Нанайцы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Гольды»)
Нанайцы
Современное самоназвание нанай
хэдзэни
Численность и ареал
Всего: 16 000 чел.

 Россия:
11 671 (Всероссийская перепись 2010 г.)[1]

 Китай:
5354 (перепись 2010 г.)

Описание
Язык нанайский, русский, китайский
Религия православие, шаманизм, анимизм
Входит в тунгусо-маньчжурские народы
Родственные народы эвенки, эвены, орочи, маньчжуры, сибо
Семья нанайцев

Нана́йцы (нанайск. нанай, нани, хэдзэни; кит. трад. 赫哲族, пиньинь hèzhézú; устаревшее гольды) — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае.

Названия

Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли[2][неавторитетный источник?]. В прошлом нанайцы были известны в литературе на русском и других европейских языках как гольды[3]. В Китае нанайцы известны как хэчжэ (кит. упр. 赫哲族, пиньинь Hèzhé zú). Самоназвание «низовых» (живущих ниже Найхина по течению Амура) нанайцев — «нани» — является также самоназванием ульчей. А нанайцы, проживающие выше Найхина по течению Амура, часто называют себя по-нанайски «хэдзэ(ни)», что можно перевести как «живущие ниже по течению» (видимо, по отношению к нанайцам Китая и маньчжурам) и составляет некоторый парадокс, потому что для значительной части нанайцев это сейчас как раз «верховые» нанайцы.

Антропологический тип

Нанайцы являются носителями байкальского антропологического типа с небольшой примесью северного китайского антропологического компонента[4].

Генетика

В генофондах двух самых крупных кланов (родовых объединений) нанайцев — бельды и самар — преобладает специфичная для Приамурья Y-хромосомная гаплогруппа N3a6. Датировки кластеров сети Y-STR гаплотипов показывают, что клан самар (1400 ± 500 лет) может быть «старше» клана бельды (800 ± 500 лет). Y-хромосомный генофонд бельды на 98% состоит из трёх гаплогрупп: N3, C2 и О. Y-хромосомный генофонд бельды на 84% состоит из гаплогруппы N3a6, на гаплогруппы О1b, С2b1a и J2a1a приходятся остальные 16% генофонда[5][6]. Три четверти представителей нанайского рода Киле относятся к Y-хромосомной гаплогруппе С-М48, доля которой в основной популяции нанайцев в четыре раза ниже (в среднем 18%). Основная часть представителей рода Киле относится к субкладу С-Z40445 (67%), а единичные представители — к субкладам С-B470 и C-B80. Преобладающая у нанайцев Y-хромосомная гаплогруппа N3a6-B479 крайне редка у представителей рода Киле — 6%[7][8].

История

Гольды с верховьев Уссури, фото 1870-х гг.

Первая информация о расселении коренных народов бассейна Амура появилась в России в середине XVII века, во времена походов Хабарова и других землепроходцев. По мнению историка Б. П. Полевого, дючеры, жившие в низовьях Сунгари и по Амуру в районе устьев Сунгари и Уссури, были нанайцами[9][10]. Однако более общепринятым и по сей день остаётся высказывавшееся в XIX в. мнение, что дючеры были потомками или близкими родственниками чжурчжэней, а нанайцы вероятно были известны землепроходцам как «ачаны» и «натки», и распространились в районы, прежде заселённые землепашцами-дючерами, лишь после переселения дючеров китайскими властями в глубину Маньчжурии во второй половине 1650-х годов[4][11][12].

Культура

Роль собаки в духовной культуре

Проведённое исследование показывает огромную роль собаки в духовной культуре нанайцев. В традиционной культуре нанайцы осознавали мир с мифологических и анимистических позиций. Образ собаки в мифологии тесно связан с человеком. Например, образ мифической Железной Собаки (суки) расценивается как женский и обладает положительными и отрицательными свойствами. Нередко этот образ является одним из основных персонажей преданий о происхождении нанайских родов, что показывает его архаичность.

В шаманстве наиболее значительным представляется сверхъестественный образ собаки помощника и покровителя шамана. С её помощью шаманом осуществлялась поисковая работа потерянной или украденной души человека.

Анализ промысловой обрядности, шаманства, ритуалов жизненного цикла, показывает, что образ собаки имеет в своей основе древние амурские корни. Представления нанайцев, связанные с собакой, отражают присущие ей с древних времён функции охранителя и защитника своего хозяина. Они отражались практически во всех проявлениях традиционной культуры: в ритуалах жизненного цикла, шаманстве и промысловых культах.

В целом, анализ этнокультурных особенностей нанайского собаководства показывает, что образ и роль собаки в различных аспектах собаководства и, шире, культуры нанайцев, позволяет использовать её в качестве этноидентифицирующего маркера, проследить этническую гомогенность нанайского этноса.[13]

Места проживания

Расселение нанайцев в ДФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Музей в национальном селе Сикачи-Алян Хабаровского района
Расселение нанайцев в РФ на 2010 год в % от общей численности этого народа в РФ
Расселение нанайцев в РФ на 2010 год в % от численности населения муниципальных образований

Пекинский договор 1860 г., сделав реки Амур и Уссури государственной границей, разделил район проживания нанайцев между Россией и Китаем.

Большинство нанайцев России (92,29 %) проживает в Хабаровском крае (10 771 чел., из них 3950 чел. в Нанайском районе). Нанайские деревни расположены по обоим берегам среднего Амура (примерно от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре) и на его притоках, а также на российском (восточном) берегу Уссури (Пожарский район Приморского края).

