Американская ночь

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Американская ночь (фильм)»)
Американская ночь
La Nuit américaine
Постер фильма
Жанр трагикомедия
Режиссёр Франсуа Трюффо
Продюсер Франсуа Трюффо
Автор
сценария
Жан-Луи Ришар
Франсуа Трюффо
Сюзанна Шиффман
В главных
ролях
Жаклин Биссет
Жан-Пьер Лео
Франсуа Трюффо
и др.
(ансамблевый состав)
Оператор Пьер-Вильям Гленн
Композитор Жорж Делерю
Кинокомпания Les Films du Carrosse
Длительность 115 мин.
Страна  Франция
 Италия
Язык французский
английский
Год 1973
Ссылки
IMDb ID 0070460

«Американская ночь» (фр. La Nuit américaine) — художественный фильм 1973 года совместного производства Франции и Италии, 13-й полнометражный фильм Франсуа Трюффо. Для режиссёра этот фильм стал триумфом — он получил за него множество международных наград, в том числе премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Примечательно, что фильм выдвигался на премию «Оскар» в 1974 году как лучший фильм на иностранном языке, а через год был также номинирован на премию в категориях «лучшая работа режиссёра», «лучший сценарий» и «лучшая женская роль второго плана» (Валентина Кортезе).

Премьера фильма состоялась 14 марта 1973 года на Каннском кинофестивале. Лента посвящена Лилиан Гиш и её сестре Дороти.

Название картины отсылает к техническому приему, когда съемки ночных сцен осуществляются днем при помощи специальных фильтров (зрителям потом кажется, что действие разворачивается в темноте). В английском языке французскому термину «la nuit américaine» соответствует «day for night», буквально «день вместо ночи» (под этим названием картина вышла в прокат США).

Сюжет

По словам критика Роджера Эберта, фильм Трюффо напоминает небольшую антологию забавных случаев со съемочной площадки. Также Эберт называет «Американскую ночь» поэмой, в которой воспет процесс создания фильмов — «не хороших фильмов, и не плохих, а просто фильмов как таковых»; герои картины, и прежде всего режиссер Ферран, влюблены в кино и в свою работу, только в ней они обретают счастье[1].

Ферран снимает картину «Познакомьтесь с Памелой» на студии «Викторин», расположенной в Ницце. По сюжету этой мелодрамы, молодой человек знакомит свою невесту Памелу с родителями, и в результате девушка без памяти влюбляется в его отца. Заканчивается история трагично: бывший жених Памелы убивает отца-соперника, а сама она гибнет в автокатастрофе.

Съемки «Познакомьтесь с Памелой», сопряженные со множеством больших и мелких сложностей, длятся шесть недель. За это время все участники превращаются в одну большую семью, в которой проблемы каждого известны всем. Стареющая кинозвезда Северина страдает оттого, что у нее тяжело болен сын; она подбадривает себя шампанским, и в результате ее игра становится все более страстной (но при этом она забывает собственные реплики и дубль за дублем путает дверь в комнату с дверцей шкафа). Пожилой актер Александр решается раскрыть свою гомосексуальность, пригласив на съемки молодого любовника. Молодой и крайне инфантильный артист Альфонс, страстно влюбленный в одну из сотрудниц съемочной группы, не в состоянии пережить ее измены — он объявляет, что бросает работу и кинематограф в принципе. Чтобы отвлечь Альфонса от горестных размышлений и уговорить не срывать съемки, исполнительница роли Памелы, англо-американская актриса Джули Бейкер, соблазняет его. При этом Джули недавно вышла замуж за пожилого врача, вылечившего ее от психического расстройства. Когда Альфонс в порыве чувств звонит ее мужу и сообщает: «Я занимался с вашей женой любовью, я полюбил ее, вам следует развестись», происходит большой скандал, и тяжелый нервный срыв наступает уже у самой Джули — теперь она не может найти в себе сил, чтобы выйти на съемочную площадку. А когда съемки все-таки возобновляются, приходит известие, что Александр погиб в автокатастрофе. Теперь нужно либо менять исполнителя ключевой роли, либо выкручиваться и снимать оставшиеся сцены с помощью дублеров.

Со всеми неприятностями, грозящими срывом съемок, участники группы пытаются справиться сообща. Ферран, которому нужно снять картину в ограниченный период времени и при этом уложиться в бюджет, замечает: «Съемки фильма — как поездка в дилижансе. Сначала рассчитываешь на приятное путешествие, а потом просто надеешься, что доберешься до места назначения живым».

