Последнее метро

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Последнее метро
Le Dernier Métro
Постер фильма
Жанр драма, мелодрама, исторический фильм
Режиссёр Франсуа Трюффо
Продюсер Франсуа Трюффо
Автор
сценария
Сюзанн Шиффман
Франсуа Трюффо
В главных
ролях
Катрин Денёв
Жерар Депардьё
Оператор Нестор Альмендрос
Композитор Жорж Делерю
Длительность 133 мин.
Страна  Франция
Язык французский
Год 1980

«После́днее метро́» (фр. Le Dernier Métro) — историческая драма 1980 года с Катрин Денёв и Жераром Депардьё в главных ролях. Второй фильм задуманной Франсуа Трюффо трилогии о сценических видах искусств (кино, театр, мюзикл), которая была начата фильмом «Американская ночь» (1973). Это самый успешный во французском прокате фильм Трюффо[1]. Лауреат десяти премий «Сезар».

Сюжет

Действие происходит во время нацистской оккупации Парижа. Последнее метро — зримый символ театрального мира, тот поезд, на котором во время оккупации разъезжалась по домам парижская театральная богема. Опоздание на поезд по окончании спектакля означало нарушение комендантского часа. Почти всё действие фильма сосредоточено в пределах одного из театров. Из этого тесного мирка, где все знакомы друг с другом, режиссёр бросает взгляд на судьбу Франции в военные годы.

Одному из самых талантливых режиссёров столицы, Люка Штайнеру (Хайнц Беннент), грозит перемещение в концентрационный лагерь, так как он еврей. Поэтому он сбежал из Парижа в первые дни оккупации. Но это официальная версия. На самом деле Люка прячется от нацистов в подвале своего театра на Монмартре, в этом ему помогает его супруга, одна из известнейших актрис своего времени Марион (Катрин Денёв), взявшая на себя обязанности директора в это нелёгкое время. По вечерам через потайной люк она спускается в каморку мужа, тщательно спрятанную среди склада старых декораций. Для того, чтобы театр жил — Марион готовит премьеру новой пьесы, при этом никто не догадывается, что истинным автором постановки является Люка, которому Марион организовала радиотрансляции от микрофона на сцене до приёмника в подвале. Люка сообщает свои идеи Марион, а она в свою очередь — приглашённому режиссёру, который постепенно начинает верить в то, что до всего додумался сам. В качестве партнёра Марион по спектаклю из «Гран-Гриньола» в театр приходит многообещающий актёр Бернар Гранже (Жерар Депардьё). Между тем театром пытается завладеть беспринципный коллаборационист Даксиа.

В мире театра только кажется, что все друг у друга на виду. На самом деле каждый здесь — актёр, который тщательно играет свою роль и скрывает от окружающих секреты. В крайне плотной повествовательной ткани фильма рассыпаны намёки, кто из персонажей — тайный борец Сопротивления, а кто — коллаборационист, кто — вор, кто — гей, а кто — лесбиянка. Но самую главную тайну — тайну своей любви к партнёру по сцене — Марион Штайнер хранит почти до самого конца. Знаменитая финальная сцена решена Трюффо метатеатрально, в духе Пиранделло.[источник не указан 695 дней]

Стиль

Как-то раз[уточнить] Трюффо и Жак Риветт брали интервью у своего кумира Жана Ренуара, который рассказал им о съёмках одного из своих последних фильмов, «Золотая карета», посвящённый жизни актёров комедии дель арте. Так же, как последнее метро в фильме Трюффо, золотая карета у Ренуара воплощала мир лицедейства. И так же, как Трюффо, Ренуар был вынужден в своём фильме о театре пойти на уступки законам театрального жанра.

Оператор Нестор Альмендрос в автобиографии вспоминает, что на съёмочной площадке было запрещено открывать окна. Тесные, плохо освещённые помещения, в которых происходит действие, были призваны создавать у зрителя чувство клаустрофобии, созвучное тому, что должны были испытывать загнанные в подполье герои.

Перед началом съёмок Трюффо изучал фильмы сороковых годов. Он просил съёмочную группу добиться стилизации под картины начала десятилетия, снятые в Третьем рейхе на цветной плёнке Agfacolor (напр., de:Die goldene Stadt). Исходя из этой установки, подбирались костюмы и декорации, играющие бархатистыми оттенками охры. С целью получения приглушённой цветовой гаммы оператор и режиссёр даже рассматривали возможность использования плёнки советского производства[2].

В ролях

Критика

Успех фильма у публики насторожил высоколобых критиков. Режиссёра упрекали в стремлении угодить самым непритязательным зрителям, в поверхностности его ностальгического взгляда на военное время[3]. Тема утаивания и укрывательства настолько заглублена в структуру «Последнего метро», что критик Дэйв Кер увидел в этом метафору творческого бессилия режиссёра, его ухода от реальности: «Временами создаётся впечатление, что весь фильм — о причинах собственной бессодержательности»[4].

Сцена, в которой Гранже избивает сотрудничающего с нацистами критика Даксиа, обыгрывает реальный эпизод, когда Жан Маре поколотил театрального обозревателя Алена Лобрё из коллаборационистски настроенного издания Je suis partout. В своих воспоминаниях Маре описал и то «последнее метро», которое вынесено в название фильма.[источник не указан 695 дней]

Награды и номинации

Награды

Номинации

Литература

  • Де Бек, Антуан; Тубиана, Серж. Франсуа Трюффо = François Truffaut / Пер. с фр. С. Козина. — М.: Rosebud Publishing, 2020. — 848 с. — ISBN 978-5-905712-47-0.

Примечания

  1. Guy Austin. Contemporary French Cinema. Manchester University Press, 1996. Page 32.
  2. Carole Le Berre. François Truffaut at Work. Phaidon, 2005. Page 282.
  3. The Last Metro Review. Movie Reviews — Film — Time Out London. Дата обращения: 11 февраля 2011. Архивировано 23 февраля 2011 года.
  4. The Last Metro | Chicago Reader