Кшатрии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Кшатрий»)
Портрет Матхабара Сингх Тапа  (англ.), премьер-министра и главнокомандующего непальской армией в 1843—1845 гг. Национальный Музей Непала (Катманду)

Кша́трии (санскр. क्षत्रिय, IAST: kṣatriya, «властный, благородный»), также ра́джан (санскр. राजन्, IAST: rājan, «повелитель») — представители второй по значимости (после брахманов) варны древнеиндийского общества, состоящей из владетельных воинов[1]. Из этой варны в Древней Индии обычно выбирались раджи. Своим главным богом-покровителем кшатрии считали Индру[2].

Название

Термин происходит либо от от санскритского слова kshan — ранить[3], либо от от слова kshatra[1] — господство, власть[4]. В настоящее время термин существует в языках Индии разных вариациях, например, кхатри, чатри или кхетри[3].

Формирование

Воин падишаха Аурангзеба. Декан, 1670-е годы

Наряду с брахманами и вайшьями, кшатрии происходили из арийских племён, завоевавших Индию[3]. При этом варна возникла ещё до прихода племён ариев в Южную Азию. Выделение отдельной группы кшатриев позволяло освободить воинов и управленцев от непосредственного производства[4].

Индийские предания утверждают, что кшатрии из груди либо рук Брахмы[3].

В самых ранних ведических текстах кшатрии были первой из варн по статусу, но затем эта роль ушла брахманам. Возможно, отдельные следы борьбы между жрецами и воинами нашли отражение в легенде о том, что кшатрии были уничтожены Парашурамой[1].

В древнеиндийских государствах кшатрии выполняли функции правителей, чиновников, землевладельцев и профессиональных воинов. В Средние века понятие кшатриев сохранилось лишь как традиционное представление, с середины I тысячелетия н. э. принадлежность к этой варне уже не была определяющей для высших слоёв общества[4].

Обязанности

Согласно традиции, дхарму кшатриев составляют защита слабых, водворение закона и порядка в мире. Для этого кшатриям даны особые права. Они единственные из всех варн имеют право наказывать вплоть до убиения тех, кто не чтит дхарму, отходит от правильного поведения своей варны. Кшатриям также прощаются гнев и другие проявления страсти, так как это является их природой и необходимо для выполнения ими своего долга.

Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой — таковы естественные качества кшатрия (Бхагавад-гита, 18.43).

Кшатрий обязан защищать в любых обстоятельствах: брахманов, женщин, детей, стариков и коров. А также любого, кто не в состоянии сам себя защитить и просит кшатрия о помощи.

Верещагин В. В. «Всадник-воин в Джайпуре». 1881 г.

Кшатрий не является просто выходцем из знатного рода, для него обязателен набор определённых качеств. Считается, что даже человек, не прошедший военной подготовки и подкинутый в семью другой варны, являясь кшатрием, всё равно всегда проявляет такие качества, как здоровое честолюбие, правдивость, благочестие и благонравие, хороший и развитый ум, хорошее обращение с оружием, силу, выносливость (Карна). Именно эти качества обычно и делают кшатриев достойными статуса правителя.

Этно-сословные группы

Этно-сословной группой в составе варны кшатриев в Пакистане и северной Индии являются раджпуты (санскритское словосочетание «раджа пута», что означает «путь царя» или «путь раджи»). Предполагается, что по происхождению раджпуты восходят преимущественно к сакам, юэчжам, эфталитам и гурджарам, переселившимся в Индию из Центральной Азии в период между началом I и VI веками н. э.[5].

Существует мнение, что другой этно-сословной группой в составе кланов кшатриев — великого Чахумана или Чохана, и Агрикулы — являются белуджи[6]. Рам Сваруп Джун, согласно «Бхагаватгите», связывает происхождение белуджей с баланами. Баланы, как полагают, происходят от племени Бхаланинов, упоминаемого в «Ригведе». Тадж Рам Шарма соединяет бхалан с бхаликами, как «прото-белуджей», и считает их потомками население восточной части Белуджистана[7].

Не смотря на то, что сикхизм отрицает деление на варны и касты[8], именно из кшатриев происходили лидеры движения[3].

Вначале XX века в Пенджабе кшатриям принадлежала монополия на торговлю, писарское ремесло и банковое дело. Принадлежность к варне была связана с торговлей и в Афганистане[3].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Kshatriya (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  2. Баландин Р. К. Сто великих богов. — М.: Вече, 2003.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 ЭСБЕ, 1896.
  4. 4,0 4,1 4,2 БСЭ, 1973.
  5. Успенская, 2000.
  6. Bellew H. W.  (англ.). An Inquiry Into the Ethnography of Afghanistan. — Woking: The Oriental University Institute, 1981. — P. 171—172.
  7. Personal and geographical names in the Gupta inscriptions. — Delhi: Concept Publishing Company, 1978. — P. 171.
  8. Бочковская Анна Викторовна. Сикхизм. Большая российская энциклопедия.

Литература