
(вступил в строй)
Год закрытия 22 июля 2002 года
Прежние названия Завод № 263
Ключевые фигуры Б.Л. Цендровский
Отрасль судоремонт
Материнская компания НКМФ СССР
(1939-1941)
НКСП СССР
(1941-1945)
НКМФ СССР
(1945-1946)
ММФ СССР
(1946-1954)
МСП СССР
(1954-1965)
МРХ СССР
(1965-1991)

Се́верный судоремо́нтный заво́д (ССРЗ), ранее СРЗ № 1, заво́д № 263, разг. Северный завод — судоремонтное предприятие в городе Советская Гавань Хабаровского края. С 1992 года — АО «Северный судоремонтный завод» (АО ССРЗ). Вступил в строй в 1943 году. В 2002 году признан банкротом и прекратил работу.

История завода

Строительство СРЗ № 1 началось в 1934 году на побережье бухты Окоча. Изначально завод строился как сдаточная база комсомольского завода № 199 (ныне Амурский судостроительный завод). В 1937 году на заводе был отремонтирован первый пароход. В соответствии с постановлением СНК СССР от 1 июня 1939 года передан в ведение Народного комиссариата морского флота СССР (НКМФ).

2 сентября 1939 года был издан приказ НКВД СССР «Об организации Управления строительства № 263 и ИТЛ в Советской Гавани»[1].

В 1941 году завод передан в ведение Народного комиссариата судостроительной промышленности (НКСП), в ноябре 1942 года получил наименование «завод № 263». В целях оказания заводу организационной и хозяйственной помощи в начале производственной деятельности по распоряжению СНК СССР его определили как филиал завода № 202 (ныне Дальзавод). Для оснащения завода было выделено с импорта оборудование, которое переправили в Советскую Гавань. Завод № 202 командировал на свой новый филиал производственных и вспомогательных рабочих, укомплектовал аппарат заводоуправления и цехов, выделил инструменты, материалы и оборудование (как по разнарядке, так и дополнительно), требующиеся для производства. Однако имея недокомплект производственных рабочих на основном предприятии, Дальзавод не мог вполной мере обеспечить филиал, который насчитывал 130 производственных рабочих, 65 человек вспомогательного состава и 70 инженерно-технических работников. Для выхода на плановую выработку продукции заводу № 263 требовалось ещё 800 рабочих и 200 — вспомогательного персонала. Кроме этого новый завод испытывал острую нужду в судоремонтных и горюче-смазочных материалах и топливе, которая покрывалась за счёт Северной Тихоокеанской флотилии, чьи корабли ремонтировались на заводе, и предприятий местной промышленности. Руководство Дальзавода считало, что для решения этих проблем завод № 263 должен быть выделен в отдельное предприятие, однако[2].

29 октября 1944 года ГКО СССР принял постановление № 6836 с «О мероприятиях по судостроительным заводам НКСП на Дальнем Востоке»[3], которым, в числе прочего, определил комплекс мероприятий по строительству завода № 263 в Советской Гавани. В частности наркому судостроительной промышленности И. И. Носенко предписывалось выделить завод № 263 из подчинения Дальзаводу в самостоятельное предприятие[4].

В 1945 году завод вновь перешёл в ведение НКМФ (с 1946 года, после преобразования министерств в наркоматы — ММФ). Тогда же получил статус самостоятельного судоремонтного предприятия. Для открытой переписки использовалось название завода «п/я 105»[5]. После Великой Отечественной войны строительство продолжилось, в нём принимали участие японские военнопленные.

В 1950-е годы, с приходом опытных инженерных кадров, на заводе начался подъём производительности труда, стали выполняться плановые показатели, улучшаться культурно-бытовые условия жизни заводчан. Среди пришедших на завод в то время были молодые инженеры из институтов Владивостока, Калининграда, Ленинграда, рабочие кадры из ремесленных училищ Ленинграда, Керчи, Сретенска и других городов[6].

