Алексий II

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Алексий (Ридигер)»)
Его Святейшество
Патриарх Алексий II
церк.-слав. Ст҃ѣ́йшїй патрїа́рхъ а҆леѯі́й
Патриарх Алексий IIПатриарх Алексий II в Переславле-Залесском, 1997
Патриарх Московский и всея Руси
7 июня 1990 — 5 декабря 2008
Избрание 7 июня 1990
Интронизация 10 июня 1990
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Пимен
Преемник Кирилл
Митрополит Ленинградский и Новгородский
29 июля 1986 — 19 июля 1990
Предшественник Антоний (Мельников)
Преемник Иоанн (Снычёв)
Управляющий патриаршими приходами в Финляндии
12 мая 1987 — 20 июля 1990
Предшественник Кирилл (Гундяев)
Филарет (Вахромеев) (в/у)
Преемник Кирилл (Гундяев) (в/у)
Управляющий делами Московской патриархии
22 декабря 1964 — 29 июля 1986
Предшественник Пимен (Извеков)
Преемник Сергий (Петров)
Митрополит Таллинский и Эстонский
до 25 февраля 1968 — архиепископ,
до 23 июня 1964 — епископ
3 сентября 1961 — 28 июля 1986
(по совместительству до 11 августа 1992)
Предшественник Иоанн (Алексеев)
Преемник сам как митрополит по совместительству, Корнилий (Якобс)

Учёная степень Доктор богословия
Имя при рождении Алексей Михайлович Ридигер
Рождение 23 февраля 1929(1929-02-23)
Таллин, Эстонская Республика
Смерть 5 декабря 2008(2008-12-05) (79 лет)
Ново-Переделкино, Москва, Россия
Место захоронения Богоявленский собор в Елохове
Принятие священного сана 17 апреля 1950
Принятие монашества 3 марта 1961
Епископская хиротония 3 сентября 1961

Награды

Россия и СССР:

Орден Святого апостола Андрея Первозванного — 1999
Орден «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени Орден «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени — 1997
Орден Трудового Красного Знамени — 1988 Орден Дружбы народов  — 1994 Орден Дружбы народов  — 1979
Государственная премия Российской Федерации — 2005 Нагрудный знак «Почётный гражданин Санкт-Петербурга»

Иностранные государства

Орден Республики  — 2005 Орден «Слава» (Азербайджан) — 2005 Орден «Достык» I степени — 2002
Кавалер Большого креста ордена Великого князя Литовского Гядиминаса Кавалер ордена Креста земли Марии 1-го класса — 2003
Большая лента Национального ордена Кедра (Ливан)
Медаль Франциска Скорины — 1995

Конфессиональные награды:

Орден Святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (РПЦ) Орден Святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (РПЦ) Орден Святителя Алексия, митрополита Московского, I степени
Орден Преподобного Сергия Радонежского I степени Орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени Орден Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени Орден Святого благоверного великого князя Димитрия Донского I степени

Патриа́рх Алекси́й II (в миру — Алексе́й Миха́йлович Ри́дигер, эст. Aleksei Ridiger; 23 февраля 1929 года, Таллин — 5 декабря 2008 года, Москва) — епископ Русской православной церкви. Патриарх Московский и всея Руси (7 июня 1990 — 5 декабря 2008).

Академик Российской академии образования (1993). Почётный член Российской академии художеств (2001). Лауреат Государственной премии РФ (2005). Доктор богословия (1984).

Тезоименитство — 12 февраля (25 февраля), день преставления митрополита Киевского Алексия, Московского и всея России чудотворца.

Происхождение. Детство и юность

Маленький Алёша Ридигер. Таллин
Алексей Ридигер с матерью, отцом и бабушкой.
Таллин, 1940-е годы

Российский дворянский род фон Ридигеров, или Рюдигеров (возможное расхождение в старо-немецком написании: von Ruediger, Rüdiger, Ruedinger, Redigeer), имел курляндское (балтийско-немецкое) происхождение; Патриарх принадлежит к ветви немецкого рода, принявшей православие в XVIII веке.

Согласно сведениям родословной Ридигеров, в царствование императрицы Екатерины II курляндский дворянин Фридрих Вильгельм фон Ридигер (нем. Friedrich Wilhelm von Rüdiger[1]) перешёл в православие и с именем Фёдор Иванович стал основателем одного из дворянских родов Ридигеров. Первым известным представителем рода Ридигеров/Рюдигеров был Генрих Николаус (Нильс) Рюдингер (нем. Heinrich Nicolaus (Nils) von Rüdinger) его потомок — Карл Магнус Рюдигер (нем. Karl (Carl) Magnus Rüdiger) генерал-майор, тайный советник, Выборгский губернатор, член Эстляндского рыцарства, чьим сыном и был вышеупомянутый Фридрих-Вильгельм, перешедший в российское подданство в екатерининскую эпоху[2][3][4].

Отец Алексия II — протоиерей Михаил Александрович Ридигер родился в Санкт-Петербурге и был последним, четвёртым, ребёнком в семье действительного статского советника, члена Санкт-Петербургского окружного суда по Санкт-Петербургскому уезду по делам судебным[5], на 1917 год — товарища (заместителя) председателя Петроградского окружного суда[6] Александра Александровича Ридигера (1870—1929). После революции 1917 года вывезен родителями в Эстонию. Во пресвитера был рукоположён в 1942 году в Казанском храме Таллина митрополитом Александром, первоиерархом Эстонской апостольской православной церкви.

Мать — Елена Иосифовна Писарева (1902—1959) — родилась в Ревеле (ныне Таллин, тогда в Российской империи), дочь командира 1-го крепостного полка гарнизона Выборгской крепости полковника царской армии Иосифа Константиновича Дунина-Слепца, происходившего из шляхты Царства Польского, дворян герба «Лабендзь»/«Лебедь» (Виленская губерния). Родители Елены Иосифовны были в разводе, но её мать Мария (урождённая Писарева) оставила себе фамилию бывшего мужа — Дунина. С возникновением самостоятельной Эстонской Республики Елена Дунина приняла девичью фамилию матери — Писарева — и исправила дату рождения с 30 октября 1899 года на 12 мая 1902 года, которая и выбита на её могильной плите (Елена, как и её мать, похоронена на Александро-Невском кладбище в Таллине)[7].

В детстве Алексей неоднократно посещал с родителями Валаамский монастырь (в то время на территории Финляндии). Роль в приобщении будущего патриарха к церковному служению сыграл священник Александр Киселёв, настоятель Коппельской Николаевской церкви в Таллине, в котором Михаил Ридигер служил диаконом, а юный Алексей — алтарником.

В раннем отрочестве, по его собственному свидетельству, у Алексея появилось желание стать священником. В 1941—1944 годах был алтарником в храме, а также сопровождал отца во время посещений лагерей для перемещённых лиц, где находились тысячи советских граждан, перегоняемых в Германию на принудительные работы. По словам митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия, который был старше Алексея Ридигера на пять лет, знал его с детства и помогал Ридигеру-старшему в деле окормления попавших в эти лагеря русских, были вызволены из неволи несколько священников, которые затем были пристроены в таллинские церкви.

Пятнадцати лет стал иподиаконом архиепископа Нарвского (впоследствии Таллинского и Эстонского) Павла (Дмитровского). С мая 1945 по октябрь 1946 года служил алтарником и ризничим Александро-Невского собора, с 1946 года служил псаломщиком в Симеоновском, а с 1947 года — в Казанском храме города Таллина.

