Сергий (Воскресенский)
Митрополи́т Се́ргий (в миру Дми́трий Никола́евич Воскресе́нский; 26 октября 1897, Москва — 29 апреля 1944, близ Круониса) — епископ Русской православной церкви, митрополит Виленский и Литовский, с 24 февраля 1941 года патриарший экзарх Прибалтики.
Биография
Окончил Московское Заиконоспасское духовное училище (1913).
С 1918 по 1922 год служил на гражданской службе.
В 1922 году поступил в Московский Данилов монастырь. Был послушником настоятеля монастыря епископа Феодора (Поздеевского), бывшего ректора Московской духовной академии.
В 1923 году осуждён за «антисоветскую агитацию и пропаганду».
В 1925 году пострижен в монашество с именем Сергий, возведён в сан иеродиакона, а затем и в сан иеромонаха.
В 1930 году — настоятель собора в Орехово-Зуеве. Одновременно исполнял обязанности по поручению заместителя патриаршего местоблюстителя по Московской патриархии, в частности, вёл работу «по юридическим вопросам церковной жизни».
Редактор «Журнала Московской Патриархии» с № 4 (1931) до прекращения издания в 1935 году.
В 1932—1933 годы — настоятель Воскресенского храма в Сокольниках.
Викарный епископ
29 октября 1933 года в храме Воскресения в Сокольниках хиротонисан во епископа Коломенского, викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Дмитровский Питирим (Крылов), епископ Орехово-Зуевский Иоанн (Соколов), епископ Волоколамский Иоанн (Широков) и епископ Каширский Иннокентий (Клодецкий)[1].
С 10 мая 1934 года — епископ Бронницкий, викарий Московской епархии.
По некоторым данным, в 1935 году был арестован, но затем освобождён благодаря ходатайству матери.
С середины 1936 года — епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.
По свидетельству протоиерея Стефана Ляшевского, патриарший местоблюститель митрополит Сергий не доверял епископу Дмитровскому Сергию (Воскресенскому): «Блаженнейший был откровенен только с близкими ему людьми и даже будущему Экзарху Сергию не мог всего доверять, и боялся его в последние годы». Анатолий Свенцицкий вспоминал, что «о владыке Сергии [Воскресенском] ходили дурные слухи», а московское духовенство отзывалось о нём, как о провокаторе[2].
8 октября 1937 года после ареста протоиерея Александра Лебедева назначен управляющим делами Московской патриархии с возведением в сан архиепископа.
К 1939 году остался в числе четырёх епископов Московского патриархата на территории СССР, имеющих регистрацию в качестве «служителя культа». Ещё около 10 епископов пребывали на покое или находились в ссылках. Прочие были расстреляны либо пребывали вне СССР.
В 1940 году обеспечил воссоединение с Московской патриархией епископов территорий, вошедших в состав СССР по Договору о дружбе и границе между СССР и Германией: сперва Польши, затем командирован с той же целью в республики «советской Прибалтики» (Латвию и Эстонию).
Для служения в Москве архиепископу Сергию был предоставлен храм Преображения Господня в Преображенском, который покрыл «все расходы по командировке Преосвященного в Прибалтику»[3].
Служение в Прибалтике
24 февраля 1941 года назначен митрополитом Виленским и Литовским, экзархом Латвии и Эстонии. При занятии германской армией Прибалтики остался с паствой, не бежав из Риги, где находился в конце июня 1941 года, перед его оккупацией. По словам протоиерея Георгия Митрофанова, «Прибывшего в марте 1941 года в Прибалтику митрополита Сергия Воскресенского, <…> представители местного духовенства поначалу воспринимали просто как большевистского агента. И ему потребовались очень большие усилия уже в период оккупации, занимая последовательную антикоммунистическую позицию, чтобы получить доверие этого духовенства, как и германских оккупационных властей»[4].
Оказавшись на территории Рейхскомиссариата Остланд, укрепил структуру Московского патриархата в Прибалтике: хиротонисал двух энергичных епископов (Даниил (Юзвьюк) и Иоанн (Гарклавс)), открыл в городе Вильно Богословско-пастырские курсы. Прекрасно зная положение религии и верующих в СССР, незамедлительно принял «под своё архипастырское покровительство» районы, оккупированные группой армий «Север». В августе 1941 года организовал и направил во Псков православную миссию — группу священников, которые возглавили возрождение религиозной жизни на этих территориях. (Советские репрессии привели к тому, что в Псковской и Новгородской епархиях практически все духовенство было уничтожено).
