Porsche 935

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Porsche 935
Porsche 935 Turbo K3 Kremer RacingPorsche 935 Turbo K3 Kremer Racing
Общие данные
Производитель Porsche AG
Годы производства 19761981
Сборка  Германия, Штутгарт, Цуффенхаузен[en]
Класс Группа 5 (машины спецвыпуска)
Дизайн
Тип кузова 2‑дв. купе (2‑мест.)
Компоновка заднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 4 × 2
Двигатель
3.0—3.3 Type 935 турбированный (двойной турбонаддув)[en]* оппозитный-6
Трансмиссия
4-скор. МКПП
Массово-габаритные характеристики
Длина 4820 мм
4890 мм (935/78)
Ширина 1985 мм
1990 мм (935/78)
Высота 1150 мм
1200 мм (935/78)
Колёсная база 2271 мм
2279 мм (935/78)
Полная масса 970 кг
На рынке
Связанные Porsche 934[en], Porsche 930
Другая информация
Дизайнер Норберт Зингер[en]
Предшественник
Porsche Carrera RSR
Преемник
Porsche 961

Porsche 935гоночный автомобиль, выпущенный компанией Porsche в 1976 году в качестве гоночного варианта модели-предшественницы Porsche 911 (930) Turbo. Согласно классификации Международной автомобильной федерации, относился к гоночным автомобилям Группы 5. Представлял собой дальнейшее развитие турбо-прототипа Porsche Carrera RSR 2.1[de], который занял 2-е место в общем зачёте гонок 24 часа Ле-Мана в 1974 году[en].

Начиная с 1977 года[en], Porsche 935 участвовал в разных турнирах, среди которых были чемпионат мира среди спорткаров, IMSA GT Championship[en] и немецкий Deutsche Rennsport Meisterschaft. В 1979 году 935-я модель выиграла 24 часа Ле-Мана[en], 12 часов Себринга, 24 часа Дейтоны и 1000 км Нюрбургринга. Всего она приняла участие в 370 гонках, выиграв 123 из них[1]. Изначально составить конкуренцию этой модели не мог ни один другой производитель, поскольку не предлагал машины частникам, в отличие от Porsche. Со временем в каждой гонке количество участвующих моделей 935 выросло до 5 за один заезд. Доминирование 935-х закончилось в 1982 году после изменения правил Международной автомобильной федерации, когда шесть номерных групп были упразднены в пользу трёх групп A, B и C.

В качестве двигателя использовался Тип 935 объёмом 3,3 л турбированный (с двойным турбонаддувом) оппозитный-6 с механической системой впрыскивания топлива. При использовании всех компонентов, обеспечивающих максимально эффективную работу двигателя, его мощность достигала 845 л.с. В связи с большим размером турбинных компонентов на низких оборотах двигателя часто возникали так называемые «турбоямы» (англ. turbo lag)[2].

В июне 2019 года на рынок поступили Porsche 935 второго поколения: всего было выпущено 77 экземпляров подобных автомобилей.

Общие характеристики

935/76

Ранняя модель 935 без «плоского носа» в 1976 году, 6 часов Сильверстоуна
Porsche 935/77
Georg Loos-Porsche 935 под управлением Рольфа Штоммелена на гонке 1000 км Нюрбургринга в мае 1977 г.

В 1976 году в международном автоспорте проходили два чемпионата мира: чемпионат ФИА по гонкам на спорткарах[en] среди специально разработанных автомобилей Группы 5 и чемпионат мира среди прототипов группы 6 с объёмом двигателя не более 3.0 л. В том году Porsche для участия в гонках выставила два новых образца: Porsche 935 и Porsche 936. Представлять интересы этого производителя была намерена команда Martini Racing[en], выступавшая на Porsche 908 или Porsche 917 в 1970 и 1971 годах и завоевавшая титул победителя Ле-Мана[en] в 1971 году. Каждый чемпионат состоял из семи гонок, проходивших в разных странах по выходным (только Дижон принимал одновременно обе гонки), вследствие чего Porsche пришлось распределить свои силы следующим образом. В основной экипаж вошли Жаки Икс и Йохен Масс, которые выступали в те моменты, когда позволяло расписание гонок Формулы-1. В резервный экипаж вошли Рольф Штоммелен и Манфред Шурти[en] (Штоммелен восстанавливался после аварии на Гран-При Испании 1975 года).

