Будда Шакьямуни
Сиддхартха Гаутама | |
---|---|
санскр. गौतमबुद्धः सिद्धार्थ शाक्यमुनि | |
Дата рождения | около 563 до н. э. или 623 до н. э. |
Место рождения | Лумбини, сейчас в Непале |
Дата смерти | около 483 до н. э. или 543 до н. э. (80 лет) |
Место смерти | Кушинагар, Капилавасту |
Школа/традиция | основатель буддизма |
Оказавшие влияние | Кассапа Будда |
Испытавшие влияние | Майтрея Будда |
Бу́дда Ша́кьямуни (санскр. गौतमबुद्धः सिद्धार्थ शाक्यमुनि, кит. 釋迦牟尼佛, вьетн. Thích-ca Mâu-ni; 563 до н. э. — 483 до н. э.[1]; дословно «Пробуждённый из рода Шакья (Сакья)[2]») — духовный учитель, основатель буддизма, одной из трёх мировых религий.
Получив при рождении имя Сиддха́ртха Гаута́ма (санскрит) / Сиддха́ттха Гота́ма (пали) (Потомок Готамы, успешный в достижении целей), он позже стал именоваться Буддой (буквально — «Пробудившимся», санскр.) и Полностью совершенным Буддой (Sammāsambuddha). Его также называют: Татха́гата («Так пришедший / ушедший»), Бхагаван («Благословенный», «господин»), Сугата («идущий во благе»), Джина («победитель»), Локаджьештха («почитаемый миром») и др.
Сиддхартха Гаутама Шакьямуни является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу канонических собраний буддийских текстов, тибетского Ганчжура, китайской Трипитаки, японской Трипитаки, но прежде всего буддийского канона на языке пали — «Типитаки» (пали: «Три корзины», санскр.: «Трипитака»).
Также Будда является персонажем пантеона дхармических религий, в том числе — индуизма, а также — религии Бон (поздний Бон), почитается он и в учениях Нью-эйдж. В Средние века в поздних индийских Пуранах (например в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну наряду с Баларамой и другими.
Важнейший буддийский праздник — День рождения Будды Шакьямуни традиционно празднуют (в большинстве школ буддизма) весной — 5 апреля является национальным праздником Республики Калмыкия[3] России, 8 апреля (в ХХ—XXI веке, а ранее в восьмой день четвётого месяца) в Японии, а в странах Тхеравады — Таиланде, Мьянме, на Шри-Ланке[источник не указан 3167 дней] день рождения Будды празднуют в день одного из весенних полнолуний, чаще приходящегося на май.
Биография
Материала для научной реконструкции достоверной биографии Будды у современной науки недостаточно. Поэтому традиционно жизнеописание Будды даётся на основе ряда буддийских текстов: сутт (сутр), записанных на языке пали, в которых приводятся фрагменты биографии Будды, а также созданных, вероятно, в более позднее время санскритских писаний: «Буддачарита» («Жизнь Будды») Ашвагхоши, «Лалитавистара» и др.
Однако следует учитывать, что первые записанные тексты, относящиеся к Будде, его биографии и проповеди, появились лишь через четыре сотни лет после его смерти. К этому времени в рассказы о нём были внесены изменения самими монахами, в частности для гиперболизации фигуры Будды[4].
Кроме того, как правило труды древних индийцев не освещали хронологические моменты, концентрируясь больше на философских аспектах. Это хорошо отражено в буддийских текстах, в которых описание мыслей Будды Шакьямуни преобладает над описанием времени, когда это всё происходило[5], а также эпизодов биографии основателя буддизма.
Предшествующие жизни
Путь будущего Будды Шакьямуни к Пробуждению начался за сотни и сотни жизней до его полного выхода из «колеса чередования жизней и смертей». Начался он, согласно описанию, содержащемуся в махаянском сочинении «Лалитавистаре», со встречи богатого и учёного брахмана Сумедхи с Буддой Дипанкарой («Дипанкара» значит «Зажигающий светильник», санскр.). Сумедха был поражён безмятежностью Будды и дал себе слово достичь такого же состояния. Поэтому его стали называть «бодхисаттвой» («Тот, чья суть пробуждение»).