В Китае (провинция Хэйлунцзян) нанайцы проживают на правом берегу Амура между устьями Сунгари и Уссури (уезды Тунцзян и Фуюань городского округа Цзямусы) и на левом берегу Уссури (уезд Жаохэ городского округа Шуанъяшань)[14].

Численность нанайцев в СССР составляла в 1989 г. по данным переписи 12 023 человека, из них в РСФСР — 11 883. По переписи населения России 2002 г. — 12 160 человек. В Китае по переписи 2000 г. проживало 4600 нанайцев[15].

Численность нанайцев в России:


Численность нанайцев в населённых пунктах в 2002 г.[16]: Хабаровский край:

Приморский край:

Динамика численности нанайцев (по данным всекитайских переписей населения)

  • 1964 год — 0,71 тыс. чел.[17]
  • 1982 год — 1,48 тыс. чел.[17]
  • 1990 год — 4,25 тыс. чел.[17]
  • 2000 год — 4,64 тыс. чел.[17]
  • 2010 год — 5,35 тыс. чел.[17]

Язык

Нанайский язык относится к группе тунгусо-маньчжурских языков. В России используется письменность на основе кириллицы, в Китае практически бесписьменный (отдельные издания, обсуждающие язык, используют пиньинь для транскрипции).

Нанайские административно-территориальные образования

Нанайские административно-территориальные образования в настоящее время (2011) имеются в России и Китае. В России к ним относится Нанайский район.

В Китае к эвенкийским АТО относятся три национальных волости в Хэйлунцзяне.

Хэйлунцзян

городской округ Цзямусы

городской округ Шуанъяшань

Родовое деление

Сегодня насчитывается 30 нанайских родов-фамилий:


1. Аимка 11. Заксор 21. Сайгор (Сойгор)
2. Актанка (Ахтанка) 12. Киле (Киля) 22. Самар (к концу XIX в. около 400 человек)[18]
3. Бельды (к концу XIX в. около тысячи человек и включал 47 родов) 13. Моринкан 23. Сарголь (Соргол)
4. Гайер (Гаер) 14. Наймука 24. Тумали
5. Гахил (Гахир) 15. Нуер 25. Удинкан
6. Гейкер (Гэйкэр) 16. Одзял 26. Уксуменка
7. Дер 17. Ойтанко 27. Хайтанин
8. Дзяпи 18. Оненко 28. Ходжер
9. Дигор 19. Поссар (Пассар) 29. Юкаминкан
10. Донкан 20. Перменко 30. Юкомзан

Известные нанайцы

Галерея

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Всероссийские переписи населения 2002 2010 годов (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 августа 2015. Архивировано 9 июня 2014 года.
  2. Ходжер Г. Непроглядные сумерки.
  3. Анучин Д. Н. Гольды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. 4,0 4,1 Нанайцы Архивная копия от 22 ноября 2008 на Wayback Machine (hronos.info)
  5. Нанайцы Дальнего Востока: генетическая реконструкция происхождения двух крупнейших кланов Архивная копия от 28 июля 2021 на Wayback Machine, 03.01.2019
  6. Богунов Ю. В. и др. Генофонд коренных народов Дальнего Востока: генетическая реконструкция происхождения нанайских родов (бельды и самар) // Генетика. 2018. Т. 54. Приложение. с. S99–S102. DOI: 10.1134/S0016675818130052.
  7. Нанайский род Киле как пример генетического переплетения народов Дальнего Востока, 21.09.2021
  8. Балановская Е. В. и др. Генетические переплетения тунгусоязычных народов Дальнего Востока: эвены, эвенки, нанайцы // Вестник Московского университета. Серия XXIII Антропология, 2020, N 2, С.113-125. DOI: 10.32521/2074-8132.2020.2.113-125
  9. Б. П. Полевой, Известная челобитная С. В. Полякова 1653 г. и её значение для археологов Приамурья Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII—XIX вв. (Историко-археологические исследования) т. 2. Владивосток. Российская Академия Наук. 1995. (А также ссылки из этой статьи на его более ранние работы)
  10. Б. П. Полевой, О подлинном местоположении Косогорского острога 50-х гг. XVII века. Архивная копия от 25 июля 2011 на Wayback Machine
  11. Дючеры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  12. Бурыкин А. А., Заметки об этнониме «чжурчжэни» и наименовании «чжурчжэньский язык». Архивная копия от 20 апреля 2002 на Wayback Machine
  13. Самар А. П. Этнокультурные особенности нанайского собаководства :Вторая половина XIX—XX в.. Дата обращения: 16 декабря 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  14. Hezhe Zu (Нанайцы) (кит.)
  15. 赫哲族人口 (недоступная ссылка) (Демографические данные нанайцев Китая) (кит.)
  16. База микроданных Архивная копия от 12 июля 2019 на Wayback Machine Всероссийской переписи населения 2002 года
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 Ставров И. В. Тенденции демографического развития неханьских национальностей Северо-Восточного Китая (начало XXI века) // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. — 2013. — № 4 (170). — С. 148
  18. Нанайцы Дальнего Востока: генетическая реконструкция происхождения двух крупнейших кланов | Генофонд РФ. Дата обращения: 18 июля 2022. Архивировано 28 июля 2021 года.

Литература

Ссылки