Пюхтицкий монастырь
Монастырь | |
Пюхтицкий Успенский монастырь | |
---|---|
Pühtitsa Jumalaema Uinumise Stavropigiaalne naisklooster | |
| |
Координаты: 59°11′57″ с. ш. 27°32′06″ в. д.HGЯO | |
Страна |
|
Деревня | Куремяэ |
Конфессия | Православие |
Епархия | ставропигиальный монастырь Русская православная церковь |
Тип | женский |
Архитектурный стиль | Русский |
Дата основания | 1891 |
Состояние | Действующий |
Сайт | puhtitsa.ee |
Пюхтицкий Успенский монастырь (эст. Pühtitsa Jumalaema Uinumise naisklooster) — православный женский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви, расположенный в деревне Куремяэ волости Алутагузе (Ида-Вируский уезд Эстонии). Пюхтица (Pühtitsa) по-эстонски означает «святое место».
Основан в 1891 году. Монастырь никогда не закрывался. С 1990-х имеет статус ставропигиального.
История
До 1893 года
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=P%C3%BChtitsa_convert_kurem%C3%A4e_17.jpg&width=300)
История создания обители связана с образом Успения Божией Матери: по преданию, в районе, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица, и на месте её явления была найдена Успенская икона Божией Матери. В XVI веке местные жители рядом с дубом, где была найдена икона, построили часовню иконы Божией Матери.
Благодаря упорной и неослабной энергии губернатора Эстляндии князя С. В. Шаховского и заботе княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход и построен храм для обретённой ранее иконы. Позднее, после переноса иконы в собор этот храм стал кладбищенским и был переосвящён во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого.
В 1887 году по инициативе князя С. В. Шаховского было учреждено отделение православного прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери под председательством супруги князя — княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской, и открыты благотворительные учреждения в м. Иевве: школа, лечебница с аптекой и приемным покоем для помещения амбулаторных больных, приют для сирот, рукодельная. Однако главной целью братство полагало устройство женской обители на Богородицкой горе в Пюхтице, куда со временем могли бы быть перенесены открытые в Иевве (г.Йыхви) благотворительные учреждения.
Княгиня Е. Д. Шаховская лично обращалась ко многим людям с просьбами и письмами по вопросам устроения православия в Эстонии. В частности, в 1888 году княгиня переписывалась со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который прислал ей своё благословение и 200 рублей для Пюхтицкого монастыря и на просветительские цели. Ответ Елизавете Дмитриевне отца Иоанна от 26 сентября 1888 году:
«Ваше сиятельство, достоуважаемая княгиня Елизавета! Получил ваше письмо и с сердечным сочувствием прочитал его. Да наградит Вас Господь за ваше посильное содействие в утверждении Православия в крае, где Господь судил Вам жить и действовать на благо народу и во славу Божию… Вы просите у Бога чуда для успешного распространения Православия и для оказания помощи бедным эстам и латышам. Бог есть Бог чудес во все времена… Он сотворил и сотворит чудеса в Вашем братстве и утвердит Ваше дело до конца. Имею честь прислать на нужды общества 200 рублей. Сердечно Вам кланяюсь, княгиня. Ваш покорный слуга и богомолец — протоиерей Иоанн Сергиев».
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=P%C3%BChtitsa_convert_kurem%C3%A4e_13.jpg&width=300)
Вот что пишет княгиня Шаховская юристу Ф. Н. Плевако:
«Мы — русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего на земле человеку жить нельзя: церковь, школу, уход за больными… и чего они, будучи бедны, сами себе дать не могут. … Прежде всего, цифры, сообщаемые священниками приходов, указывают на следующие нужды: 1) надо призреть 88 стариков и немощных; 2) надо везде лечить народ, лишенный в Эстляндии врачебной помощи; 3) надо создать приют для сирот (22 круглых, 84 не имеющих одного из родителей) и образцовую школу для эстонских православных девочек, из которых могли бы получиться школьные учительницы».
29 апреля 1891 году последовало Высочайшее соизволение на отчуждение Богородицкой горы, вместе с недостроенной на ней лютеранской кирхой, в полное и исключительное владение православной церкви.
15 августа 1891 года епископ Рижский Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. К этому дню заботами княгини Е. Д. Шаховской на Богородицкой горе был окончен новый деревянный дом для помещения сестёр. В этот же день Александр III подарил богатые священнические облачения в пюхтицкую церковь. В том же году при общине открылся приют для детей бедных родителей, а в следующем году начался приём больных в устроенной при общине лечебнице. К концу 1891 года община состояла из 21 послушницы, 22 воспитанниц приюта и 2 сестёр милосердия.
Прилив богомольцев на Богородицкую, или Святую гору стал день ото дня возрастать, и это послужило поводом к возбуждению братством, с княгиней Е. Д. Шаховской во главе, нового ходатайства о преобразовании общины в монастырь, что и было уважено Св. Синодом. Пюхтицкая Успенская женская община по определению Св. Синода от 23 октября 1893 года была преобразована в монастырь.