После смерти Сумедхи сила его стремления к пробуждению обуславливала его рождения в разных телах, как человеческих, так и звериных. Во время этих жизней бодхисаттва совершенствовал мудрость и милосердие и в предпоследний раз родился среди дэвов (богов), где он мог выбрать благоприятное место для своего последнего рождения на земле. И он выбрал семью почтенного царя шакьев, чтобы люди относились с бóльшим доверием к его будущим проповедям[6].
Зачатие и рождение
Согласно традиционной биографии[7], отцом будущего Будды был Шуддходана, раджа одного из маленьких индийских княжеств, глава племени шакьев со столицей Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама — его готра, аналог современной фамилии.
Хотя буддийская традиция и называет его «раджой», но, судя по сведениям, содержащимся в некоторых источниках, правление в стране шакьев строилось по республиканскому типу. Поэтому, скорее всего, он был членом правящего собрания кшатриев (сабхи), состоявшего из представителей воинской аристократии[8].
Мать Сиддхартхи, царица Махамайя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что через ее правый бок в ее чрево вошёл белый слон с шестью белыми бивнями и он нес цветок лотоса[9].
По давней традиции шакьев, Махамайя для родов направилась в дом своих родителей. Однако она родила по дороге, в роще Лумбини (Руммини)[10][неавторитетный источник?] (в 20 км от границы современного Непала и Индии, в 160 км от столицы Непала г. Катманду), под деревом ашока[11][неавторитетный источник?]. Эндрю Скилтон отмечал, что «Будда отрицал, что является просто человеком или богом»[12][уточнить]
День рождения Сиддхартхи Гаутамы (который также является днём его Пробуждения и днём его окончательного ухода из мира, Париниббаны), майское полнолуние, широко празднуется в буддийских странах (Весак), а в Лумбини с недавних пор построили свои храмы-представительства страны СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии) и Япония. На месте рождения воздвигнут храм, в котором доступны для обозрения раскопки места рождения Сиддхартхи — фундамента и фрагмента стен паркового павильона. Рядом с храмом находится пруд, в котором Махамайя омыла новорождённого.
Большинство источников (Буддачарита, гл. 2, Типитака, Лалитавистара, гл. 3 и др.) утверждает, что Махамайя умерла через несколько дней после родов[источник не указан 3484 дня].
Приглашённый благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём (чакравартином, букв. — «Вращающим колесо», санскр.), либо великим святым Буддой[13].
Шуддходана провёл церемонию именования ребёнка на пятый день от его рождения, назвав его Сиддхартха, что означает «Тот, кто добился своей цели». Были приглашены восемь учёных брахманов для предсказания будущего ребёнка. Они также подтвердили двойственное будущее Сиддхартхи[13].
Ранняя жизнь и брак
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Сиддхартха был воспитан младшей сестрой своей матери, Маха Праджапати. Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царём, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях. Для мальчика было специально построено три дворца[14][уточнить]. В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям.
Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу с принцессой Яшодхарой, кузиной, которой также исполнилось 16. Через несколько лет она родила ему сына Рахулу. Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц Капилавасту. Хотя отец и давал сыну всё, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага — не конечная цель жизни[14][уточнить].
Однажды, на тридцатом году своей жизни, Сиддхартха в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он впервые увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни — что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны, и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму на тридцатом году жизни оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.
Отстранение и аскетический образ жизни
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении своего слуги Чанны. В легенде говорится, что «стук копыт его лошади был приглушён богами»[15][уточнить], чтобы его отъезд остался в тайне. Выехав за город, царевич переоделся в простую одежду, поменявшись одеждами с первым встречным нищим, и отпустил слугу. Это событие называют «Великим Отправлением».
Сиддхартха начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху, где он просил милостыню на улице. После того как о его путешествии узнал царь Бимбисара, он предложил Сиддхартхе трон. Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить царство Магадха сразу после того, как достигнет просветления.
Сиддхартха покинул Раджагаху и стал учиться йогической медитации у двух брахманов-отшельников. После того как он освоил учения Алары (Арады) Каламы, сам Калама попросил Сиддхартху присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время. Потом Сиддхартха стал учеником Уддаки Рамапутты (Удраки Рамапутры), но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения он также покинул учителя[16][уточнить].
