Эвремейсы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эвремейсы
Современное самоназвание äyrämöiset
Расселение Финляндия, Россия
Вымер начало XX века
Язык эвремейский диалект финского языка
Религия лютеранство
Входит в прибалтийско-финские народы
Родственные народы финны, ингерманландцы, ижора, карелы
Происхождение корела[1]
Девушки-эвремейсы в национальной одежде.

Эвреме́йсы[2][3] ((фин. äyrämöiset), эвремейсет[4][5] (от фин. äyrämöiset, äkrämöiset) — устоявшееся русское название, согласно финско-русской практической транскрипции — эурямёйсет[6][7][8]) — исчезнувший коренной народ западной части Карельского перешейка[9]. По одной из версий, источником происхождения названия является языческий бог земледелия Экряс (фин. Äkräs), упоминаемый Агриколой[10]. Часть эвремейсов, переселённая шведской администрацией в XVII веке в Ингерманландию, составила там, наряду с савакотами, основу этногенеза ингерманландских финнов[2].

История

Эвремейсы оставались достаточно долго — как в западной части Карельского перешейка, так и позже в Ингерманландии — отдельной группой, имеющей свой диалект, национальный костюм, обычаи, — например, они воздерживались от смешанных браков. Наряду с савакотами, эвремейсы были главной народностью, образовавшей само понятие ингерманландцы. Их представителей можно было отличить друг от друга ещё в 1800-х годах. В Ингерманландию они переселились в XVII веке из западной части Карельского перешейка, прежде всего из уезда Эуряпяя (волость Эуряпяя, фин. Äyräpää) (сейчас Барышево (Ленинградская область), савакоты же переехали из западной части Выборгского лена, из Саво и из восточной части Карельского перешейка.

Эвремейсы считали всех остальных финнов-лютеран, включая савакотов, поздними пришельцами, старались воздерживаться от браков с ними и давали имя савакот всем более поздним переселенцам, происходившим не только из провинции Саво. Если же девушки эвремейсов всё же выходили замуж за савакотов и уходили в их деревни, то старались там носить свою традиционную одежду и сохранять в сознании детей понятие об их особом происхождении по материнской линии. Часть эвремейсов были не лютеранами, а православными, подобно ижоре[11][5].

Отличия диалектов и национальных костюмов эвремейсов и савакотов были впервые замечены в 1830-х годах языковедом Андреасом Шёгреном. Географ и статистик Пётр Иванович Кёппен выполнил в 1848 году серию исследований, в которых определил численность эвремейсов в Ингерманландии в 29 242 человека, а савакотов — в 43 080. Места проживания эвремейсов, согласно этому исследованию, были прежде всего сосредоточены в южной части Карельского перешейка: приходы Токсово, Лемпаала, Вуоле (фин. Vuole), а также в южной части Ингерманландии: приходы Каприо, Тюрё, Лииссиля. Вместе с савакотами эвремейсы проживали также в общинах: Туутари, Хиетамяки (с центром в дер. Яльгелево), Скворица, Серепетта (Жеребятки, финско-эстонский приход), Колппана, Коприна и в Инкере (с центром в Войскорово, фин. Kirkonkylä)[5].

Обычаи

Эвремейсы отличались от савакотов диалектом и женским костюмом. Мужская одежда мало отличалась от одежды местного русского населения. Исследователи финского языка и собиратели национальных традиций описывали эвремейсов по своему характеру как более консервативных и медлительных, чем савакоты, которые были более восприимчивы к принятию новых обычаев. С другой стороны, эвремейсы пытались подражать моде савакотов, которую считали более современной и изящной[12].

К началу XX века культурные отличия двух народностей исчезли окончательно, как в Финляндии, так и в Ингерманландии. Единственное, что оставалось долго, — это некоторые особенности в языке. Лучше всего эурямёйсские особенности (сохранение kr, kl, интервокального h, отсутствие дифтонгизации aa, ää в первом слоге) сохранились в говорах приходов Сойккола, Каприо, Тюрё.

