Минерва
Минерва | |
---|---|
Мифология | римская |
Мине́рва (лат. Minerva) — древнеримская богиня мудрости и войны, покровительница ремесленников, писателей, актёров, поэтов, художников, учителей, учащихся и врачей. Входила в триаду наиболее важных богов Древнего Рима, вместе со своим отцом Юпитером и его женой Юноной. Её культ имеет этрусское происхождение и ведёт историю от местной (этрусской) богини Менрвы[англ.], которая в свою очередь взяла многое от древнегреческой Афины.
В III веке до н. э. произошла эллинизация римской религии. В это время Минерву отождествили с Афиной Палладой.
Основным праздником в честь богини были квинкватрии, которые ежегодно отмечали с 19 по 23 марта. В эти дни ученики освобождались от учёбы и вносили плату учителям. Праздничные торжества сопровождались гладиаторскими боями.
Происхождение. Этрусская Менрва
Римская Минерва имеет этрусское происхождение[1]. Возможно, культ этрусской Менрвы[англ.] сначала был воспринят сабинами, а затем от них римлянами[2]. В свою очередь Менрва имеет много общего с греческой Афиной. Это свидетельствует о том, что возникновение культа этрусской богини произошло под влиянием образа древнегреческой[3].
Менрва вместе со своим отцом Тинией и его женой Уни входила в этрусскую триаду богов. В её ведении находились все мирные ремёсла, а также оборона городов от врагов. Одновременно покровительствовала роженицам, могла излечивать от болезней, из-за чего считается старейшим материнским божеством эгейско-анатолийского ареала[4][5]. Исключительно этрусскими, отличными от греческих и римских, атрибутами образа Мнервы являлись супруг Херкле и сын Марис, а также сосуд с богиней бессмертия, который охраняла богиня, не давая людям получить свойственную только для богов вечную жизнь[6].
Функции
Изначально в Риме Минерва была богиней-покровительницей ремесленников[7].
В III веке до н. э. интенсифицировалась деятельность коллегии понтификов по определению и описанию основ римской религии. В частности, обсуждался вопрос о том, какие божества, кроме Юпитера, могут бросать молнию. В их число вместе с Вулканом и Юноной вошла и Минерва[8]. Тогда же произошла эллинизация римской религии. Минерву отождествили с Афиной[9], что проявилось в появлении у неё новых функций богини мудрости и войны[10]. Впоследствии, когда Римская империя распространила свою власть на громадные территории от Британии до Персидского залива, Минерву стали отождествлять и с местными божествами завоёванных провинций, такими как Суль в Британии и Сулевия[англ.] в Галлии[10].
В 207 году до н. э. при содействии поэта и драматурга Ливия Андроника при храме организовали коллегию писателей и актёров, покровительницей которых стала Минерва. Впоследствии её стали почитать также учителя, врачи и музыканты[10]. По мере развития Римского государства его население всё более разделялось на сельское и городское. И если в городе Минерва стала покровительницей различных ремёсел, то в сельских общинах её призывали в качестве богини, ответственной за урожай оливок и овощей[11].
Культ
Почитание
На определённом этапе истории Древнего Рима, в период противостояния патрициев и плебеев, одновременно существовали культы как для знати, так и для низших классов[12]. Капитолийская троица богов, в которую входила Минерва, была патрицианской и противопоставлялась плебейской Авентинской триаде — Церере, Либеру и Либере[13][7].
После примирения патрициев и плебеев Минерва, исходя из своих функций, была особо почитаема среди ремесленников. Согласно верованиям древних римлян, без её покровительства невозможно было заниматься ткачеством или прядением, построить дом и т. п. За содействием в своих начинаниях к ней обращались также поэты, живописцы, скульпторы и врачи. Лечащая Минерва получила эпитет лат. Medica[14]. Ещё одним эпитетом Минервы была «Капитальная», что имело отсылки к греческому мифу о рождении Афины из головы (лат. caput) Зевса[15].
