Аид

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Аид (мифология)»)
Аид
Аид и ЦерберАид и Цербер
Бог подземного мира
Отец Крон
Супруга Персефона
Дети Загрей, Макария, Мелиноя
Аид и Персефона, едущие на колеснице. Фреска из гробницы македонской царицы Эвридики I в Вергине, Греция, 4 век до н. э.

Аи́д (др.-греч. Ἀΐδης (Aides) или ᾍδης, или Гаде́с[1]; у римлян — Плуто́н, др.-греч. Πλούτων (Ploúton), лат. Pluto «богатый»; также Дит лат. Dis или Орк лат. Orcus[⇨]) в древнегреческой мифологии — верховный бог подземного царства мёртвых. Старший сын Кроноса и Реи[2], брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

Имя

Происхождение имени бога точно не выяснено; во всяком случае, оно ассоциировалось с др.-греч. ἀϊδής «невидимый», ἀΐδιος «вечный», ἀϊδνός «мрачный», αἰδοῖος «почтенный, сострадательный»; αἰδώς, «благоговейный страх, почтение», но и «милосердие»; ἀΐδηλος «делающий невидимым», то есть «губительный», или же «невидимый, неведомый, таинственный, мрачный».

Мифология

Согласно Гесиоду, когда Аид родился, отец проглотил его, как и всех своих детей[3] (по версии Гигина, он был сброшен отцом в Тартар[4]). После раздела мира между тремя братьями (Зевс, Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.

Согласно Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека[5]. В олимпийской мифологии Аид является одним из двенадцати олимпийцев, а также входит в число трёх основных богов, поделивших между собой мир после войны с титанами.

Миф об Аиде как боге нежеланного, пугающего небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти[6] и представляет его лично стерегущим врата своего царства (πυλάρτης (pylártis)).

Будучи богом смерти, Аид вызывал страх: само имя его греки и римляне табуировали, так как боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами, среди прочих, и обозначением Плутон, вошедшим в употребление ещё в V веке до н. э. и окончательно вытеснившим первоначальное имя Аид, употреблявшееся как единственное Гомером. Таким образом, фигура Аида «вобрала» в себя образ бога Плутоса, первоначально самостоятельного божества богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления об Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно, под влиянием элевсинских мистерий ему стали приписываться качества бога богатства (хранителя подземных сокровищ) и плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека[7].

Супруга Аида, Персефона, также считалась покровительницей плодородия и богиней царства мёртвых.

В различных сказаниях упоминается волшебная шапка (шлем) Аида (Ἄϊδος κυνέην (Aidos kunéin) — собств. род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевшего её невидимым (аналогично «шапке-невидимке» из русских и немецких сказок). Она была подарена Аиду циклопами за то, что он (по приказу Зевса) освободил их. Этой шапкой пользовались также Зевс — во время битвы с титанами; Персей, убивая Медузу Горгону; Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не быть узнанною последним[8]; в гигантомахии эта шапка покрывает голову Гермеса.

Скипетр Плутона изображает трёх псов[9]. У Гераклита Аид отождествлялся с Дионисом[10].

Аид и Персефона

Аид похищает Персефону, фонтан в Познани
Гадес похищает Персефону. Художник неизвестен, XVIII век.

Мрачный Аид — олимпийский бог, хотя и находился постоянно в своих подземных владениях. Поднимался наверх он только по делам или же когда не мог побороть в себе очередное любовное увлечение. Аид царствовал вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую похитил, когда она собирала на лугу цветы. Похищая Персефону, он появился на запряжённой четвёркой лошадей колеснице[11]. Миф этот у Гомера не упоминается и локализовался в различных местах древнего мира, особенно в Элевсине и на острове Сицилия, где, как считалось, и произошло похищение.

Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только часть года проводит с матерью на земле, а остальное время царствует в подземном мире. Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом.