В 1947 году (не был принят в 1946 году, когда сдал экзамены: по советским законам в религиозные учебные заведения запрещалось принимать несовершеннолетних) поступил в Ленинградскую духовную семинарию сразу в третий класс, а окончив её в 1949-м, стал студентом духовной академии в Ленинграде.

11 апреля 1950 года Алексей Ридигер женился на бывшей однокласснице Вере Алексеевой, дочери настоятеля таллинского Александро-Невского собора протоиерея Георгия Алексеева. В этом же соборе совершено венчание священниками — отцом жениха и отцом невесты. Браковенчание произошло во вторник Светлой седмицы, вслед за праздником Пасхи — с разрешения правящего архиерея митрополита Григория и епископа Таллинского Романа (Танга). Вступление в брак позволило Алексею Ридигеру через четыре дня принять священный сан, поскольку, согласно каноническим установлениям, духовные лица, не женатые, но и не принявшие монашества, не могли быть рукоположёны. В первый же год пастырского служения между отцом Алексеем и матушкой Верой произошёл разрыв, повлёкший прекращение брака. Разрешение на развод дал правящий архиерей митрополит Григорий. В новом браке Вера Мянник вырастила троих детей[8].

15 апреля 1950 года митрополитом Ленинградским Григорием Алексей Ридигер был рукоположён во диакона; 17 апреля — во пресвитера и определён настоятелем Богоявленского храма в эстонском городе Йыхви Таллинской епархии[8].

Священническое служение

1950-е годы

Будучи приходским клириком в шахтёрском городе Йыхви, где первое время служил один, продолжал учёбу в Ленинградской духовной академии, которую окончил в 1953 году, получив звание кандидата богословия за курсовое сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист».

15 июля 1957 года он был переведён на должность настоятеля Успенского собора в город Тарту, а также благочинного Тартуского округа.

17 августа 1958 года был возведён в сан протоиерея, а 30 марта 1959 года назначен благочинным объединённого Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии.

После смерти матери, последовавшей 19 августа 1959 года, решил принять монашество и 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры он был пострижен с именем Алексий — в честь другого святого: не Алексия, человека Божия, именем которого был наречён в крещении, а Алексия, митрополита Киевского, святителя Московского.

Епископское служение

14 августа 1961 года состоялось определение Священного синода: «Епископом Таллинским и Эстонским быть иеромонаху Алексию (Ридигеру), с поручением ему и временного управления Рижской епархией»[9]; 23 августа был возведён в сан архимандрита архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым).

3 сентября 1961 года архиепископ Никодим (Ротов) возглавил свою первую архиерейскую хиротонию, посвятив архимандрита Алексия в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина во епископа Таллинского.

На Таллинской кафедре находился четверть века как епархиальный архиерей — до 1986 года: с 23 июня 1964 года — архиепископ, с 25 февраля 1968 года — митрополит; засим, по переводе в Ленинград, в течение ещё шести лет продолжал управлять ею по совместительству до 1992 года, в том числе уже будучи Патриархом.

В многочисленных интервью патриарх Алексий рассказывал, что в бытность на Таллинской кафедре противодействовал намерениям властей: закрыть Пюхтицкий монастырь, 38 приходов, переделать кафедральный собор под планетарий, снести старейшую в городе деревянную Казанскую церковь. За время пребывания Алексия на кафедре особое внимание уделялось изданию церковной литературы, проповедям и катехизации на эстонском языке. Некоторое время епископ Алексий управлял также и Рижской епархией, однако, получив 14 ноября 1961 года должность заместителя председателя отдела внешних церковных сношений, отказался от Рижской кафедры.

Международная, экуменическая и общественная деятельность до патриаршества

В 1961 году началась его активная внешнеполитическая и экуменическая деятельность: в составе делегации Русской православной церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961—1968); был президентом Всемирной конференции «Церковь и общество» (Женева, Швейцария, 1966); членом комиссии «Вера и устройство» ВСЦ (1964—1968). В качестве главы делегации Русской православной церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической церкви в Германии «Арнольдсхайн-II» (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза евангелических церквей в ГДР «Загорск-V» (Троице-Сергиева лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989). Делегат Всемирной христианской конференции «Жизнь и мир» (20—24 апреля 1983 года в Уппсале, Швеция); был избран одним из президентов Конференции.

Более четверти века был сотрудником аппарата и руководства Конференции европейских церквей (КЕЦ). С 1964 года — один из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом. С 1971 года — вице-председатель президиума и совещательного комитета КЕЦ. 26 марта 1987 года избран председателем президиума и совещательного комитета КЕЦ. На VIII Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в октябре 1979 года был основным докладчиком на тему «В силе Святого Духа — служить миру». В пространном докладе, посвящённом как богословским (экклесиологическим), так и политическим вопросам, в частности, сказал, цитируя работу архиепископа Владимира (Сабодана)[10]: «Невидимое единство, как единство Христа и Духа Святого, живёт в видимом множестве Церквей, имеющих каждая своё особое лицо. <…> Инославие в чём-то сродни Православию»[11].

С 1972 года — член совместного комитета КЕЦ и Совета епископских конференций Европы (СЕКЕ) Римско-католической церкви. 15—21 мая 1989 года в Базеле (Швейцария) был сопредседателем I Европейской экуменической ассамблеи на тему «Мир и справедливость», организованной КЕЦ и СЕКЕ. 1—2 ноября 1990 года в Москве (уже будучи патриархом) председательствовал на заседании КЕЦ[12]. В сентябре 1992 года на Х Генеральной ассамблее КЕЦ истёк срок его полномочий в качестве председателя президиума КЕЦ.

Принимал участие в работе международных и советских миротворческих общественных организаций. С 1963 года — член правления Советского фонда мира. Участник учредительного собрания общества «Родина», на котором избран членом совета Общества с 15 декабря 1975 года; переизбирался 27 мая 1981 года и 10 декабря 1987 года.

25 октября 1980 года на V Всесоюзной конференции Общества советско-индийской дружбы избран его вице-президентом, занимал пост до 1989 года.

11 марта 1989 года избран членом совета Фонда славянской письменности и славянских культур.

В 1989 году был избран народным депутатом СССР от Советского Фонда милосердия и здоровья.

С 24 января 1990 года — член правления Советского фонда милосердия и здоровья.

С 8 февраля 1990 года — член президиума Ленинградского фонда культуры.

Работа в высшем управлении Русской православной церкви до патриаршества

В феврале 1960 года поменялось руководство в Совете по делам Русской православной церкви. Новый председатель Совета Владимир Куроедов, сменивший Георгия Карпова, сразу поставил задачу обновления руководящего состава Московской патриархии: был отправлен на покой председатель отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) митрополит Николай, который энергично противился закрытию подмосковных приходов, бывших в его ведении как митрополита Крутицкого и Коломенского, и внешнецерковная деятельность которого была признана политическим руководством СССР «поставленной неудовлетворительно»[13].

Представлял Русскую православную церковь на I Родосском Всеправославном совещании, прошедшем с 24 сентября по 1 октября 1961 года на греческом острове Родосе[14]. 14 ноября назначен заместителем нового председателя ОВЦС, молодого и энергичного архиепископа Ярославского Никодима (Ротова).

23 июня 1964 года был возведён в сан архиепископа. 22 декабря 1964 года назначен управляющим делами Московской патриархии и по должности — постоянным членом Священного синода; с 7 мая 1965 года одновременно — председатель учебного комитета. 25 февраля 1968 года возведён в сан митрополита.

