Алексий II
Его Святейшество | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Патриарх Алексий II | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
церк.-слав. Ст҃ѣ́йшїй патрїа́рхъ а҆леѯі́й | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 июня 1990 — 5 декабря 2008 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Избрание | 7 июня 1990 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интронизация | 10 июня 1990 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Церковь | Русская православная церковь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предшественник | Пимен | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преемник | Кирилл | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 июля 1986 — 19 июля 1990 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предшественник | Антоний (Мельников) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преемник | Иоанн (Снычёв) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 мая 1987 — 20 июля 1990 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предшественник |
Кирилл (Гундяев) Филарет (Вахромеев) (в/у) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преемник | Кирилл (Гундяев) (в/у) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 декабря 1964 — 29 июля 1986 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предшественник | Пимен (Извеков) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преемник | Сергий (Петров) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 сентября 1961 — 28 июля 1986 (по совместительству до 11 августа 1992) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предшественник | Иоанн (Алексеев) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преемник | сам как митрополит по совместительству, Корнилий (Якобс) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учёная степень | Доктор богословия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имя при рождении | Алексей Михайлович Ридигер | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рождение |
23 февраля 1929 Таллин, Эстонская Республика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смерть |
5 декабря 2008 (79 лет) Ново-Переделкино, Москва, Россия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Место захоронения | Богоявленский собор в Елохове | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принятие священного сана | 17 апреля 1950 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принятие монашества | 3 марта 1961 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Епископская хиротония | 3 сентября 1961 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Награды |
Иностранные государства Конфессиональные награды: |
Патриа́рх Алекси́й II (в миру — Алексе́й Миха́йлович Ри́дигер, эст. Aleksei Ridiger; 23 февраля 1929 года, Таллин — 5 декабря 2008 года, Москва) — епископ Русской православной церкви. Патриарх Московский и всея Руси (7 июня 1990 — 5 декабря 2008).
Академик Российской академии образования (1993). Почётный член Российской академии художеств (2001). Лауреат Государственной премии РФ (2005). Доктор богословия (1984).
Тезоименитство — 12 февраля (25 февраля), день преставления митрополита Киевского Алексия, Московского и всея России чудотворца.
Происхождение. Детство и юность
Российский дворянский род фон Ридигеров, или Рюдигеров (возможное расхождение в старо-немецком написании: von Ruediger, Rüdiger, Ruedinger, Redigeer), имел курляндское (балтийско-немецкое) происхождение; Патриарх принадлежит к ветви немецкого рода, принявшей православие в XVIII веке.
Согласно сведениям родословной Ридигеров, в царствование императрицы Екатерины II курляндский дворянин Фридрих Вильгельм фон Ридигер (нем. Friedrich Wilhelm von Rüdiger[1]) перешёл в православие и с именем Фёдор Иванович стал основателем одного из дворянских родов Ридигеров. Первым известным представителем рода Ридигеров/Рюдигеров был Генрих Николаус (Нильс) Рюдингер (нем. Heinrich Nicolaus (Nils) von Rüdinger) его потомок — Карл Магнус Рюдигер (нем. Karl (Carl) Magnus Rüdiger) генерал-майор, тайный советник, Выборгский губернатор, член Эстляндского рыцарства, чьим сыном и был вышеупомянутый Фридрих-Вильгельм, перешедший в российское подданство в екатерининскую эпоху[2][3][4].
Отец Алексия II — протоиерей Михаил Александрович Ридигер родился в Санкт-Петербурге и был последним, четвёртым, ребёнком в семье действительного статского советника, члена Санкт-Петербургского окружного суда по Санкт-Петербургскому уезду по делам судебным[5], на 1917 год — товарища (заместителя) председателя Петроградского окружного суда[6] Александра Александровича Ридигера (1870—1929). После революции 1917 года вывезен родителями в Эстонию. Во пресвитера был рукоположён в 1942 году в Казанском храме Таллина митрополитом Александром, первоиерархом Эстонской апостольской православной церкви.
Мать — Елена Иосифовна Писарева (1902—1959) — родилась в Ревеле (ныне Таллин, тогда в Российской империи), дочь командира 1-го крепостного полка гарнизона Выборгской крепости полковника царской армии Иосифа Константиновича Дунина-Слепца, происходившего из шляхты Царства Польского, дворян герба «Лабендзь»/«Лебедь» (Виленская губерния). Родители Елены Иосифовны были в разводе, но её мать Мария (урождённая Писарева) оставила себе фамилию бывшего мужа — Дунина. С возникновением самостоятельной Эстонской Республики Елена Дунина приняла девичью фамилию матери — Писарева — и исправила дату рождения с 30 октября 1899 года на 12 мая 1902 года, которая и выбита на её могильной плите (Елена, как и её мать, похоронена на Александро-Невском кладбище в Таллине)[7].
В детстве Алексей неоднократно посещал с родителями Валаамский монастырь (в то время на территории Финляндии). Роль в приобщении будущего патриарха к церковному служению сыграл священник Александр Киселёв, настоятель Коппельской Николаевской церкви в Таллине, в котором Михаил Ридигер служил диаконом, а юный Алексей — алтарником.
В раннем отрочестве, по его собственному свидетельству, у Алексея появилось желание стать священником. В 1941—1944 годах был алтарником в храме, а также сопровождал отца во время посещений лагерей для перемещённых лиц, где находились тысячи советских граждан, перегоняемых в Германию на принудительные работы. По словам митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия, который был старше Алексея Ридигера на пять лет, знал его с детства и помогал Ридигеру-старшему в деле окормления попавших в эти лагеря русских, были вызволены из неволи несколько священников, которые затем были пристроены в таллинские церкви.
Пятнадцати лет стал иподиаконом архиепископа Нарвского (впоследствии Таллинского и Эстонского) Павла (Дмитровского). С мая 1945 по октябрь 1946 года служил алтарником и ризничим Александро-Невского собора, с 1946 года служил псаломщиком в Симеоновском, а с 1947 года — в Казанском храме города Таллина.
В 1947 году (не был принят в 1946 году, когда сдал экзамены: по советским законам в религиозные учебные заведения запрещалось принимать несовершеннолетних) поступил в Ленинградскую духовную семинарию сразу в третий класс, а окончив её в 1949-м, стал студентом духовной академии в Ленинграде.
11 апреля 1950 года Алексей Ридигер женился на бывшей однокласснице Вере Алексеевой, дочери настоятеля таллинского Александро-Невского собора протоиерея Георгия Алексеева. В этом же соборе совершено венчание священниками — отцом жениха и отцом невесты. Браковенчание произошло во вторник Светлой седмицы, вслед за праздником Пасхи — с разрешения правящего архиерея митрополита Григория и епископа Таллинского Романа (Танга). Вступление в брак позволило Алексею Ридигеру через четыре дня принять священный сан, поскольку, согласно каноническим установлениям, духовные лица, не женатые, но и не принявшие монашества, не могли быть рукоположёны. В первый же год пастырского служения между отцом Алексеем и матушкой Верой произошёл разрыв, повлёкший прекращение брака. Разрешение на развод дал правящий архиерей митрополит Григорий. В новом браке Вера Мянник вырастила троих детей[8].
15 апреля 1950 года митрополитом Ленинградским Григорием Алексей Ридигер был рукоположён во диакона; 17 апреля — во пресвитера и определён настоятелем Богоявленского храма в эстонском городе Йыхви Таллинской епархии[8].
Священническое служение
Будучи приходским клириком в шахтёрском городе Йыхви, где первое время служил один, продолжал учёбу в Ленинградской духовной академии, которую окончил в 1953 году, получив звание кандидата богословия за курсовое сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист».
15 июля 1957 года он был переведён на должность настоятеля Успенского собора в город Тарту, а также благочинного Тартуского округа.
17 августа 1958 года был возведён в сан протоиерея, а 30 марта 1959 года назначен благочинным объединённого Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии.
