Волк в геральдике

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Волк (лат. Iupus; фр. Ioup; нем. wolf; норв. ulv; шв. varg; чешск. vlk; польск. wilk) — естественная негеральдическая гербовая фигура.

Он называется хищным (фр. ravissant), если держит добычу, и разъярённым (фр. allumé), если его глаза отличены особой от всего тела краской[1].

История

С глубокой древности у большинства народов Европы, библейской символике, в традиционной европейской геральдике считается символом свирепого врага, в русской геральдике символом алчности, злости и прожорливости. В раннем средневековье в Северной Европе термин волк (Varg i veum) в обычном праве означал самого презираемого преступника — осквернителя храмов и кладбищ.

В Библии волкам употреблялись лжепророки, неправедные правители и судьи, как лица, наиболее опасные для народа. Как высшей символ свирепости волк противопоставляется христианскому ягнёнку, символу кротости и непорочности — агнцу. В библии время высшей несбыточной справедливости на земле характеризуется, как эпоха, когда волк и ягнёнок будут жить вместе.

В античной мифологии миф о волчице, вскормившей Ромула и Рема, был также, своеобразным отражением резко отрицательной оценки действий древнейшего узурпатора Амулия, повелевшего бросить младенцев в Тибр, а волчица спасла в вскормила.

Аналогичная ситуация и в русской сказке, где волк спасает Иванушку от смерти и преследований царя.

В скандинавской мифологии волк Фенрир — страж Ада, враг людей и богов.

В католической символике волчица — символ алчности.

В культуре и мифологии тюркских народов образ волка безусловно положителен (в отличие от большинства индоевропейских народов), волк считался мифологическим прародителем тюрок, и его изображение часто присутствовало в родовой и государственной символике. Стоит учитывать при этом, что культура и мифология тюркских народов никакого отношения к геральдике не имеют[2].

У германских и славянских народов, совпадение символа свирепого врага, находит своё отражение в фонетическом совпадении слов "волк" и "враг", в русском и германском языках: волк — Wolf (вольф), — ulv (ульв), — varg (варг) — враг.

Отображение в гербах

Его образ не находит большого отражения ни в геральдике, ни в эмблематике. Если символическое значение образа волка всё же проявляется в западноевропейской и в русской традиции, то его изображение в гербах крайне редки и по существу закреплено лишь в германской геральдике, где его изображение практически совпадает с изображением лисицы (лис). Расположение фигуры на щите, поворот головы, общий абрис и экстерьер фигуры фактически одинаковы. Различия между ними незначительны и строго фиксированы: у лиса гладкая, лежащая шерсть, пышный хвост, крупные уши эллипсовидны, расположены почти в анфас, пасть всегда сомкнута (даже если держит добычу), кончик носа чётко обозначен особым (обычно чёрный) цветом, цвет всегда красный, независимо от цвета поля щита. У волка шерсть на лапах, хвосте и спине вздыблена, пасть всегда открыта (даже если не высунут язык), в пасти видно два ряда острых зубов, уши изображаются в профиль и заостренны, верхняя часть морды всегда раздвоена. Окрас фигуры всегда чёрная, и очень редко синяя или голубая, в исключительных случаях белая, серебряная, серая (натуральная).

В западноевропейской геральдике — римская волчица с двумя младенцами встречается ещё реже и известно лишь пять случаев её изображения за всю историю европейской культуры:

  1. Одна из ранних эмблем Византийской империи;
  2. Эмблема первого агнлосаксонского королевства Кент в V-VI веках:
  3. Герб итальянского города Монтальчино в 1555-1559 годах, когда он на короткое время стал отдельным епископством;
  4. Герб Римской республики в 1849 году.
  5. Герб Сиены в период её независимости.

В русской геральдике фигура волка практически не используется. Как говорящая фигура использовался в родовой (выходцы с Европы) и в ряде гербов городов Украины и Белоруссии. Бегущий волк в голубом поле использовался в гербе города Волчанск Харьковской области. Эмблема города Летичев Хмельницкой области расположенного в устье реки Волк, впадающий в Южный Буг — бегущий серебряный волк в голубом поле. В городе Волковыск Гродненской области — стоящий волк с головой в анфас.

В России волк официально не числился, за исключением одного случая, когда в 1781-1802 годах слобода Калитва Воронежской области получила герб города. На этом гербы были изображены звериные фигуры, напоминающие или собак или волка. В описании давалось, что это чекалки — степной волк и были внесены в герб, потому что водились рядом с городом.

Современное отражение

С истреблением волков в большинстве стран Европы в XIX веке начинает меняться и смысловая оценка образа, как животного наделённого чрезвычайно развитым инстинктом самосохранения и самоотверженной верности семье (стае), верности вожаку стаи. Это обстоятельство дало английскому генералу, лорду Баден-Поуэллу, основателю скаутского движения, дать скаутам младшей группы (от 8-11 лет) официальное наименование "волчата" (wolf cubs), что должно было символизировать верность идеалам и уставу организации.

Самопровозглашённая республика Ичкерия 28 октября 1991 года, включила в герб основной фигурой нового герба — волка. В гербе изображён лежащий волк (борз) с головой, повёрнутой в анфас. Это был первый в истории народов случай, когда волк внесён в герб государства, ибо ни одно государство не хотело взять в герб символа хищника, как идеи государственной политики. Согласно официальной трактовки республики, волк "любимый образ" чеченского фольклора, очень ими ценимый, как символ гордости, отваги и свободы. Это тенденциозная "натяжка", ибо ни один народ Кавказа с древнейших времён, так не олицетворял образ волка, основного врага чабанов, грозы овечьих отар.

В Дагестане у даргинцев волк — образ глупого, недалёкого хищника, которого легко обманывает лиса.

Галерея

Примечания

Литература

Ссылки