Перейти к содержанию

PQ-16

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Конвой PQ-16»)
Конвой GP-55
Основной конфликт: Великая Отечественная война
Маршрут конвоя, схема из нацистского журнала Signal oт 2 августа 1942 года.Маршрут конвоя, схема из нацистского журнала Signal oт 2 августа 1942 года.
Дата 21-30 мая 1942
Место Норвежское и Баренцево море
Итог Победа союзников
Противники

США, Соединённое Королевство, СССР

Третий Рейх

Командующие

Ньюелл Гейл (конвой), Ричард Онслоу (эскорт, Королевский флот)

Александр Голле

Силы сторон

Конвой PQ-16 (36) и корабли сопровождения (17)

5-й воздушный флот (108 самолётов)

Потери

7 кораблей, 26% груза

от 3 до 6 самолётов сбито, 1 повреждён, повреждены две подводные лодки

PQ-16 — арктический конвой времён Второй мировой войны, один из крупнейших и наиболее пострадавших от нападения базировавшихся на территории Норвегии германских вооружённых сил.

Морская обстановка

Между Гренландией и Норвегией находятся одни из самых бурных вод мирового океана, 890 миль (1440 км) воды под штормовыми ветрами, полными снега, мокрого снега и града. Вокруг Нордкапа и в Баренцевом море температура воды редко поднимается выше 4° по Цельсию, и человек в воде мгновенно погибает от переохлаждения. Ледяная вода замерзает на надстройках кораблей, которые необходимо быстро чистить, чтобы избежать перегрузки корабля. Холодная арктическая вода встречается с Гольфстримом, который к северу от Норвегии разделяется на северный рукав, идущий к северу от острова Медвежий до Шпицбергена, и южный, следующий вдоль побережья Мурманска в Баренцево море. Смешение холодной арктической воды и более теплой воды с более высокой солёностью создаёт густые полосы тумана, в которых могли укрыться конвои, но вода резко снижает эффективность гидролокации, поскольку подводные лодки перемещаются в водах с разной температурой и плотностью. Зимой полярный лед может образовываться на расстоянии до 50 миль (80 км) к югу от Нордкапа, а летом он может отступить к Шпицбергену, заставляя корабли приближаться к расположенным в Норвегии авиабазам Люфтваффе или уходить дальше в море. Зимой в этом районе царит полярная ночь, а летом — полярный день, что делает воздушную разведку либо невозможной, либо очень лёгкой[1].

История

PQ-16 был отправлен в СССР 20 мая 1942 года от берегов Исландии со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. В его состав входило 35 грузовых судов. Его сопровождали 17 эскортных кораблей союзников, до острова Медвежий конвой прикрывала эскадра из 4 крейсеров и 3 эсминцев.

16 мая немецкие самолёты-разведчики зафиксировали мощное британское военно-морское соединение по пути к Исландии. После того, как конвой вышел в направлении Мурманска и был замечен 23 мая, 25 мая к нему снова выслан самолёт-разведчик, приславший в 6 утра сообщение: конвой из 50 судов, включающих мощное военное охранение. С 25 по 30 мая люфтваффе совершили 14 налётов на конвой. 25 и 26 мая было потоплено по одному транспортному судну с 8000 тонн груза каждое, несколько судов тяжело повреждены[2].

27 мая потоплены 10 судов, несколько тяжело повреждены, 28-го и 29 мая потоплены ещё четыре судна и несколько повреждены. Остаток конвоя подвергается тяжёлой атаке 30 мая в непосредственной близости от побережья[2].

Итог битвы в целом: потоплено более 106 000 тонн груза, более половины судов тяжело повреждены. Кроме того, в этой воздушной битве против до сих пор самого большого конвоя в водах высоких северных широт были сбиты 43 советских истребителя и 7 советских бомбардировщиков[2].

Арктический конвой май 1942
ORP Garland

Конвой достиг своего места назначения, за исключением семи потопленных судов и ещё одного, которое повернуло назад в начале похода, также был сбит известный летчик Борис Сафонов.