После смерти матери, последовавшей 19 августа 1959 года, решил принять монашество и 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры он был пострижен с именем Алексий — в честь другого святого: не Алексия, человека Божия, именем которого был наречён в крещении, а Алексия, митрополита Киевского, святителя Московского.
Епископское служение
14 августа 1961 года состоялось определение Священного синода: «Епископом Таллинским и Эстонским быть иеромонаху Алексию (Ридигеру), с поручением ему и временного управления Рижской епархией»[9]; 23 августа был возведён в сан архимандрита архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым).
3 сентября 1961 года архиепископ Никодим (Ротов) возглавил свою первую архиерейскую хиротонию, посвятив архимандрита Алексия в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина во епископа Таллинского.
На Таллинской кафедре находился четверть века как епархиальный архиерей — до 1986 года: с 23 июня 1964 года — архиепископ, с 25 февраля 1968 года — митрополит; засим, по переводе в Ленинград, в течение ещё шести лет продолжал управлять ею по совместительству до 1992 года, в том числе уже будучи Патриархом.
В многочисленных интервью патриарх Алексий рассказывал, что в бытность на Таллинской кафедре противодействовал намерениям властей: закрыть Пюхтицкий монастырь, 38 приходов, переделать кафедральный собор под планетарий, снести старейшую в городе деревянную Казанскую церковь. За время пребывания Алексия на кафедре особое внимание уделялось изданию церковной литературы, проповедям и катехизации на эстонском языке. Некоторое время епископ Алексий управлял также и Рижской епархией, однако, получив 14 ноября 1961 года должность заместителя председателя отдела внешних церковных сношений, отказался от Рижской кафедры.
Международная, экуменическая и общественная деятельность до патриаршества
В 1961 году началась его активная внешнеполитическая и экуменическая деятельность: в составе делегации Русской православной церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961—1968); был президентом Всемирной конференции «Церковь и общество» (Женева, Швейцария, 1966); членом комиссии «Вера и устройство» ВСЦ (1964—1968). В качестве главы делегации Русской православной церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической церкви в Германии «Арнольдсхайн-II» (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза евангелических церквей в ГДР «Загорск-V» (Троице-Сергиева лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989). Делегат Всемирной христианской конференции «Жизнь и мир» (20—24 апреля 1983 года в Уппсале, Швеция); был избран одним из президентов Конференции.
Более четверти века был сотрудником аппарата и руководства Конференции европейских церквей (КЕЦ). С 1964 года — один из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом. С 1971 года — вице-председатель президиума и совещательного комитета КЕЦ. 26 марта 1987 года избран председателем президиума и совещательного комитета КЕЦ. На VIII Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в октябре 1979 года был основным докладчиком на тему «В силе Святого Духа — служить миру». В пространном докладе, посвящённом как богословским (экклесиологическим), так и политическим вопросам, в частности, сказал, цитируя работу архиепископа Владимира (Сабодана)[10]: «Невидимое единство, как единство Христа и Духа Святого, живёт в видимом множестве Церквей, имеющих каждая своё особое лицо. <…> Инославие в чём-то сродни Православию»[11].
С 1972 года — член совместного комитета КЕЦ и Совета епископских конференций Европы (СЕКЕ) Римско-католической церкви. 15—21 мая 1989 года в Базеле (Швейцария) был сопредседателем I Европейской экуменической ассамблеи на тему «Мир и справедливость», организованной КЕЦ и СЕКЕ. 1—2 ноября 1990 года в Москве (уже будучи патриархом) председательствовал на заседании КЕЦ[12]. В сентябре 1992 года на Х Генеральной ассамблее КЕЦ истёк срок его полномочий в качестве председателя президиума КЕЦ.
Принимал участие в работе международных и советских миротворческих общественных организаций. С 1963 года — член правления Советского фонда мира. Участник учредительного собрания общества «Родина», на котором избран членом совета Общества с 15 декабря 1975 года; переизбирался 27 мая 1981 года и 10 декабря 1987 года.
25 октября 1980 года на V Всесоюзной конференции Общества советско-индийской дружбы избран его вице-президентом, занимал пост до 1989 года.
11 марта 1989 года избран членом совета Фонда славянской письменности и славянских культур.
В 1989 году был избран народным депутатом СССР от Советского Фонда милосердия и здоровья.
С 24 января 1990 года — член правления Советского фонда милосердия и здоровья.
С 8 февраля 1990 года — член президиума Ленинградского фонда культуры.
Работа в высшем управлении Русской православной церкви до патриаршества
В феврале 1960 года поменялось руководство в Совете по делам Русской православной церкви. Новый председатель Совета Владимир Куроедов, сменивший Георгия Карпова, сразу поставил задачу обновления руководящего состава Московской патриархии: был отправлен на покой председатель отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) митрополит Николай, который энергично противился закрытию подмосковных приходов, бывших в его ведении как митрополита Крутицкого и Коломенского, и внешнецерковная деятельность которого была признана политическим руководством СССР «поставленной неудовлетворительно»[13].
Представлял Русскую православную церковь на I Родосском Всеправославном совещании, прошедшем с 24 сентября по 1 октября 1961 года на греческом острове Родосе[14]. 14 ноября назначен заместителем нового председателя ОВЦС, молодого и энергичного архиепископа Ярославского Никодима (Ротова).
23 июня 1964 года был возведён в сан архиепископа. 22 декабря 1964 года назначен управляющим делами Московской патриархии и по должности — постоянным членом Священного синода; с 7 мая 1965 года одновременно — председатель учебного комитета. 25 февраля 1968 года возведён в сан митрополита.
Член комиссии Священного синода по подготовке Поместного собора 1971 года, а также председатель процедурно-организационной группы, председатель секретариата Поместного собора. За эти труды 18 июня 1971 года был удостоен права ношения второй панагии.
С 23 декабря 1980 года — заместитель председателя комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 года (в связи с кончиной митрополита Антония) — и богословской группы.
В 1984 году получил звание доктора богословия, диссертацией был трёхтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии».
29 июля 1986 года, после кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Антония, Священный синод постановил:
1. Митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Священного Синода, назначить митрополита Таллинского и Эстонского Алексия, с поручением ему управление Таллинской епархией.
2. Освободить преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия от должности управляющего делами Московской Патриархии с 1 сентября 1986 года <…>[15]
Впоследствии, будучи патриархом, не раз высказывался, что решение Синода было наказанием за его письмо от 17 декабря 1985 года на имя Михаила Горбачёва, в котором он предлагал пересмотреть отношения государства и Церкви в СССР[16][17]. Бывший в те годы председателем Совета по делам религий при Совете министров СССР Константин Харчев в интервью в 2001 году указал на иную подоплёку того кадрового перемещения[18]:
Меня патриарх Пимен год уговаривал дать согласие на снятие с поста тогдашнего управляющего делами Московской патриархии. [Им был Таллинский митрополит Алексий, ставший через год патриархом — ред.]
В бытность митрополита Алексия управляющим делами Московской патриархии её руководство не знало даже общего числа действующих храмов. Только в 1987 году новый управляющий делами, митрополит Сергий (Петров), поручил игумену Кириллу (Сахарову) подсчитать количество храмов в РПЦ, чем, по мнению Сахарова, до этого долго не занимались.
На Ленинградской кафедре
Назначение митрополита Алексия на Ленинградскую и Новгородскую кафедру совпало с началом «перестройки». В 1987 году был отправлен на пенсию уполномоченный Совета по делам религий по Ленинграду и области Жаринов, который был в должности с 1961 года, начала «хрущёвского гонения на Церковь». С 1988 года митрополит смог добиться возвращения верующим ряда храмов, святынь и реликвий (в частности, мощей святого Александра Невского). Началось возрождение монашеской жизни в Валаамском монастыре, в Иоанновском женском монастыре в Ленинграде; возвращённый Церкви Николо-Вяжищский монастырь под Новгородом стал восстанавливаться как женская обитель.
