Третья книга Царств

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Третья книга Царств
ספר מלכים
Суд Соломона. Гравюра Гюстава Доре.Суд Соломона. Гравюра Гюстава Доре.
Раздел Пророки
Язык оригинала еврейский
Местность Израиль
Жанр исторические книги
Связанные персонажи Соломон, Ровоам, Илия, Ахав
Предыдущая (православие) Вторая книга Царств
Следующая Четвёртая книга Царств
Текст синодального перевода

Третья книга Царств — книга, так именуемая в православии, входящая в состав еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета. В иудаизме, католицизме[1] и протестантизме именуется «Первой книгой Царей». Состоит из двадцати двух глав, описывает события истории объединённого Израильского царства, его разделение и затем попеременно историю Иудейского и Израильского царств.

Авторство

Согласно иудейскому преданию, автором книги был пророк Иеремия[2]. C этим мнением соглашался профессор П. А. Юнгеров[3], но оно не разделялось в Толковой Библии преемников А. П. Лопухина[2] и в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона[4]. Согласно ЭСБЕ и Библейской энциклопедии архимандрита Никифора, книга составлена книжником Ездрой[4][5].

Описание

Эта книга является непосредственным продолжением повествования, начатого ранее — во второй книге Царств: её текст начинается с рассказа о том, как «царь Давид состарился, вошёл в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться <…> и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели её к царю» (3Цар. 1:1—3).

В Третьей книге Царств излагается повествование о царствовании Соломона (3Цар. 3-9), прославляется его замечательная мудрость, богатство, а также великолепие его построек, прежде всего — иерусалимского Храма.

Здесь же эпизод с царицей Савской (3Цар. 10) и повествование о гареме Соломона и о его отходе от Бога: «… жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему …» (3Цар. 11).

Это, несомненно, славная страница иудейской истории, хотя она и не отмечена новыми завоеваниями: описания ограничиваются сохранением и организацией государства, рассказывается о расцвете его при царе Соломоне. При преемнике Соломона Ровоаме (его сыне) и последующих царях речь уже идёт о регрессе и дезинтеграции государства (3Цар. 12 — 3Цар. 22).

Антагонизм между Израилем и Иудеей не только продолжается, но приводит после смерти Соломона в 931 году к разделению царства: политическое отделение десяти северных колен усугубляется религиозным расколом (3Цар. 12-13).

Примечания

Ссылки