Сумел сохранить своё влияние, несмотря на попытки национальных элит прибалтийских стран добиться назначения более националистически настроенных иерархов, и распространить его практически на все территории рейхскомиссариата Остланд; по данным историка Ольги Васильевой, «Разговор между Розенбергом и владыкой Сергием (Воскресенским) был очень чёткий. Немцы поддержали именно его, а не Августина Петерсона, который после немецкой оккупации Латвии требовал изгнания митрополита Сергия как „красного“ митрополита»[5]. Тем не менее в феврале 1942 года он был переведён из Риги в Вильнюс, откуда ему было труднее поддерживать связь с Псковской духовной миссией. Сергий подозревался немцами в растрате средств духовной миссии; согласно отчету эйнзатцгруппы, половина всех пожертвований прихожан миссии доставалась экзарху[6].
Сохранял номинальное каноническое подчинение Московскому патриархату (во главе с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), с сентября 1943 года патриархом), несмотря на неудовольствие немецких властей. 23 июля 1942 года созвал архиерейское совещание экзархата в Риге, которое направило приветственную телеграмму Гитлеру, обнародовало заявление с отмежеванием от позиции, занятой патриархией, и приняло решение в обычных богослужениях прекратить возношение имени патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского), то есть на приходах имя патриаршего местоблюстителя не поминалось, поминовение его происходило лишь на архиерейских службах — подобная практика действовала в Русской церкви до патриарха Тихона (тогда поминался Святейший синод). После избрания Сергия (Страгородского) патриархом в 1943 году публично выступил против формального опротестования его назначения, ссылаясь на то, что в таком случае он сам и его епископы будут выглядеть как немецкие марионетки, и предложил вместо этого делать в пропаганде упор на то, что и советская власть вынуждена искать опоры в Церкви, что означает идейное банкротство большевизма, а также «разыгрывать карту Патриарха Московского против Сталина»[6].
Выступления экзарха-митрополита Сергия представляли опасность для советской пропаганды, и определением от 22 сентября 1942 года патриарший местоблюститель «теперь же» потребовал у митрополита, находившегося за линией фронта, объяснения о своих действиях, «отлагая решение по сему делу до выяснения всех подробностей»[7].
В конце ноября 1942 года экзарх организовал в городе Дно собрание православного духовенства возрождённых приходов Ленинградской области, которое осудило просоветскую позицию патриархии[8].
Пасхальные богослужения 1943 года экзарх совершал во Пскове, где архиерейских служб не было с конца 1930-х годов. В августе того же года он ездил служить во Псково-Печерский монастырь. Там он провёл ещё одно совещание архиереев экзархата, в котором участвовал и схиепископ Макарий (Васильев), бывший в 1930-х годах «катакомбным епископом» в СССР.
В апреле 1943 года, реагируя на приказ немецких оккупационных властей обеспечить под страхом отправки в концлагерь членов литовских органов самоуправления составление списков мужчин призывного возраста для формирования подразделения СС, Сергий направил епископам письмо, в котором призывал выполнить требования властей и разъяснить населению возможные последствия неповиновения, настаивая при этом, что данная деятельность должна проводиться ими как лидерами общин, а не как церковными сановниками[6].
Согласно послевоенному анонимному свидетельству одного из сподвижников Сергия, эмигрировавшего в США, экзарх ненавидел немцев, никогда не упоминал их в проповедях (которые часто имели политический подтекст) и был убеждённым русским патриотом[6].
К концу 1943 года митрополит Сергий потерял поддержку оккупационных властей из-за своей достаточно независимой политики. В октябре 1943 года составил завещание с назначением трёх кандидатов в заместители по управлению Прибалтийским экзархатом и с указанием при первой возможности «представить на усмотрение Патриархии доклад о делах и всей жизни Экзархата»[9].
Убийство
Убит 29 апреля 1944 года[10] по дороге из Вильнюса в Каунас. Согласно большинству известных источников, убийство совершено нацистами; такая версия утвердилась в советской, западноевропейской и современной российской историографии. Версия об убийстве экзарха партизанами не имеет каких-либо документальных подтверждений и основывается исключительно на единственном свидетельстве рижского священника Николая Трубецкого со ссылкой на рассказ встреченного им в заключении бывшего партизана. Существует точка зрения, что митрополит Сергий был убит дружинниками бывшего латвийского президента Карлиса Ульманиса[10].
