Задача

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Зада́чапроблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать[1]. Ещё более узкое определение называет задачей ситуацию с известным начальным состоянием системы и необходимым конечным состоянием системы, причём способ достижения конечного состояния от начального известен (в отличие от проблемы, в случае которой способ достижения конечного состояния системы неизвестен).

Другие определения понятия «задача» согласно международным стандартам:

  • деятельность, необходимая для достижения некоторой цели[2];
  • требуемые, рекомендуемые или допустимые действия, направленные на содействие достижению одного или нескольких результатов некоторого процесса[3];
  • наименьшая единица работы, подлежащая учёту; чётко определённое рабочее задание для одного или нескольких участников проекта[4].

В самом широком смысле под задачей понимается то, что нужно выполнить — задание, поручение, дело, упражнение, например логическая задача, математическая задача, шахматная задача.

В отличие от функции, которая может осуществляться постоянно, задача предполагает при заданных её условиях выход на достижение конечного результата (решение задачи).

Параметры задачи

В задаче выделяют:[5]

  • Элементы начальной (исходной) ситуации
  • Правила преобразования ситуации
  • Требуемое решение (цель, конечная ситуация)

Требуемое решение может быть задано по-разному: как конечное состояние ситуации (например, то, как должна выглядеть собранная головоломка); как получение нового знания (например, 2 + 2 = ?); как установление связей (отношений) между элементами ситуации (например, когда требуется определить, какой из двух предметов тяжелее) и т. д.

Характеристики условия задачи

Выделяют следующие характеристики условия задачи:[5]

  • Привычность или непривычность ситуации, новизна задачи для субъекта
  • Степень выделенности (явности) существенных отношений
  • Форма условий (реальная ситуация / изображение / словесное описание)
  • Соотношение условия — решение: условия достаточны / недостаточны / избыточны для решения.

Решение задач

См. также

Примечания

  1. Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.
  2. Международный стандарт ISO/IEC TR 9126-4:2004, Software Engineering — Product quality — Part 4: Quality in use metrics
  3. Международный стандарт ISO/IEC 12207:2008 (IEEE Std 12207-2008), Systems and Software Engineering — Software life cycle processes
  4. Международный стандарт IEEE Std 829-2008 IEEE Standard for Software and System Test Documentation
  5. 5,0 5,1 Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1984. Гл. 2. § 1.

Литература