Мичурин, Иван Фёдорович
Иван Фёдорович Мичурин | |
---|---|
Основные сведения | |
Страна |
|
Дата рождения | 1700 |
Место рождения | Костромская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 1763 |
Работы и достижения | |
Работа в городах | Москва, Киев |
Архитектурный стиль | русское барокко |
Важнейшие постройки |
Троицкая церковь Мариинский дворец храм Андрея Первозванного собор Свенского монастыря |
Градостроительные проекты | Мичуринский план Москвы |
Реставрация памятников | Храм Василия Блаженного |
Ива́н Фёдорович Мичу́рин (1700, Костромская губерния — 1763) — архитектор, пенсионер Петра I, работавший в стиле русского барокко, преимущественно в Москве и Киеве. Автор первого геодезически точного «Плана императорского столичного города Москвы», яркий представитель архитектуры XVIII века наряду с Ф.-Б.Растрелли или Д.В. Ухтомским.
Биография

Родился в Костромской губернии в семье небогатого помещика. С 1718 по 1720 год учился в Санкт-Петербурге в морской академии, в 1723—1729 годах в качестве «пенсионера» (стипендиата) Петра I продолжил обучение в Голландии по шлюзному делу (гидростроительству), кладку фундаментов и планировке садов. После нескольких лет обучения в Антверпене у архитектора и инженера И. Баумштета он получил аттестат ученика архитектуры и шлюзного дела. Одновременно он приобрёл и широкие архитектурные познания[1].
По возвращении в Санкт-Петербург Мичурин был проэкзаменован архитекторами Х.Конрадом, П.Еропкиным, Д.Трезини, после чего он получил звание гезеля (младшего помощника архитектора). Первые его работы были связаны со строительством дворцов северной столицы[1].
В 1731 г. Мичурина перевели в Москву, где началось составление первого геодезически точного генерального плана города. Над ним работали другой пенсионер Петра I Иван Александрович Мордвинов и мэтр Доменико Трезини. Они составляли фиксационные планы Кремля, Китай-города и частично Белого города в связи с переездом царского двора Анны Иоанновны в Москву и строительством по берегам Яузы близ Анненгофа дворцов придворной знати. После смерти Мордвинова в 1734 г. работу завершал Мичурин. «Мичуринский план», составленный им с помощниками в 1734-1739 гг. и отгравированный, является важнейшим градостроительным документом Москвы XVIII в[1].
Одновременно Мичурин руководил постройкой новой усадьбы для князя Василия Владимировича Долгорукова с большим каменным домом и регулярным парком на высоком берегу реки Москвы в сельце Васильевском, расположенным между дворцовым селом Воробьевым и Андреевским монастырем[1].
После пожара 1737 года в Москве руководил восстановлением почти всех кремлёвских церквей и правительственных зданий, в частности Никольской башни Московского Кремля[2] и храма Василия Блаженного. Ему же принадлежит проект многоярусной колокольни с колоннами различных ордеров (колокольня церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице, уничтоженная в 1930-х годах).
Мичурин был руководителем строительства Мариинского дворца и Андреевской церкви в Киеве, которые строились по проектам Бартоломео Растрелли.
В 1749—1758 годах строил собор Свенского Успенского монастыря, руководил строительством церкви Троицы Живоначальной на Арбате (не сохранилась), а также постройками в Златоустовском монастыре (не сохранились, снесены в 1933 г.) в Москве. Его последним проектом стала колокольня Троице-Сергиевой лавры, которую завершил его ученик Д. В. Ухтомский.
Вклад в архитектурное дело России
До начала XVIII столетия в архитектуре России превалировала средневековая традиция обучения на практической работе в строительных артелях. При Петре наёмные артели были вытеснены архитекторскими командами при государственных ведомствах, которые возглавляли профессиональные зодчие, многие из которых обучались за границей (М.Земцов, И.Мордвинов, И.Мичурин). Это поколение воспитывало своих учеников (И.Бланк, Д.Ухтомский), которые начинали карьеру под руководством мэтров. Со временем обучение в командах стало базироваться на академической методике архитектурного образования[1]. Ученики Мичурина П.И. Обухов, А.П. Евлашев и особенно Д.В. Ухтомский оставили заметный след в русской архитектуре.
В карьере И. Ф. Мичурина можно проследить изменения функции архитектора в его эпоху: от фигуры не вполне официальной к государственному служащему, занимающему своё место в структуре учреждений империи даже тогда, когда архитектор не был подчинен какому-либо определенному ведомству[1].
