Верхоспасский собор
Соборный храм | |
Спаса Нерукотворного Образа | |
---|---|
![]() | |
Координаты: 55°45′02″ с. ш. 37°36′58″ в. д.HGЯO | |
Страна |
|
Город | Москва |
Конфессия | Православие |
Автор проекта | Бажен Огурцов |
Строительство | 1635—1636 годы |
Приделы | Зачатия Иоанна Предтечи |
Состояние | закрыт для посещения |
Собо́р Спа́са Нерукотво́рного О́браза (Верхоспасский собор, Спас за Золотой решёткой, Спасский собор) — собор Большого Кремлёвского дворца, построенный в 1635—1636 годах мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Входит в комплекс домовых церквей русских царей при Теремном дворце. Храм закрыт для свободного посещения, богослужения в нём не совершаются[1].
Теремные церкви
Верхоспасский собор является частью комплекса домовых храмов при Теремном дворце. Они завершаются одиннадцатью позолоченными главами, которые видны с Соборной площади справа от Грановитой палаты. На первом этаже постройки расположен храм Святой Екатерины, над ним — храм Воскресения Словущего. Этим храмам принадлежат пять северных глав. На уровне второго этажа находится Верхоспасский собор, к которому относятся пять южных куполов. Храму Распятия Христова (Воздвижения Креста Господня) принадлежит центральная глава[2].
Храм Великомученицы Екатерины расположен во втором ярусе Теремного дворца напротив Золотой Царицыной палаты. Построен в 1627 году англичанином Джоном Талером на месте сгоревшей деревянной церкви. Был восстановлен после Троицкого пожара в 1737 году, когда сохранилось только несколько икон нижнего яруса иконостаса. В 1843 году по проекту Дмитрия Чичагова полностью переоформили внутреннее убранство, новый иконостас выполнил Фёдор Солнцев[3].
Храм Преподобномученицы Евдокии надстроили над Екатерининским храмом в 1654 году, в 1681-м он был переосвящён в честь Воскресения Словущего. Расположен на уровне Верхоспасского собора, с севера от него[3]. Храм Распятия Христова был выстроен над Иоанновским приделом Верхоспасского собора в 1679—1681 годах[3].
История собора
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Alekseev_Boyarskaya_Ploschadka.jpg&width=250)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/67/Verkhospassky_Cathedral_in_1883%2C_Naidenov_vol_I_plate_4.png/250px-Verkhospassky_Cathedral_in_1883%2C_Naidenov_vol_I_plate_4.png)
XVII век
Верхоспасский собор был построен в 1635—1636 годах над Золотой Царицыной палатой Теремного дворца мастерами Баженом Огурцовым, Трефилом Шарутиным, Ларионом Ушаковым и Антипом Константиновым. Его название происходит от расположения в верхнем ярусе дворца — «у государя на Верху»[2][4].
С северной стороны Верхоспасского собора Михаилом Фёдоровичем была устроена придельная церковь Святого мученика Иоанна Белоградского. Эту часть храма часто посещала мать царевича Евдокия Лукьяновна. Царь Иван Алексеевич переименовал придел в честь святого Иоанна Предтечи[2][5].
Во время правления Алексея Михайловича в 1663 году мастер Никита Тарутин построил при соборе трапезную, перед которой на плоской кровле Мастерских палат устроили паперть — площадку, получившую название Верхоспасской. Она соединяла покои царя и домовый храм[6]. Под руководством архитектора Осипа Старцева в 1676—1677 годах фасады обтесали, покрыли левкасом и покрасили, главу обили золочёной медью. В интерьере стены украсили масляной живописью, которую возобновили в 1670-м под наблюдением иконописца Симона Ушакова. В том же году лестницу, ведущую к собору с Боярской площадки, перегородили медной позолоченной решёткой с растительным узором и изображениями фантастических зверей, после чего храм получил дополнительное название — «что за Золотой решёткой»[4][7].
В 1681 году над приделом Иоанна Белогородского возвели церковь Воздвижения Креста Господня с молельней, в которой разместили распятие — «голгофу», из-за чего её также называли Распятской. В 1682-м Теремные церкви подвели под общую кровлю и установили одиннадцать глав на тонких барабанах. Перестройка вызвала дополнительную нагрузку на нижние ярусы. Для укрепления стен с восточной стороны Верхоспасского собора возвели на широких пилонах арку с обходной галереей на ней закрытую[источник не указан 1591 день]. Работы выполнял Осип Старцев. Рисунки для фриза, барабанов и прорезных крестов глав исполнил резчик старец Ипполит. В 1685 году были возобновлены стенописи. Степан Рязанец, Симон Ушаков, Иван Левонтьев и другие мастера из разных городов написали в трапезной притчу о мытаре и фарисее и обновили композицию «Страшный суд»[4][8][9][10][11].
