Волк в геральдике
Волк (лат. Iupus; фр. Ioup; нем. wolf; норв. ulv; шв. varg; чешск. vlk; польск. wilk) — естественная негеральдическая гербовая фигура.
Он называется хищным (фр. ravissant), если держит добычу, и разъярённым (фр. allumé), если его глаза отличены особой от всего тела краской[1].
История
С глубокой древности у большинства народов Европы, библейской символике, в традиционной европейской геральдике считается символом свирепого врага, в русской геральдике символом алчности, злости и прожорливости. В раннем средневековье в Северной Европе термин волк (Varg i veum) в обычном праве означал самого презираемого преступника — осквернителя храмов и кладбищ.
В Библии волкам употреблялись лжепророки, неправедные правители и судьи, как лица, наиболее опасные для народа. Как высшей символ свирепости волк противопоставляется христианскому ягнёнку, символу кротости и непорочности — агнцу. В библии время высшей несбыточной справедливости на земле характеризуется, как эпоха, когда волк и ягнёнок будут жить вместе.
В античной мифологии миф о волчице, вскормившей Ромула и Рема, был также, своеобразным отражением резко отрицательной оценки действий древнейшего узурпатора Амулия, повелевшего бросить младенцев в Тибр, а волчица спасла в вскормила.
Аналогичная ситуация и в русской сказке, где волк спасает Иванушку от смерти и преследований царя.
В скандинавской мифологии волк Фенрир — страж Ада, враг людей и богов.
В католической символике волчица — символ алчности.
В культуре и мифологии тюркских народов образ волка безусловно положителен (в отличие от большинства индоевропейских народов), волк считался мифологическим прародителем тюрок, и его изображение часто присутствовало в родовой и государственной символике. Стоит учитывать при этом, что культура и мифология тюркских народов никакого отношения к геральдике не имеют[2].
У германских и славянских народов, совпадение символа свирепого врага, находит своё отражение в фонетическом совпадении слов "волк" и "враг", в русском и германском языках: волк — Wolf (вольф), — ulv (ульв), — varg (варг) — враг.
Отображение в гербах
Его образ не находит большого отражения ни в геральдике, ни в эмблематике. Если символическое значение образа волка всё же проявляется в западноевропейской и в русской традиции, то его изображение в гербах крайне редки и по существу закреплено лишь в германской геральдике, где его изображение практически совпадает с изображением лисицы (лис). Расположение фигуры на щите, поворот головы, общий абрис и экстерьер фигуры фактически одинаковы. Различия между ними незначительны и строго фиксированы: у лиса гладкая, лежащая шерсть, пышный хвост, крупные уши эллипсовидны, расположены почти в анфас, пасть всегда сомкнута (даже если держит добычу), кончик носа чётко обозначен особым (обычно чёрный) цветом, цвет всегда красный, независимо от цвета поля щита. У волка шерсть на лапах, хвосте и спине вздыблена, пасть всегда открыта (даже если не высунут язык), в пасти видно два ряда острых зубов, уши изображаются в профиль и заостренны, верхняя часть морды всегда раздвоена. Окрас фигуры всегда чёрная, и очень редко синяя или голубая, в исключительных случаях белая, серебряная, серая (натуральная).
В западноевропейской геральдике — римская волчица с двумя младенцами встречается ещё реже и известно лишь пять случаев её изображения за всю историю европейской культуры:
- Одна из ранних эмблем Византийской империи;
- Эмблема первого агнлосаксонского королевства Кент в V-VI веках:
- Герб итальянского города Монтальчино в 1555-1559 годах, когда он на короткое время стал отдельным епископством;
- Герб Римской республики в 1849 году.
- Герб Сиены в период её независимости.
В русской геральдике фигура волка практически не используется. Как говорящая фигура использовался в родовой (выходцы с Европы) и в ряде гербов городов Украины и Белоруссии. Бегущий волк в голубом поле использовался в гербе города Волчанск Харьковской области. Эмблема города Летичев Хмельницкой области расположенного в устье реки Волк, впадающий в Южный Буг — бегущий серебряный волк в голубом поле. В городе Волковыск Гродненской области — стоящий волк с головой в анфас.
В России волк официально не числился, за исключением одного случая, когда в 1781-1802 годах слобода Калитва Воронежской области получила герб города. На этом гербы были изображены звериные фигуры, напоминающие или собак или волка. В описании давалось, что это чекалки — степной волк и были внесены в герб, потому что водились рядом с городом.
Современное отражение
С истреблением волков в большинстве стран Европы в XIX веке начинает меняться и смысловая оценка образа, как животного наделённого чрезвычайно развитым инстинктом самосохранения и самоотверженной верности семье (стае), верности вожаку стаи. Это обстоятельство дало английскому генералу, лорду Баден-Поуэллу, основателю скаутского движения, дать скаутам младшей группы (от 8-11 лет) официальное наименование "волчата" (wolf cubs), что должно было символизировать верность идеалам и уставу организации.
Самопровозглашённая республика Ичкерия 28 октября 1991 года, включила в герб основной фигурой нового герба — волка. В гербе изображён лежащий волк (борз) с головой, повёрнутой в анфас. Это был первый в истории народов случай, когда волк внесён в герб государства, ибо ни одно государство не хотело взять в герб символа хищника, как идеи государственной политики. Согласно официальной трактовки республики, волк "любимый образ" чеченского фольклора, очень ими ценимый, как символ гордости, отваги и свободы. Это тенденциозная "натяжка", ибо ни один народ Кавказа с древнейших времён, так не олицетворял образ волка, основного врага чабанов, грозы овечьих отар.
В Дагестане у даргинцев волк — образ глупого, недалёкого хищника, которого легко обманывает лиса.
Галерея
-
Герб Лобеза
-
Герб рода Вольф фон Гуденберг
-
Герб Волковыска
-
Герб Волковыска времен Российской империи
-
Герб Летичева
-
Герб Волчанска
-
Герб Волчанска времен Российской империи
-
Герб Штура
-
Герб Вольфратсхаузена
-
Герб Вольфсбурга
-
Герб Мстиславля
Примечания
- ↑ Волк, в гербах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Р. С. Липец. "ЛИЦО ВОЛКА БЛАГОСЛОВЕННО..." (Стадиальные изменения образа волка в тюрко-монгольском эпосе и генеалогических сказаниях). . Номадика.ру (3 июля 2015). Дата обращения: 16 июля 2019. Архивировано 16 июля 2019 года.
Литература
- А.Б. Лакиер. Русская геральдика. — СПб.: Типография II-го Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1855. Четвероногие животные Архивная копия от 16 мая 2021 на Wayback Machine.
- Сост. к.и.н. В.В. Похлёбкин. Словарь международной символики и эмблематики. М. Изд. Междун. Отношения. Изд. 3-е. 2001 г. № 38. Волк. ISNB 5-7133-0869-3.
Ссылки
- The Use of the Wolf as an Emblem of Heraldry Архивная копия от 16 июля 2019 на Wayback Machine. www.wolfsongalaska.org