Член комиссии Священного синода по подготовке Поместного собора 1971 года, а также председатель процедурно-организационной группы, председатель секретариата Поместного собора. За эти труды 18 июня 1971 года был удостоен права ношения второй панагии.

С 23 декабря 1980 года — заместитель председателя комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 года (в связи с кончиной митрополита Антония) — и богословской группы.

В 1984 году получил звание доктора богословия, диссертацией был трёхтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии».

29 июля 1986 года, после кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Антония, Священный синод постановил:

1. Митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Священного Синода, назначить митрополита Таллинского и Эстонского Алексия, с поручением ему управление Таллинской епархией.
2. Освободить преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия от должности управляющего делами Московской Патриархии с 1 сентября 1986 года <…>[15]

Впоследствии, будучи патриархом, не раз высказывался, что решение Синода было наказанием за его письмо от 17 декабря 1985 года на имя Михаила Горбачёва, в котором он предлагал пересмотреть отношения государства и Церкви в СССР[16][17]. Бывший в те годы председателем Совета по делам религий при Совете министров СССР Константин Харчев в интервью в 2001 году указал на иную подоплёку того кадрового перемещения[18]:

Меня патриарх Пимен год уговаривал дать согласие на снятие с поста тогдашнего управляющего делами Московской патриархии. [Им был Таллинский митрополит Алексий, ставший через год патриархом — ред.]

В бытность митрополита Алексия управляющим делами Московской патриархии её руководство не знало даже общего числа действующих храмов. Только в 1987 году новый управляющий делами, митрополит Сергий (Петров), поручил игумену Кириллу (Сахарову) подсчитать количество храмов в РПЦ, чем, по мнению Сахарова, до этого долго не занимались.

На Ленинградской кафедре

Назначение митрополита Алексия на Ленинградскую и Новгородскую кафедру совпало с началом «перестройки». В 1987 году был отправлен на пенсию уполномоченный Совета по делам религий по Ленинграду и области Жаринов, который был в должности с 1961 года, начала «хрущёвского гонения на Церковь». С 1988 года митрополит смог добиться возвращения верующим ряда храмов, святынь и реликвий (в частности, мощей святого Александра Невского). Началось возрождение монашеской жизни в Валаамском монастыре, в Иоанновском женском монастыре в Ленинграде; возвращённый Церкви Николо-Вяжищский монастырь под Новгородом стал восстанавливаться как женская обитель.

Депутатская деятельность

18 марта 1989 года, в бытность митрополитом Ленинградским и Новгородским, Алексий был избран народным депутатом СССР от Советского фонда милосердия и здоровья. Входил в комиссию Совета национальностей по вопросам развития культуры, языка, национальных и интернациональных традиций, охраны исторического наследия. На Съезде народных депутатов голосовал за включение в повестку дня вопроса о 6-й статье Конституции СССР, предусматривавшей руководящую роль КПСС в обществе, за расширение прав автономий, за изъятие слова «советский» из словосочетания «советский конституционный строй». По словам эстонского политика Эдгара Сависаара, бывшего депутата Съезда, Алексий сотрудничал с ним в деле обнародования секретных протоколов Пакта Молотова-Риббентропа и сочувствовал борьбе за восстановление независимости Эстонской Республики[19].

Избрание на патриарший престол

Патриарх Пимен скончался 3 мая 1990 года. Спустя один месяц (до истечения 40 дней траура) был созван Поместный собор для избрания его преемника.

Патриарх Алексий II

Архиерейский собор 6 июня 1990 года, предварявший Поместный, выявил лидерство митрополита Ленинградского Алексия по числу полученных голосов из трёх кандидатов, включённых в бюллетени для голосования.

Поместный собор, открывшийся 7 июня, провёл два тура голосования (ни один из предложенных дополнительных кандидатов не набрал потребного для внесения в список для голосования числа голосов): в первом туре митрополит Алексий получил 139 голосов, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) — 107, местоблюститель патриаршего престола митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), председательствовавший в первый день Собора, — 66. Во втором туре, состоявшемся в тот же день, Алексий набрал 166 голосов, что на 23 голоса больше Владимира, и был избран патриархом.

10 июня 1990 года состоялась интронизация (настолование) Алексия в московском Богоявленском соборе. Алексий II стал первым патриархом Московским, использовавшим при своём имени номер (в историографии принято называть патриархов XVII века Иоасаф I и Иоасаф II, хотя в их эпоху номера не употреблялись).

Патриаршество Алексия II

Патриарх Алексий II в 1997 году.

До 20 июля 1990 года, когда Священный синод постановил «выделить из состава Ленинградской митрополии Новгородскую епархию»[20] и назначил епископом Новгородским и Старорусским бывшего Ташкентского и Среднеазиатского Льва (Церпицкого), оставался правящим архиереем Ленинграда и Новгорода, а также, до 11 августа 1992 года, — Таллина.

Патриарх Алексий II выступает в Никольском монастыре

В период первосвятительства патриарха Алексия II (1990—2008) наблюдались следующие существенные тенденции и явления в жизни РПЦ:

  • Ограничение созыва (в исключительных случаях), вследствие принятия нового Устава РПЦ в 2000 году[21], Поместного собора как органа «церковного управления и церковного суда»[22] (с 1990 года не созывался ни разу) и передача части его полномочий Архиерейскому собору; по мнению некоторых критиков, бюрократизация и клерикализация церковной жизни и управления;
  • Трансграничный характер (впервые за всю историю Русской церкви) исключительной юрисдикции («канонической территории») РПЦ;
  • Патриарх Алексий II

Устойчивый значительный рост количества приходов, монастырей, духовных учебных заведений, епархий и лиц духовенства во всех странах «канонической территории» РПЦ, что вызывало упрёки в неспособности к «православной евангелизации» и чрезмерном увлечении храмостроительством;

  • Усиление административной автономности канонических подразделений РПЦ, находящихся в иных, чем Россия, государствах бывшего СССР, — самоуправляемых Церквей;
  • Продолжение вызывающих неприятие и протесты со стороны части церкви направлений политики: экуменизма и того, что оппонентами именуется сергианством или неосергианством);
  • Возрастание роли РПЦ и её руководства в публичной политике России и некоторых иных стран СНГ;
  • Сохранение и усугубление канонически ненормальной ситуации параллельных православных религиозных структур на Украине, а также Эстонии;
  • Неоднократное обострение традиционной (с 1920-х годов) напряжённости в отношениях с Константинопольским патриархатом, а также с Румынским патриархатом в связи с реставрацией последним Бессарабской митрополии;
  • Дипломатическая конфронтация с руководством Римско-католической церкви;
  • Финансово-хозяйственная автономность структур РПЦ всех уровней от соответствующих канонических центров.

Последнее общественное богослужение было совершено патриархом Алексием 4 декабря 2008 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и в 91-ю годовщину интронизации святителя Тихона: после литургии в Успенском соборе Кремля патриарх возглавил молебен у мощей святителя Тихона в Большом соборе Донского монастыря; за богослужением молились митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай и другие члены делегации Элладской православной церкви[23].