Затем Сиддхартха направился в юго-восточную Индию. Там он вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи (Конданны) пытался достичь просветления через суровую аскезу и умерщвление плоти. Через 6 лет, на грани смерти, он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Он вспомнил момент из детства, когда во время праздника начала пахоты он испытал погружение в транс. Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние дхьяны.
Пробуждение (просветление)
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Четыре его спутника, полагая, что Гаутама отказался от дальнейших поисков, покинули его. Поэтому он отправился странствовать дальше уже в одиночестве, пока не достиг рощи неподалёку от Гайи.
Здесь он принял рис, приготовленный в молоке, от деревенской женщины по имени Суджата Нанда, дочери пастуха[17], которая приняла его за духа дерева, такой у него был измождённый вид. После этого Сиддхартха сел под фикусовым деревом (лат. Ficus religiosa, один из видов баньяна), которое сейчас называют деревом Бодхи, и поклялся, что не встанет, пока не найдёт Истины.
Не желая выпускать Сиддхартху из-под своей власти, демон Мара попытался нарушить его сосредоточение, но Гаутама остался непоколебим — и Мара отступил.
После сорока девяти дней медитации в полнолуние весеннего месяца вайшакха[18], в ту же ночь, когда он был рождён, в возрасте 36 лет Гаутама достиг Пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий — невежестве — а также о шагах, которые необходимы для устранения этой причины. Данное знание потом получило название «Четырёх Благородных Истин», включающих Благородный Восьмеричный путь (санскр.: арьяштангамарга)[источник не указан 3167 дней], а состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо бодхи (пробуждением) и имеет своим следствием ниббану (санскр. нирвану). Точнее говоря, нирвана — это один из аспектов пробуждения (важнейший его аспект)[источник не указан 3167 дней]. После этого Гаутаму стали называть «Буддой», или «Пробудившимся».
Будда несколько дней ещё пребывал в состоянии самадхи, решая, обучать ли Дхарме других людей. Он не был уверен, что люди, переполненные жадностью, ненавистью и обманом, смогут увидеть истинную Дхарму, идеи которой были очень глубоки, тонки и трудны для понимания. Однако высший дэв (дэвы в буддизме не очень отличаются от людей, имея, так же как и люди, свои сильные и слабые стороны, достоинства и пороки[источник не указан 3167 дней]) Брахма Сахампати заступился за людей и попросил Будду принести Дхарму (Учение) миру, так как «всегда найдутся те, кто поймёт Дхарму». В конце концов, со своим великим состраданием к любым существам на земле, Будда согласился стать учителем.
Формирование Сангхи
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Первыми учениками Будды стали встреченные им двое торговцев — Тапусса и Бхаллика. Будда дал им пару волос со своей головы, которые, по преданию, хранятся в пагоде Шведагон (Бирма).
После этого Будда направился в Варанаси, намереваясь рассказать своим бывшим учителям, Каламе и Рамапутте, чего он достиг. Но боги поведали ему, что те уже умерли.
Тогда Будда отправился в Оленью Рощу (Сарнатх), где и прочёл свою первую проповедь «Первый поворот колеса Дхармы» своим прежним товарищам по аскезе. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь. Тем самым Будда привёл в действие Колесо Дхармы. Его первые слушатели стали первыми членами буддийской Сангхи, что завершило формирование Трёх драгоценностей (Будда, Дхарма и Сангха). Все пятеро вскоре стали архатами.
Позже к Сангхе примкнул Яса со своими пятьюдесятью четырьмя спутниками и три брата Кассапа (санскр.: Кашьяпа) с учениками (1000 человек), которые потом понесли Дхарму людям.
Распространение учения
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая своё учение самым разным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты — от воинов до уборщиков, убийц (Ангулимала[19]) и людоедов (Алавака). При этом он совершил множество сверхъестественных деяний.