Прочие

Геракл

Аид сражался на стороне жителей Пилоса и их царя Нелея, но был ранен Гераклом[12] (слово Пилос созвучно «вратам»). За это в Пилосе поклонялись Аиду, там был его храм[13]. По описанию «Илиады», Геракл ранил Аида в плечо, бог должен был покинуть своё царство и отправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пэону.

Существует мнение[источник не указан 3629 дней], что это место из «Илиады» относится к другому мифологическому эпизоду: Геракл сразился с ним у врат преисподней, когда отправился похитить для Еврисфея из царства мёртвых стража Аида — адского пса Цербера.

Тесей и Пирифой

Пирифой, в ответ на помощь в похищении Елены, попросил Тесея помочь похитить жену Аида Персефону, чтобы жениться на ней самому. Герои спустились в царство мёртвых и потребовали от Аида отдать Персефону. Аид не показал гнева, но предложил героям присесть на трон у входа в царство. Оказавшись на троне, они тут же приросли к нему (по другой версии — их опутали змеи). Тесею удалось освободиться, когда к Аиду спустился Геракл, а Пирифой навсегда остался в царстве мёртвых, наказанный за своё нечестивое желание[14].

Сизиф

Аид никому из своих подданных не разрешал покидать его царство, однако он был обманут хитрецом Сизифом, ускользнувшим однажды из царства мёртвых[5].

Орфей и Эвридика

Аид упоминается в сказаниях об Орфее, спустившемся в его царство за своей умершей женой Эвридикой. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, и они согласились отпустить Эвридику. Однако, выводя её из царства мёртвых, Орфей по пути оглянулся на неё, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась там.

Асклепий

Когда Асклепий достиг такого мастерства в искусстве врачевания, что начал оживлять людей, отнимая у Аида его новых подданных, уязвлённый Аид заставил Зевса убить Асклепия молнией.

Окружение Аида

Геракл облачённый в львиную шкуру, совершив 11-й подвиг, приводит трёхглавого пса Цербера к царю Арголиды Еврисфею, который от страха спрятался в кувшине. Чернофигурная вазопись
  • Аскалаф — садовник Аида.
  • Ахеронт.
  • Гелло некое чудовище, живущее в подземном мире[15].
  • Гидра с 50 пастями, сторожит порог Тартара в Аиде[16].
  • Горгира — мать Аскалафа.[17]
  • Евклей (Эвклей). На орфических золотых пластинках имя некоего подземного бога[18].
  • Еврином. Согласно эксегетам в Дельфах, демон в Аиде, пожирает мясо умерших, оставляя им одни кости. Ни «Одиссея», ни «Миниада», ни «Возвращения» в рассказе об Аиде не упоминают его. Изображён на картине Полигнота в Дельфах[19].
  • Кампе — чудовище, страж циклопов в Тартаре. Убита Зевсом[20][21][22].
  • Цербер — трёхглавый пес, на шее которого находятся змеи. Сторожит выход, не позволяя умершим возвращаться в мир живых.
  • Левка.
  • Минфа.
  • Оркус — божество[23], порождено Эридой. Наказывает лгущих при клятве[24][25]. На пятый день месяца Эринии пестуют его[26]. Орк — также эпитет самого Аида.
  • Орфна[en] — нимфа из Аверна, родившая Ахеронту сына Аскалафа[27].
  • Харон — перевозчик душ умерших.
  • Эмпуса.
  • Танатос — бог Смерти.
  • Макария — богиня Блаженной Смерти, дочь Аида и Персефоны, согласно Суде.
  • Минос и Радамант — судьи, сидят у трона Аида.
  • Гипнос — бог Сна.

Топография подземного мира

Река Ахеронт
  • Амелет. Река в Аиде[28]. Есть выражение «в страну Амелета»[29].
  • Амсанкт. Озеро, где находился вход в преисподнюю[30].
  • Ахеронт.
  • Кокит (Коцит, «река воплей»)[31]. Река в Аиде[32]. Соответствует земле и западу[33].
  • Лета.
  • Океан. Одна из четырёх рек Аида. Соответствует воде и северу[33].
  • Пирифлегетон («пылающий огнём»). Река в Аиде[34]. Поток в Италии[35]. Соответствует огню и востоку[33].
  • Стигийские болота. См. Стикс.
  • Стикс.
  • Флегетон. Река в Аиде[36]. Персонифицируется[37].