Храмы
Храм, посвящённый Капитолийской троице — Юпитеру, Юноне и Минерве, был построен в Риме во время правления Тарквиния Гордого (534—509 годы до н. э.)[16]. Внутри он делился на три части, каждая из которых была отведена одному божеству[17]. Отношение к Минерве как к военной покровительнице находит подтверждение в тех дароприношениях и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Луций Эмилий Павел, закончив покорение Македонии, сжёг часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август после победы при Акциуме. Только в Риме построили храмы Минервы на Авентинском[англ.][18], Целийском[19], Эсквилинском[англ.][20] холмах, форуме Нервы[англ.] и на Марсовом поле[англ.][21].
Кроме римских, храмы Минервы строили и в других частях империи от Британии[22] до Африки[23].
Праздники
Главный праздник в честь Минервы — квинкватрии — проходил с 19 по 23 марта. В первый день торжественно отмечали рождение богини. Предположительный день рождения Минервы был «бескровным». Ей приносили жертвы лепёшками, мёдом и маслом. В последующие дни устраивали гладиаторские бои[24]. В празднествах принимали участие все те, чьим профессиям покровительствовала Минерва, а именно вязальщицы, прядильщицы, различного рода ремесленники, художники, учащиеся и учителя, а также поэты. В эти дни по традиции ученики или их родители вносили плату своим учителям[25][26][27]. Квинкватрии справляли не только представители тех или иных профессий. В книге Гая Светония Транквилла имеются указания на то, что в праздничных мероприятиях участвовали как минимум два императора — Октавиан Август и Домициан[28][29].
С 13 июня музыканты, играющие на авлосе (аналог современного гобоя), который по преданию создала Афина, устраивали малые квинкватрии в течение трёх дней[26][30].
Мифы
Культ Минервы имел истоки в этрусских верованиях о Менрве, которая в свою очередь сформировалась под влиянием древнегреческой Афины. Впоследствии Минерву отождествили с древнегреческой богиней. Истории об Афине экстраполировали на Минерву. Римские писатели, в тех или иных вариациях, пересказывают древнегреческую мифологию, называя Афину Минервой. Так, к примеру, согласно Гигину, Минерва помогает Геркулесу[31], участвует вместе с Юноной и Венерой в суде Париса[32].
Мифы об Афине, которые экстраполировали на Минерву, в статье не дублируются. Приведён лишь исключительно римский миф, описанный у Овидия, который не встречается в древнегреческих литературных произведениях. Минерву возжелал бог войны Марс. Он обратился к престарелой Анне Перенне с просьбой помочь в осуществлении его желания. Взамен Марс пообещал разделить со сводницей посвящённый ему месяц март. Анна пообещала оказать содействие и долго мучила бога войны надеждами на встречу. В конечном итоге она назначила день, когда в чертог Марса должна была бы прийти Минерва. Когда ночью в его покои зашла женщина в наряде невесты, то Марс бросился к ней. И только сорвав с неё фату, чтобы поцеловать, он узнал в пришедшей Анну Перенну. Вид одураченного бога повеселил наблюдавших за сценой Минерву и Венеру[33][34].
Изображения Минервы
После того как произошло слияние представлений о римской Минерве и греческой Афине, богиню изображали в виде стройной молодой девушки со щитом и копьём, в доспехах, зачастую рядом с её священной птицей совой[14].
Минерва на монетах, медалях и банкнотах
Впервые изображение Минервы появляется на триенсах (1⁄3 асса) и дупондиях (2 асса) времён республики[35]. Впоследствии её поместили на несколько сотен монетных типов императорской эпохи. При Тиберии[36], Нероне[37] и Веспасиане[38] она часто появляется на реверсе монет среди группы других богов или в виде статуи, под которой император раздаёт конгиарий. В тех случаях, когда она изображена одна, как правило, богиня находится в походной позе в длинной тунике, иногда с эгидой на груди, в шлеме с копьём, молнией, оливковой ветвью или фигуркой Виктории в одной руке и щитом — в другой. Монеты с изображением Минервы чеканили при многих императорах вплоть до Гонория (395—423)[39], особенно часто при Домициане, считавшим её своей покровительницей[40].
Через полторы тысячи лет после падения Римской империя Минерва вновь появилась на ста лирах Италии 1954—1992 годов[41].