Сангха во главе с Буддой путешествовала ежегодно в течение восьми месяцев. В остальные четыре месяца сезона дождей (примерно: июль — август[источник не указан 3167 дней]) было довольно тяжело ходить, поэтому монахи проводили их в каком-нибудь монастыре (вихаре), парке или лесу. Люди из близлежащих селений сами приходили к ним послушать наставления.
Царь Бимбисара, ставший сторонником буддизма после встречи с Буддой, подарил Сангхе монастырь неподалёку от своей столицы Раджагриха. А богатый купец Анатхапиндада подарил рощу близ города Шравасти.
Первая Вассана (сезон дождей, когда передвижение бхиккху (монахов) по стране было затруднено) была проведена в Варанаси, когда Сангха была впервые сформирована. После этого они отправились в Раджагаху (Раджагриху), столицу Магадхи, для того, чтобы почтить своим визитом царя Бимбисару, которого Будда обещал посетить после своего просветления. Именно во время этого визита произошло посвящение Сарипутты (Шарипутры) и Махамоггалланы (Махамаудгальяяны) — они должны были стать двумя важнейшими учениками Будды. Следующие три вассаны Будда провёл в монастыре Велувана в Бамбуковой Роще, в Раджагахе, столице Магадхи. Этот монастырь содержался на средства Бимбисары, хоть и был достаточно удалён от центра города.
Узнав о просветлении, Шуддходана направил царскую делегацию к Будде, чтобы он вернулся в Капилавасту. Всего к Будде было направлено девять делегаций, но все делегаты присоединились к Сангхе и стали архатами. Десятая делегация, во главе с Калудайи (Калодайином), другом детства Будды, была принята Буддой, и он согласился отправиться в Капилавасту. Так как для вассаны было ещё рано, Будда отправился в двухмесячное путешествие в Капилавасту пешком, проповедуя Дхарму на своём пути.
В пятой вассане Будда жил в Махавана вблизи Весали (Вайшали). Узнав о предстоящей смерти своего отца, Будда пошёл к Шуддходане и проповедовал ему Дхарму. Шуддходана стал архатом прямо перед своей смертью. После смерти отца его приёмная мать Маха Паджапати просила разрешения присоединиться к Сангхе, но Будда отказался и решил вернуться в Раджагаху. Маха Паджапати не приняла отказа и возглавила группу благородных женщин родов шакья и колия, которая последовала за Сангхой. В итоге Будда принял их в Сангху на том основании, что способность их к просветлению была наравне с мужчинами, но дал им дополнительные правила Винаи для соблюдения.
Будда также был объектом покушений оппозиционных религиозных групп, включая неоднократные покушения с целью убийства.
Смерть / Махапаринирвана (Великий переход в абсолютный покой нирваны)
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Согласно палийской Махапариниббана-сутте, в возрасте восьмидесяти лет Будда объявил, что скоро он достигнет Махапаринирваны, или абсолютного Покоя, который (ниббана, пали или нирвана, санскр.) не является «смертью» или «бессмертием» (Будда специально это подчёркивал) — и находится вне постижения ума, который мыслит концепциями.
После этого Будда съел последнюю свою трапезу, которую он получил от кузнеца Кунда[20]. Точный состав «последней еды» Будды неизвестен; традиция Тхеравады предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяны говорит, что это были трюфели или какие-то другие грибы.
Махаянская Вималакирти-сутра утверждает, что Будда не заболел и не постарел, он преднамеренно принял такое обличье, для того чтобы показать тем, кто родился в сансаре, ту боль, которую причиняют оскорбительные слова, поощряя тем самым их стремление к Нирване.
Согласно одной из легенд, перед смертью Будда спросил учеников, чтобы узнать, остались ли у них какие-то сомнения или вопросы. Их не было. Затем он вступил в Махапаринирвану; его последние слова были:
«Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием».
Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина). Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ. Некоторые из памятников, как считают, сохранились до нашего времени. К примеру Далада Малигава на Шри-Ланке — место, где хранится зуб Будды.
Также Будда дал наставление своим ученикам — следовать не за лидером, а следовать за учением, Дхармой. Однако во время Первого Буддийского Совета архат Махакассапа (санскр. — Махакашьяпа) был провозглашён главой Сангхи вместе с двумя главными учениками Будды — архатами Махамоггалланой (санскр. — Маудгальяяной) и Сарипуттой (санскр. — Шарипутрой), которые умерли незадолго до Будды.
