Манси
Манси | |
---|---|
Современное самоназвание | мāньси ма̄хум |
Численность и ареал | |
Всего: 12 500 | |
Россия:
43 (2001 г.) |
|
Описание | |
Язык | мансийский, русский |
Религия | традиционные верования, православие |
Входит в | финно-угорские народы |
Родственные народы | ханты, венгры |
Ма́нси (манси́йцы, устаревшее — вогу́лы, вогуличи; манс. мāньси) — малочисленный финно-угорский народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Ближайшие языковые родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.
Общая численность — 12 269 чел. (по переписи 2010).
Около 200 манси проживает на севере Свердловской области[1][3]. Несколько — на северо-востоке Пермского края (государственный заповедник «Вишерский»).
Объединённое название манси и близкородственного народа — хантов — обские угры[4].
Этноним
Эндоэтноним (самоназвание) манси означает «человек» и восходит к прафинно-угорскому слову *mańćɜ «мужчина, человек» и имеет параллели в других угорских языках: хантыйское название одной из фратрий — маньть (mańt́) (В), моньть (mońt́) (И), мась (maś) (О), а также самоназвание венгров в единственном числе magyar (модьяр). В разных диалектах мансийского языка оно имеет разные формы: сосьвинский маньси (mańśi), пелымский ма̄ньсь (māńś), нижнекондинский мӧ̄ньсь (mɔ̄̈ńś), тавдинский мӓньцӣ (mäńćī), нижнелозьвинский ма̊ньсь (måńś)[5][6].
Название мансийской фратрии Мо̄сь заимствовано из хантыйского языка — мась (mɔś) (О), однако имеет такое же происхождение из общеугорского слова *mańćɜ[6].
В русском языке для обозначения представителей народа существуют слова: во мн. ч. — манси (несклоняемое) и мансийцы; в ед. ч. — мансиец и мансийка, а также манси (несклоняемое) для обозначения мужчины или женщины. Прилагательные мансийский и (неизменяемое) манси[7].
До 1920—1930-х годов манси назывались по-русски словом вогулы, которое происходит из хант. u̯oɣaĺ, u̯oɣat́[8]. Это название до сих пор иногда употребляется в других языках, например, нем. Wogul, wogulisch.
Характеристика
В научной литературе принято деление манси на этнографические и территориальные группы. Под этнографической группой понимается группа со значительными [Соколова, 1975. С. 210]. По признакам языковых отличий, этнографических особенностей, самоназвания, заключения браков внутри группы, расселения манси распределяются на северную, южную, западную и восточную этнографические группы, из которых сейчас сохранились северная и восточная. Первая селилась по Северной Сосьве с притоком р. Ляпин, в верховьях рек Лозьвы и Пелыма, вторая - по Конде и её притокам. Южная группа манси ранее заселяла бассейны Туры, Тавды, среднее течение Камы, Чусовую, верховья р. Уфы, западная группа - рек Пелым, Лозьва, Сосьва, Вишера, Колва, Печора и Вычегда[4].
По антропологическому типу манси относят к особому уральскому типу внутри западносибирской расы, формирование которой учёные объясняют то ли смешением европеоидных и монголоидных типов, то ли результатом сохранения древнего протоморфного недифференцированного типа[4].
Основными занятиями манси являются охота и рыболовство, сочетающиеся в северных районах с оленеводством, в южных - с земледелием и скотоводством. Северные манси в основном вели полуоседлый образ жизни, ныне часть манси кочует со стадами оленей по ягельным местам, используя чумы[4].
Мировоззрение и обрядность манси вбирают в себя верования, традиции и обряды уникальной культуры предков как местного, так и пришлого населения. В обрядах важно чётко и последовательно соблюдать каждый шаг, во избежание вреда тому, кто проводит обряд, и его близким. По этому поводу Ю.В. Бромлей указывал, что "для религиозно-магического обряда имеет значение <.> закрепленная стереотипная последовательность действий (в том числе и вербально-речевых), эта последовательность считается до мелочей обязательной"[4].
Язык и письменность
Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский.
Мансийская письменность существует с 1931 года — первоначально на основе латинского алфавита:
- A, B, D, E, F, G, H, Ꜧ, I, J, K, L, Ļ, M, N, Ņ, Ŋ, O, P, R, S, S̷, T, Ţ, U, V, Z, Ь
С 1937 года письменность существует на основе русского алфавита. Позднее алфавит изменялся и дополнялся. Современный вариант:
- А а, Ā ā, Б б, В в, Г г, Д д, Е е, Ē ē, Ё ё, Ж ж, З з, И и, Ӣ ӣ, Й й, К к, Л л, М м, Н н, Ӈ ӈ, О о, Ō ō, П п, Р р, С с, Т т, У у, Ӯ ӯ, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, Щ щ, Ъ ъ, Ы ы, Ь ь, Э э, Э̄ э̄, Ю ю, Ю̄ ю̄, Я я
Литературный мансийский язык основан на сосьвинском диалекте.