В соответствии с правилами Группы 5 (так называемые «силуэтные правила» — silhouette rules) допускались значительные модификации автомобилей (в том числе изменения конструкции кузова, более крупные крылья, широкие колёсные арки и возможность жидкостного охлаждения двигателя), при этом силуэт автомобиля при виде спереди внешне не изменялся[3]. Двигатель первой модели Porsche 935 — оппозитный-6, объёмом 3.0 л, мощностью 418 кВт (561 л.с.) при максимальных оборотах 7900 м, крутящий момент составлял 588 Н·м (при 5400 оборотах в минуту). Уровень наддува двигателя находился в пределах 1.35 — 1.55, расход топлива — 52 л на 100 км. В дальнейшем объём двигателя снизился до 2.85 л, а наддув сократился до 1.4, что позволило включить машину в класс автомобилей с объёмом до 4.0 л (минимальная масса машины сократилась до 970 кг). Компания Porsche, имея огромный опыт работы с лёгкими по массе машинами, сумела завести прототип Carrera RSR в класс машин массой не более 800 кг: пустой вес Porsche 935 составлял 900 кг, распределение веса компенсировалось дополнительной массой в 70 кг. В ходе предсезонного тестового заезда на трассе Поль Рикар автомобиль показал максимальную скорость 295 км/ч[4].

Первоначально в Порше планировали выпустить 935-ю с оригинальной передней оптикой 930-й модели в двух вариантах (спринтерская с более широкими колесными арками и скоростная с дополнительной аэродинамикой). Но после тщательного изучения правил в Порше обнаружили, что высота фар не регламентирована и те переехали на передний спойлер, породив характерный для всех 935-х плоский нос, производивший больше прижимной силы на скоростных трассах. Этот плоский нос («Flachbau») также предлагался и для специального заказа на дорожных 930-х машинах. Спринтерская версия использовалась очень редко.

Версия-76 также продавалась частным командам, типа Georg Loos и Kremer Racing, которые использовали её в сезоне 1976 года.

935/77

Порше решили не развивать дальше и без того эффективную модель, но к сезону 1977 года одноступенчатая турбина наддува была заменена двуступенчатым агрегатом ККК, а также были произведены изменения в корпусных панелях. В 1977 году была представлена «Baby»-версия весом 750 кг и двигателем 1,425 л (мощностью 370 л.с.). Она была призвана продемонстрировать возможность Порше конкурировать в младшем дивизионе (до 2 л) с его завсегдатаями Ford и BMW. Машина победила уже во втором своем старте, в Хоккенхайме, после чего отправилась в заводской музей.

935/78 «Моби Дик»

Порше 935 Боба Айкена, реплика 935/78 «Моби Дик».
Харальд Грос[en] за рулём Porsche 935, тренировка на 1000 км Нюрбургринга. 24 мая 1980 года

К сезону 1978 года была подготовлена еще одна версия, 935/78, развивавшая тему лазеек в регламенте Группы 5. Машина была сделана ниже на 100 мм, а спереди и сзади появились большие свесы, призванные улучшить аэродинамические характеристики, в частности, снизить сопротивление. За эти свесы машина получила прозвище «Моби Дик». Двигатель был увеличен до 3,2 л (попадая, с учётом «турбо-гандикапа», в класс 4,5 л), а его отдача возросла до 950 л.с.(около 700 кВт, стоит заметить, что автомобили Ф1 в это время имели мощность немногим более 500 л.с.). Машина выиграла 6-часовую гонку в Сильверстоуне и была быстрейшей в Ле-Мане, показав на прямой Мюльсанн более 360 км/ч, обходя прототипы Группы 6 Renault и Porsche 936, имевшие меньшие по объему двигатели. Максимальная скорость достигала 390 км/ч, что ставило «Моби Дик» в один ряд с Porsche 917.

Частные машины, модифицированные в стиле «Моби Дик», выступали в ДРМ и IMSA GT силами Joest Racing и Moretti Racing.