1894—1980 годы
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Kurem%C3%A4e_kloostri_v%C3%A4rav.jpg&width=200)
Ансамбль монастырских построек спроектировал архитектор Михаил Преображенский. Кроме келейных корпусов, ансамбль включает Трапезный храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895), ограду со Святыми воротами.
Здесь погребён один из благодетелей монастыря — губернатор Эстляндии князь Сергей Шаховской. Его вдова — княгиня Елизавета Шаховская — поставила храм во имя преподобного Сергия Радонежского (1895) с усыпальницей князя. Спустя 45 лет она была похоронена здесь же.
Главный собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен позже, в 1908—1910 годах (архитектор Александр Полещук), на месте первоначального малого храма[1].
В 1920—1930-х годах обитель находилась на территории независимой Эстонии. После Второй мировой войны власти СССР были вынуждены признать за монастырями право на существование. В первые послевоенные годы помощь монастырю оказывал митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков)[2]. С 1961 года заботу о Пюхтицком монастыре проявлял епископ (с 1968 — митрополит) Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер). По его инициативе в монастыре построен дом для «представительских целей» с домовой церковью святителя Алексия и великомученицы Варвары (1986). После избрания митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси и вторичным провозглашением независимости Эстонии монастырь получил статус ставропигиального.
С 1990 года
В 1989 году открыто подворье Пюхтицкого монастыря в городе Когалыме[3].
В монастыре построен крестильный храм Иоанна Предтечи и священномученика Исидора Юрьевского (1990).
Летом 1994 года по проекту архитектора Андрея Родыгина было начато строительство храма. В 1995—1998 годах был возведён храмовый комплекс.
Сейчас когалымское подворье — это самостоятельная обитель, расположенная при храме священнослужителей. Основной храм был построен в псковско-новгородском стиле XVI века. Иконы главного иконостаса написаны мастерами из города Сергиева Посада.
2 сентября 1998 года престолы Успенского собора освятил патриарх Алексий II. В память об освящении на территории подворья установлен крест.
В Москве при храме Николая Чудотворца в Звонарях открыто подворье Пюхтицкого монастыря. В 2006 году в обители перезахоронены останки архиепископа Нарвского Евсевия (Гроздова).
В 2009 году монастырь награждён Национальной премией «Имперская культура» имени Эдуарда Володина — за книгу «Пюхтицкая обитель и её покровитель святой праведный Иоанн Кронштадтский».
В 2012 году в обители было около 120 монахинь и послушниц.
29 августа 2016 года был заложен первый камень в основание нового храма и богадельни во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и великомученицы Варвары. Архитектор церкви и богадельни — Лариса Ушничкова[4].
Настоятельницы монастыря
- Варвара (Блохина) (1892—1897)
- Алексия (Пляшкевич) (1897—1921)
- Иоанна (Коровникова) (1921—1943)
- Алексия (Голубева) (1943—1946)
- Рафаила (Мигачёва) (1946—1955)
- Ангелина (Афанасьева) (1955—1967)
- Варвара (Трофимова) (1968—2011)
- Филарета (Калачёва) (c 2011)
Примечания
- ↑ Лехтонен А. Юбилеи храмов в Пюхтицком Успенском монастыре // Журнал Московской патриархии. — 1986. — № 2. — С. 18—20.
- ↑ Сорокин В., протоиерей, Галкин А. К. Из наследия митрополита Григория (Чукова). По материалам архива Санкт-Петербургской епархии Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Вестник церковной истории. — 2006. — № 1. — С. 243—247.
- ↑ Святейший Патриарх Кирилл посетил подворье Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря в Когалыме Архивная копия от 21 сентября 2013 на Wayback Machine. Московская патриархия.
- ↑ В Пюхтицком монастыре заложили новый храм и богадельню . baltija.eu (30 августа 2016). Дата обращения: 1 сентября 2016. Архивировано 2 сентября 2016 года.
Литература
- Протоиерей Владимир Сорокин. Иоанн Кронштадтский и Пюхтицкий монастырь. Неизвестная переписка о. Иоанна Кронштадтского с княгиней Е. Д. Шаховской. // Свято-Иоановские чтения.
- Непочатова М. И. Пюхтицкий Успенский женский монастырь в материалах Государственного Архива РФ (ГАРФ) // Материалы международной научнопрактической конференции 11-13 декабря 2015 г. «Историко-культурное и духовное наследие: традиции и современность». — Куремяэ, Эстония, 2015. — С. 217—222
- Непочатова М. И. К истории Пюхтицкого Успенского женского монастыря в 1944-1962 гг // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2016. — № 2 (69). — С. 66—69.
- Протоиерей Александр Берташ Пюхтицкий Успенский монастырь в революционное время и в независимой Эстонии // Церковь и время. 2021. — № 2 (95). — С. 146—203
Ссылки
- Официальный сайт
- Пюхтицкий женский монастырь на сайте ЭПЦ МП
- Пюхтицкий монастырь на сайте «Куремяэ и окрестности»