Происхождение и история
Считается, что как этнос манси сложились в результате слияния местных племён уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.
Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI—XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты манси с русскими — в первую очередь, с новгородцами — относятся к XI веку. В XV веке мансийский князь Асыка совершал походы на Вымское и Великопермское княжества, но в 1483 г. был окончательно разбит объединённым устюжанско-пермским войском под командованием московских воевод Ф. С. Курбского-Чёрного и И. И. Салтыка-Травина вблизи своей столицы — Пелымского городка. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, а в XVIII веке были обращены в христианство, после обращения частично ассимилировались[9]. На этническое формирование манси повлияли различные народы.
В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.
Численность манси в России
Численность манси в населённых пунктах в 2002 г.:[10]
- посёлок городского типа Кондинское — 876
- город Ханты-Мансийск — 785
- город Нижневартовск — 705
- посёлок городского типа Игрим — 592
- посёлок городского типа Междуреченский — 585
- село Саранпауль — 558
- посёлок Сосьва — 440
- посёлок городского типа Берёзово — 374
- деревня Шугур — 343
- посёлок Половинка — 269
- деревня Хулимсунт — 255
- село Леуши — 240
- посёлок Ванзетур — 235
- посёлок Горноправдинск — 3
- село Ломбовож — 203
- город Сургут — 199
- деревня Нижние Нарыкары — 198
- село Няксимволь — 179
- деревня Юмас — 171
- деревня Анеева — 128
- посёлок Ягодный — 125
- село Перегребное — 118
- посёлок Лиственичный — 112
- посёлок городского типа Луговой — 105
- деревня Кимкьясуй — 104
- город Тюмень — 340
Культура и традиции
Верующие манси — православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). У манси имеются богатый фольклор и развитая мифология.
Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки.
Судя по археологическим находкам, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику ведения боя. У них выделялись сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Всё это отражено и в фольклоре.
В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.
Быт
Традиционные занятия манси — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы — оленеводство, заимствованное у хантов в XIII—XIV веках. Земледелие было заимствовано у русских в XVI—XVII веках. К наиболее развитым областям животноводства у манси можно отнести разведение лошадей, а также крупного и мелкого рогатого скота. Кроме того, развито птицеводство. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь — изысканный деликатес.
Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами.
Большое значение в быту у манси имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта — посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики). Распространены были изделия из берёсты — коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Использовались гончарные изделия. В районе Приобья археологами было обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литьё. Известны были манси и доспехи. Они и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, однако наибольшее их мастерство всё же проявилось в обработке дерева.
Из археологических находок в местах обитания манси большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения.
Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.
Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) стояли на местах промысла. Посёлок обычно населяло несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей; у южных групп — избы русского типа; летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой; у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной.
Хлеб пекли в отдельных печах. Основным жилищем был чум.
Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.).
Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан).
Пища — рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая, что они вызывают злых духов.
Быт манси за годы советской власти заметно изменился; сегодня 45 % из них живёт в городах.
Мифология манси
Антропологическая характеристика
Манси (как и ханты) характеризуются следующим комплексом признаков[11]:
- низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин);
- общая грацильность (миниатюрность строения);
- неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте;
- прямые мягкие чёрные или русые волосы;
- тёмные или смешанные глаза;
- заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слёзный бугорок (эпикантус);
- различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощённостью и скуластостью;
- нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,
- ослабленный рост бороды;
- относительно широкий рот;
- небольшая толщина губ;
- средневыступающий или убегающий подбородок.
Генетика
По данным В. Н. Харькова, у манси и хантов преобладает Y-хромосомная гаплогруппа N1b — 57 %, на втором месте находится гаплогруппа Q1a3 — 21 %. Затем идут гаплогруппы R1a — 14 % и N1c1 — 7,1 %, R1b — 0,9 %[12].
В культуре
Известный уральский писатель А. П. Ромашов в 1959 г. опубликовал историческую повесть «Лесные всадники» о жизни угорского населения Урала и, в частности, манси в X в., после миграции предков венгров на запад. Его же историческая повесть «Кондратий Рус», описывающая жизнь первых русских поселенцев и коренных народов Западного Урала, в том числе угорских племён, в XV в., увидела свет в 1973 г. Повести А. П. Ромашова отличаются высокой по тем временам степенью историко-этнографической достоверности.
Попытку изобразить материально-бытовую культуру и обычаи манси предпринял известный уральский писатель С. Н. Плеханов, опубликовавший в 1985 году в литературном альманахе «Приключения-85» издательства «Молодая Гвардия» историческую повесть «Золотая баба», посвящённую поискам русскими промышленниками на Урале в первой половине XVIII века легендарного идола «Золотой Старухи», описанному иностранными авторами XVI века — в частности, С. Герберштейном, А. Гваньини и Дж. Флетчером. В 1986 году на Свердловской киностудии режиссёром В. М. Кобзевым по этой книге был создан одноимённый фильм. Проводились консультации учёных-специалистов и кропотливая работа художников по костюмам. Все роли вогуличей-манси в этой приключенческой картине исполнили актёры-казахи (Н. Жантурин), киргизы (Б. Бейшеналиев, К. Дюсембаев) и пр.