Позиция и высказывания по вопросам общественной морали

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии III Всемирного русского народного собора (4 декабря 1995 года) сказал: «В наше время, говоря словами Пушкина, „новорождённая свобода, вдруг онемев, лишилась сил“[24]. В связи с этим особо напомню, что ныне русскому обществу недостает подлинной соборности, то есть такого состояния, когда бы мы — какими бы разными ни создал нас Творец — вдохновенно работали на общее благо, воспринимая любой труд как служение Господу и Отчизне, помня каждый час и каждую минуту, что мы несём ответственность пред Богом за нашего ближнего, за нашу семью, за наш народ, за нашу Родину, за мир и благополучие всего мира»[25]

Выступал с осуждением «нравственного релятивизма и попыток разрушить традиционные нравственные нормы».

В письме от 16 марта 2006 года патриарх лично поблагодарил мэра Москвы Юрия Лужкова за отказ группе лиц нетрадиционной ориентации в проведении гей-парада. В письме было выражено также его негативное отношение к нетрадиционным отношениям между полами[26].

2 октября 2007 года, выступая в Парламентской ассамблее Совета Европы, вновь выразил своё негативное отношение к нетрадиционной сексуальной ориентации, назвав гомосексуализм такой же болезнью, как «клептомания»[27], а также высказал мысль, что цивилизации угрожает расхождение между христианской моралью и правами человека, отстаивание которых используется для оправдания морального упадка[28].

Сотрудничество с органами государственной власти СССР до патриаршества

В период до избрания патриархом преосвященный Алексий, как и многие иные иерархи РПЦ, лояльно участвовал в деятельности официальных общественно-политических организаций в основном миротворческого характера. Многократно выезжал в зарубежные командировки с преимущественно экуменическими целями.

17 февраля 1974 года в своем резюме митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, в частности, писал: «Мера, применённая к А. Солженицыну Президиумом Верховного Совета СССР о лишении его гражданства СССР, является вполне правильной и даже гуманной и отвечает воле всего нашего народа, о чём свидетельствует реакция советских людей на решение Президиума Верховного Совета. Церковные люди полностью одобряют это решение и считают, что к А. Солженицыну и ему подобным применимы слова ап. Иоанна Богослова: „Они вышли от нас, но не были наши“ (1 Ин. 2,19)». Тем не менее, к 80-летию писателя патриарх Алексий II наградил Александра Солженицына орденом Святого благоверного князя Даниила Московского II степени[29].

В 1990-е годы получил огласку некий материал об агенте «Дроздове», завербованном 28 февраля 1958 года «на патриотических чувствах для выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного духовенства»[30], — из отчёта 4-го отделения КГБ ЭССР об агентурной работе за 1958 год, который, по мнению историка Индрека Юрьё[31]), указывает на Ридигера Алексея Михайловича, в то время приходского священника: «Г-н Юрьё говорит, что подробности биографии агента по имени Дроздов, найденные в годовом отчёте КГБ за 1958 год, соответствуют эстонскому происхождению клирика, году рождения, образованию и карьерному пути».

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Согласно исследованию Кристофера Эндрю и Василия Митрохина, в 1975 году Алексий Ридигер основал общество «Родина», служившее организацией прикрытия для деятельности КГБ; деятельность «Родины» курировалась офицером ПГУ КГБ СССР П. И. Васильевым. Публикации о сотрудничестве «Дроздова» с КГБ были основаны на документах архивов КГБ, к которым был получен официальный доступ рядом лиц в конце 1991 года[32]. Писатель Александр Сегень, автор статей и биографии патриарха поясняет, что

«агент Дроздов», конечно, никаким агентом КГБ никогда не был. Все дело в том, что каждый священник автоматически попадал в отчеты Комитета Государственной безопасности. Потому что к священнику приходил представитель КГБ, беседовал с ним, а потом писал отчеты для начальства, что такой-то согласился сотрудничать — а все «сотрудничество» было формальным и сводилось к таким вот беседам время от времени. Действительного сотрудничества не было, и в архивах КГБ нет ни одного документа, подписанного Алексием II. Хотя есть документы, подписанные другими церковнослужителями, которые сознательно — и не гнушаясь этим нисколько — сотрудничали с этим органом[33].

Факт агентурного сотрудничества А. М. Ридигера с органами КГБ никогда не подтверждался органами госбезопасности РСФСР или СССР. 20 сентября 2000 года с опровержением утверждений о сотрудничестве, в ответ на заметку в британской The Times (посвящённой выходу в России исследования о экономической деятельности РПЦ и упоминавшей о сотрудничестве с КГБ мимоходом: «Президент Путин вряд ли будет требовать расследования не в последнюю очередь потому, что он и патриарх Алексий II имеют общее прошлое, связанное с КГБ» (President Putin is unlikely to press for action, not least because he and Patriarch Aleksi II share a KGB past)[34]), выступил сотрудник ОВЦС Всеволод Чаплин.

В интервью 2012 года бывший генерал-майор КГБ Олег Калугин, в 1995 году перебравшийся в США, вспоминал, будто однажды в начале 1990-х годов на одном из митингов он публично заявил, что Алексий II сотрудничает с органами госбезопасности. На следующий день, по словам Калугина, патриарх пригласил его в свою резиденцию и в личной беседе сказал: «Я помог спасти православие, сотрудничая с вашими органами, ради высших целей»[35].

Кончина и погребение

Во время церемонии прощания в храме Христа Спасителя
Ближний ряд слева направо: Эдуард Кокойты, Сергей Багапш, Борис Тадич, Серж Саргсян, Владимир Путин, Людмила Путина, Светлана Медведева, Дмитрий Медведев, Владимир Воронин, Александр Лукашенко

5 декабря 2008 года руководитель пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский сообщил, что патриарх скончался в загородной патриаршей резиденции в Переделкине[36].

Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность: патриарх страдал ишемической болезнью сердца, перенёс несколько инфарктов и периодически ездил за границу на обследование. Самый серьёзный случай, связанный со здоровьем, произошёл в октябре 2002 года в Астрахани. После перенесённого тогда патриархом тяжёлого инсульта на Украине и в среде Русской православной церкви заграницей стали распространяться слухи о некоем явлении ему в алтаре астраханского собора преподобного Феодосия Печерского[37]. Пресс-служба отдела внешних церковных связей патриархии выступила с официальным опровержением, заявив, что «слухи злонамеренно распространяются противниками Церкви, заинтересованными во внесении смуты в умы верующих людей». 27 апреля 2007 года российские СМИ распространили информацию о резком ухудшении здоровья патриарха, находившегося в Швейцарии. 12 декабря 2008 года митрополит Ювеналий на епархиальном собрании зачитал письмо, направленное ему патриархом 28 ноября из отпуска в Испании, где патриарх писал, в частности: «Отдых у меня прервался мерцательной аритмией, и для проведения кардиоверсии мне пришлось выехать в Мюнхен. Пришлось проходить не только обследование, как предполагалось ранее, но и лечение».

Вечером 6 декабря гроб с телом патриарха Алексия был доставлен в московский храм Христа Спасителя, где по окончании воскресного Всенощного бдения прошла церемония прощания с новопреставленным патриархом, которая продлилась до утра 9 декабря; в храме совершались заупокойные богослужения и непрерывное чтение Евангелия. Для верующих, желавших проститься с патриархом, храм был открыт круглые сутки[38]. По сообщению пресс-службы ГУВД Москвы, в церемонии прощания с патриархом приняли участие более 100 000 человек[39].

6 декабря Священный синод, избравший местоблюстителем патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который возглавил комиссию по организации похорон патриарха, постановил совершить отпевание патриарха Алексия в храме Христа Спасителя 9 декабря[40], а похороны — в Богоявленском кафедральном соборе Москвы[41].