935 К3

1981 Wera Weissberg Team Porsche Kremer 935 K3

Порше не продавали эволюционные модели, поэтому некоторые команды переделывали свои 935-е самостоятельно, особенно Kremer Racing из Кёльна (Германия). Их 935 К3 (Кремер тип 3, развитие модели К2), под управлением Клауса Людвига выиграла 24 часа Ле-Мана, опередив специальные прототипы, благодаря искусному пилотажу Людвига под дождем. Второй пришла заводская 935-я под управлением Рольфа Штоммелена, Дика Барбура и Пола Ньюмана.

Итог

До 1984 г. 935-я выиграла более 150 гонок по всему миру, включая более 20 побед в классе по итогам чемпионатов. На её счету победы в гонках 24 часа Ле-Мана, 24 часа Дайтоны, 12 часов Себринга. В ДРМ она была непобедима с 1977 по 1979 годы, выиграв много гонок, включая 1000 км Нюрбургринга на Северной Петле.

После того, как ФИА отменила прежнее деление на группы, Группа 5 оказалась вне закона, продолжая выступать лишь в чемпионате IMSA в категории GTP, обычно усилиями небольших команд, которым IMSA не разрешала выступать на новых Porsche 956. К 1985 году карьера 935-й была завершена, она уже не могла сражаться с новыми машинами категории GTP (Группа C). В сезоне 1986г. она провела всего две гонки.

Сравнение характеристик моделей

Ниже даны сравнительные характеристики всех моделей Porsche 935, выпущенных с 1976 по 1981 годы:

Модель Porsche 935 935 (1976) 935/77 (1977) Werkswagen 935/77 (1977) Kunden 935/2.0 „Baby“ (1977) 935/78 „Moby Dick“ (1978) 935/78 (1978) Kunden 935/79 (1979) 935/80 (1980) 935/78-81 (1981) Joest-Racing 935 K4 (1981) Kremer-Racing
Двигатель 6-цилиндровый оппозитный, 4-тактный
Модели 1976 и 1979 года — двигатель с турбонаддувом, остальные модели — двигатель с двойным турбонаддувом и двумя интеркулерами
Объём 2857 см³ 1425 см³ 3211 см³ 2857 см³ 3124 см³
3160 см³
3124 см³ 3160 см³
Диаметр цилиндра, ход поршня 92,0 × 70,4 мм 71,0 × 60,0 мм 95,7 × 74,4 мм 92,0 × 70,4 мм 97,0 × 70,4 мм
95,0 × 74,4 мм
97,0 × 70,4 мм 95,0 × 74,4 мм
Мощность, оборотов двигателя в минуту 433 кВт (590 л.с.) при 7900 463 кВт (630 л.с.) при 8000 433 кВт (590 л.с.) при 7900 279 кВт (380 л.с.) при 8200 620 кВт (845 л.с.) при 8200 441 кВт (600 л.с.) при 8000 500 кВт (680 л.с.) при 8000
529 кВт (720 л.с.) при 8000
500 кВт (680 л.с.) при 8000 529 кВт (720 л.с.) при 8000
Макс. крутящий момент, оборотов двигателя в минуту 588 Н·м при 5400 785 Н·м при 6600 588 Н·м при 5400 706 Н·м при 5800
735 Н·м при 5500
706 Н·м при 5800 735 Н·м при 5500
Степень сжатия 6,5 : 1 7,0 : 1 6,5 : 1 6,5 : 1
7,0 : 1
6,5 : 1 7,0 : 1
Длина, ширина, высота 4680 × 1970 × 1265 мм 4890 × 1970 × 1205 мм 4680 × 1970 × 1265 мм 4890 × 1970 × 1205 мм 4680 × 1970 × 1265 мм
Масса пустого автомобиля[en] 970 кг 710 кг 1025 кг 970 кг 1025 кг
Максимальная скорость 340 км/ч 270 км/ч 366 км/ч ок. 340 км/ч

Второе поколение 935 (2019 год)

Модель 935 второго поколения была впервые представлена в 2018 году на 6-й выставке Rennsport Reunion[en] на трассе Лагуна Сека[5], а также приняла участие в 2019 году в гоночном фестивале в Гудвуде (англ. Goodwood Festival of Speed). Автомобиль Porsche 935 второго поколения основан на модели Porsche 911 GT2 RS[en]*: кузов внешне напоминает классическую 935/78, светодиодные фары заимствованы у Porsche 919 Hybrid[en] (модель-прототип Ле-Мана), боковые зеркала заднего вида — у Porsche 911 RSR[en], титановые выхлопные трубы — у Porsche 908/01 1968 года выпуска.