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года . Дата обращения: 31 декабря 2011. Архивировано 30 апреля 2020 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Всероссийская перепись населения 2002 года . Дата обращения: 24 декабря 2009. Архивировано 21 августа 2011 года.
- ↑ С-ский А. Вогулы Пермской губернии. Архивная копия от 21 ноября 2015 на Wayback Machine // Пермские Губернские Ведомости, 20 декабря 1897 года
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Валентина Селиверстовна Иванова. Обрядность северных манси в конце XIX - начале XXI века: локальные особенности // Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — Санкт-Петербург, 2009.
- ↑ Rédei, Károly. Uralisches etymologisches Wörterbuch. — Budapest: Akadémiai Kiadó, 1988. — С. 866—867.
- ↑ 6,0 6,1 Напольских В. В. Йӧгра. (Ранние обско-угорско—пермские контакты и этнонимия) // Антропологический форум. — СПб., 2005. — № 3. — С. 261—262.
- ↑ Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — 23-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1991. — 917 с. — ISBN 5-200-01088-8.
- ↑ вогул // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
- ↑ Аленицын В. Д. Вогулы или вогуличи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ База микроданных Архивная копия от 12 июля 2019 на Wayback Machine Всероссийской переписи населения 2002 года
- ↑ Аксянова Г. А. Итоги расогенетических исследований обских угров // Вестник Томского государственного университета. — 2008. — № 3(4). — C. 21
- ↑ Харьков В. Н. Структура и филогеография генофонда коренного населения Сибири по маркерам Y-хромосомы. Томск, 2012
Литература
- Авдеев И. И. Песни народа манси / И. И. Авдеев; под ред. И. Н. Попова. — Омск : [б. и.], 1936
- Аленицын В. Д. Вогулы или вогуличи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Гемуев И. Н., Сагалаев А. М., Соловьев А. И. Легенды и были таежного края. — Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. — 176 с. — Серия «Страницы истории нашей Родины». — ISBN 5-02-029181-1
- Гемуев И. Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси: Культовые места, XIX - нач. XX в. / Отв. ред. Е. И. Деревянко; АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1986. — 192 с. — 2350 экз.
- Инфантьев П. П. Путешествие в страну вогулов. — СПб.: Изд. Н. В. Ельманова, 1910. — 199 с.
- Ищенко В., Сысуев Ю. Народ манси: история расселения (недоступная ссылка). Информационно-просветительский портал ХМАО-Югры. Дата обращения: 11 февраля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
- Манси // Народы мира: Историко-этнографический справочник /Гл. ред. Ю. В. Бромлей. Ред. коллегия: С. А. Арутюнов, С. И. Брук, Т. А. Жданко и др.— М.: Советская энциклопедия, 1988.— 624 с.: ил., 6 л. цв. карт.
- Манси // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
- Манси // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
- Манси (народ) // Ломбард — Мезитол. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 15).
- Мансы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 190
- Носилов К. Д. У вогулов. Очерки и наброски. — СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1904. — 255 с.
- Соколова З. П. и др. Манси // Народы Западной Сибири : Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / Отв. ред. И. Н. Гемуев и др.. — М.: Наука, 2005. — С. 199—303. — 805 с. — (Народы и культуры). — ISBN 5-02-010297-0.
- Соколова З. П. Ханты и манси: взгляд из XXI в. — М.: Наука, 2009. — 756 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-02-036755-5. (недоступная ссылка)
- Энциклопедия «Народы и религии мира», М., 1998.
- Мифы, сказки, предания манси (вогулов): В записях 1889, 1951, 1958-1960, 1968, 1978, 1992, 2002 годов / Отв. ред. тома Е. Н. Кузьмина. — Новосибирск: Наука, 2005. — 475 с. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 26). — 1000 экз. — ISBN 5-02-032380-2.
- Фёдорова Е. Г. Манси // Большая российская энциклопедия : электронная версия. — 2016. — Дата обращения: 03.03.2018.
Ссылки
- Бурыкин А. А. Библиография работ по языку и культуре манси . Языки народов Сибири, находящиеся под угрозой исчезновения (2005). Дата обращения: 11 февраля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
- Словарь народа Манси
- В Свердловской области обнаружена древняя ритуальная площадка народа манси . NEWSru.com (23 июня 2010). Дата обращения: 24 июня 2010.
- Сказки-сказания, легенды и мифы народов манси . Про ханты и манси (2009). Дата обращения: 11 февраля 2011.
- Манси в Пермском крае Архивная копия от 17 августа 2017 на Wayback Machine