7 декабря президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ «Об организационных мероприятиях в связи с кончиной Патриарха Московского и всея Руси Алексия II», который, не объявляя траура, «предписывал» учреждениям культуры и телерадиокомпаниям отменить развлекательные мероприятия и передачи в день похорон патриарха, а Правительству Российской Федерации и органам государственной власти Москвы оказать Московской патриархии содействие в организации похорон патриарха, общероссийским телерадиовещательным организациям обеспечить освещение мероприятий, связанных с прощанием с патриархом[42].

9 декабря после заупокойной литургии, которую возглавил патриарший местоблюститель митрополит Кирилл в сослужении сонма архиереев (служило большинство епископата Русской православной церкви, а также предстоятели и представители иных Поместных церквей — патриархи Константинопольский Варфоломей, Грузинский Илия, Румынский Даниил, архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополит Чешскиих земель и Словакии Христофор), и отпевания, которое возглавил патриарх Константинопольский Варфоломей, тело усопшего было перевезено в Богоявленский Елоховский собор, где было захоронено в южном (Благовещенском) приделе[43].

Средства массовой информации сообщали о нескольких архиереях и иных официальных лицах, которые испытали недомогание[44].

Наследство

В декабре 2016 года стало известно, что Московский арбитражный суд включил в реестр требований кредиторов находившиеся на счетах Внешпромбанка почти 300 млн рублей, принадлежавшие покойному Алексию II. Завещание патриарха датировано 1976 годом, единственной наследницей в нём указана игумения Филарета (Смирнова), его ближайшая сподвижница с середины 1960-х годов, по состоянию на 2016 год — настоятельница московского подворья Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии. Смирнова подала в суд иск с требованием о взыскании с банка эквивалента 305,6 млн рублей, однако признано обоснованным и подлежащим взысканию только 297,5 млн руб[45][46].

Русская православная церковь и светская власть при Алексии II

В интервью газете «Известия» 10 июня 1991 года[47] на вопрос о его отношении к Декларации митрополита Сергия патриарх ответил:

<…> заявление митрополита Сергия, конечно, нельзя назвать добровольным, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявить вещи, далёкие от истины, ради спасения людей. Сегодня же мы можем сказать, что неправда замешана в его Декларации. Декларация ставила своей целью «поставить Церковь в правильные отношения к советскому правительству». Но эти отношения, а в Декларации они ясно обрисовываются как подчинение Церкви интересам государственной политики, как раз не являются правильными с точки зрения Церкви. <…> Надо признать, что Декларация не ставит Церковь в «правильное» отношение к государству, а, напротив, уничтожает ту дистанцию, которая даже в демократическом обществе должна быть между государством и Церковью, чтобы государство не дышало на Церковь и не заражало её своим дыханием, духом принудительности и безмолвности. <…> Что же касается моей защиты этой Декларации, то надо помнить, что критика Декларации в основном была направлена против слов: «мы хотим считать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости которой — наши радости и беды которой — наши беды». Противники Декларации утверждали, что таким заявлением радости атеистического государства отождествляются с радостями Церкви. Это действительно получалось бы абсурдно. Но ведь в Декларации нет слова «которого», то есть государства, Советского Союза, а есть слово «которой», соотносимое со словом «Родина». То есть речь идет о Родине, радости которой независимо от политического режима, господствующего в ней или над ней, действительно радуют и Церковь. Поэтому это положение Декларации я всё время отстаивал, согласен я с ним и сегодня. Что же касается остальных положений Декларации… Мы не спешили на словах отказываться от неё, пока на деле, в жизни не смогли занять действительно независимую позицию. За этот год, я считаю, мы реально смогли выйти из-под навязчивой опеки государства, и потому теперь, имея как факт нашу дистанцированность от него, мы имеем нравственное право сказать, что Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое и что мы не руководствуемся ею[48].

На реплику журналиста об отчёте Василия Фурова, заместителя председателя Совета по делам религий, в ЦК КПСС в 1974 году, где говорится о Алексии как об одном из самых лояльных «советской власти» епископов Русской церкви, понимающем «незаинтересованность» государства в укреплении религиозности, патриарх ответил, что ему по назначении его епископом в Таллин в сентябре 1961 года удалось отстоять Александро-Невский собор и Пюхтицкий монастырь от закрытия.

После избрания Алексия II патриархом, как следует из открытых источников, у него сложились в основном ровные отношения с высшим руководством страны, в том числе с президентами России: Борисом Ельциным, Владимиром Путиным, Дмитрием Медведевым.

10 июля 1991 года на торжественном заседании Съезда народных депутатов РСФСР, посвящённом вступлению в должность первого президента РСФСР Бориса Ельцина, вслед за присягой последнего и по исполнении гимна (музыка Михаила Глинки) обратился к нему со словом, после чего зачитал текст адреса, подписанного главами и представителями Церквей и религиозных объединений РСФСР. Вручив адрес, патриарх «осенил Б. Н. Ельцина крестным знамением»[49].

19 августа 1991 года, во время августовского путча, на литургии в Успенском соборе Кремля распорядился опустить на ектениях прошение «[О богохранимей стране нашей,] властех и воинстве ея»[50].

Во время октябрьских событий 1993 года предложил посредничество обеим противоборствующим сторонам; при его участии начались переговоры в московском Даниловом монастыре, которые, по словам патриарха Кирилла, также участвовавшего во встречах сторон, хоть и не дали ожидаемого результата, но стороны «находились в нескольких шагах» от успешного завершения переговоров.

Участвовал в процедуре инаугурации Бориса Ельцина в 1996 году; присутствовал на церемонии передачи президентских полномочий Владимиру Путину 31 декабря 1999 года[51].

Патриарх Алексий II в Благовещенском соборе Московского Кремля преподаёт благословение Владимиру Путину в день инаугурации 7 мая 2000 года

В церемонии инаугурации Путина 7 мая 2000 года и 7 мая 2004 года Алексий II участия не принимал, присутствуя лишь в числе приглашённых гостей наряду с представителями других религиозных конфессий; однако 7 мая 2000 года «по окончании церемонии вступления в должность президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в Благовещенском соборе Московского Кремля отслужен молебен о здравии и долголетии нового главы государства. … Предстоятель Русской православной церкви, напутствуя Путина, отметил, что Россия обретает нового главу, который уже заручился поддержкой большинства жителей страны»[52].

Несмотря на иное, согласно мнению многих наблюдателей, отношение к этому вопросу светской власти, отказывался дать согласие на визит папы римского Иоанна Павла II в Россию, ссылаясь на неразрешённые проблемы между Церквами[53].

В 1997 году ОВЦС открыл официальный сайт Московской патриархии, в связи с чем Алексий II направил новому сайту приветствие, начинавшееся словами «дорогие братья и сестры, пользователи Интернета!», в нём говорилось о важности освоения интернет-пространства[54].

Уже в 1989 году государственные органы прекратили осуществлять активный контроль за жизнью религиозных организаций. В 1990-х годах государство начало оказывать деятельную, в том числе юридическую и финансовую, помощь Церкви в деле восстановления храмов, развития духовного образования, пастырского окормления в государственных ведомствах, в войсках, в местах лишения свободы и т. п. Многие высокопоставленные государственные служащие получили в это время высшие церковные награды. Ряд крупных храмов был построен на средства региональных бюджетов, либо крупных компаний, что вызывало вопросы у критиков РПЦ. В ответном слове патриарху 12 января 2008 года в Иверском соборе Валдайского монастыря президент России Владимир Путин, в частности, сказал: «Сбербанк России вложил десятки миллионов долларов в реконструкцию храма. Осталось только возродить роспись, позолотить купола. Обещаю Вам, что сделаем это в самое ближайшее время»[55][56].