Жизнь Будды в традиции Ваджраяны
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
В Синей летописи сказано, что во время появления на земле Будды Кашьяпы, будущий Шакьямуни — Бодхисаттва «Благословенный» решил реализоваться. Он стал брахмачарином и переродился в Дэвалоке Тушита. Благословенный выждал время и сказал: «Я войду в чрево Махамайи в стране Джамбудвипа и достигну Нирваны. Те из вас, кто хочет достичь Нирваны, должны переродиться в той стране». Боги умоляли его остаться и говорили, что в той стране не нужно перерождаться, так как там много еретиков.
Но Благословенный вошёл в чрево Махамайи в 15-й день месяца уттра-пхалгуни (февраль-март). Он родился в роще Лумбини при восходе звезды Тишья. Это случилось в год Древа-тигра (1027 год до н. э.). Он стал Буддой в полнолуние месяца вайшакха года Огня-Свиньи (994 год до н. э.). Тогда случилось лунное затмение — Рахула проглотил Луну. Через 7 недель Брахма попросил Будду начать проповедь. Проповедь достигла отшельников: Каундинья, Ашваджит, Вашпа, Маханаман, Бхадрика. Они достигли архатства.
В «Самскрита-самскрита-винишчая-нама» сказано:
«Наш Учитель Шакьямуни прожил 80 лет. 29 лет он провёл в своём дворце.
Шесть лет он подвизался аскетом. Достигнув Просветления, первое лето он провёл в месте поворота Колеса Закона (Дхармачакраправартан).
Второе лето он провёл в Велуване.
Четвёртое — также в Велуване.
Пятое — в Вайшали. Шестое — в Голе (то есть в Голангулапаривартане) в Чжугма Гьюрвэ, что возле Раджагрихи.
Седьмое — в Обители 33 богов, на площадке из камня Армониг.
Восьмое лето провёл в Шишумарагири.
Девятое — в Каушамби.
Десятое — в месте, называемом Капиджит (Тэутул) в лесу Парилейякавана.
Одиннадцатое — в Раджагрихе (Гьялпё-каб).
Двенадцатое — в селении Вераньджа.
Тринадцатое — в Чайтьягири (Чотэн-ри).
Четырнадцатое — в храме раджи Джетаваны.
Пятнадцатое — в Ньяг-родхараме в Капилавасту.
Шестнадцатое — в Атаваке.
Семнадцатое — в Раджагрихе.
Восемнадцатое — в пещере Джвалини (возле Гаи).
Девятнадцатое — в Джвалини (Барвэ-пуг).
Двадцатое — в Раджагрихе.
Четыре летних пребывания было в араме Мригаматри к востоку от Шравасти.
Затем двадцать первое летнее пребывание — в Шравасти. Будда ушёл в нирвану в роще Шала, в Кушинагаре, в стране Малла».
Достоверность хронологических данных
Ранняя западная наука принимала биографию Будды, представленную в буддийских писаниях, в качестве реальной истории, однако в настоящее время «учёные неохотно соглашаются давать историческую оценку неподтверждённым сведениям об исторических фактах, связанных с жизнью Будды и его учением»[21].
Ключевым ориентиром для датировки жизни Будды является начало царствования буддийского императора Ашоки. На основании эдиктов Ашоки и дат царствования эллинистических царей, к которым он направлял послов, учёные датируют начало правления Ашоки 268 г. до н. э. Палийские источники говорят, что Будда умер за 218 лет до этого события. Поскольку все источники согласны с тем, что Гаутаме было восемьдесят лет, когда он умер (например Dīgha Nikāya 2.100), то мы получаем такие даты: 566—486 до н. э. Это так называемая «длинная хронология». Альтернативная «короткая хронология» основана на санскритских источниках североиндийского буддизма, сохранившихся в Восточной Азии. В соответствии с этой версией Будда умер за 100 лет до инаугурации Ашоки, что даёт такие даты: 448—368 гг. до н. э. При этом в некоторых восточноазиатских традициях датой смерти Будды называется 949 или 878 г. до н. э., а в Тибете — 881 г. до н. э. В прошлом среди западных учёных общепринятыми датами были 486 или 483 г. до н. э., но сейчас считается, что основания для этого слишком зыбкие[22].
