Степанос Орбелян

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Степанос Орбелян
Ստեփանոս Օրբելյան
Дата рождения около 1250 год
Дата смерти 1304(1304)
Научная сфера историк
Известен как автор труда «История области Сисакан»

Степано́с Орбеля́н (арм. Ստեփանոս Օրբելյան; около 1250—1304[1]) — армянский историк[2][3][4], церковный и политический деятель

Биография

Степанос Орбелян родился в гаваре Цхук (территория вокруг современного города Сисиан) исторического Сюника в северо-восточной Армении. Происходил из знатной семьи Орбелянов — владетелей области, сын князя Тарсаича Орбеляна[5]. В молодости был усыновлен своим дядей, одним из самых известных князей Сюника Смбатом Орбеляном. Степанос получил прекрасное образование, а в 1280 принял духовное звание[5]. В 1286 совершил визит в Киликийское Армянское Королевство, где был посвящён в митрополиты Сюника католикосом армянским Константином II Пронагорц[en][6], о чём сообщает сам историк[6]. Степанос Орбелян известен как автор «Истории области Сисакан», где на общем фоне истории Армении излагает историю Сюника, начиная с древнейших времен.

Степанос Орбелян скончался в 1304 году. Похоронен в родовой усыпальнице князей Орбелянов в монастыре Нораванк в провинции Вайоц-Дзор.

Библиография

Издание поэмы 1304 года «Плач у врат св. Катогикэ» Степаноса Орбеляна, Нахичевань-на-Дону, 1790 год

Степанос Орбелян написал сочинения:

  • «История области Сисакана» (окончил около 1297—1300 гг.). Источниками для её древней и раннесредневековой частей послужили труды Мовсеса Хоренаци, Агафангела и других армянских историков, а также ряд несохранившихся сочинений. Полного перевода этой книги на данный момент не существует.
  • «Плач у врат св. Катогикэ» (около 1304 г.) — в поэме отражена идея возвращения католикосата в Эчмиадзин — её древнейший исторический центр[7]. Орбелян оплакивал потерю независимости Армении, призывал разбросанных по разным странам мира армян, возвращаться на родину[8].

Изучая памятники письменной культуры, замечал что за время войн в период многих веков иноземными захватчиками было уничтожено и потеряно большое количество первоисточников письменных документов, датированных V—IV веками до н. э., рукописей и книг. По результатам исследования Степанос Орбелян выводит количество потерь в 10 тыс. рукописей Армении.

О дате смерти хана Хулагу Степанос Орбелян сообщал — «В 1264 году скончался великий и благочестивый властитель, надежда и опора христиан — Хулагу-хан».

Церкви

Фасад церкви Сурб Карапет

За всю свою жизнь Степанос Орбелян строил и управлял строительством церквей и храмов Армении.

  • Церковь Зорац или Св. Степаноса.

Церковь построена в XIII веке сюнийским епископом Степаносом Орбеляном и находится в селе Ехегис. Это своеобразный культовый памятник. Возведена лишь одна абсида церкви, во время службы молящиеся (войска) стояли на площади под открытым небом.

Монастырский комплекс Нораванка находится в 2 км от села Амагу Ехегнадзорского района, состоит из двух церквей, притвора и фамильной усыпальницы князей Орбелянов. К западной стороне церкви св. Карапета (1221—1227 гг.) был в 1261 году пристроен притвор. Сводчатая церковь св. Григория, или фамильная усыпальница князей Орбелянов (пристроена рядом с церковью св. Карапета), возведена была в 1275 году. Двухъярусная церковь-усыпальница построена в 1339 году князем Буртелем Орбеляном. В 2002 году церкви полностью восстановили и включили в список ЮНЕСКО.

В Татевском монастыре происходили долгие работы по фреске, она была расписана в 930 году и для исполнения росписи, по свидетельству историка Степаноса Орбеляна, епископ Акоп пригласил лучших мастеров.

Интересные факты

Степанос Орбелян упоминается в романе американского писателя Рекса Стаута «Смерть хлыща»: «Слова эти принадлежат перу армянского классика Стефена Орбеляна и означают следующее: „Я люблю свою страну, потому что она моя“. Просто, но удивительно тонко. Даже не верится, что такой глубинный смысл можно выразить всего восемью словами»[9].

Примечания

  1. Stephen Cushman, Clare Cavanagh, Jahan Ramazani, Paul Rouzer. The Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics: Fourth Edition. — 4. — Princeton University Press, 2012. — P. 83.
  2. Arḡūn Āqā — статья из Encyclopædia IranicaP. Jackson
  3. Doquz Ḵātūn — статья из Encyclopædia IranicaCharles Melville
  4. Armenia and Iran. v. Accounts of Iran in Armenian sources — статья из Encyclopædia IranicaM. Van Esbroeck
  5. 5,0 5,1 Michael E. Stone. Adam and Eve in the Armenian Traditions, Fifth through Seventeenth Centuries. — Society of Biblical Lit, 2013. — P. 693. — (Early Judaism and its literature, 38). Архивная копия от 18 апреля 2015 на Wayback Machine
  6. 6,0 6,1 Bayarsaikhan Dashdondog. The Mongols and the Armenians (1220-1335). — BRILL. — 2010. — P. 17. Архивная копия от 28 января 2021 на Wayback Machine
  7. Ejmiatsin — статья из Encyclopædia Iranica. S. Peter Cowe
  8. Л. X. Тер-Мкртичян. Армянские источники о Средней Азии VIII—XVIII вв.. — М.: Наука, 1985. — С. 32.
  9. Рекс Стаут. Смерть хлыща, Эксмо. 2007 (недоступная ссылка)

См. также

Сочинения