Этимология имени и эпитеты

Аид в значении «имя бога», видимо, является вторичным по отношению к значению «название мира мёртвых». Слово др.-греч. Ἀΐδης обычно этимологизируется из *smu-id «свидание, встреча (с предками)»[38]. Также слово Аид возводится к греческому слову «невидимый» (Ἀϊδωνεύς (Aidoneús))[39]. Сравнивают также образ шлема Аида как шапки-невидимки и отсутствие изображений Аида в древнегреческом искусстве.

  • Агесилай («Водитель народа»). Эпитет Аида[40].
  • Адмет («Неодолимый»). Эпитет Аида[41].
  • Аидоней. Имя Аида[42].
  • Евбулей. Эпитет Аида[43].
  • Келеней. Эпитет Аида (?)[44].
  • Климен[45]. Одно из имён Аида[46].
  • Плутон. Имя Аида[47]. Статуя рядом с Эриниями[48]. Ему посвящён XVIII орфический гимн.
  • Полидект (Полидегмон)[49]. Эпитет Аида[50].
  • Скотий («Тёмный»). Эпитет Аида[51].
  • Хрисений («Правящий золотыми вожжами»). Эпитет Аиду в гимне Пиндара[52].
  • Зевс Хтоний (греч. χθόνιος (hthónios) «земной, подземный»)[53], или же это ипостась Зевса.

Культ

Аид и Персефона. Краснофигурная вазопись. Британский музей.

Культ Аида в Греции

Культ Аида встречался в Греции нечасто. Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям[5].

Во всех других случаях культ Аида соединён с культом других хтонических божеств, причём Аид является более в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Аида находились обыкновенно близ глубоких пещер, расщелин в земле и т. п., в которых суеверие видело «входы в подземное царство». В жертву Аиду приносили обыкновенно чёрный скот, чёрных быков.

Культ Плутона в Риме

Национальный римский бог смерти и подземного царства был Орк, в общем, подобный Плутону. Греческое название Pluto распространилось у римлян сравнительно поздно; по крайней мере Деций Мус, обрекая себя в жертву подземным богам, не произносит, у Ливия, имени Плутона.

В культуре

Аид и Персефона на фреске из Тарквинии, 4 век до н. э.

Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом — могучим, зрелым мужем, восседающим на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона. У ног Аида обычно лежит Цербер (на одной статуе Цербер сидит). Аид — действующее лицо комедии Аристофана «Лягушки». Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление о нём.

В компьютерных играх
  • В честь Аида назван эпизод «Пытка Аида» в компьютерной игре Assassin’s Creed Odyssey. Греческий бог присутствует в нём в качестве антагониста[54][55][56][57][58].
  • Аид — один из девяти главных богов в игре Age of Mythology. Он является богом тьмы и способен вызывать тени умерших воинов из ада[59].
  • Аид — один из персонажей серии игр God of War, выступает в роли босса в God of War 3.
  • Аид — один из персонажей игры Hades, отец главного героя.
  • Аид — один из персонажей игры SMITE.
  • Аид - один из персонажей серии игр Titan Quest: Immortal Throne, финальный бос.