Депутатская деятельность
18 марта 1989 года, в бытность митрополитом Ленинградским и Новгородским, Алексий был избран народным депутатом СССР от Советского фонда милосердия и здоровья. Входил в комиссию Совета национальностей по вопросам развития культуры, языка, национальных и интернациональных традиций, охраны исторического наследия. На Съезде народных депутатов голосовал за включение в повестку дня вопроса о 6-й статье Конституции СССР, предусматривавшей руководящую роль КПСС в обществе, за расширение прав автономий, за изъятие слова «советский» из словосочетания «советский конституционный строй». По словам эстонского политика Эдгара Сависаара, бывшего депутата Съезда, Алексий сотрудничал с ним в деле обнародования секретных протоколов Пакта Молотова-Риббентропа и сочувствовал борьбе за восстановление независимости Эстонской Республики[19].
Избрание на патриарший престол
Патриарх Пимен скончался 3 мая 1990 года. Спустя один месяц (до истечения 40 дней траура) был созван Поместный собор для избрания его преемника.
Архиерейский собор 6 июня 1990 года, предварявший Поместный, выявил лидерство митрополита Ленинградского Алексия по числу полученных голосов из трёх кандидатов, включённых в бюллетени для голосования.
Поместный собор, открывшийся 7 июня, провёл два тура голосования (ни один из предложенных дополнительных кандидатов не набрал потребного для внесения в список для голосования числа голосов): в первом туре митрополит Алексий получил 139 голосов, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) — 107, местоблюститель патриаршего престола митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), председательствовавший в первый день Собора, — 66. Во втором туре, состоявшемся в тот же день, Алексий набрал 166 голосов, что на 23 голоса больше Владимира, и был избран патриархом.
10 июня 1990 года состоялась интронизация (настолование) Алексия в московском Богоявленском соборе. Алексий II стал первым патриархом Московским, использовавшим при своём имени номер (в историографии принято называть патриархов XVII века Иоасаф I и Иоасаф II, хотя в их эпоху номера не употреблялись).
Патриаршество Алексия II
До 20 июля 1990 года, когда Священный синод постановил «выделить из состава Ленинградской митрополии Новгородскую епархию»[20] и назначил епископом Новгородским и Старорусским бывшего Ташкентского и Среднеазиатского Льва (Церпицкого), оставался правящим архиереем Ленинграда и Новгорода, а также, до 11 августа 1992 года, — Таллина.
В период первосвятительства патриарха Алексия II (1990—2008) наблюдались следующие существенные тенденции и явления в жизни РПЦ:
- Ограничение созыва (в исключительных случаях), вследствие принятия нового Устава РПЦ в 2000 году[21], Поместного собора как органа «церковного управления и церковного суда»[22] (с 1990 года не созывался ни разу) и передача части его полномочий Архиерейскому собору; по мнению некоторых критиков, бюрократизация и клерикализация церковной жизни и управления;
- Трансграничный характер (впервые за всю историю Русской церкви) исключительной юрисдикции («канонической территории») РПЦ;
Устойчивый значительный рост количества приходов, монастырей, духовных учебных заведений, епархий и лиц духовенства во всех странах «канонической территории» РПЦ, что вызывало упрёки в неспособности к «православной евангелизации» и чрезмерном увлечении храмостроительством;
- Усиление административной автономности канонических подразделений РПЦ, находящихся в иных, чем Россия, государствах бывшего СССР, — самоуправляемых Церквей;
- Продолжение вызывающих неприятие и протесты со стороны части церкви направлений политики: экуменизма и того, что оппонентами именуется сергианством или неосергианством);
- Возрастание роли РПЦ и её руководства в публичной политике России и некоторых иных стран СНГ;
- Сохранение и усугубление канонически ненормальной ситуации параллельных православных религиозных структур на Украине, а также Эстонии;
- Неоднократное обострение традиционной (с 1920-х годов) напряжённости в отношениях с Константинопольским патриархатом, а также с Румынским патриархатом в связи с реставрацией последним Бессарабской митрополии;
- Дипломатическая конфронтация с руководством Римско-католической церкви;
- Финансово-хозяйственная автономность структур РПЦ всех уровней от соответствующих канонических центров.
Последнее общественное богослужение было совершено патриархом Алексием 4 декабря 2008 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и в 91-ю годовщину интронизации святителя Тихона: после литургии в Успенском соборе Кремля патриарх возглавил молебен у мощей святителя Тихона в Большом соборе Донского монастыря; за богослужением молились митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай и другие члены делегации Элладской православной церкви[23].
Позиция и высказывания по вопросам общественной морали
Выступал с осуждением «нравственного релятивизма и попыток разрушить традиционные нравственные нормы».
В письме от 16 марта 2006 года патриарх лично поблагодарил мэра Москвы Юрия Лужкова за отказ группе лиц нетрадиционной ориентации в проведении гей-парада. В письме было выражено также его негативное отношение к нетрадиционным отношениям между полами[26].
2 октября 2007 года, выступая в Парламентской ассамблее Совета Европы, вновь выразил своё негативное отношение к нетрадиционной сексуальной ориентации, назвав гомосексуализм такой же болезнью, как «клептомания»[27], а также высказал мысль, что цивилизации угрожает расхождение между христианской моралью и правами человека, отстаивание которых используется для оправдания морального упадка[28].
Сотрудничество с органами государственной власти СССР до патриаршества
В период до избрания патриархом преосвященный Алексий, как и многие иные иерархи РПЦ, лояльно участвовал в деятельности официальных общественно-политических организаций в основном миротворческого характера. Многократно выезжал в зарубежные командировки с преимущественно экуменическими целями.
17 февраля 1974 года в своем резюме митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, в частности, писал: «Мера, применённая к А. Солженицыну Президиумом Верховного Совета СССР о лишении его гражданства СССР, является вполне правильной и даже гуманной и отвечает воле всего нашего народа, о чём свидетельствует реакция советских людей на решение Президиума Верховного Совета. Церковные люди полностью одобряют это решение и считают, что к А. Солженицыну и ему подобным применимы слова ап. Иоанна Богослова: „Они вышли от нас, но не были наши“ (1 Ин. 2,19)». Тем не менее, к 80-летию писателя патриарх Алексий II наградил Александра Солженицына орденом Святого благоверного князя Даниила Московского II степени[29].
В 1990-е годы получил огласку некий материал об агенте «Дроздове», завербованном 28 февраля 1958 года «на патриотических чувствах для выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного духовенства»[30], — из отчёта 4-го отделения КГБ ЭССР об агентурной работе за 1958 год, который, по мнению историка Индрека Юрьё[31]), указывает на Ридигера Алексея Михайловича, в то время приходского священника: «Г-н Юрьё говорит, что подробности биографии агента по имени Дроздов, найденные в годовом отчёте КГБ за 1958 год, соответствуют эстонскому происхождению клирика, году рождения, образованию и карьерному пути».
Согласно исследованию Кристофера Эндрю и Василия Митрохина, в 1975 году Алексий Ридигер основал общество «Родина», служившее организацией прикрытия для деятельности КГБ; деятельность «Родины» курировалась офицером ПГУ КГБ СССР П. И. Васильевым. Публикации о сотрудничестве «Дроздова» с КГБ были основаны на документах архивов КГБ, к которым был получен официальный доступ рядом лиц в конце 1991 года[32]. Писатель Александр Сегень, автор статей и биографии патриарха поясняет, что
«агент Дроздов», конечно, никаким агентом КГБ никогда не был. Все дело в том, что каждый священник автоматически попадал в отчеты Комитета Государственной безопасности. Потому что к священнику приходил представитель КГБ, беседовал с ним, а потом писал отчеты для начальства, что такой-то согласился сотрудничать — а все «сотрудничество» было формальным и сводилось к таким вот беседам время от времени. Действительного сотрудничества не было, и в архивах КГБ нет ни одного документа, подписанного Алексием II. Хотя есть документы, подписанные другими церковнослужителями, которые сознательно — и не гнушаясь этим нисколько — сотрудничали с этим органом[33].