В 2000-х годах некоторые представители иных конфессий начали высказывать опасения, что Православная церковь начала притязать на роль носителя фактически государственной идеологии. Подобные опасения особенно усилились в связи с дискуссией о введении предмета Основы православной культуры в программу общеобразовательных школ в качестве регионального компонента[57].

После сделанного 11 декабря 2007 года Дмитрием Медведевым заявления, в котором последний обратился к Владимиру Путину «с просьбой дать принципиальное согласие возглавить правительство России после избрания нового президента нашей страны», дал интервью телеканалу «Россия» (Вести, 13 декабря 2007 года), где сказал: «Конечно, это, наверное, трудный шаг, потому что человеку, который занимает высший пост в государстве, является национальным лидером, нелегко встать на второе место. Но отношение Владимира Владимировича к своему долгу, его любовь к Родине, то, что он сделал для России, я думаю, должны побудить его переступить через эту кажущуюся трудность. Полагаю, что такое сочетание обеспечит преемственность курса, который осуществлялся В. В. Путиным в течение последних восьми лет»[58].

12 февраля 2008 года официальные представители Московский патриархии выразили неудовлетворение[59] подписанием Указа Президента Российской Федерации от 06.02.2008 № 138[60], который упразднил, в частности, Указ Президента РФ от 14 января 2002 г. № 24 «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу»[61]. Юрист Московской патриархии Ксения (Чернега) в комментарии для официального сайта РПЦ заявила: «Русская православная церковь считает, что призыв священника в армию противоречит внутренним установлениям Церкви. А ведь согласно статье 15 закона „О свободе совести“ государство должно уважать внутренние установления. Поэтому наша принципиальная позиция: отсрочка для священников должна быть сохранена»[62]. 22 февраля пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский на пресс-конференции напомнил, что до революции 1917 года во всей Российской церкви было 60 тысяч священнослужителей, тогда как на момент пресс-конференции она не достигала и 30 тысяч, а в самой России — только 15 тысяч священников; заявив, что проблема катастрофической нехватки духовенства является виной не Церкви, «но богоборческого режима, который на протяжении всего прошлого века истреблял священнослужителей», он отметил: «В этой ситуации позиция государства как правопреемника власти, уничтожавшей и расстреливавшей священников, кажется не очень нравственной»[63].

29 февраля 2008 года президент России Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)», устанавливающий возможность получения образовательными учреждениями профессионального религиозного образования свидетельства о государственной аккредитации[64].

3 марта 2008 года Алексий II направил поздравление Дмитрию Медведеву «в связи с победой на президентских выборах», отметив, что последнему «предстоит кропотливая работа по созданию нового облика России третьего тысячелетия, и это потребует [от него] терпения, любви, веры и одновременно мужества»[65]. Рано утром 27 апреля в храме Христа Спасителя в Москве, по завершении пасхальной утрени[66], обратился к присутствовавшим за богослужением Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву, сказав, в частности: «Мы благодарны Вам, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, за восемь лет президентства, в течение которых Вы очень много сделали для нашей страны. <…> Вам обоим предстоит нелегкий подвиг служения своему Отечеству и своему народу»[67]. 7 мая 2008 года в Благовещенском соборе Кремля совершил молебен по случаю вступления в должность президента России Дмитрия Медведева; зачитал последнему приветственный адрес, в котором отметил, что новый президент России принимает на себя «нелёгкое бремя ответственности за настоящее и будущее нашего государства в непростое время его социально-экономических преобразований»[68][69][70]. 8 мая поздравил Владимира Путина в связи с вступлением его в должность председателя Правительства РФ[71].

По мнению НГ Религии, заявление протоиерея Всеволода Чаплина 26 августа в связи с военным конфликтом в Грузии («Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности <…>»)[72] поставило РПЦ «после официального признания двух закавказских республик президентом Дмитрием Медведевым <…> в известную оппозиции к политическому курсу руководства страны»[73]. 6 ноября патриарх Алексий II на встрече с делегацией Грузинской патриархии в Москве сказал: «Мы рады всегда принимать посланников братской святой Грузинской православной церкви, с которой у нас так много общего: единая святая православная вера, единая история, вековые культурные связи. Верим, что никакие политические катаклизмы не могут поколебать наше братское единство, и тому убедительным свидетельством служит наша сегодняшняя встреча»[74].

В своём последнем интервью, данном 1 ноября 2008 года и опубликованном посмертно, так оценил свою историческую роль: «Мне пришлось установить совершенно новые отношения между государством и Церковью, каких не было в истории России, потому что Церковь была не отделена от государства, император был главой Церкви, и все решения, которые принимались по церковным вопросам, исходили из его кабинета. А сейчас устанавливались совершенно новые отношения, когда Церковь сама принимает решения и сама отвечает за свои действия перед своей совестью, историей, народом»[75].

Награды

Память о патриархе Алексии II

Памятная доска в Новочеркасске
Бюст Алексия Второго перед Спасо-Преображенским собором
(в лесах) на Валааме, 2012
Бюст Алексия II в Йыхви
Портрет Патриарха Алексия II. Скульптор Игорь Бурганов

Прочие сведения

Помимо русского, свободно владел эстонским языком. Протоиерей Евгений Пелешев, встретившийся с патриархом Алексием II в 2002 году, говорил, что «Я с Патриархом заговорил по-эстонски, и он отвечал довольно хорошо»[89]. Хорошо знал немецкий язык и немного английский[90].

В молодости получил спортивный разряд по гребле в эстонском спортивном обществе «Калев»[91].

По сведениям сайта Санкт-Петербургской митрополии, будущий патриарх находился на борту самолёта Ту-124, в 1963 году благополучно севшего на воду в реке Неве после аварийной ситуации на борту[92]. При этой аварийной посадке никто не пострадал. Посадка на воду была совершена между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом, напротив Александро-Невской лавры (на левом берегу) и Таллинской улицы (на правом берегу Невы).

Действительный член (академик) Российской академии образования.

В бытность патриархом проживал в загородной патриаршей резиденции в Ново-Переделкине (7-я улица Лазенки; бывшая усадьба Колычёвых в селе Спасское-Лукино) ЗАО Москвы. Хозяйственным обеспечением патриаршей резиденции в Переделкине занимались монахини Пюхтицкого подворья в Москве во главе с игуменией Филаретой (Смирновой)[93]. По сообщению сайта Православие.Ru, с 11 января 2000 года[94], по распоряжению и. о. президента России Владимира Путина находился под охраной Федеральной службы охраны (ФСО). Мобильным телефоном пользовался только за границей[90].

По воспоминаниям епископа Илариона (Алфеева), «Самыми запоминающимися были не те торжественные службы с его участием, на которые съезжается почти весь епископат Русской Церкви, а те, в которых, кроме Святейшего, участвовало два или три архиерея. Тогда можно было увидеть его вблизи, постоять рядом с ним, проникнуться духом его молитвенного подвига. Святейший служил величественно, неспешно, все „тайные“ молитвы читал вслух. Во время богослужения он полностью погружался в молитву, весь отдавался предстоянию престолу Божию»[95].