Примечания

  1. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах.) Т.1 / Гл. ред. С.А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — С. 51. — 672 с.
  2. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5
  3. Гесиод. Теогония 455
  4. Гигин. Мифы 139
  5. 5,0 5,1 5,2 АИД, ГАДЕС / Мифы народов мира. Дата обращения: 19 ноября 2014. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  6. Гомер. Одиссея XX 492
  7. Плутон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Ил. V, 844 сл.
  9. Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия I 133
  10. Гераклит, фр. 50 Маркович
  11. Гигин. Мифы 146
  12. Гомер. Илиада V 395—404; Арнобий. Против язычников IV 25 (ссылка на Паниасида); Сенека. Геркулес в безумье 560—565; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 7, 3
  13. Павсаний. Описание Эллады VI 25, 3
  14. Похищение Елены. Тесей и Пейрифой решают похитить Персефону. Смерть Тесея. Ancientmyth.ru. Дата обращения: 2 июня 2015. Архивировано 27 апреля 2016 года.
  15. Эринна. Прялка, ст. 40
  16. Вергилий. Энеида VI 576
  17. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 5, 3
  18. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С.43-44
  19. Павсаний. Описание Эллады X 28, 7
  20. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 1
  21. Торшилов Д. О. Античная мифография. СПб, 1999. С. 114
  22. Нонн. Деяния Диониса XVIII 236
  23. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 262
  24. Гесиод. Теогония 231—232
  25. Гесиод. Труды и дни 219
  26. Гесиод. Труды и дни 803
  27. Овидий. Метаморфозы V 539
  28. Платон. Государство X 621а
  29. Плутарх. Греческие вопросы 39
  30. Клавдиан. Похищение Прозерпины II 349
  31. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 664
  32. Гомер. Одиссея X 514; Эсхил. Агамемнон 1160; Гермесианакт. Каталог влюблённых, ст. 9; Вергилий. Энеида VI 132.
  33. 33,0 33,1 33,2 Орфика, фр. 123 Керн
  34. Гомер. Одиссея X 517
  35. Страбон. География I 2, 18 (стр. 26)
  36. Вергилий. Энеида VI 265
  37. Клавдиан. Похищение Прозерпины II 315
  38. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. Т. II. С. 824. Ср. с др.-инд. формулой в погребальном гимне pitrbhih sam-vidana «чтобы увидеться с отцами» (оттуда же).
  39. См. Илиада / пер. с греч. Гнедича. — М.: Правда, 1984. Прим. С. Ошерова. — С. 400
  40. Афиней. Пир мудрецов III 55, 99b, ссылка на Эсхила; Каллимах. Гимны V 130
  41. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 418.
  42. Эсхил. Персы 650; Софокл. Эдип в Колоне 1560
  43. Орфические гимны XVIII 12
  44. Валерий Флакк. Аргонавтика III 406
  45. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 1. С. 354.
  46. Лас Гермионский, фр.1 Пейдж; Павсаний. Описание Эллады II 35, 9; Овидий. Фасты VI 757
  47. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 317; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5 далее
  48. Павсаний. Описание Эллады I 28, 6
  49. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 3. С. 121.
  50. Гимны Гомера V 9; 404
  51. Плутарх. Об Е в Дельфах 21
  52. Павсаний. Описание Эллады IX 23, 4
  53. Хтоний // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  54. Nerd4Life. Assassin’s Creed Odyssey: The Torment of Hades, the review. Nerd4Life. Дата обращения: 18 сентября 2019. Архивировано 8 ноября 2020 года.
  55. Chris Carter. Review: Assassin's Creed Odyssey: The Fate of Atlantis - Episode 2. Destructoid (10 июня 2019). Дата обращения: 18 сентября 2019. Архивировано 10 октября 2019 года.
  56. Bernard Boo. Assassin's Creed Odyssey: Torment of Hades Review. Den of Geek (4 июня 2019). Дата обращения: 18 сентября 2019. Архивировано 8 июня 2019 года.
  57. Сергей Цилюрик. В новом DLC для Assassinʼs Creed Odyssey герой отправится в Аид — сражаться с Цербером и Гераклом. Канобу (3 июня 2019).
  58. Михаил Шевкун. Свежие кадры и подробности второго эпизода «Судьбы Атлантиды» для Assassin's Creed Odyssey. Игромания (3 июня 2019). Дата обращения: 13 сентября 2019. Архивировано 19 июня 2019 года.
  59. Антон Лысенко. Руководство и прохождение по "Age of Mythology". Игромания (20 января 2003). Дата обращения: 17 сентября 2019. Архивировано 2 мая 2017 года.

Литература

Ссылки