В русской культуре образ Минервы стали активно использовать в начале XVIII столетия. Она появляется на серии памятных медалей, выпущенных в честь побед русского оружия в Северной войне со шведами. Древнеримская богиня появляется на них как вместе с другими персонажами, выступая символом мудрости, так и отдельно в качестве символа военных побед. После правления Петра I в XVIII столетии престол Российской империи последовательно занимали императрицы Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II. Черты каждой из них придавали Минерве, а в некоторых случаях, как, к примеру, на наградной медали для студентов Московского университета, отождествляли императрицу с древнеримской богиней. Аллегорические изображения Минервы должны были, по мнению создателей, подчёркивать военные победы, справедливость, покровительство наукам и искусствам со стороны императрицы[42].
Также Минерву помещали на банкноты многих государств, в частности Австрийской империи[43], Бельгии[44], Колумбии[45], штата Конфедеративных Штатов Америки Виргинии[46], Франции[47], Германской империи[48], Великобритании[49], Италии[50], Мадагаскара[51], Мексики[52], Нидерландов[53], Парагвая[54], Польши[55], Португалии[56], Румынии[57], Испании[58] и Техаса[59].
Минерва в изобразительном искусстве
В эпоху Возрождения античные мифы нашли отображение в картинах многих художников того времени. При этом они не особо вникали в различия между Афиной и Минервой: описывая древнегреческие мифологические истории, они при этом называли божества именами их римских преемников. К произведениям такого типа можно отнести композиции «Минерва среди муз» (картины Н. Пуссена, К. Лоррена и др.), «Царство Минервы» — А. Эльсхаймера, Минерва — олицетворение разума — «Минерва побеждает невежество» Б. Спрангера, олицетворение мира — «Минерва и Марс» Тинторетто, Паоло Веронезе и др.[60]
Минерва в астрономии
В честь Минервы назван тройной астероид главного пояса,(93) Минерва, открытый 24 августа 1867 года американо-канадским астрономом Джеймсом Уотсоном в Детройтской обсерватории (США)
Примечания
- ↑ Minerva (англ.). britannica.com. Encyclopaedia Britannica. Дата обращения: 16 февраля 2019. Архивировано 16 февраля 2019 года.
- ↑ Jannot Jean-Rene. Menerva, Menrva, Tecum? (Athena) // Religion in Ancient Etruria. — London: The University of Wisconsin Press, 2000. — P. 147. — ISBN 0-299-20844-3.
- ↑ de Grummond Nancy Thomson. Menrva // Etruscan Myth, Sacred History, and Legend. — Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Museum of Arcaeology and Anthropology, 2006. — P. 71. — ISBN 1-931707-86-03.
- ↑ Немировский, 1988.
- ↑ Циркин, 2000, с. 45—46.
- ↑ Циркин, 2000, с. 46—47.
- ↑ 7,0 7,1 Штаерман, 1987, с. 5.
- ↑ Штаерман, 1987, с. 104.
- ↑ Штаерман, 1987, с. 115.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Штаерман, 1988.
- ↑ Штаерман, 1987, с. 133.
- ↑ Штаерман, 1987, с. 12.
- ↑ Циркин, 2000, с. 499—500.
- ↑ 14,0 14,1 Циркин, 2000, с. 129.
- ↑ Овидий. Фасты. Книга III. 840—841.
- ↑ Штаерман, 1987, с. 79.
- ↑ Циркин, 2000, с. 418.
- ↑ Platner S. B.[англ.]. Aedes Minervae // A Topographical Dictionary of Ancient Rome / edited by Thomas Ashby. — Cambridge: Cambridge University Press, 2015. — P. 342. — ISBN 978-1-108-08324-9.
- ↑ Platner S. B.[англ.]. Minerva Capta // A Topographical Dictionary of Ancient Rome / edited by Thomas Ashby. — Cambridge: Cambridge University Press, 2015. — P. 343—344. — ISBN 978-1-108-08324-9.
- ↑ Platner S. B.[англ.]. Minerva Medica // A Topographical Dictionary of Ancient Rome / edited by Thomas Ashby. — Cambridge: Cambridge University Press, 2015. — P. 344. — ISBN 978-1-108-08324-9.