В ролях

Восприятие

  • «Не только лучший фильм, когда-либо снятый о фильмах, но и великолепное развлечение… Трюффо раскручивает полдюжины сюжетных нитей и следует за ними столь легко, что создаётся впечатление, будто мы сплетничаем с ним о его коллегах. Съёмочная площадка — это микрокосм» (Роджер Эберт).[1]
  • «Самый близкий мне фильм из всех, снятых Трюффо. „Американская ночь“ лучше всего даёт понять, кем он был. А он был воплощением кинематографа». (Стивен Спилберг)[2].
  • «Я был очень дружен с Луи Маллем и знал Трюффо. Я знал всю их банду. Они думали, что изобрели, что-то новое. То, что они делали, было не таким уж новым, но это было хорошо. Например, картина Трюффо „Американская ночь“ (1973). По-моему, это настоящий шедевр. Очень смешная, очень хорошая картина. Я ему так и сказал. По счастью, успел сказать ему это прежде, чем он умер» (Билли Уайлдер)[3].
  • «Когда б вы знали, из какого сора»… Фильм не зря назван в честь приёма, позволяющего снимать ночь средь бела дня. Чудо и ложь кино торжествуют…" (Михаил Трофименков, «Коммерсантъ»)[4].
  • «Почти все фильмы Трюффо сознают мимолётность [реальности], которая, вместо того, чтобы обесценивать жизнь и любовь, придаёт им особую ценность… Качество того или иного опыта не может быть измерено его продолжительностью или итогом. Оставим долговечность секвойям» (Винсент Кэнби, «The New York Times»)[5].
  • «Трюффо явно обожает утрированность реальности как перед камерой, так и позади её. Создание фильма — единственное, в чём могут найти счастье эти персонажи (а следовательно, и сам Трюффо)» (Марк Питилло, allmovie)[6].
  • Годару фильм не понравился, причём в изображении режиссёра Феррана он усмотрел нарциссизм Трюффо: «Почему, спрашивается, режиссёр — единственный, кто ни с кем не трахается в этом фильме?»[7].

Награды

Жюли (Жаклин Биссет) и Альфонс (Жан-Пьер Лео) в кадре фильма «Встречайте Памелу» в фильме режиссёра Франсуа Трюффо «Американская ночь»

Оскар:

BAFTA

Номинации

Оскар:

Литература

  • Де Бек, Антуан; Тубиана, Серж. Франсуа Трюффо = François Truffaut / Пер. с фр. С. Козина. — М.: Rosebud Publishing, 2020. — 848 с. — ISBN 978-5-905712-47-0.
  • Кроу, Кэмерон. Знакомьтесь — Билли Уайлдер = Conversations with Wilder / Пер. с англ. А. Зайцев. — М.: Rosebud Publishing, 2016. — 400 с. — ISBN 978-5-905712-13-5.
  • Кудрявцев С. В. Американская ночь // 3500. Книга кинорецензий. — в 2-х томах. — М.: Печатный Двор, 2008. — 1424 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-9901318-3-5. Архивная копия от 24 декабря 2008 на Wayback Machine

Примечания

  1. Roger Ebert. Day for Night movie review & film summary (1973) | Roger Ebert (англ.). https://www.rogerebert.com/. Дата обращения: 26 июня 2021. Архивировано 2 июня 2013 года.
  2. Подлинный список Спилберга: 15 картин, научивших его снимать кино - Новости - Титр. www.ivi.ru. Дата обращения: 8 октября 2017. Архивировано 12 сентября 2017 года.
  3. Кроу, 2016, с. 213.
  4. Фильм Американская ночь (Франция, Италия, 1973) – Афиша-Кино. Афиша. Дата обращения: 2 июля 2022.
  5. Canby, Vincent. Screen: 'Day for Night':Truffaut's Own World Viewed From Inside The Cast, The New York Times (29 сентября 1973). Дата обращения 2 июля 2022.
  6. Day for Night (1973) - François Truffaut | Review | AllMovie (англ.). Дата обращения: 2 июля 2022.
  7. Diana Holmes, Robert Ingram. François Truffaut. Manchester University Press, 1998. ISBN 0-7190-4554-1. Page 177.

Ссылки