Отпевание экзарха Сергия состоялось 4 мая в кафедральном Рижском Христорождественском соборе. Похоронен на Покровском кладбище Риги, по левую сторону от Покровской церкви[11].
Память
Образ митрополита Сергия, как инициатора миссии на оккупированных территориях Псковской области и Прибалтики, был запечатлён в художественном фильме «Поп» (2009). Роль митрополита Сергия исполнил актёр Юрий Цурило.
Примечания
- ↑ Хроника церковной жизни // Журнал Московской Патриархии. — 1934. — № 18—19. — С. 8
- ↑ Кострюков А. А. Протоиерей Стефан Ляшевский как свидетель исповеднического служения Патриарха Сергия (Страгородского). Седмица.Ru.
- ↑ Шкаровский М. В., Исакова Е. В., прот. Богдан Сойко. Собор святителя Николая и Богоявления Господня. (Исторический очерк). — СПб.: Алмаз, 1998. — С. 177.
- ↑ Протоиерей Георгий Митрофанов: фильм «Поп» вызвал ощущение полуправды. РИА Новости
- ↑ О. Ю. Васильева: «Мы сейчас знаем только маленькую часть того, что было с нашей Церковью в XX веке» (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 августа 2016. Архивировано 24 августа 2016 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Harvey Fireside. Icon and Swastika: The Russian Orthodox Church under Nazi and Soviet Control. (Russian Research Center Studies. — Vol. 62.) — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1971. — 242 pp. — PP. 133—139.
- ↑ Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. — М., 1943. — С. 35—36.
- ↑ Шкаровский М. Феномен Экзархата Московской Патриархии в Прибалтике // Нестор. — 2000. — № 1. — С. 195—224.
- ↑ Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убелённые. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940—1955). — М., 1999. — С. 23.
- ↑ 10,0 10,1 Шкаровский М. В. Церковь зовёт к защите Родины. — СПб., 2005. — С. 196—198.
- ↑ Священник Илия Соловьев, Шкаровский М. В. Кто совершил злодеяние на пустынной дороге? // Церковь и время. — 2010. — № 4 (53). — С. 185—204.
Литература
- Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940—1955). Мартиролог православных священнослужителей Латвии, репрессированных в 1940—1952 гг. — М., 1999. — С. 8—32.
- История Псковской православной миссии в документах. [в 2 ч.]. — Ч. 1: Документы личного архива митрополита Сергия (Воскресенского). — Козельск, 2017.
- Мануил (Лемешевский В. В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). — Erlangen, 1979—1989. — Т. 6. — С. 96—100.
- Обозный К. П. Планы и перспективы объединения православных церквей на оккупированных территориях СССР и Центральной Европы под эгидой экзарха Сергия (Воскресенского) в 1941—1944 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2019. — Вып. 88. — С. 58—77.
- Петров И. В., Вавилова Д. А. Убийство Экзарха Прибалтики Сергия (Воскресенского) в свете новых опубликованных документов // XXXVIII Неделя науки СПБГПУ. Материалы международной научно-практической конференции. — 2009. — С. 189—191.
- Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. — СПб., 1999. — С. 5.
- Соловьев И., священник, Шкаровский М. В. Кто совершил злодеяние на пустынной дороге? К вопросу об убийстве митрополита Сергия (Воскресенского) // Церковь и время. — 2010. — № 4 (53). — С. 185—204.
- Шкаровский М. В. Последний год существования Прибалтийского экзархата в период Второй мировой войны // Православие в Балтии. Научно-аналитический журнал. — Рига, 2017. — № 6 (15). — С. 11—22.
- Шкаровский М. В., Соловьев Илья, священник. Церковь против большевизма. (Митрополит Сергий (Воскресенский) и Экзархат Московской Патриархии в Прибалтике 1941—1944. — М., 2013. — (Материалы по истории Церкви, кн. 50).
- Шлевис Г. «Он пришёл сюда как странник…». Судьба митрополита Сергия (Воскресенского). — Вильнюс: Свято-Духов монастырь, 2017. — 272 с.
Ссылки
- Родившиеся 7 ноября
- Родившиеся в 1897 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Москве
- Умершие 29 апреля
- Умершие в 1944 году
- Иерархи по алфавиту
- Епископы Коломенские
- Епископы Бронницкие
- Русские коллаборационисты
- Митрополиты Русской православной церкви
- Похороненные на Покровском кладбище (Рига)
- Персоналии:Данилов монастырь