Факт агентурного сотрудничества А. М. Ридигера с органами КГБ никогда не подтверждался органами госбезопасности РСФСР или СССР. 20 сентября 2000 года с опровержением утверждений о сотрудничестве, в ответ на заметку в британской The Times (посвящённой выходу в России исследования о экономической деятельности РПЦ и упоминавшей о сотрудничестве с КГБ мимоходом: «Президент Путин вряд ли будет требовать расследования не в последнюю очередь потому, что он и патриарх Алексий II имеют общее прошлое, связанное с КГБ» (President Putin is unlikely to press for action, not least because he and Patriarch Aleksi II share a KGB past)[34]), выступил сотрудник ОВЦС Всеволод Чаплин.
В интервью 2012 года бывший генерал-майор КГБ Олег Калугин, в 1995 году перебравшийся в США, вспоминал, будто однажды в начале 1990-х годов на одном из митингов он публично заявил, что Алексий II сотрудничает с органами госбезопасности. На следующий день, по словам Калугина, патриарх пригласил его в свою резиденцию и в личной беседе сказал: «Я помог спасти православие, сотрудничая с вашими органами, ради высших целей»[35].
Кончина и погребение
5 декабря 2008 года руководитель пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский сообщил, что патриарх скончался в загородной патриаршей резиденции в Переделкине[36].
Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность: патриарх страдал ишемической болезнью сердца, перенёс несколько инфарктов и периодически ездил за границу на обследование. Самый серьёзный случай, связанный со здоровьем, произошёл в октябре 2002 года в Астрахани. После перенесённого тогда патриархом тяжёлого инсульта на Украине и в среде Русской православной церкви заграницей стали распространяться слухи о некоем явлении ему в алтаре астраханского собора преподобного Феодосия Печерского[37]. Пресс-служба отдела внешних церковных связей патриархии выступила с официальным опровержением, заявив, что «слухи злонамеренно распространяются противниками Церкви, заинтересованными во внесении смуты в умы верующих людей». 27 апреля 2007 года российские СМИ распространили информацию о резком ухудшении здоровья патриарха, находившегося в Швейцарии. 12 декабря 2008 года митрополит Ювеналий на епархиальном собрании зачитал письмо, направленное ему патриархом 28 ноября из отпуска в Испании, где патриарх писал, в частности: «Отдых у меня прервался мерцательной аритмией, и для проведения кардиоверсии мне пришлось выехать в Мюнхен. Пришлось проходить не только обследование, как предполагалось ранее, но и лечение».
Вечером 6 декабря гроб с телом патриарха Алексия был доставлен в московский храм Христа Спасителя, где по окончании воскресного Всенощного бдения прошла церемония прощания с новопреставленным патриархом, которая продлилась до утра 9 декабря; в храме совершались заупокойные богослужения и непрерывное чтение Евангелия. Для верующих, желавших проститься с патриархом, храм был открыт круглые сутки[38]. По сообщению пресс-службы ГУВД Москвы, в церемонии прощания с патриархом приняли участие более 100 000 человек[39].
6 декабря Священный синод, избравший местоблюстителем патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который возглавил комиссию по организации похорон патриарха, постановил совершить отпевание патриарха Алексия в храме Христа Спасителя 9 декабря[40], а похороны — в Богоявленском кафедральном соборе Москвы[41].
7 декабря президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ «Об организационных мероприятиях в связи с кончиной Патриарха Московского и всея Руси Алексия II», который, не объявляя траура, «предписывал» учреждениям культуры и телерадиокомпаниям отменить развлекательные мероприятия и передачи в день похорон патриарха, а Правительству Российской Федерации и органам государственной власти Москвы оказать Московской патриархии содействие в организации похорон патриарха, общероссийским телерадиовещательным организациям обеспечить освещение мероприятий, связанных с прощанием с патриархом[42].
9 декабря после заупокойной литургии, которую возглавил патриарший местоблюститель митрополит Кирилл в сослужении сонма архиереев (служило большинство епископата Русской православной церкви, а также предстоятели и представители иных Поместных церквей — патриархи Константинопольский Варфоломей, Грузинский Илия, Румынский Даниил, архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополит Чешскиих земель и Словакии Христофор), и отпевания, которое возглавил патриарх Константинопольский Варфоломей, тело усопшего было перевезено в Богоявленский Елоховский собор, где было захоронено в южном (Благовещенском) приделе[43].
Средства массовой информации сообщали о нескольких архиереях и иных официальных лицах, которые испытали недомогание[44].
Наследство
В декабре 2016 года стало известно, что Московский арбитражный суд включил в реестр требований кредиторов находившиеся на счетах Внешпромбанка почти 300 млн рублей, принадлежавшие покойному Алексию II. Завещание патриарха датировано 1976 годом, единственной наследницей в нём указана игумения Филарета (Смирнова), его ближайшая сподвижница с середины 1960-х годов, по состоянию на 2016 год — настоятельница московского подворья Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии. Смирнова подала в суд иск с требованием о взыскании с банка эквивалента 305,6 млн рублей, однако признано обоснованным и подлежащим взысканию только 297,5 млн руб[45][46].
Русская православная церковь и светская власть при Алексии II
В интервью газете «Известия» 10 июня 1991 года[47] на вопрос о его отношении к Декларации митрополита Сергия патриарх ответил:
<…> заявление митрополита Сергия, конечно, нельзя назвать добровольным, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявить вещи, далёкие от истины, ради спасения людей. Сегодня же мы можем сказать, что неправда замешана в его Декларации. Декларация ставила своей целью «поставить Церковь в правильные отношения к советскому правительству». Но эти отношения, а в Декларации они ясно обрисовываются как подчинение Церкви интересам государственной политики, как раз не являются правильными с точки зрения Церкви. <…> Надо признать, что Декларация не ставит Церковь в «правильное» отношение к государству, а, напротив, уничтожает ту дистанцию, которая даже в демократическом обществе должна быть между государством и Церковью, чтобы государство не дышало на Церковь и не заражало её своим дыханием, духом принудительности и безмолвности. <…> Что же касается моей защиты этой Декларации, то надо помнить, что критика Декларации в основном была направлена против слов: «мы хотим считать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости которой — наши радости и беды которой — наши беды». Противники Декларации утверждали, что таким заявлением радости атеистического государства отождествляются с радостями Церкви. Это действительно получалось бы абсурдно. Но ведь в Декларации нет слова «которого», то есть государства, Советского Союза, а есть слово «которой», соотносимое со словом «Родина». То есть речь идет о Родине, радости которой независимо от политического режима, господствующего в ней или над ней, действительно радуют и Церковь. Поэтому это положение Декларации я всё время отстаивал, согласен я с ним и сегодня. Что же касается остальных положений Декларации… Мы не спешили на словах отказываться от неё, пока на деле, в жизни не смогли занять действительно независимую позицию. За этот год, я считаю, мы реально смогли выйти из-под навязчивой опеки государства, и потому теперь, имея как факт нашу дистанцированность от него, мы имеем нравственное право сказать, что Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое и что мы не руководствуемся ею[48].
На реплику журналиста об отчёте Василия Фурова, заместителя председателя Совета по делам религий, в ЦК КПСС в 1974 году, где говорится о Алексии как об одном из самых лояльных «советской власти» епископов Русской церкви, понимающем «незаинтересованность» государства в укреплении религиозности, патриарх ответил, что ему по назначении его епископом в Таллин в сентябре 1961 года удалось отстоять Александро-Невский собор и Пюхтицкий монастырь от закрытия.
После избрания Алексия II патриархом, как следует из открытых источников, у него сложились в основном ровные отношения с высшим руководством страны, в том числе с президентами России: Борисом Ельциным, Владимиром Путиным, Дмитрием Медведевым.
10 июля 1991 года на торжественном заседании Съезда народных депутатов РСФСР, посвящённом вступлению в должность первого президента РСФСР Бориса Ельцина, вслед за присягой последнего и по исполнении гимна (музыка Михаила Глинки) обратился к нему со словом, после чего зачитал текст адреса, подписанного главами и представителями Церквей и религиозных объединений РСФСР. Вручив адрес, патриарх «осенил Б. Н. Ельцина крестным знамением»[49].