XVIII—XX века
На средства гофинтендантской конторы в 1731 году провели работы по починке стены в трапезной части храма. Иконостасное письмо отреставрировали в 1733-м. В том же году подрядчиком Родионовым была починена крыша, сделана штукатурная, печная и другая мелкая работа. В Троицком пожаре 1737 года сгорела кровля собора и пострадала ризница. Во второй половине XVIII века здание восстановили: поставили новый иконостас, заново расписали стены[12]. В 1742 году по распоряжению князя Николая Трубецкого выбелили стены, позолотили решётку и паникадило под наблюдением архитектора Ивана Мичурина[13]. В 1754 году по указу барона Ивана Черкасова с главы Верхоспасскаго собора был снят вызолоченный лист и отправлен в Санкт-Петербург как образец для устройства крыши храма Воскресенского монастыря. Он был возвращён на своё место через четыре года[14].
В 1777 году на средства фрейлины Матроны Салтыковой восстановили стенную живопись в алтаре, церкви и трапезе с сохранением её прежнего вида, были устроены серебрёный чеканный иконостас и царские двери. Салтыкова также пожертвовала богатый оклад на храмовую икону Спаса Нерукотворного[14].
При оккупации Москвы французской армией в 1812 году богатую церковную ризницу вывезли в Вологду. Оставшаяся в храме часть была разграблена, Царские врата выломаны, стены избиты гвоздями, жертвенник изломан. Повреждения устранили в 1813-м[15].
По приказу Николая I в 1836 году храм был заново расписан. На северной и южной стенах собора сохранились фрагменты росписей XVII века[2]. При постройке в 1840-х годах Большого Кремлёвского дворца разобрали прилегавшую к собору лестницу, Верхоспасскую площадку перекрыли, соорудив новые арочные проёмы на месте Золотой решётки. Последнюю, починив, вставили в возобновлённые арки. Кровлю над соборной трапезной разобрали и устроили хоры, её западную стену переложили с устройством трёх дверей, украшенных решётками, выполненными по образцу XVII века. По периметру образовавшегося помещения протянули изразцовый фриз[10][16].
Во время вооружённого восстания 1917 года, при обстреле Кремля из тяжёлой артиллерии был повреждён северо-восточный угол собора. Его восстановили к 1920 году[10]. Храм был закрыт в 1918 году и по состоянию на 2018 год богослужения в нём не совершались[1].
Иконостас
Деревянный резной иконостас собора выполнен в формах барокко мастером Дмитрием Ширяевым в XVIII веке. Средняя его часть закрыта окладом из чеканного серебра, установленным в 1778 году. В местном ряду помещены иконы живописцев Леонтия Степанова и Сергея Костромитина, в частности «Спас Нерукотворный» с двадцатью житийными клеймами. Фёдору Зубову приписываются образы «Лонгин Сотник» и «Фёдор Стратилат»[2][17].
В деревянном иконостасе в Иоаннопредтеченском приделе размещены иконы XVII столетия: «Богоматерь Смоленская», «Святой Иоанн Предтеча» и другие[18][19].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Московский Кремль: собор Спаса Нерукотворного Образа (Верхоспасский собор) . Patriarchia.ru. Дата обращения: 2 июня 2018. Архивировано 20 мая 2018 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Юдаков, 2013, с. 123—124.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Кондратьев, 1910, с. 71—72.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Вострышев, 2011, с. 809.
- ↑ Смирнова, 2015.
- ↑ Аренкова, 1982, с. 336.
- ↑ Иванов, 1971, с. 152.
- ↑ Паламарчук, 1992, с. 74—76.
- ↑ Извеков, 1912, с. 6—8.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Аренкова, 1982, с. 337.
- ↑ Иванов, 1971, с. 153.
- ↑ Седая старина Москвы, 2007, с. 113.
- ↑ Извеков, 1912, с. 22.
- ↑ 14,0 14,1 Извеков, 1912, с. 24—25.
- ↑ Извеков, 1912, с. 28.
- ↑ Извеков, 1912, с. 30.
- ↑ Иванов, 1971, с. 154.
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 220.
- ↑ Паламарчук, 1992, с. 74—76.
Литература
- Аренкова Ю. Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М.: Искусство, 1982. — 503 с.
- Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. — М.: Наука, 1997. — 368 с.
- Вострышев М., Шокарев С. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2011. — 1064 с. — ISBN 978-5-4320-0001-9.
- Иванов В. Московский Кремль: Историко-художественные памятники. — М.: Искусство, 1971. — 226 с.
- Извеков Н. Верхоспасский собор в Большом Кремлевском дворце в Москве. — М.: Русская печатня, 1912. — 62 с.
- Кондратьев И. Московский кремль, святыни и достопамятности : историческое описание соборов, церквей и монастырей. — М.: И. А. Морозов, 1910. — 190 с.
- Кондратьев И. Седая старина Москвы; Исторический обзор и полный указатель её достопамятностей. — М.: Фирма СТД, 2007. — 640 с.
- Паламарчук П. Сорок сороков: Кремль и монастыри. — М.: Книга и бизнес, 1992. — Т. 1. — 153 с.
- Смирнова О. Энциклопедия по святым местам центра России. — 2015. — 1220 с. Архивная копия от 21 августа 2018 на Wayback Machine
- Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с.