Графический метод решения задачи линейного программирования
Графический метод решения задачи линейного программирования основан на геометрической интерпретации задачи линейного программирования и применяется в основном при решении задач двумерного пространства и только некоторых задач трёхмерного пространства, так как довольно трудно построить многогранник решений, который образуется в результате пересечения полупространств. Задачу пространства размерности больше трёх изобразить графически вообще невозможно.
Описание метода


Пусть задача линейного программирования задана в двумерном пространстве, то есть ограничения содержат две переменные.
- Найти минимальное значение функции
[math]\displaystyle{ (1)\quad Z = c_1x_1 + c_2x_2 }[/math]
при ограничениях вида
[math]\displaystyle{ (2)\quad \left\{ \begin{matrix} a_{11}x_1 + a_{12}x_2 \leqslant b_1 \\ a_{21}x_1 + a_{22}x_2 \leqslant b_2 \\ \ldots \\ a_{n1}x_1 + a_{n2}x_2 \leqslant b_n \end{matrix} \right . }[/math]
и
[math]\displaystyle{ (3)\quad \left\{ \begin{matrix} x_1 \geqslant 0\\ x_2 \geqslant 0\\ \end{matrix} \right . }[/math]
Допустим, что система (2) при условии (3) совместна. Каждое из неравенств из систем (2) и (3) определяет полуплоскость с граничными прямыми: [math]\displaystyle{ a_{i1}x_1 + a_{i2}x_2 = b_i, (i = 1, 2,\ldots, n); x_1=0; x_2=0 }[/math].
Линейная функция (1) при фиксированных значениях [math]\displaystyle{ Z }[/math] является уравнением прямой линии: [math]\displaystyle{ c_1x_1 + c_2x_2 = const }[/math].
Построим многоугольник решений системы ограничений (2) и график линейной функции (1) при [math]\displaystyle{ Z = 0 }[/math]. Тогда поставленной задаче линейного программирования можно дать следующую интерпретацию:
- Найти точку многоугольника решений, в которой прямая [math]\displaystyle{ c_1x_1 + c_2x_2 = const }[/math] опорная и функция [math]\displaystyle{ Z }[/math] при этом достигает минимума.
Значения [math]\displaystyle{ Z = c_1x_1 + c_2x_2 }[/math] уменьшаются в направлении вектора [math]\displaystyle{ N =(-c_1, -c_2) }[/math], поэтому прямую [math]\displaystyle{ Z = 0 }[/math] передвигаем параллельно самой себе в направлении вектора [math]\displaystyle{ N }[/math].
Если многоугольник решений ограничен (см. рисунок), то прямая дважды становится опорной по отношению к многоугольнику решений (в точках [math]\displaystyle{ B }[/math] и [math]\displaystyle{ E }[/math]), причём минимальное значение принимает в точке [math]\displaystyle{ E }[/math]. Координаты точки [math]\displaystyle{ E (x_1, x_2) }[/math] находим, решая систему уравнений прямых [math]\displaystyle{ DE }[/math] и [math]\displaystyle{ EF }[/math].
Если же многоугольник решений представляет собой неограниченную многоугольную область, то возможны два случая.
Случай 1. Прямая [math]\displaystyle{ c_1x_1 + c_2x_2 = const }[/math], передвигаясь в направлении вектора [math]\displaystyle{ N }[/math] или противоположно ему, постоянно пересекает многоугольник решений и ни в какой точке не является опорной к нему. В этом случае линейная функция не ограничена на многоугольнике решений как сверху, так и снизу.
Случай 2. Прямая, передвигаясь, всё же становится опорной относительно многоугольника решений. Тогда в зависимости от вида области линейная функция может быть ограниченной сверху и неограниченной снизу, ограниченной снизу и неограниченной сверху, либо ограниченной как снизу, так и сверху.
Литература
- Кремер Н.Ш. Исследование операций в экономике. — Москва: Юнити, 2000. — С. 55-57. — 408 с.
- Ашманов С.А. Линейное программирование. — Москва: «Наука», 1981. — 304 с.
Примечания
Для улучшения этой статьи по математике желательно: |