19 августа 1991 года, во время августовского путча, на литургии в Успенском соборе Кремля распорядился опустить на ектениях прошение «[О богохранимей стране нашей,] властех и воинстве ея»[50].
Во время октябрьских событий 1993 года предложил посредничество обеим противоборствующим сторонам; при его участии начались переговоры в московском Даниловом монастыре, которые, по словам патриарха Кирилла, также участвовавшего во встречах сторон, хоть и не дали ожидаемого результата, но стороны «находились в нескольких шагах» от успешного завершения переговоров.
Участвовал в процедуре инаугурации Бориса Ельцина в 1996 году; присутствовал на церемонии передачи президентских полномочий Владимиру Путину 31 декабря 1999 года[51].
В церемонии инаугурации Путина 7 мая 2000 года и 7 мая 2004 года Алексий II участия не принимал, присутствуя лишь в числе приглашённых гостей наряду с представителями других религиозных конфессий; однако 7 мая 2000 года «по окончании церемонии вступления в должность президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в Благовещенском соборе Московского Кремля отслужен молебен о здравии и долголетии нового главы государства. … Предстоятель Русской православной церкви, напутствуя Путина, отметил, что Россия обретает нового главу, который уже заручился поддержкой большинства жителей страны»[52].
Несмотря на иное, согласно мнению многих наблюдателей, отношение к этому вопросу светской власти, отказывался дать согласие на визит папы римского Иоанна Павла II в Россию, ссылаясь на неразрешённые проблемы между Церквами[53].
В 1997 году ОВЦС открыл официальный сайт Московской патриархии, в связи с чем Алексий II направил новому сайту приветствие, начинавшееся словами «дорогие братья и сестры, пользователи Интернета!», в нём говорилось о важности освоения интернет-пространства[54].
Уже в 1989 году государственные органы прекратили осуществлять активный контроль за жизнью религиозных организаций. В 1990-х годах государство начало оказывать деятельную, в том числе юридическую и финансовую, помощь Церкви в деле восстановления храмов, развития духовного образования, пастырского окормления в государственных ведомствах, в войсках, в местах лишения свободы и т. п. Многие высокопоставленные государственные служащие получили в это время высшие церковные награды. Ряд крупных храмов был построен на средства региональных бюджетов, либо крупных компаний, что вызывало вопросы у критиков РПЦ. В ответном слове патриарху 12 января 2008 года в Иверском соборе Валдайского монастыря президент России Владимир Путин, в частности, сказал: «Сбербанк России вложил десятки миллионов долларов в реконструкцию храма. Осталось только возродить роспись, позолотить купола. Обещаю Вам, что сделаем это в самое ближайшее время»[55][56].
В 2000-х годах некоторые представители иных конфессий начали высказывать опасения, что Православная церковь начала притязать на роль носителя фактически государственной идеологии. Подобные опасения особенно усилились в связи с дискуссией о введении предмета Основы православной культуры в программу общеобразовательных школ в качестве регионального компонента[57].
После сделанного 11 декабря 2007 года Дмитрием Медведевым заявления, в котором последний обратился к Владимиру Путину «с просьбой дать принципиальное согласие возглавить правительство России после избрания нового президента нашей страны», дал интервью телеканалу «Россия» (Вести, 13 декабря 2007 года), где сказал: «Конечно, это, наверное, трудный шаг, потому что человеку, который занимает высший пост в государстве, является национальным лидером, нелегко встать на второе место. Но отношение Владимира Владимировича к своему долгу, его любовь к Родине, то, что он сделал для России, я думаю, должны побудить его переступить через эту кажущуюся трудность. Полагаю, что такое сочетание обеспечит преемственность курса, который осуществлялся В. В. Путиным в течение последних восьми лет»[58].
12 февраля 2008 года официальные представители Московский патриархии выразили неудовлетворение[59] подписанием Указа Президента Российской Федерации от 06.02.2008 № 138[60], который упразднил, в частности, Указ Президента РФ от 14 января 2002 г. № 24 «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу»[61]. Юрист Московской патриархии Ксения (Чернега) в комментарии для официального сайта РПЦ заявила: «Русская православная церковь считает, что призыв священника в армию противоречит внутренним установлениям Церкви. А ведь согласно статье 15 закона „О свободе совести“ государство должно уважать внутренние установления. Поэтому наша принципиальная позиция: отсрочка для священников должна быть сохранена»[62]. 22 февраля пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский на пресс-конференции напомнил, что до революции 1917 года во всей Российской церкви было 60 тысяч священнослужителей, тогда как на момент пресс-конференции она не достигала и 30 тысяч, а в самой России — только 15 тысяч священников; заявив, что проблема катастрофической нехватки духовенства является виной не Церкви, «но богоборческого режима, который на протяжении всего прошлого века истреблял священнослужителей», он отметил: «В этой ситуации позиция государства как правопреемника власти, уничтожавшей и расстреливавшей священников, кажется не очень нравственной»[63].
29 февраля 2008 года президент России Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)», устанавливающий возможность получения образовательными учреждениями профессионального религиозного образования свидетельства о государственной аккредитации[64].
3 марта 2008 года Алексий II направил поздравление Дмитрию Медведеву «в связи с победой на президентских выборах», отметив, что последнему «предстоит кропотливая работа по созданию нового облика России третьего тысячелетия, и это потребует [от него] терпения, любви, веры и одновременно мужества»[65]. Рано утром 27 апреля в храме Христа Спасителя в Москве, по завершении пасхальной утрени[66], обратился к присутствовавшим за богослужением Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву, сказав, в частности: «Мы благодарны Вам, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, за восемь лет президентства, в течение которых Вы очень много сделали для нашей страны. <…> Вам обоим предстоит нелегкий подвиг служения своему Отечеству и своему народу»[67]. 7 мая 2008 года в Благовещенском соборе Кремля совершил молебен по случаю вступления в должность президента России Дмитрия Медведева; зачитал последнему приветственный адрес, в котором отметил, что новый президент России принимает на себя «нелёгкое бремя ответственности за настоящее и будущее нашего государства в непростое время его социально-экономических преобразований»[68][69][70]. 8 мая поздравил Владимира Путина в связи с вступлением его в должность председателя Правительства РФ[71].
По мнению НГ Религии, заявление протоиерея Всеволода Чаплина 26 августа в связи с военным конфликтом в Грузии («Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности <…>»)[72] поставило РПЦ «после официального признания двух закавказских республик президентом Дмитрием Медведевым <…> в известную оппозиции к политическому курсу руководства страны»[73]. 6 ноября патриарх Алексий II на встрече с делегацией Грузинской патриархии в Москве сказал: «Мы рады всегда принимать посланников братской святой Грузинской православной церкви, с которой у нас так много общего: единая святая православная вера, единая история, вековые культурные связи. Верим, что никакие политические катаклизмы не могут поколебать наше братское единство, и тому убедительным свидетельством служит наша сегодняшняя встреча»[74].
В своём последнем интервью, данном 1 ноября 2008 года и опубликованном посмертно, так оценил свою историческую роль: «Мне пришлось установить совершенно новые отношения между государством и Церковью, каких не было в истории России, потому что Церковь была не отделена от государства, император был главой Церкви, и все решения, которые принимались по церковным вопросам, исходили из его кабинета. А сейчас устанавливались совершенно новые отношения, когда Церковь сама принимает решения и сама отвечает за свои действия перед своей совестью, историей, народом»[75].
Награды
Память о патриархе Алексии II
- В честь посещения и совершения литургии в Вознесенском соборе Новочеркасска в сентябре 1999 года — внутри собора Алексию II установлена памятная доска.
- 7 декабря 2008 года член синодальной комиссии РПЦ по канонизации протоиерей Георгий Митрофанов заявил: «Синодальная комиссия по канонизации придерживается той точки зрения, что рассматривать материал о возможности канонизации того или иного христианина можно, как правило, не раньше чем через 50 лет после его кончины»[76]. Он отметил, что, среди прочего, для канонизации необходимо тщательно изучить характер жизни и деятельности кандидата[76].