С 1954 года завод в ведении Министерства судостроительной промышленности (МСП СССР).

До 1960-х гг. ССРЗ занимался в основном ремонтом судов военного назначения, среди них — минные тральщики, торпедные катера, боевые и сторожевые корабли, дизельные подводные лодки, эскадренные миноносцы, артиллерийские и ракетные крейсера[6].

В 1965 году завод перешёл в подчинение Министерства рыбного хозяйства СССР, после чего стал заниматься в основном судоремонтом флота рыбной промышленности. В частности было организовано производство изделий промвооружения для рыбаков дальневосточного бассейна, а в 1964 году на ССРЗ был построен уникальный понтон плавучей драги с ковшом ёмкостью 600 литров для горнодобывающего предприятия «Лензолото»[6].

С 1967 года завод начал специализироваться на ремонте транспортных (типа «Ангара», построенных в Швеции) и производственных (типа «Братск», построенных в ГДР и номерников, построенных в Дании) рефрижераторов и РС-300[5]. В 1970 году на заводе появился плавучий док № 2 грузоподъемностью 8500 тонн, построенный херсонскими судостроителями и док-гигант из Швеции грузоподъемностью 27000 тонн. Была практически решена задача докового ремонта кораблей и судов любого тоннажа круглогодично[6].

ё2 июня 1972 года был образован цех завода «Продмаш». Он выполнял работы как по ремонту рыбообрабатывающего оборудования судов, стоящих в ремонте у причалов ССРЗ, так и технологического оборудования пищевых предприятий города (пивзавод, молокозавод, колбасный завод, хлебокомбинат, консервный и кулинарные цеха базы рыболовства). Цехом в 1973 году были изготовлены металлоконструкции ригелей опор моста и решетчатые ограждения полотна дороги при его сооружении через реку Хадя[5].

Кроме ремонта судов, ССРЗ производил и другую продукцию. Ежегодно завод производил на десятки тысяч рублей различной мебели, сувениров и других изделий, в частности изготавливал диван-кровати нескольких модификаций, кресла мягкие, складные столы-книжки, вешалки в прихожую, платяные шкафы, сувенирные журнальные столики с инкрустацией шпоном древесины твёрдых пород, изделия с палехской росписью. Выпускаемые изделия пользовались спросом у населения города и района[5].

ССРЗ был, наряду с судоремонтным заводом № 1 ММФ СССР, одним из градообразующих предприятий Советской Гавани, его коллектив внёс большой вклад в строительство и благоустройство города. Стройтрестом № 508, при активной помощи ССРЗ, было построено несколько десятков многоквартирных жилых домов в городе. Руководство ССРЗ стало инициатором строительства в 1969 году городского стадиона «Спартак», коллектив завода внёс основной вклад в его строительство. В городе были установлены памятник воину-освободителю (на площади Победы) и монумент совгаванцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (на улице Ленина), спроектированные заводским художником А. С. Горобченко. Уделялось внимание развитию и благоустройству пионерского лагеря «Утёс», где летом отдыхали дети работников завода и других предприятий города, а также турбазы «Перекат», построенной силами заводчан. Было создано подсобное хозяйство завода, обеспечивавшее его работников молоком и мясом. Наконец, коллектив ССРЗ был инициатором развития в Советской Гавани коллективного садоводства: успех созданного этим коллективом садоводческого товарищества «Пионер» опроверг мнение, что садоводство в городе невозможно из-за сурового климата. Большой вклад в реализацию всего вышеперечисленного внёс Б. Л. Цендровский, главный инженер завода в 1958—1971 годах и его директор в 1971—1987 годах[6].

Коллектив подсобного хозяйства завода удерживал лидерство в социалистическом соревновании среди подсобных хозяйств района. За 1981 год коллектив признан победителем с вручением переходящего Красного Знамени[5].

В 1983 году к 40-летию завода был издан фотоальбом «Северный судоремонтный завод. 1943—1983»[7].

