Прощай, речь 3D
Прощай, речь 3D | |
---|---|
Adieu au langage | |
![]() | |
Жанр | драма |
Режиссёр | Жан-Люк Годар |
Продюсер | Ален Сард, Брагим Шиуа, Венсан Мараваль |
Автор сценария |
Жан-Люк Годар |
В главных ролях |
Элоиз Годе, Зои Брюно, Камель Абдели |
Оператор | Фабрис Араньо[1] |
Кинокомпания | Wild Bunch[1], Canal+, CNC[2] |
Прокат | Wild Bunch Distribution, Film Europe, Vertigo Media, Film Europe s.r.o., BIM Distribuzione[1] |
Длительность | 70 мин. |
Страна |
|
Год | 2014 |
«Прощай, речь 3D»[3] (фр. Adieu au Langage) — французский 3D-фильм, поставленный режиссёром Жаном-Люком Годаром по собственному сценарию и ставший его 39-м полнометражным фильмом. В 2014 году был включён в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля, где был удостоен Приза жюри.
Название
Оригинальное название фильма, «Adieu au langage», содержит языковую игру. В одном из интервью Жан-Люк Годар напомнил, что в швейцарском кантоне Во слово «adieu» употребляется как приветствие[4]. «Само собой, здесь есть оба смысла», — прокомментировал это режиссёр. Помимо прочего, langage во французской лингвистической традиции, идущей от «Курса общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра, употребляется в значении «речевой деятельности», способа коммуникации[5].
Первоначально (до Каннского фестиваля) официальным русским локализированным названием было «Слова, прощайте!» На ММКФ-2014 фильм демонстрировался под наиболее близким к первоисточнику названием «Прощай, язык»[6]. Официальное русское прокатное заглавие — «Прощай, речь 3D»[3].
Сюжет
Своему фильму Годар предпослал стихотворный синопсис:
Суть проста. Замужняя женщина и холостой мужчина встречаются. Они любят, они спорят, наносят удары. Собака бродит между городом и деревней. Проходят времена года. Мужчина и женщина встречаются вновь. Собака оказывается между ними. Один в другом, другой в одном. А всего их трое. Бывший муж разрушает всё. Начинается второй фильм. Такой же, как и первый. Однако, и не такой. От человеческого рода переходим к метафоре. Всё заканчивается лаем. И плачем ребёнка.
Оригинальный текст (фр.)
Однако этот сюжет в самом фильме дробится на мелкие эпизоды и рассеивается по всей картине. Помимо него, также присутствуют эпизоды, в которых действуют лорд Байрон и Мэри Шелли; эпизоды с профессором на книжном развале и его беседы с молодыми людьми; присутствуют также кадры из других фильмов и военной хроники; появляется и сам Годар (эпизод с акварелью).
В ролях
- Элоиз Годе — Жозетт
- Камель Абдели — Гедеон
- Ришар Шевалье — Маркус
- Зои Бруно — Ивич
- Кристиан Грегори — Давидсон
- Джессика Эрискон — Мэри Шелли
- Рокси Мьевилль — Рокси
Цитаты
Как и все остальные фильмы Годара, «Прощай, речь» содержит в себе огромное количество цитат из художественной литературы, трудов философов, а также кадры из других фильмов[7].
Книги и статьи
- «Антигона» Жана Ануя
- «Бесы» Фёдора Достоевского
- «Город» Клиффорда Саймака
- «Воспитание чувств» Гюстава Флобера
- «Дуинские элегии» Райнера Марии Рильке
- «Жан Сантёй» и «Пленница» Марселя Пруста
- «Церковь» Луи-Фердинанда Селина
- дневник Жюльена Грина
- «Алкоголи» Гийома Аполлинера
- «Книга песка» Хорхе Луиса Борхеса
- «Тошнота», «Бытие и ничто» Жана-Поля Сартра
- «Пробуждение истории» Алена Бадью
- «Животное, которым я следовательно являюсь» Жака Деррида
- «Философские исследования» Людвига Витгенштейна
- «Образ» Сэмюэла Беккета
- «Ожидание забвение» Мориса Бланшо
- «Введение в психоанализ» Зигмунда Фрейда
- «Победа Гитлера?» Жака Эллюля
- «Происхождение человека и половой отбор» Чарлза Дарвина
Фильмы
- «Завещание Орфея» (1959, реж. Жан Кокто)
- «Пираньи-3D» (2010, реж. Александр Ажа)
- «Ладони» (1994, реж. Артур Аристакисян)
- «У самого синего моря» (1936, реж. Борис Барнет)
- «Только у ангелов есть крылья» (1939, реж. Говард Хоукс)
- «Метрополис» (1927, реж. Фриц Ланг)
- «Снега Килиманджаро» (1952, реж. Генри Кинг)
- «Трудные дети» (1950, реж. Жан-Пьер Мельвиль)
- «Доктор Джекилл и мистер Хайд» (1931, реж. Рубен Мамулян)
- «Люди в воскресенье» (1930, реж. Роберт Сиодмак, Эдгар Ульмер)
Музыка
Для фильма не писалось никакой оригинальной музыки, саундтрек составляют фрагменты (часто — очень короткие) из следующих классических произведений
- «Славянский марш» Петра Чайковского
- Седьмая симфония Людвига ван Бетховена
- «Abii Ne Viderem» Гия Канчели
- «Просветлённая ночь» Арнольда Шенберга
- «Сюита в старинном стиле» Добринки Табаковой
- Симфония № 2 D-dur и «Грустный вальс» Яна Сибелиуса
- «Святый Боже» Валентина Сильвестрова
- Песня «La caccia alle streghe» (сл. Альфредо Банделли, исп. Пино Мази)
3D
Фильм снят в 3D с использованием широчайшего диапазона видеотехники (часто это были два фотоаппарата, помещённые на определённом расстоянии друг от друга)[8]. Одним из наиболее новаторских приёмов, применённых в фильме, является оригинальное использование двойной экспозиции: в разные глаза транслируются разные видеопотоки, что вынуждает зрителя создавать собственный монтаж фильма, попеременно закрывая то левый, то правый глаз[9].