- Решением Священного синода от 10 декабря 2008 года Синодальной библиотеке Русской православной церкви присвоено имя патриарха Алексия II[77]. 26 февраля 2009 года патриарх Кирилл открыл входную доску с новым наименованием Синодальной библиотеки[78]
- Горуправа Таллина поддержала предложение мэра города Эдгара Сависаара назвать в честь патриарха Алексия Второго площадь перед строящимся православным храмом иконы Божией Матери «Скоропослушница»[79], которая была открыта 30 сентября 2009 года городским головой эстонской столицы и митрополитом Таллинским (Московский патриархат) Корнилием (Якобсом). 8 сентября 2012 года на площади открыт памятник Алексию II[80][81].
- В январе 2009 года в городе Муроме (Владимирская область) был установлен памятный знак в виде мемориальной доски на большом фрагменте капр-диоптаза[82].
- 27 марта 2009 года мемориальная доска с именем патриарха Алексия II была открыта на фасаде храма Святой великомученицы Татианы при МГУ на Большой Никитской улице в Москве[83].
- В январе 2009 года парламент Карелии намеревался приступить к разработке законопроекта о переименовании в честь покойного одного из островов Валаамского архипелага[84]; в феврале предложение было отклонено Комитетом по государственному устройству парламента со ссылкой на федеральное законодательство[85].
- 26 декабря 2009 года в селе Фроловском Нижегородской области в память о патриархе Московском и всея Руси Алексии II был освящён поклонный крест[86].
- 4 августа 2010 года в Йошкар-Оле был открыт памятник Алексию II.
- 9 июня 2012 года в Назрани (Республика Ингушетия) открыта мемориальная доска Алексию II за вклад в восстановление ингушской государственности.
- 7 апреля 2013 года в Витебске (Белоруссия) состоялось торжественное открытие памятника патриарху Алексию II.
- 1 сентября 2013 года в Новгороде состоялось торжественное открытие памятника патриарху Алексию II.
- 20 октября 2013 года в Сортавале состоялось торжественное открытие памятника патриарху Алексию II.
- 22 ноября 2013 года в городе Новочебоксарске состоялась церемония открытия памятника патриарху Алексию II.
- Согласно постановлению Правительства Москвы от 13 октября 2014 года № 600-ПП «О присвоении наименования улице города Москвы», пешеходной аллее, расположенной в районе Орехово-Борисово Северное Южного административного округа города Москвы и ведущей от Каширского шоссе ко главному входу в Храм Троицы в Орехове-Борисове, присвоено наименование — аллея Патриарха Алексия II.
- В Государственном историческом музее находится портрет патриарха Алексия II, созданный с натуры в 2001 году скульптором Игорем Бургановым.
- 14 сентября 2020 года на территории храма Богоявления Господня в Йыхви был открыт бюст патриарха Алексия II, работу выполнил скульптор Эльданиз Гурбанов[87][88].
Прочие сведения
Помимо русского, свободно владел эстонским языком. Протоиерей Евгений Пелешев, встретившийся с патриархом Алексием II в 2002 году, говорил, что «Я с Патриархом заговорил по-эстонски, и он отвечал довольно хорошо»[89]. Хорошо знал немецкий язык и немного английский[90].
В молодости получил спортивный разряд по гребле в эстонском спортивном обществе «Калев»[91].
По сведениям сайта Санкт-Петербургской митрополии, будущий патриарх находился на борту самолёта Ту-124, в 1963 году благополучно севшего на воду в реке Неве после аварийной ситуации на борту[92]. При этой аварийной посадке никто не пострадал. Посадка на воду была совершена между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом, напротив Александро-Невской лавры (на левом берегу) и Таллинской улицы (на правом берегу Невы).
Действительный член (академик) Российской академии образования.
В бытность патриархом проживал в загородной патриаршей резиденции в Ново-Переделкине (7-я улица Лазенки; бывшая усадьба Колычёвых в селе Спасское-Лукино) ЗАО Москвы. Хозяйственным обеспечением патриаршей резиденции в Переделкине занимались монахини Пюхтицкого подворья в Москве во главе с игуменией Филаретой (Смирновой)[93]. По сообщению сайта Православие.Ru, с 11 января 2000 года[94], по распоряжению и. о. президента России Владимира Путина находился под охраной Федеральной службы охраны (ФСО). Мобильным телефоном пользовался только за границей[90].
По воспоминаниям епископа Илариона (Алфеева), «Самыми запоминающимися были не те торжественные службы с его участием, на которые съезжается почти весь епископат Русской Церкви, а те, в которых, кроме Святейшего, участвовало два или три архиерея. Тогда можно было увидеть его вблизи, постоять рядом с ним, проникнуться духом его молитвенного подвига. Святейший служил величественно, неспешно, все „тайные“ молитвы читал вслух. Во время богослужения он полностью погружался в молитву, весь отдавался предстоянию престолу Божию»[95].
Труды
- Православие в Эстонии — [М.] : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1999. — 703 с. : ил., портр. — ISBN 5-89572-004-8
Примечания
- ↑ Согласно современным правилам немецкой орфографии, вместо устаревшего написания гласных -ue- пишется -ü- (у-умлаут). Произношение гласной -ü- в разных землях Германии и в разные эпохи варьировалось между русскими гласными ю и и. Согласно современными правилам русской транслитерации, немецкое ü передается русским ю (напр.: München → Мюнхен, Bürger → бюргер, Rügen → Рюген)
- ↑ Биография Алексия II на сайте «Русское православие» Архивировано 8 декабря 2008 года.
- ↑ Сайт Генеалогия/Геральдика. Ру (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 апреля 2009. Архивировано 4 февраля 2009 года.
- ↑ Результаты исследования эстонского историка Aarne Veedla (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 апреля 2009. Архивировано 8 декабря 2008 года.
- ↑ Справочник по Санкт-Петербургскому уезду. — С. 262.
- ↑ Весь Петроград на 1917 год. — С. 579.
- ↑ Илляшевич В. Н. Русские судьбы Эстонии. — Таллин, 2007. — С. 139. Ссылка на «Послужной список» полковника Дунина-Слепца (РГВИА, ф. 409). Об уточнённых подробностях родословной патриарха Алексия Владимир Илляшевич сообщил ему 25 сентября 2008 года на личной встрече — Илляшевич и патриарх Алексий поддерживали личные отношения с 1984 года.
- ↑ 8,0 8,1 Сегень А. Предстоятель. Молодой батюшка отец Алексей . Русский дом (5 декабря 2012).
- ↑ Журнал Московской патриархии (ЖМП). — 1961. — № 9. — С. 4.
- ↑ Профессор архиепископ Дмитровский Владимир (Сабодан), ректор МДА. Экклезиология в русском богословии в связи с экуменическим движением. / Магистерская диссертация. — Загорск, 1979. — С. 330.
- ↑ ЖМП. — 1980. — № 3. — С. 59.
- ↑ ЖМП. — 1991. — № 2. — С. 61.
- ↑ Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. — М., 2005. — С. 320.
- ↑ Митрополит Никодим и всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) / Сост. проф. протоиерей Владимир Сорокин. — СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2008. — С. 13.
- ↑ ЖМП. — 1986. — № 9. — С. 2.
- ↑ Тако да просветится свет ваш пред человеки Архивная копия от 9 октября 2007 на Wayback Machine
- ↑ Неизвестное письмо патриарха // Известия : газета. — 02.03.1992. — С. 3.
- ↑ К. М. Харчев : «Церковь повторяет ошибки КПСС» // Новые известия : газета. — 29.12.2001. Архивировано 16 апреля 2007 года.
- ↑ Слова Сависаара о Патриархе в статье на rus.Delfi.ee
- ↑ ЖМП. — 1990. — № 10. — С. 4.