Из элементов отделки автомобиля и его конструкции выделяются рукоять переключения передач из ламинированного дерева, углепластиковое рулевое колесо, заимствованный у Porsche 991 GT3 R[en]* цветовой дисплей, каркас безопасности, гоночное ковшеобразное сиденье с ремнями безопасности и шестью точками крепления, дополнительное переднее пассажирское место и система кондиционирования воздуха. Тормозная система включает как 380-мм дисковые тормоза с алюминиевыми моноблочными гоночными передними суппортами (6 поршней каждый), так 355-мм дисковые тормоза с задними суппортами (4 поршня каждый). Присутствует система управления стабильностью Porsche (англ. Porsche Stability Management), включающая контроль за сцеплением и антиблокировочную систему. В качестве двигателя используется тот же двигатель мощностью 691 л.с., что и у автомобиля GT2 RS. Коробка передач — 7-скоростная Porsche PDK. С июня 2019 года начался сбыт этих автомобилей: всего выпущено 77 экземпляров[6][7][8].

Автомобиль в играх

Модель Porsche 935 представлена в ряде компьютерных автомобильных игр и симуляторов, в том числе Project CARS и Need For Speed: Porsche Unleashed (только PC-версия)[9]. В Need For Speed представлена версия Porsche 935/78 «Moby Dick» как автомобиль «золотой эры» (автомобили между 1970 и 1988 годами) гоночного класса — один из лучших во всей игре по характеристикам скорости и управления, сопоставимый с Porsche 911 GT1. Его можно выиграть в режиме «Эволюция» после прохождения золотой эры: для этого игроку надо выиграть кольцевую гонку из пяти кругов[10]. После перехода в «современную эру» новый автомобиль может быть приобретён по цене 450 тысяч условных единиц (либо же куплен в качестве подержанного).

Примечания

  1. Porsche 935. Racing Sports Cars. Дата обращения: 24 апреля 2010.
  2. Porsche Legenden der Leidenschaft. Porsche. Архивировано 5 декабря 2021 года.
  3. Turbo Terrors: The Porsche 935 Pt.1. Speedhunters (15 сентября 2008). Архивировано 5 марта 2010 года.
  4. Lothar Boschen, Jürgen Barth: Das Große Buch der Porsche Typen, Motorbuch Verlag, 1983, p. 700
  5. World premiere: Exclusive new edition of the Porsche 935
  6. Motorsport News, Clubsport race car with 700 hp at the anniversary of 70 Years of Porsche Sports Cars, Summary - World premiere: Exclusive new edition of the Porsche 935
  7. New Porsche 935 Pays Powerful Tribute to the Past
  8. New Porsche 935 debuts at Rennsport Reunion, based on 911 GT2 RS
  9. Porsche 935 in video games (англ.). igcd.net. Дата обращения: 7 марта 2021. Архивировано 18 апреля 2021 года.
  10. Need for Speed: Porsche Unleashed (PC) - 935 Trophy (Let's Play Part 20) на YouTube

Литература

  • Jürgen Barth, Bernd Dobronz. Porsche 934 / 935. Die komplette Dokumentation: Entwicklung • Einsatz • Historie. — Stuttgart: Motorbuch-Verlag, 2012. — ISBN 978-3-613-03348-1.
  • Jürgen Barth, Gustav Büsing. Das große Buch der Porsche-Typen. Rennwagen. — Stuttgart: Motorbuch-Verlag, 2010. — ISBN 978-3-613-03241-5.
  • Jörg Austen. Porsche 911 Rallye- und Rennsportwagen. Die technische Dokumentation. — Stuttgart: Motorbuch-Verlag, 2005. — ISBN 3-613-02492-6.
  • Peter Schneider. Typenkompass Porsche. Renn- und Rennsportwagen seit 1948. — Stuttgart: Motorbuch-Verlag, 2003. — ISBN 3-613-02300-8.

Ссылки