В своей работе Мичурин начал применять новую для того времени строительную технику и связанные с ней устои ордерной классики, передовые строительные и архитектурно-художественные методы и приемы, поспособствовав переходу от старого русского зодчества к современной архитектуре. Вместе со своими учениками и помощниками Мичурин положил начало формированию московской архитектурной школы XVIII века, сыгравшей значительную роль в истории зодчества Москвы[1].
При этом историк архитектуры Б. Р. Виппер отмечал: «Мичурин … обнаруживает большую приверженность к старомосковским традициям и с некоторой сдержанностью приемлет новшества западно-европейской архитектуры. Наивный, почти доморощенный в ранних постройках (Троицкая церковь на Арбате, колокольня и надвратная церковь в Златоустовском монастыре), талант Мичурина постепенно развертывается и к концу 40-х годов достигает зрелости. Растрелли настолько высоко оценил опыт и умение Мичурина, что доверил ему руководство постройкой (по его, Растрелли, проекту) Андреевского собора в Киеве»[1].
Обращение И. Ф. Мичурина в своих постройках к древнерусским формам А.И.Михайлов объяснял так: «Характерной чертой творчества Мичурина являлась его связь с традициями московского зодчества. Эта связь вытекала из самого факта постоянного общения с выдающимися произведениями допетровского времени, которые Мичурину приходилось возобновлять, ремонтировать, изучать»[1].
Первый исследователь творчества Мичурина И. Э. Грабарь особо подчеркнул его «высокое инженерное искусство»: «Из своего шестилетнего пребывания за границей Мичурин не вынес ничего, что было ему не по душе, а позаимствовал только необходимую техническую оснащенность». Он имел в виду крупные инженерные работы архитектора по устройству фундаментов колокольни в Троице-Сергиевой лавре, возведению двухэтажного подклета Андреевской церкви в Киеве, а также работы по восстановлению Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря[1].
В диссертации 2002 г. «Архитектурная деятельность И. Ф. Мичурина. 1720—1750-е годы» кандидат архитектур Сергей Васильевич Клименко сделал вывод о глубоких знаниях Мичурина в области конструкций и строительных приемов. Он начал создавать модели возводимых зданий (Андреевская церковь в Киеве, реконструкция Воробьевского дворца и кремлевского Арсенала) не только для того, чтобы представить облик будущей постройки, но и для демонстрации конструктивных особенностей сооружения. С деятельностью И. Ф. Мичурина можно в полной мере связать новую роль чертежа, который постепенно становился неотъемлемой частью архитектурной практики в Москве и провинции, с некоторым отставанием от Петербурга, где это произошло уже в петровское время. Поскольку известно небольшое число чертежей 1730 — начала 1740-х годов, исполненных в Москве, графические листы И. Ф. Мичурина представляют значительный интерес[1].
Графические произведения
В 1742 году в честь коронации Елизаветы Петровны в Москве был создан ряд триумфальных сооружений. Чертежи Ивана Мичурина вошли в знаменитый Коронационный альбом Елизаветы Петровны, гравюры для которого выполнил Г.А. Качалов:
-
Вид триумфальных ворот у Казанской церкви
-
Триумфальные ворота у Земляного города
-
Вид фонтана для красного вина
План императорского столичного города Москвы
В 1739 году был отгравирован завершённый командой Мичурина «План императорского столичного города Москвы»[1].
Постройки
- под руководством придворного архитектора Николо Микетти: Большой Константиновский дворец, Екатерининтальский дворец в Ревеле, Большой Петергофский каскад
- Усадьба князя Долгорукова в Москве
- Тверь: Воеводская канцелярия, Архиерейский дом, Собор Христорождественского монастыря
- Успенский собор Свенского монастыря
Источники
- Мичурин Иван Фёдорович // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
- Ульянов О. Г. Первый чертеж Кремлёвского дворца 1731 г. и его автор архитектор Иван Федорович Мичурин // Московская архитектурная школа и зодчество России. М., 2005.
- Клименко С. В. Триумфальная тема в творчестве Ивана Коробова и Ивана Мичурина. Интерпретация античной традиции в европейской архитектуре XVII — первой половины XVIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. С. 519—529. — ISSN 2312—2129
- Клименко С. В. Архитектурная деятельность И. Ф. Мичурина. 1720—1750-е годы. Диссерт. на соиск. канд.арх. М., 2002.
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Иван Федорович Мичурин – замечательный русский архитектор . Исторические и памятные места Брянской области. Брянский край. Краеведческий информационно-справочный портал (2002).
- ↑ Мичурин Иван Фёдорович // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.