Эвремейсы в Ингерманландии

В 1617 году почти непрерывное полувековое противостояние России и Швеции закончилось Столбовским миром, по которому Швеция получила во владение почти всю Корельскую половину Водской пятины, в том числе Ингерманландию и Корельский уезд. Длительные войны значительно уменьшили население на этих землях, где до перехода под власть Швеции проживали карелыКорельском уезде), ижора, водь, русские (в Ингерманландии) — все они в основном исповедовали православие. Репрессивная политика шведских властей заставила большую часть православных карел и русских эмигрировать в пределы Русского государства. При содействии шведской администрации, началось заселение опустевших земель поселенцами из исторической Восточной Финляндии, земли Саво — савакотами, и финской Карелии — собственно эвремейсами, затем появились выходцы из других районов Финляндии, которых тоже стали называть савакотами, при этом обе этнические группы изначально придерживались лютеранского вероисповедания.

Диалект эвремейсов в Ингрии был во многом схож с ижорским языком, так как в основе диалекта эвремейсов лежал карельский язык, испытавший некоторое финское влияние, а ижорский язык был близкородствен карельскому.

В Ингерманландии эвремейсы проживали на Карельском перешейке в окрестностях деревни Вартемяги и села Токсово, в районе посёлка Лисино-Корпус, по южному побережью Финского залива от Стрельны до Сойкинского полуострова. В окрестностях Дудергофских высот (в районе посёлка Ропша) расселялись вперемешку с савакотами. Исследователи XIX века относили к эвремейсам ингерманландских финнов Кургальского полуострова и междуречья Луги и Нарвы, которые в наши дни считаются отдельной группой — потомками переселенцев с островов Финского залива. В середине XIX века эвремейсов насчитывалось 29 тысяч человек[13]. На рубеже XIX—XX веков в результате этнической консолидации их групповое самосознание сменилось общефинским[14]. Однако этноним «эвремейсы» оставался в обиходе как минимум до всесоюзной переписи населения 1939 года[3].

Примечания

  1. Коппалева Ю. Э. Финская народная лексика флоры (становление и функционирование). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2007. — 287 с. — С. 14
  2. 2,0 2,1 Вахрос И., Щербаков А. Большой финско-русский словарь / Под ред. В. Оллыкайнен и И. Сало. — 6-е изд., стер. — М.: Живой язык, 2006. — С. 789. — 816 с. — 1550 экз. — ISBN 5-8033-0372-0. — УДК (038)=511.111=161.1
  3. 3,0 3,1 Всесоюзная перепись 1939 г. Словарь национальностей.  (Дата обращения: 16 июля 2010)
  4. Об этническом составе сельского населения северо-запада России. Выскочков Л. В. Из книги «Петербург и губерния». Изд. «Наука». 1989.
  5. 5,0 5,1 5,2 Мусаев В. И. The Ingrian Question as a Historical and Political Phenomenon. 2000. С.6 (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2010. Архивировано 28 сентября 2013 года.
  6. Этноконфессиональная карта Ленинградской области и сопредельных территорий. Вторые шёгреновские чтения: Сборник статей. 2008. С. 29. ISBN 978-5-8015-0250-2
  7. Информационный центр «Финноугория»
  8. Музей коренных народов Петербургской земли. (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 ноября 2016. Архивировано 3 ноября 2016 года.
  9. Конькова О. И. Ингерманландские финны. Этнографические группы
  10. Происхождение финских слов. Этимологический словарь.
  11. Хронос. Финны-ингерманландцы.
  12. Сыров А. Что такое Ингерманландия? Краткое введение в историю ингерманландских финнов
  13. Чистяков А. Ю. Статья «Эвремейсет» в энциклопедии «Культура Ленинградской области»
  14. Чистяков А. Ю. Статья «Савакот» в энциклопедии «Культура Ленинградской области»

Ссылки