- ↑ Глава II «Поместный Собор» На сайте РПЦ
- ↑ Высшее управление Русской Православной Церкви по уставу от 9 июня 1988 г.
- ↑ В день памяти святителя патриарха Тихона Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен в московском Донском монастыре. mospat.ru, 04.12.2008.
- ↑ Фундаментальная электронная библиотека „Русская литература и фольклор“ (ФЭБ).
- ↑ Слово патриарха Московского и всея Руси Алексия II, главы Всемирного русского народного собора.
- ↑ Письмо Святейшего Патриарха Алексия мэру Москвы Ю. М. Лужкову по поводу идеи проведения в столице гей-парада. Патриархия.ru, 16.03.2006.
- ↑ Патриарх прочел Европе мораль. // Коммерсантъ. — 03.10.2007.
- ↑ Патриарх Алексий II предостерёг Европу. Архивная копия от 8 декабря 2008 на Wayback Machine Церковь Новое Поколение, Красноярск, 08.10.2007.
- ↑ К 80-летию А. И. Солженицына. Русская Православная Церковь.
- ↑ Russian Patriarch 'was KGB spy' (англ.). The Guardian (12 февраля 1999). Дата обращения: 8 ноября 2008. Архивировано 24 августа 2011 года.
- ↑ Indrek Jürjo 14.04.1956 — 08.09.2009, Eesti Päevaleht. 12.09.2009. Архивная копия от 14 сентября 2009 на Wayback Machine
- ↑ Christopher Andrew and Vasili Mitrokhin, The Mitrokhin Archive: The KGB in Europe and the West, Gardners Books (2000), ISBN 0-14-028487-7
- ↑ «Он учит нас быть вдохновенными». Александр Сегень о Патр. Алексии II . Православие.Ru. Дата обращения: 24 июля 2019.
- ↑ Russian Church Accused of Illegal Rackets Архивная копия от 20 августа 2016 на Wayback Machine Giles Whittell, The Times, 20.09.2000.
- ↑ Олег Калугин: «Патриархи Алексий и Кирилл — мои гэбэшные друзья» на YouTube
- ↑ На 80 году жизни скончался Предстоятель РПЦ, патриарх Алексий Второй Архивировано 8 декабря 2008 года.. ИТАР-ТАСС, 5.12.2008.
- ↑ Патриарха Алексия потрясло видение Феодосия Печерского Архивировано 14 декабря 2008 года.. ari.ru, 1.11.2008.
- ↑ Верующие смогут проститься со святейшим патриархом Алексием в Храме Христа Спасителя. Московская патриархия, 05.12.2008.
- ↑ По данным ГУВД Москвы, более ста тысяч человек пришли проститься со святейшим патриархом Алексием. Катехизис.ру.
- ↑ Отпевание Алексия II возглавит патриарх Константинопольский Варфоломей. РИА Новости, 08.12.2008.
- ↑ Местоблюстителем Патриаршего престола избран Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Московская патриархия, 06.12.2008.
- ↑ Указ Президента № 1729/2008. Официальный сайт президента России. Архивировано 20 декабря 2008 года.
- ↑ Православная энциклопедия, 2000
- ↑ Всея Русь распрощалась с патриархом . Коммерсантъ (10.12.2008). — «митрополит Кирилл, произнеся свою речь, кажется, тоже почувствовал себя не очень хорошо. Он совладал с собой и не упал, но его под руки увели от гроба». Дата обращения: 11 декабря 2008.
- ↑ Во Внешпромбанке зависли 300 млн руб. покойного патриарха Алексия II . Росбизнесконсалтинг (5 декабря 2016). Дата обращения: 5 декабря 2016.
- ↑ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ 115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 17 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва Дело № А40-17434/16-71-31 Б 29 ноября 2016 года Резолютивная часть определения объявлена 06 октября 2016 года. Определение в полном объёме изготовлено 29 ноября 2016 года.
- ↑ Опубликовано полностью в Журнале Московской патриархии. — 1991. — № 10. — С. 5—8.
- ↑ Из интервью газете «Известия» 10 июня 1991 года Архивировано 20 февраля 2007 года.
- ↑ Журнал Московской патриархии. — 1991. — № 10. — С. 9—10.
- ↑ Патриарх Алексий при жизни творил чудеса? // Комсомольская правда. — 15.1.2009. Архивная копия от 3 августа 2009 на Wayback Machine
- ↑ Верховский А. Религиозный фактор в президентской кампании и в формировании идеологии нового правления.
- ↑ Церемония вступления В. В. Путина в должность Президента России kremlin.ru, 7.5.2000. Архивировано 28 августа 2009 года.
- ↑ архимандрит Тихон (Шевкунов). Римский папа приглашения не дождался.
- ↑ Лученко К. Интернет по-православному. Русская линия, 17.12.2003.
- ↑ Выступление президента России в Иверском соборе Валдайского монастыря. Официальный сайт Московской патриархии, 12.1.2008.
- ↑ Беседа с патриархом Московским и всея Руси Алексием II Архивная копия от 13 января 2008 на Wayback Machine. Сайт Президента России, 12.01.2008.
- ↑ Мозговой С. «Основы православной культуры» в российской светской школе: социально-правовой анализ. // Русский журнал, 7.11.2006.Архивировано 22 апреля 2007 года.
- ↑ «Церковь отделена от государства, но не от общества». Интервью Святейшего Патриарха Алексия телеканалу «Россия». официальный сайт Московской патриархии, 13.12.2007.
- ↑ Протоиерей Димитрий Смирнов: Новый порядок призыва в армию создаст для Церкви серьёзные кадровые проблемы. Официальный сайт МП, 12.2.2008.
- ↑ «Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу». на сайте Президента России. Архивировано 16 февраля 2008 года.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 3. — С. 192.
- ↑ Комментарий юрисконсульта Московской Патриархии в связи с принятием указа, отменяющего предоставление отсрочек для священнослужителей. Официальный сайт МП, 12.2.2008.
- ↑ В Московской патриархии надеются на понимание государства при обсуждении проблемы отсрочек от армии для священников. Интерфакс, 22.2.2008.
- ↑ Путин подписал закон о госаккредитации религиозных учебных заведений. Интерфакс, 29.2.2008.
- ↑ Патриаршее поздравление Дмитрию Медведеву с победой на президентских выборах. На официальном сайте МП, 3.3.2008.
- ↑ Светлое Воскресение Христово. Пасха. Праздничное богослужение в храме Христа Спасителя. На сайте МП, 27.4.2008.
- ↑ Слово Святейшего Патриарха Алексия Владимиру Путину Дмитрию Медведеву за Пасхальным богослужением в Храме Христа Спасителя На сайте МП, 27.4.2008.
- ↑ Обращение Святейшего Патриарха Алексия к Президенту России Дмитрию Медведеву после молебна в Благовещенском соборе Московского Кремля. На официальном сайте МП, 7.5.2008.
- ↑ В Благовещенском соборе Кремля состоялся молебен по случаю вступления в должность Президента России Дмитрия Медведева. На официальном сайте МП, 7.5.2008.
- ↑ Беседа с патриархом Московским и всея Руси Алексием II (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 мая 2008. Архивировано 10 мая 2008 года.
- ↑ Святейший патриарх Алексий поздравил Владимира Путина в связи с вступлением его в должность председателя правительства РФ. На официальном сайте МП, 8.5.2008.
- ↑ Политические решения не определяют изменения канонических территорий Церквей, отмечают в Московском патриархате в связи с признанием независимости двух республик . Интерфакс (26 августа 2008).
- ↑ Чья власть, того и Церковь? Московский Патриархат пока не готов принять в свой состав Абхазию и Южную Осетию. НГ Религии, 3.9.2008.
- ↑ Святейший Патриарх Алексий принял делегацию Грузинской Православной Церкви. На официальном сайте МП, 6.11.2008.
- ↑ Патриарх Алексий. Последнее интервью. // Церковный вестник. — № 23 (396). — 11.12.2008.