Для защиты работников завода от возможной ядерной угрозы было заложено два противорадиационных укрытия примерно по 500 человек каждое.

В 1992 году ССРЗ был преобразован в открытое акционерное общество — ОАО «Северный судоремонтный завод». В 1990-е годы занимался ремонтом гражданских и военных судов, оборудованием промысловых судов, а также распилом судов на металл. Акционирование не помогло предприятию выжить в новых экономических реалиях России — к 2001 году оно, как и второй судоремонтный завод города, «Якорь» (бывший завод № 1 ММФ СССР), страдало от низкой загрузки производственных мощностей, высокой себестоимости выполняемых работ и недостатка квалифицированных рабочих кадров, с 1998 года работникам завода практически перестали платить зарплату (она была выплачена лишь в 2002 году, после ликвидации ССРЗ). В этих условиях Глава Администрации Хабаровского края Виктор Ишаев издал распоряжение о реструктуризации ССРЗ и завода «Якорь» — существование сразу двух судоремонтных заводов в одном городе было объявлено нецелесообразным, и предполагалось, что их мощностями будет управлять единая управляющая компания[8]. Однако реструктуризация не состоялась из-за того, что 31 января 2002 года ОАО «Северный судоремонтный завод» было признано банкротом, а 22 июля 2002 года Арбитражный суд Хабаровского края отклонил кассационную жалобу по этому делу, и тем самым решение о банкротстве вступило в силу[9].

В настоящее время завод не работает, его помещения заброшены, однако территория частично охраняется.

Директора завода

Известные люди, связанные с заводом

Примечания

  1. Приказы НКВД СССР. 1934—1941 гг. Каталог рассекреченных документов Государственного архива Российской Федерации/Под ред. В. А. Козлова, С. В. Мироненко; Отв. сост. Я. М. Златкис / Государственный архив РФ. ‒ Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. ‒ 508 с. ‒ (Каталоги. ‒ Т. V). Дата обращения: 7 марта 2022. Архивировано 7 марта 2022 года.
  2. Зайцев Ю. М. Деятельность завода № 202 им. К. Е. Ворошилова (Дальзавод) по обеспечению боевой готовности кораблей Тихоокеанского флота (1941—1945 гг.) // Вглядываясь в прошлое. Мировые войны XX века в истории Дальнего Востока России. Владивосток, 2015. С. 69-70.
  3. РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 329. Л. 29—41
  4. Зайцев Ю. М. Деятельность завода № 202 им. К. Е. Ворошилова (Дальзавод) по обеспечению боевой готовности кораблей Тихоокеанского флота (1941—1945 гг.) // Вглядываясь в прошлое. Мировые войны XX века в истории Дальнего Востока России. Владивосток, 2015. С. 79-80.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Отдел истории. Официальный сайт районного краеведческого музея имени Н. К. Бошняка. Дата обращения: 30 марта 2019. Архивировано 30 марта 2019 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Жизнь, посвящённая заводу, Наша Гавань (4 июля 2016). Архивировано 30 марта 2019 года. Дата обращения 30 марта 2019.
  7. фотоальбом «Северный судоремонтный завод. 1943—1983». Дата обращения: 30 марта 2019. Архивировано 30 марта 2019 года.
  8. Распоряжение Главы Администрации Хабаровского края от 14 мая 2001 года № 369-р «О реструктуризации судоремонтных предприятий г. Советская Гавань». Дата обращения: 30 марта 2019. Архивировано 30 марта 2019 года.
  9. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.07.2002 N Ф03-А73/02-1/1345 по делу N А73-9004/2001-23Б. Дата обращения: 30 марта 2019. Архивировано 30 марта 2019 года.
  10. Дерило, Марина. Что грозит Советской Гавани, Тихоокеанская звезда (20 апреля 2011). Архивировано 30 марта 2019 года. Дата обращения 30 марта 2019.

Ссылки