- ↑ Platner S. B.[англ.]. Minerva Chalcidica // A Topographical Dictionary of Ancient Rome / edited by Thomas Ashby. — Cambridge: Cambridge University Press, 2015. — P. 344. — ISBN 978-1-108-08324-9.
- ↑ ROMAN SHRINE TO MINERVA . Historic England (23 July 1998). Дата обращения: 16 февраля 2019. Архивировано 16 февраля 2019 года.
- ↑ DOUGGA Temple of Minerva . Looklex Tunisia. Дата обращения: 16 февраля 2019. Архивировано 12 июня 2016 года.
- ↑ Нейхардт, 1990, с. 498.
- ↑ Овидий. Фасты. Книга III. 809—848.
- ↑ 26,0 26,1 ЭСБЕ, 1895, с. 872.
- ↑ Циркин, 2000, с. 456.
- ↑ Светоний. Домициан 4 (4)
- ↑ Светоний. Божественный Август 71 (3)
- ↑ Нейхардт, 1990, с. 499.
- ↑ Гигин. Мифы. 30. Двенадцать подвигов Геркулеса, те что по приказу Эврисфея.
- ↑ Гигин. Мифы. 92. Суд Париса.
- ↑ Овидий. Фасты. Книга III. 677—694.
- ↑ Циркин, 2000, с. 405.
- ↑ Мэттингли, 2000, с. 51—52.
- ↑ RIC I (second edition) Tiberius 67 . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 17 февраля 2019. Архивировано 18 февраля 2019 года.
- ↑ RIC I (second edition) Nero 102 . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 17 февраля 2019. Архивировано 18 февраля 2019 года.
- ↑ RIC II, Part 1 (second edition) Vespasian 420 . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 17 февраля 2019. Архивировано 18 февраля 2019 года.
- ↑ RIC X Honorius 1376 . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 17 февраля 2019. Архивировано 18 февраля 2019 года.
- ↑ DRC, 1889, «Minerva», p. 558.
- ↑ Gigante, 2003, p. 624—625.
- ↑ Пчелов Е. В. Образ Минервы в эмблематике русской культуры XVIII — нач. XIX в.: медальерное искусство, сфрагистика и геральдика // XIV Всероссийская Нумизматическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. — СПб., 2007. — С. 232—234.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 80.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 116.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 365.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 383.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 506.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 556.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 597.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 762.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 829.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 850.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 884.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 946.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 971.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 988.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 1007.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 1088.
- ↑ World Paper Money, 2008, p. 1138.
- ↑ Лосев, 1987.
Литература
- Афина / А. Ф. Лосев // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 125—129.
- Гигин. Мифы / Пер. с лат., комм. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — СПб.: Алетейя, 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0.
- Квинкватрии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1895. — Т. XIVa. — С. 872.
- Мэттингли, Гарольд. Монеты Рима с древнейших времён до падения Западной империи. — М.: Collector`s Books, 2000. — ISBN 1-932525-37-8.
- Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / сост. А. А. Нейхардт. — М.: Правда, 1990. — 576 с. — ISBN 5-253-00083-6.
- Менрва / А. Н. Немировский // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 139.
- Минерва / Е. М. Штаерман // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 152.
- Овидий. Фасты. Книга III // Элегии и малые поэмы. — М.: Художественная литература, 1973.
- Циркин Ю. Б. Мифы Древнего Рима. — М.: Астрель, АСТ, 2000. — 560 с. — (Мифы народов мира). — ISBN 5-17-003989-1.
- Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима / отв. ред. д. и. н. Е. С. Голубцова. — М.: Наука, 1987. — 22 000 экз.
- Standard Catalogue of World Paper Money, General Issues — 1368 — 1960 / ed. by George Cuhaj. — 12th edition. — Iola, WI: Krause Publications, 2008. — 507 p. — ISBN 978-0-89689-730-4.
- Fabio Gigante. Gigante 2004. Monete italiane dal '700 ad oggi. — Edizione: 12°. — Varese: Gigante, 2003. — 788 p. — ISBN 8890038942.
- Stevenson S. W., Smith C. R., Madden F. W[англ.]. Minerva // A Dictionary of Roman Coins. — London: George Bell & Sons[англ.], 1889. — P. 558.