Труды

  • Православие в Эстонии — [М.] : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1999. — 703 с. : ил., портр. — ISBN 5-89572-004-8

Примечания

  1. Согласно современным правилам немецкой орфографии, вместо устаревшего написания гласных -ue- пишется -ü- (у-умлаут). Произношение гласной -ü- в разных землях Германии и в разные эпохи варьировалось между русскими гласными ю и и. Согласно современными правилам русской транслитерации, немецкое ü передается русским ю (напр.: München → Мюнхен, Bürger → бюргер, Rügen → Рюген)
  2. Биография Алексия II на сайте «Русское православие» Архивировано 8 декабря 2008 года.
  3. Сайт Генеалогия/Геральдика. Ру (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 апреля 2009. Архивировано 4 февраля 2009 года.
  4. Результаты исследования эстонского историка Aarne Veedla (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 апреля 2009. Архивировано 8 декабря 2008 года.
  5. Справочник по Санкт-Петербургскому уезду. — С. 262.
  6. Весь Петроград на 1917 год. — С. 579.
  7. Илляшевич В. Н. Русские судьбы Эстонии. — Таллин, 2007. — С. 139. Ссылка на «Послужной список» полковника Дунина-Слепца (РГВИА, ф. 409). Об уточнённых подробностях родословной патриарха Алексия Владимир Илляшевич сообщил ему 25 сентября 2008 года на личной встрече — Илляшевич и патриарх Алексий поддерживали личные отношения с 1984 года.
  8. 8,0 8,1 Сегень А. Предстоятель. Молодой батюшка отец Алексей. Русский дом (5 декабря 2012).
  9. Журнал Московской патриархии (ЖМП). — 1961. — № 9. — С. 4.
  10. Профессор архиепископ Дмитровский Владимир (Сабодан), ректор МДА. Экклезиология в русском богословии в связи с экуменическим движением. / Магистерская диссертация. — Загорск, 1979. — С. 330.
  11. ЖМП. — 1980. — № 3. — С. 59.
  12. ЖМП. — 1991. — № 2. — С. 61.
  13. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. — М., 2005. — С. 320.
  14. Митрополит Никодим и всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) / Сост. проф. протоиерей Владимир Сорокин. — СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2008. — С. 13.
  15. ЖМП. — 1986. — № 9. — С. 2.
  16. Тако да просветится свет ваш пред человеки Архивная копия от 9 октября 2007 на Wayback Machine
  17. Неизвестное письмо патриарха // Известия : газета. — 02.03.1992. — С. 3.
  18. К. М. Харчев : «Церковь повторяет ошибки КПСС» // Новые известия : газета. — 29.12.2001. Архивировано 16 апреля 2007 года.
  19. Слова Сависаара о Патриархе в статье на rus.Delfi.ee
  20. ЖМП. — 1990. — № 10. — С. 4.
  21. Глава II «Поместный Собор» На сайте РПЦ
  22. Высшее управление Русской Православной Церкви по уставу от 9 июня 1988 г.
  23. В день памяти святителя патриарха Тихона Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен в московском Донском монастыре. mospat.ru, 04.12.2008.
  24. Фундаментальная электронная библиотека „Русская литература и фольклор“ (ФЭБ).
  25. Слово патриарха Московского и всея Руси Алексия II, главы Всемирного русского народного собора.
  26. Письмо Святейшего Патриарха Алексия мэру Москвы Ю. М. Лужкову по поводу идеи проведения в столице гей-парада. Патриархия.ru, 16.03.2006.
  27. Патриарх прочел Европе мораль. // Коммерсантъ. — 03.10.2007.
  28. Патриарх Алексий II предостерёг Европу. Архивная копия от 8 декабря 2008 на Wayback Machine Церковь Новое Поколение, Красноярск, 08.10.2007.
  29. К 80-летию А. И. Солженицына. Русская Православная Церковь.
  30. Russian Patriarch 'was KGB spy' (англ.). The Guardian (12 февраля 1999). Дата обращения: 8 ноября 2008. Архивировано 24 августа 2011 года.
  31. Indrek Jürjo 14.04.1956 — 08.09.2009, Eesti Päevaleht. 12.09.2009. Архивная копия от 14 сентября 2009 на Wayback Machine
  32. Christopher Andrew and Vasili Mitrokhin, The Mitrokhin Archive: The KGB in Europe and the West, Gardners Books (2000), ISBN 0-14-028487-7
  33. «Он учит нас быть вдохновенными». Александр Сегень о Патр. Алексии II. Православие.Ru. Дата обращения: 24 июля 2019.
  34. Russian Church Accused of Illegal Rackets Архивная копия от 20 августа 2016 на Wayback Machine Giles Whittell, The Times, 20.09.2000.
  35. Олег Калугин: «Патриархи Алексий и Кирилл — мои гэбэшные друзья» на YouTube
  36. На 80 году жизни скончался Предстоятель РПЦ, патриарх Алексий Второй Архивировано 8 декабря 2008 года.. ИТАР-ТАСС, 5.12.2008.
  37. Патриарха Алексия потрясло видение Феодосия Печерского Архивировано 14 декабря 2008 года.. ari.ru, 1.11.2008.
  38. Верующие смогут проститься со святейшим патриархом Алексием в Храме Христа Спасителя. Московская патриархия, 05.12.2008.
  39. По данным ГУВД Москвы, более ста тысяч человек пришли проститься со святейшим патриархом Алексием. Катехизис.ру.
  40. Отпевание Алексия II возглавит патриарх Константинопольский Варфоломей. РИА Новости, 08.12.2008.
  41. Местоблюстителем Патриаршего престола избран Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Московская патриархия, 06.12.2008.
  42. Указ Президента № 1729/2008. Официальный сайт президента России. Архивировано 20 декабря 2008 года.
  43. Православная энциклопедия, 2000
  44. Всея Русь распрощалась с патриархом. Коммерсантъ (10.12.2008). — «митрополит Кирилл, произнеся свою речь, кажется, тоже почувствовал себя не очень хорошо. Он совладал с собой и не упал, но его под руки увели от гроба». Дата обращения: 11 декабря 2008.
  45. Во Внешпромбанке зависли 300 млн руб. покойного патриарха Алексия II. Росбизнесконсалтинг (5 декабря 2016). Дата обращения: 5 декабря 2016.
  46. АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ 115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 17 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва Дело № А40-17434/16-71-31 Б 29 ноября 2016 года Резолютивная часть определения объявлена 06 октября 2016 года. Определение в полном объёме изготовлено 29 ноября 2016 года.
  47. Опубликовано полностью в Журнале Московской патриархии. — 1991. — № 10. — С. 5—8.
  48. Из интервью газете «Известия» 10 июня 1991 года Архивировано 20 февраля 2007 года.
  49. Журнал Московской патриархии. — 1991. — № 10. — С. 9—10.
  50. Патриарх Алексий при жизни творил чудеса? // Комсомольская правда. — 15.1.2009. Архивная копия от 3 августа 2009 на Wayback Machine
  51. Верховский А. Религиозный фактор в президентской кампании и в формировании идеологии нового правления.
  52. Церемония вступления В. В. Путина в должность Президента России kremlin.ru, 7.5.2000. Архивировано 28 августа 2009 года.
  53. архимандрит Тихон (Шевкунов). Римский папа приглашения не дождался.
  54. Лученко К. Интернет по-православному. Русская линия, 17.12.2003.
  55. Выступление президента России в Иверском соборе Валдайского монастыря. Официальный сайт Московской патриархии, 12.1.2008.
  56. Беседа с патриархом Московским и всея Руси Алексием II Архивная копия от 13 января 2008 на Wayback Machine. Сайт Президента России, 12.01.2008.
  57. Мозговой С. «Основы православной культуры» в российской светской школе: социально-правовой анализ. // Русский журнал, 7.11.2006.Архивировано 22 апреля 2007 года.
  58. «Церковь отделена от государства, но не от общества». Интервью Святейшего Патриарха Алексия телеканалу «Россия». официальный сайт Московской патриархии, 13.12.2007.
  59. Протоиерей Димитрий Смирнов: Новый порядок призыва в армию создаст для Церкви серьёзные кадровые проблемы. Официальный сайт МП, 12.2.2008.
  60. «Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу». на сайте Президента России. Архивировано 16 февраля 2008 года.
  61. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 3. — С. 192.
  62. Комментарий юрисконсульта Московской Патриархии в связи с принятием указа, отменяющего предоставление отсрочек для священнослужителей. Официальный сайт МП, 12.2.2008.
  63. В Московской патриархии надеются на понимание государства при обсуждении проблемы отсрочек от армии для священников. Интерфакс, 22.2.2008.
  64. Путин подписал закон о госаккредитации религиозных учебных заведений. Интерфакс, 29.2.2008.
  65. Патриаршее поздравление Дмитрию Медведеву с победой на президентских выборах. На официальном сайте МП, 3.3.2008.
  66. Светлое Воскресение Христово. Пасха. Праздничное богослужение в храме Христа Спасителя. На сайте МП, 27.4.2008.
  67. Слово Святейшего Патриарха Алексия Владимиру Путину Дмитрию Медведеву за Пасхальным богослужением в Храме Христа Спасителя На сайте МП, 27.4.2008.
  68. Обращение Святейшего Патриарха Алексия к Президенту России Дмитрию Медведеву после молебна в Благовещенском соборе Московского Кремля. На официальном сайте МП, 7.5.2008.
  69. В Благовещенском соборе Кремля состоялся молебен по случаю вступления в должность Президента России Дмитрия Медведева. На официальном сайте МП, 7.5.2008.
  70. Беседа с патриархом Московским и всея Руси Алексием II (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 мая 2008. Архивировано 10 мая 2008 года.
  71. Святейший патриарх Алексий поздравил Владимира Путина в связи с вступлением его в должность председателя правительства РФ. На официальном сайте МП, 8.5.2008.
  72. Политические решения не определяют изменения канонических территорий Церквей, отмечают в Московском патриархате в связи с признанием независимости двух республик. Интерфакс (26 августа 2008).
  73. Чья власть, того и Церковь? Московский Патриархат пока не готов принять в свой состав Абхазию и Южную Осетию. НГ Религии, 3.9.2008.
  74. Святейший Патриарх Алексий принял делегацию Грузинской Православной Церкви. На официальном сайте МП, 6.11.2008.
  75. Патриарх Алексий. Последнее интервью. // Церковный вестник. — № 23 (396). — 11.12.2008.
  76. 76,0 76,1 Алексий II может быть причислен к лику святых не раньше, чем через 50 лет — член синодальной комиссии по канонизации 7 декабря 2008 года
  77. Журнал № 95, пункт 9. На этом же заседании были приняты решения об организации в музее храма Христа Спасителя постоянно действующей экспозиции, посвящённой жизни и деятельности Алексия II (пункт 10), об учреждении премии патриарха Московского и всея Руси Алексия II для студентов духовных академий (пункт 11) и присвоении его имени ежегодной премии Фонда единства православных народов (пункт 12).
  78. Святейший Патриарх Кирилл посетил Синодальную библиотеку Московского Патриархата (26 февраля 2009 г.)
  79. В Таллинне появится площадь имени Алексия II (Статья на rus.Delfi.ee)
  80. 8 сентября в Таллине состоится торжественное открытие памятника Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию второму
  81. 8 сентября 2012 года в Таллине состоялась торжественная церемония открытия памятника приснопамятному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II
  82. В Муроме открыли первый в России мемориал в память о Святейшем Патриархе Алексии
  83. Памятная доска с именем Алексия II была открыта на храме МГУ // Взгляд. — 27 марта 2009
  84. Депутаты Карелии хотят дать имя Алексия II одному из островов Валаама. РИА Новости, 29.01.2009.
  85. Депутаты Карелии не смогли назвать остров в честь Алексия II. Gazeta.Ru, 13.02.2009.
  86. В селе Фроловское освятили памятный крест. Нижегородская епархия (26.12.2009).
  87. Galerii: Jõhvis avati Aleksius II ausammas (эст.). err.ee. Дата обращения: 14 сентября 2020.
  88. Алексий II вопреки всем препятствиям вернулся в Эстонию. postimees. Дата обращения: 14 сентября 2020.
  89. «Патриарха Пимена я учил жать рожь, а Патриарху Алексию подносил камилавку». Прот. Евгений Пелешев. Православие.Ru. pravoslavie.ru (19 ноября 2002).
  90. 90,0 90,1 Патриарх Алексий II: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Татьянин день.
  91. Частная жизнь Алексия II. Татьянин день.
  92. Чудо спасения будущего Патриарха Алексия II произошло в 1963 году при авиакатастрофе в Ленинграде.
  93. Интервью Святейшего Патриарха Алексия ежедневной газете «Газета». «Загородную резиденцию в полной мере ощущаю своим домом».
  94. Патриарха будут лучше охранять. Православие.Ru, 17.01.2000.
  95. Интерфакс-Религия: Промыслительно, что дело Святейшего Патриарха продолжил его ближайший сподвижник. www.interfax-religion.ru (9 декабря 2008).

