Ависага Сунамитянка
Ависага Сунамитянка |
---|
Ависага Сунамитя́нка (ивр. אבישג השונמית [Авишаг]) — библейский персонаж, прислужница царя Давида; происходила из города Сунама (Шунама).
Ависага в Библии
В Библии сказано: «Когда царь Давид состарился, вошёл в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, — и будет тепло господину нашему, царю. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели её к царю. Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал её» (3Цар. 1:1-4). Девушку привели его "слуги", а по Флавию (Древн. иуд., 7, 14, 3) - его врачи[1].
После смерти Давида на Ависаге хотел жениться Адония, сын Давида от Аггифы. Для того, чтобы получить разрешение на этот брак у нового царя Соломона, сына Давида и Вирсавии, Адония попросил Вирсавию ходатайствовать за него перед своим сыном. Вирсавия просила царя разрешить брак Адонии и Ависаги, однако Соломон отказал ей, сказав в раздражении «а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему также и царства; ибо он мой старший брат». После этого Соломон послал Ванею сына Иодаева убить Адонию, что тот и сделал (3Цар. 2:13-25). Предполагаемый брак Адонии был только поводом для его убийства: Соломон с полным основанием видел в нём конкурента. Ещё при жизни Давида Адония «возгордившись говорил: я буду царем» (3Цар. 1:5) и организовал заговор с целью прихода к власти.
Существует версия, отождествляющая Ависагу Сунамитянку и Шуламит (Суламиту), героиню Песни Песней.
Ависага в художественной литературе
Александр Иванович Куприн в повести «Суламифь» писал о царе Соломоне:
Также разделял он ложе … и с Ависагой-сунамитянкой, согревавшей старость царя Давида, с этой ласковой, тихой красавицей, из-за которой Соломон предал своего старшего брата Адонию смерти от руки Ванеи, сына Иодаева.
Американский писатель Джозеф Хеллер в романе «Видит Бог», написанном в форме воспоминаний царя Давида, так характеризует Ависагу:
Милая, опрятная девушка, уступчивая и услужливая по натуре, со спокойными, грациозными движениями. … У неё хрупкое, нежное тело, гладкая, смуглая кожа, лоснистые прямые черные волосы, зачесанные назад и вниз и спадающие ей на плечи ровными прядями; большие, кроткие, призывные глаза с огромными белками и тёмными райками почти такого оттенка, как чёрное дерево.
Также имеется упоминание о ней в романе Ф. М. Достоевского «Подросток»:
— Знаешь ты историю Ависаги, Ламберт, читал её?
— Нет, не помню; роман? - пробормотал Ламберт.
— О, ты ничего не знаешь, Ламберт! Ты страшно, страшно необразован…
Сунамитизм
В Париже в XVIII веке получил известность маргинальный метод омоложения, при котором старики спали в постелях с молодыми невинными девушками. Он получил название «сунамитизм» — по имени Ависаги Сунамитянки, которая согревала в постели царя Давида в последние годы его жизни.
Примечания
- ↑ Ависага, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I - профессор Александр Павлович Лопухин . azbyka.ru. Дата обращения: 5 октября 2021. Архивировано 5 октября 2021 года.
Ссылки
- Третья Книга Царств
- А. И. Куприн «Суламифь» Архивная копия от 9 ноября 2006 на Wayback Machine
- Фрагмент из книги «Видит Бог»
- Песнь песен. Комментарий к переводу (недоступная ссылка)
- О сунамитизме
- Ф. М. Достоевский «Подросток» Архивная копия от 15 мая 2013 на Wayback Machine