Это второе обращением Годара к технологии 3D: в 2012-м году он представил новеллу «Les trois désastres» в составе киноальманаха «3x3D» (совместно с Питером Гринуэем и Эдгаром Пера).
Награды и номинации
Награды
- 2014: Приз жюри Каннского фестиваля (разделён с «Мамочкой» Ксавье Долана).
- 2014: Cannes' Palm Dog Award (собаке Рокси)
Номинации
- 2014: Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля (победитель: «Зимняя спячка» Нури Бильге Джейлана)
- 2014: Приз Camerimage за лучший 3D-фильм оператору Фабрису Араньо (победитель: Томас Хардмейер за «Невероятное путешествие мистера Спивета»).
- 2014: «Лучший фильм на иностранном языке» на Мюнхенском кинофестивале (победитель: «Левиафан» Андрея Звягинцева).
- 2014: «Приз Луи Деллюк» за лучший фильм (победитель: «Зильс-Мария» Оливье Ассаяса).
- 2014: «Village Voice Film Poll» за лучший фильм (победитель: «Отрочество» Ричарда Линклейтера)
Сборы
В американском прокате лента собрала 346 946 долларов[10]. В пресс-релизе кинокомпании-дистрибьютора Kino Lorber[англ.] сообщалось о том, что фильм встретил трудности с продвижением и прокатывался лишь в Нью-Йорке в малом количестве залов, в виду нежелания кинотеатров отдавать залы с трёхмерной проекцией под артхаусный проект[11]).
В России кассовые сборы составили 622 тысячи рублей[12].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Adieu au langage (фр.). Cineuropa. Дата обращения: 15 апреля 2022. Архивировано 15 апреля 2022 года.
- ↑ Adieu au langage (2014) - Company credits - IMDb . Дата обращения: 4 января 2015. Архивировано 17 июля 2015 года.
- ↑ Жан-Люк Годар: «Кино – это забвение реальности» . Сеанс (23 июня 2014). Дата обращения: 20 февраля 2015. Архивировано 4 января 2015 года.
- ↑ Соссюр — КУРС ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКИ (Извлечения) . Дата обращения: 4 января 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Восемь с половиной фильмов (недоступная ссылка). Московский Международный кинофестиваль (2014). Дата обращения: 4 января 2015. Архивировано 22 декабря 2014 года.
- ↑ Ted Fendt. "Adieu au langage" - "Goodbye to Language": A Works Cited (англ.). MUBI (12 октября 2014). Дата обращения: 4 января 2015. Архивировано 4 января 2015 года.
- ↑ Оливье Сэгюрэ. «Прощание с языком», или путешествие к Жан-Люку Годару . Cineticle. Libération. — Пер. с фр. Ольги Куровец. Дата обращения: 20 февраля 2015. Архивировано 4 января 2015 года.
- ↑ Дэвид Бордуэлл. ADIEU AU LANGAGE: 2 + 2 x 3D (англ.). davidbordwell.net (7 сентября 2014). Дата обращения: 20 февраля 2015. Архивировано 2 февраля 2015 года.
- ↑ Goodbye to Language (англ.). Box Office Mojo. IMDb. Дата обращения: 20 февраля 2015. Архивировано 20 февраля 2015 года.
- ↑ Brian Brooks. Godard’s ‘Goodbye To Language’ Says Hello To Weekend’s Best Specialty Box Office (англ.). Deadline.com (2 ноября 2014). Дата обращения: 20 февраля 2015. Архивировано 9 декабря 2014 года.
- ↑ ПРОЩАЙ, РЕЧЬ 3D / Adieu au langage . Бюллетень кинопрокатчика. Дата обращения: 20 февраля 2015. Архивировано 4 января 2015 года.