Литература

  • Илляшевич В. Н. Русские судьбы Эстонии — Таллин : Фонд поддержки интеграции, 2007. — 455 с. — ISBN 978-9949-15-458-6
  • Коновалов В. И. Патриарх Алексий II: жизнь и служение на переломе тысячелетий. — М.: Эксмо, 2012. — 320 с. — (Патриархи Русской Церкви). — ISBN 978-5-699-41594-6.
  • Логачёв К. И. Юбилей митрополита Алексия [60-летие со дня рождения] // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 8. — С. 11—13.
  • Непочатова М. И. Архипастырь Эстонской земли. Жизнь и служение Патриарха Алексия II // Журнал Московской Патриархии. — 2019. — № 12. — С. 46—55.
  • Никитин В. А. Святейший Патриарх Алексий II: жизнь и деяния во славу Божию. — М.: Астрель : Русь-Олимп, 2009. — 640 с.
  • Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Вестник церковной истории. — 2009. — № 1—2 (13—14). — С. 3—8.
  • Рожнёва О. Л. Патриарх Алексий II (Ридигер). — М.: Сретенский монастырь, 2016. — 176 с. — (На страже веры). — ISBN 978-57533-1290-7.
  • Сегень А. Ю. Алексий II. — М.: Молодая гвардия, 2015. — (Жизнь замечательных людей).
  • Сегень А. Ю. Предстоятель: Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М.: Вече, 2017. — 976 с. — (Православная литература). — ISBN 978-5-4444-5874-7.
  • Владислав Цыпин, прот., Кравец С. Л. Алексий II // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 698—720. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Цыпин В. А., прот. 10-летие интронизации и 50-летие священства святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II . — М.: Софрино, 2000. — 264 с.

Ссылки