- ↑ 76,0 76,1 Алексий II может быть причислен к лику святых не раньше, чем через 50 лет — член синодальной комиссии по канонизации 7 декабря 2008 года
- ↑ Журнал № 95, пункт 9. На этом же заседании были приняты решения об организации в музее храма Христа Спасителя постоянно действующей экспозиции, посвящённой жизни и деятельности Алексия II (пункт 10), об учреждении премии патриарха Московского и всея Руси Алексия II для студентов духовных академий (пункт 11) и присвоении его имени ежегодной премии Фонда единства православных народов (пункт 12).
- ↑ Святейший Патриарх Кирилл посетил Синодальную библиотеку Московского Патриархата (26 февраля 2009 г.)
- ↑ В Таллинне появится площадь имени Алексия II (Статья на rus.Delfi.ee)
- ↑ 8 сентября в Таллине состоится торжественное открытие памятника Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию второму
- ↑ 8 сентября 2012 года в Таллине состоялась торжественная церемония открытия памятника приснопамятному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II
- ↑ В Муроме открыли первый в России мемориал в память о Святейшем Патриархе Алексии
- ↑ Памятная доска с именем Алексия II была открыта на храме МГУ // Взгляд. — 27 марта 2009
- ↑ Депутаты Карелии хотят дать имя Алексия II одному из островов Валаама. РИА Новости, 29.01.2009.
- ↑ Депутаты Карелии не смогли назвать остров в честь Алексия II. Gazeta.Ru, 13.02.2009.
- ↑ В селе Фроловское освятили памятный крест . Нижегородская епархия (26.12.2009).
- ↑ Galerii: Jõhvis avati Aleksius II ausammas (эст.). err.ee. Дата обращения: 14 сентября 2020.
- ↑ Алексий II вопреки всем препятствиям вернулся в Эстонию . postimees. Дата обращения: 14 сентября 2020.
- ↑ «Патриарха Пимена я учил жать рожь, а Патриарху Алексию подносил камилавку». Прот. Евгений Пелешев. Православие.Ru . pravoslavie.ru (19 ноября 2002).
- ↑ 90,0 90,1 Патриарх Алексий II: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Татьянин день.
- ↑ Частная жизнь Алексия II. Татьянин день.
- ↑ Чудо спасения будущего Патриарха Алексия II произошло в 1963 году при авиакатастрофе в Ленинграде.
- ↑ Интервью Святейшего Патриарха Алексия ежедневной газете «Газета». «Загородную резиденцию в полной мере ощущаю своим домом».
- ↑ Патриарха будут лучше охранять. Православие.Ru, 17.01.2000.
- ↑ Интерфакс-Религия: Промыслительно, что дело Святейшего Патриарха продолжил его ближайший сподвижник . www.interfax-religion.ru (9 декабря 2008).
Литература
- Илляшевич В. Н. Русские судьбы Эстонии — Таллин : Фонд поддержки интеграции, 2007. — 455 с. — ISBN 978-9949-15-458-6
- Коновалов В. И. Патриарх Алексий II: жизнь и служение на переломе тысячелетий. — М.: Эксмо, 2012. — 320 с. — (Патриархи Русской Церкви). — ISBN 978-5-699-41594-6.
- Логачёв К. И. Юбилей митрополита Алексия [60-летие со дня рождения] // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 8. — С. 11—13.
- Непочатова М. И. Архипастырь Эстонской земли. Жизнь и служение Патриарха Алексия II // Журнал Московской Патриархии. — 2019. — № 12. — С. 46—55.
- Никитин В. А. Святейший Патриарх Алексий II: жизнь и деяния во славу Божию. — М.: Астрель : Русь-Олимп, 2009. — 640 с.
- Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Вестник церковной истории. — 2009. — № 1—2 (13—14). — С. 3—8.
- Рожнёва О. Л. Патриарх Алексий II (Ридигер). — М.: Сретенский монастырь, 2016. — 176 с. — (На страже веры). — ISBN 978-57533-1290-7.
- Сегень А. Ю. Алексий II. — М.: Молодая гвардия, 2015. — (Жизнь замечательных людей).
- Сегень А. Ю. Предстоятель: Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М.: Вече, 2017. — 976 с. — (Православная литература). — ISBN 978-5-4444-5874-7.
- Владислав Цыпин, прот., Кравец С. Л. Алексий II // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 698—720. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
- Цыпин В. А., прот. 10-летие интронизации и 50-летие священства святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II . — М.: Софрино, 2000. — 264 с.
Ссылки
- Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси (Ридигер Алексей Михайлович) на сайте patriarchia.ru
- Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси — статья в Лентапедии. 2012 год.
- Биографический очерк. // Orthodox.ee.
- Алексий (Ридигер) II. на сайте «Русское православие».
- Запись архиепископа Василия (Кривошеина) о выступлении митрополита Таллинского Алексия на Соборе 1971 г.
- Воспоминания протоиерея Василия Ермакова.
- Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. // Газета «НГ Религии», 24.2.1999.
- Родившиеся 23 февраля
- Родившиеся в 1929 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Таллине
- Умершие 5 декабря
- Умершие в 2008 году
- Умершие в Москве
- Похороненные в Москве
- Кавалеры ордена Святого апостола Андрея Первозванного (Российская Федерация)
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена Дружбы народов
- Награждённые медалью «В память 850-летия Москвы»
- Лауреаты Государственной премии РФ
- Почётные граждане Москвы
- Почётные граждане Санкт-Петербурга
- Кавалеры ордена Республики (Молдавия)
- Кавалеры ордена «Слава» (Азербайджан)
- Кавалеры ордена Дружбы 1 степени (Казахстан)
- Награждённые орденом Трёх звёзд
- Кавалеры Большого креста ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
- Кавалеры ордена Креста земли Марии 1-го класса
- Кавалеры Большой ленты Национального ордена Кедра
- Кавалеры ордена Дружбы народов (Белоруссия)
- Кавалеры ордена Франциска Скорины
- Кавалеры ордена Почёта (Белоруссия)
- Награждённые медалью Франциска Скорины
- Кавалеры ордена Республики (ПМР)
- Кавалеры ордена Святого равноапостольного великого князя Владимира I степени
- Кавалеры ордена Святого равноапостольного великого князя Владимира II степени
- Кавалеры ордена Славы и чести
- Кавалеры ордена Святителя Алексия, митрополита Московского, I степени
- Кавалеры ордена Преподобного Сергия Радонежского I степени
- Кавалеры ордена Святого благоверного князя Даниила Московского I степени
- Кавалеры ордена Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени
- Кавалеры ордена Святого благоверного великого князя Димитрия Донского I степени
- Кавалеры ордена Шейх-уль-ислама
- Иерархи по алфавиту
- Епископы Московские
- Епископы Санкт-Петербургские
- Управляющие делами Московской патриархии
- Ридигеры
- Патриархи Московские
- Религиозные деятели Эстонии
- Почётные граждане Кемеровской области
- Почётные граждане Республики Калмыкия
- Почётные граждане Великого Новгорода
- Почётные граждане Мурома
- Почётные граждане Подольска
- Почётные граждане Сергиева Посада
- Персоналии:Переделкино
- Митрополиты Санкт-Петербургские
- Лауреаты Государственной премии РФ в области гуманитарной деятельности
- Кавалеры ордена Святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой
- Кавалеры ордена Святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси
- Награждённые медалью А. М. Горчакова
- Кавалеры ордена «Ключ дружбы» (Кемеровская область)
- Награждённые Почётной медалью Правления Советского фонда мира
- Почётные члены РАХ
- Почётные доктора ПетрГУ
- Народные депутаты СССР от всесоюзных обществ и фондов
- Почётные профессора МГУ
- Почётные члены Императорского православного палестинского общества
- Академики РАО
- Почётные доктора СПбГУ
- Участники Поместного собора Русской православной церкви (1971)
- Участники Поместного собора Русской православной церкви (1990)
- Православие в СССР
- Всемирный русский народный собор
- Выпускники Таллинской Центральной русской гимназии
- Профессора по алфавиту