Родственники Сиддхартхи Гаутамы
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. |
Отцом Сиддхартхи был Шуддходана (санскр.; пали — Суддходана). Согласно Махавасту[23], у него было три брата: Дхаутодана (санскр.; пали — Дхотодана), Шуклодана и Амритодана (санскр.; пали — Амитодана) — и сестра Амритика (санскр.; пали — Амита). Тхеравадинская традиция говорит о четырёх братьях с именами Дхотодана, Амитодана, Саккодана и Суклодана и добавляет кроме Амиты ещё одну сестру по имени Памита[24].
Матерью будущего Будды была Майя[25]. В Махавасту[26] называются имена её сестёр — Маха-Праджапати, Махамайя, Атимайя, Анантамайя, Чулия и Колисова. Родная мать Сиддхартхи умерла через семь дней после его рождения, и заботу о ребёнке взяла на себя её сестра Маха-Праджапати (санскр.; пали — Маха-Паджапати), которая также была замужем за Шуддходаной.
У Будды не было родных братьев или сестёр, но был сводный брат Нанда, сын Маха-Праджапати и Шуддходаны. Тхеравадинская традиция говорит, что у Будды была также сводная сестра Сундара-Нанда[27]. Брат и сестра позже вошли в Сангху и достигли архатства.
Известны следующие двоюродные братья Будды: Ананда, которого в тхеравадинской традиции считали сыном Амитодана, а в Махавасту называют сыном Шуклодана и Мриги; Девадатта, сын дяди по материнской линии Суппабуддхи и тети по отцовской линии Амиты.
Личность жены Гаутамы остаётся неясной. В традиции Тхеравады мать Рахулы (см. ниже) именуется Бхаддакаччей, но Махавамса[28] и комментарии к Ангуттара Никае называют её Бхаддакаччана и видят в ней двоюродную сестру Будды и сестру Девадатты. Махавасту (Mahāvastu 2.69), однако, называет жену Будды Яшодхара и подразумевает, что она не была сестрой Девадатты, так как Девадатта сватался к ней. Буддхавамса[29] также использует это имя, но в палийском варианте — Ясодхара. Это же имя чаще всего встречается в североиндийских санскритских текстах (также в китайских и тибетских их переводах). Лалитавистара (Lalitavistara) говорит, что женой Будды была Гопа, мать дяди по матери Дандапани. Некоторые тексты[какие?] утверждают, что у Гаутамы было три жены: Яшодхара, Гопика и Мригая.
У Сиддхартхи был единственный сын — Рахула, который, повзрослев, вступил в Сангху. Со временем он стал архатом. Ему посвящена одна из сутт Сутта-нипаты, входящей в буддистский палийский канон: Сутта-нипата, 22:91.
См. также
Примечания
- ↑ Даты его жизни не поддаются точному определению, и различные историки датируют его жизнь по-разному: 624—544 гг. до н. э.; 623—543 гг. до н. э.; 563—486 гг. до н. э.; 571—491 гг. до н. э.; 453—373 гг. до н. э.; 448—368 гг. до н. э. См. также специальный раздел в данной статье
- ↑ Не следует путать со школой тибетского буддизма сакья.
- ↑ Закон Республики Калмыкия от 16 октября 2006 г. N 298-III-З «О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия „О нерабочих праздничных и памятных днях в Республике Калмыкия“» Архивная копия от 15 февраля 2016 на Wayback Machine
- ↑ Michael Carrithers, The Buddha, 1983, pages 13, 14. Found in Founders of Faith, Oxford University Press, 1986.
- ↑ Michael Carrithers, The Buddha, 1983, page 15. Found in Founders of Faith, Oxford University Press, 1986
- ↑ Роберт Ч. Лестер (пер. Коваль А. Н.) Буддизм // Религиозные традиции мира т. 2 — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996 — стр. 308—309 — ISBN 5-232-00313-5;
Буддхавамса. - ↑ Armstrong K. (2000), Buddha, (UK) Orion, ISBN 978-0-7538-1340-9
- ↑ Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм Архивная копия от 25 февраля 2010 на Wayback Machine — СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. ISBN 5-85803-132-3.