Cписок судов конвоя

Торговые и другие суда[3]
Судно Год Флаг GRT Notes
Alamar 1915 Соединённые Штаты Америки 5,689 Потеряно вблизи острова Медвежий, 45 выживших[4].
Alcoa Banner 1919 Соединённые Штаты Америки 5,035 Alcoa Steamship Company, достигло порта
American Press 1920 Соединённые Штаты Америки 5,131 достигло порта
American Robin 1919 Соединённые Штаты Америки 5,172 достигло порта
Arcos 1918 Союз Советских Социалистических Республик 2,343 достигло порта
Atlantic 1939 Великобритания 5,414 достигло порта
RFA Black Rangers 1941 Великобритания 3,417 заправщик
Carlton 1920 Соединённые Штаты Америки 5,127 Почти потеряно, отбуксировано в Исландию судном Northern Spray
Чернышевский 1919 Союз Советских Социалистических Республик 3,588 достигло порта
City Of Joliet 1920 Соединённые Штаты Америки 6,167 затонуло 73°42'N, 26°06'E, 48 выживших[5]
City Of Omaha 1920 Великобритания 6,124 достигло порта
Empire Baffin 1941 Великобритания 6,978 Повреждено, достигло порта
Empire Elgar 1942 Великобритания 2,847 heavy-lift ship, достигло порта
Empire Lawrence 1941 Великобритания 7,457 Потоплено
Empire Purcell 1942 Великобритания 7,049 Потоплено
Empire Selwyn 1941 Великобритания 7,167 Вице-командующий конвоя, достигло порта
Exterminator 1924 Панама 6,115 Военно-морская администрация США (US War Shipping Administration), достигло порта
Heffron 1919 Соединённые Штаты Америки 7,611 достигло порта
Hybert 1920 Соединённые Штаты Америки 6,120 достигло порта
John Randolph 1941 Соединённые Штаты Америки 7,191 достигло порта
Lowther Castle 1937 Великобритания 5,171 Потоплено торпедой
Massmar 1920) Соединённые Штаты Америки 5,828 достигло порта
Mauna Kea 1919 Соединённые Штаты Америки 6,064 достигло порта
Michigan 1920 Панама 6,419 достигло порта
Minotaur 1918 Соединённые Штаты Америки 4,554 достигло порта
Mormacsul 1920 Соединённые Штаты Америки 5,481 Потоплено бомбой 73°N, 20°W, трое убито, 45 выжили[4]
Nemaha 1920 Соединённые Штаты Америки 6,501 достигло порта
Ocean Voice 1941 Великобритания 7,174 Командующий конвоя, повреждено бомбардировкой, достигло порта
Pieter De Hoogh 1941 Нидерланды 7,168 достигло порта
Революционер 1936 Союз Советских Социалистических Республик 2,900 достигло порта
Richard Henry Lee 1941 Соединённые Штаты Америки 7,191 достигло порта
Щорс 1921 Союз Советских Социалистических Республик 3,770 достигло порта
Старый большевик 1933 Союз Советских Социалистических Республик 3,974 повреждено бомбардировкой, достигло порта
Steel Worker 1920 Соединённые Штаты Америки 5,685 Потоплено в Мурманске, подорвалось на мине[4]
Syros 1920 Соединённые Штаты Америки 6,191 Потоплено субмариной U-703
West Nilus 1920 Соединённые Штаты Америки 5,495 достигло порта

Ссылки

  • Брайан Бетэм Скофилд. Русские конвои = Schofield, B.B. The Russian Convoys. — London: B.T. Batsford Ltd., 1964 / Перевод с английского А. Г. Больных. — М.: АСТ, 2003. — 288 с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5-17-018720-3.
  1. Claasen, A. R. A. (2001). Hitler's Northern War: The Luftwaffe's Ill-fated Campaign, 1940–1945. Lawrence, KS: University Press of Kansas. ISBN 0-7006-1050-2. - с. 195-197.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 БЕЗОТЧЁТНЫЙ ЛЕНД-ЛИЗ: АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ В ГОДЫ ВОЙНЫ // Архангельск и ленд-лиз: городской Совет в годы войны / Светлана Ефремова. — Архангельск: Государственный архив Архангельской области, Архангельский областной краеведческий музей, Архангельская городская дума, "Правда Севера", 2011. — С. 17—20. — 176 с.
  3. Ruegg, Hague, 1993, p. 37.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 ·Jordan, Roger W. (2006) [1999]. The World's Merchant Fleets 1939: The Particulars and Wartime Fates of 6,000 Ships (2nd ed.). London: Chatham/Lionel Leventhal. ISBN 978-1-86176-293-1. - с. 578, 580, 583.
  5. Jordan, 2006, p. 580.