- ↑ Māyā . Дата обращения: 24 октября 2020. Архивировано 26 декабря 2018 года.
- ↑ Buddhanet.net . Дата обращения: 20 августа 2010. Архивировано 14 апреля 2012 года.
- ↑ Sarca indica, Ashoka Tree, Ashoka (англ.). Дата обращения: 6 ноября 2010. Архивировано 17 февраля 2011 года.
- ↑ the Buddha himself denied that he was either a man or a god (Skilton, Andrew (2004), A Concise History of Buddhism 2004, p. 64-65.
- ↑ 13,0 13,1 Narada. A Manual of Buddhism (англ.). — Buddha Educational Foundation, 1992. — P. 9—12. — ISBN 967-9920-58-5.
- ↑ 14,0 14,1 Narada (1992), p14
- ↑ Narada (1992), pp15-16
- ↑ Narada (1992), pp19-20
- ↑ Ашвагоша, Буддачарита или Жизнь Будды. Пер. К. Бальмонта. М. 1990, с. 136
- ↑ в некоторых традициях считается, что это произошло в пятом лунном месяце, в других — в двенадцатом
- ↑ Ангулимала сутта // Палийский канон (МН 86).
- ↑ Maha-parinibbana Sutta Архивная копия от 6 июня 2011 на Wayback Machine (DN 16), verse 56
- ↑ Lopez. Buddhism in Practice (англ.). — Princeton University Press, 1995. — P. 16.
- ↑ и «As is now almost universally accepted by informed Indological scholarship, a re-examination of early Buddhist historical material, …, necessitates a redating of the Buddha’s death to between 411 and 400 BCE.» — Dundas P.[англ.] The Jains, 2nd edition, (Routledge, 2001), p. 24 Архивная копия от 2 мая 2013 на Wayback Machine
- ↑ Mahāvastu 1,355
- ↑ Suttanipāta комментария 1,357, Mahāvaṃsa II.18-22
- ↑ Dīgha Nikāya 2.52
- ↑ Mahāvastu 1.355-7
- ↑ Therīgāthā комментарии 83 и Aṅguttara Nikāya комментария 1.363
- ↑ Mahāvaṃsa II.21-4
- ↑ Buddhavaṃsa
Литература
- на русском языке
- Агаджанян А. С. Будда // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, Гаудеамус, 2008. — С. 203. — 1520 с. — (Summa). — 3000 экз. — ISBN 978-5-8291-1084-0, ISBN 978-5-98426-067-1.
- Андросов В. П.. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Восточная литература, 2001. — 508 с.
- Арья Шура. Гирлянда Джатак, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы / пер. с санскр. А. П. Баранникова и О. Ф. Волковой. — М.: Восточная литература, 2000.
- Будда Шакьямуни // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 296—297. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
- Булич С. К. Шакъямуни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Будда Шакьямуни/Иконография / Гожева Н. А. // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 296—297. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
- Жизнь Будды / Ашвагхоша. Драмы / Калидаса; пер. К. Бальмонта; введение, вступ. статья, очерки, науч. ред. Г. Бонгард-Левина. — М.: Худож. лит., 1990. — 573 с.
- Жизнь Будды / сост. С. А. Комиссаров. — Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1994. — 256 с. — ISBN 5-02-030706-8.
- Будда / Ильин Г. Ф. // Брасос — Веш. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 4).
- Карягин К. М. (Ольденбург С. Ф.). Сакиа-Муни (Будда). Его жизнь и философская деятельность. Биографический очерк. — СПб., 1897.
- Лысенко В. Г. Будда как личность или личность в буддизме // Бог — человек — общество в традиционных культурах Востока. — М.: Наука, 1993. — С. 121—133.
- Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни. Пять лекций по буддизму. — Самара: ИД «Агни», 1998. — 192 с. — ISBN 5-89850-004-9.
- Ольденбург С. Ф. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни
- Ольденбург С. Ф. Первая буддийская выставка в Петербурге
- Владимирцов Б. Я. Буддизм в Тибете и Монголии
- Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма
- Розенберг О. О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке
- Будда Сидхартха // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.
- Сенкевич А. Н. Будда. — М.: Молодая гвардия, 2017. — 476 с. — (Жизнь замечательных людей, вып. 1651). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-04100-4.
- на других языках
- Kalupahana D. J.[англ.]. Buddhist Philosophy: A Historical Analysis. — University of Hawaii Press[англ.], 1976. — 189 p.
- Kalupahana D. J.[англ.]. A History of Buddhist Philosophy: Continuities and Discontinuities. — University of Hawaii Press[англ.], 1992. — 304 p. — ISBN 0-8248-1384-7. Архивная копия от 10 августа 2017 на Wayback Machine (копия)
- Rahula W.[англ.]. What the Buddha Taught[англ.]. — 2nd ed.. — New York: Grove Press, 1974.
- Vetter T.[нидерл.]. The ideas and meditative practices of early Buddhism. — Leiden: EJ Brill, 1988. — 110 p. (копия)
- Norman, K. R. A philological approach to Buddhism: the Bukkyō Dendō Kyōkai lectures 1994 (англ.). — London: School of Oriental and African Studies, University of London, 1997. — xx, 193 p. — ISBN 0-7286-0276-8. — ISBN 978-0-7286-0276-2.
- Gethin, Rupert. The foundations of Buddhism (англ.). — Oxford, 1998. — xi, 333 p. — ISBN 978-0-19-158789-4. — ISBN 0-19-158789-3.
- Strong, John. The Buddha: a beginner's guide (англ.). — Oxford: Oneworld Publications, 2009. — xv, 264 p. — ISBN 978-1-4416-3432-0. — ISBN 9781780740546.
- Warder, Anthony Kennedy. Indian Buddhism (англ.). — 3rd rev. ed. — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers Private Ltd, 2000. — 601 p. — ISBN 81-208-1741-9.
- Laumakis, Stephen J. An introduction to Buddhist philosophy (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2008. — xv, 283 p. — ISBN 978-0-511-38008-2. — ISBN 0-511-38008-9.
- Baroni, Helen Josephine. The illustrated encyclopedia of Zen Buddhism (англ.). — 1st ed. — New York: Rosen Pub. Group, 2002. — xxi, 426 p. — ISBN 0-8239-2240-5. — ISBN 978-0-8239-2240-6.
- Smith, Vincent. The Early History of India (англ.). — 4th ed.. — Oxford: Clarendon, 1924.
- Schumann, Hans Wolfgang. The historical Buddha: the times, life, and teachings of the founder of Buddhism (англ.). — 1st Indian ed. — Delhi: Motilal Banarsidass, 2004. — xvii, 274 p. — ISBN 81-208-1817-2. — ISBN 978-81-208-1817-0.
- Carrithers, Michael. The Buddha: a very short introduction (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 2001. — 108 p. — ISBN 978-0-19-154048-6. — ISBN 0-19-154048-X.
- Buswell, Robert E. Encyclopedia of Buddhism (англ.). — New York: Macmillan Reference, USA, 2003. — 1 volume, xxxix, 981 p. — ISBN 0-02-865718-7.
- Lopez, Donald S. Buddhism in practice (англ.). — Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1995. — xvi, 608 p. — ISBN 0-691-04442-2.
- Wayman, Alex. Untying the knots in Buddhism: selected essays (англ.). — 1st ed. — Delhi: Motial Banarsidass Publishers, 1997. — xiv, 617 p. — ISBN 81-208-1321-9. — ISBN 978-81-208-1321-2.
- The long discourses of the Buddha: a translation of the Dīgha Nikāya (англ.) / Maurice Walshe, Venerable Sumedho Thera. — Boston: Wisdom Publications, 1995. — 648 p. — ISBN 0-86171-103-3. — ISBN 978-0-86171-103-1.
- Gombrich, Richard F. Theravāda Buddhism: a social history from ancient Benares to modern Colombo (англ.). — 2nd ed. — London: Routledge, 2006. — 234 p. — ISBN 0-203-01603-3.