Курды

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Курды
Современное самоназвание کورد, Kurd
کورمانج, Kurmanc
Численность 36,4—45,6 миллиона[15][16]
Расселение

 Турция:
   18,7—25 млн чел.[1][2][3]
 Иран:
   ок. 10—12 млн чел.[3][4][5][6]
 Ирак:
  от 7,2 млн чел.[3][7]
 Сирия:
  около 2,5—3 млн чел.[8]
 Германия:
  от 800 тыс. чел.[9][10]
 Афганистан
 200 тыс. чел.[9]
 Азербайджан
  от 40—50 тыс. чел.[9]
 США
  от 15—20 тыс. чел.[9]
 Ливан:
80 тыс. чел.[9]
 Россия:
   65 тыс.[11]
 Грузия:
  12 тыс. чел.[9]
 Армения:
   40 тыс. чел.[12]
 Казахстан:
  38 тыс. чел.
 Великобритания:
  47948 чел[9]
 Израиль:
   от 11[13] до 32 тыс. чел.[14]

 Туркмения:
  6 тыс. чел.[9]
Язык курдский (заза-горани)
Религия большинство исповедуют ислам (суннитского толка, а также шиизм и алевизм),
езидизм, христианство, иудаизм и т.д.
Входит в иранские народы
Родственные народы луры, бахтиары, талыши, персы и белуджи
Этнические группы заза, езиды, шабаки, лахлухи, мыртып, чечен
Происхождение куртии, кордейцы, хурриты, гутии, марды, касситы, бусы, будии, паретакены, луллубеи

Ку́рды (курдск. کورد, Kurd) — индоевропейский народ в Западной Азии[17], проживающий в этнографической и исторической области Курдистан[18][19], которая ныне находится в составе четырёх государств: Турции (Северный Курдистан), Ирана (Восточный Курдистан), Ирака (Южный Курдистан) и Сирии (Западный Курдистан). Также значительное число курдов живёт в Германии, Азербайджане, Армении, Афганистане, и во многих других странах. По оценкам курдского института в Париже численность курдов на 2016 год составляет от 36 400 000 до 45 600 000 человек[20].

Говорят на курдском языке. Многочисленные разновидности курдского языка классифицируются в северо-западную иранскую подгруппу в составе арийских языков в составе индоевропейской семьи.

Курды в основном мусульмане суннитского толка (шафиитский мазхаб), являясь частично шиитами[21][22], меньшинство (~10%) — алевизм, езидизм, христианство, шабакизм, ярсан, иудаизм и зороастризм.

Этноним

Нет общего мнения о происхождении этнонимов kurd и kurmanc. Связи с этим существуют множество гипотез и теорий на этот счет. По словам Шараф-хану Бидлиси, этноним kurd означает «наделенный мужеством», «герой» и «храбрец», т.к. большинство героев своего времени и славных богатырей вышло из этого народа[23]. Производное от данного названия — слово xort, означающее «юноша», «парень». На парфянском gurd (gwrt) означало «герой», а на персидском до сих пор существует слово gord (گرد) с таким же значением и также персоязычный город в центральноиранской провинции Чехармехаль и Бахтиария под названием Шахре-Корд (перс. شهرکرد‎‎, латинизация: Shahr-e Kord). По этой теории, этноним происходит от праиндоевропейского «hurd» (англ. hard; нем. hart; курд. xurt) — мужественный, суровый, смелый.

В двух шумерских глиняных таблицах с клинописью, датируемой 2000 лет до н.э., упоминается страна Kar-da-ka (Кар-да-ка), которую ученые локализовали на юге Ванского озера, рядом страной Su. Спустя тысяча лет, ассирийский царь Тукультиапал-Эшарра I (Тиглатпаласар I), царь Ассирии, правивший в 1115-1076 гг. до н.э. воевал с народом Kur–ti–e на горах Азу, которую ученые идентифицируют с современными горами Хазо в Битлисе[24].

Жителей страны Кардака ученые идентифицируют с кардухами, через земли которых с 10-тысячными греческими наемниками отступал участник похода и историк Ксенофонт (401-400 гг. до н.э.), о которых он напишет в своей книге «Анабазис».

Существуют также гипотезы, что их этноним имеет происхождение от сирийского названия парфян (kerad) или от названия хурритов.

История и этногенез

Курды как народ сформировались примерно от двух с половиной до полутора тысяч лет назад (V в. до н.э.V в. н.э.) из множества племенных и этнических групп, населявших в основном горы Загрос, Армянское нагорье и Верхнюю Месопотамию (куртии, кордейцы, хурриты, марды, бусы, будии, паретакены, луллубеи, гутии, касситы)[25]. Этногенез курдов охватывает период с XV века до н.э. и, как сложившаяся народность, курды стали известны в центральной части Курдистана с конца античной эпохи, в районах где ранее обитали куртии, марды и другие племенные группы. Курдские племена исторически населяли территории городов Экбатана, Керманшах, Аррапха, Хорремабад, Исфахан, Арбил, Тикрит, Амеди, Пинака, Сарейса, Саталка и так далее. Со временем курды стали расселяться на соседние территории, расширяя свой ареал.

Районы верховья Ефрата и окрестности Ванского озера в древней Армении также являются областью раннего распространения курдов[26][27].  

Версию о происхождении современных курдов от населявших Северную Месопотамию и Иранское плато куртиев подтверждают также античные источники (др.-греч. Κύρτιοι, лат. Cyrtii)[28]. В частности, сообщается о племени Куртиев, издревле обитавших в Персии. Куртии населяли горные области стыка Персии и Атропатены Мидийской[29], а также Армянское нагорье и Курдистан, Прикаспийские области и Иранский Азербайджан[30] и были скотоводческим и разбойничьим племенем[31]. Согласно В. Минорскому, во времена древнеперсидской монархии курды, по-видимому, входили в состав провинции Армения, где они жили в области Кордуена[32].

Согласно предположениям учёных (в частности О. Л. Вильчевского), территория Южного Курдистана (треугольник ЭрбильКиркукСулеймания в горах Загроса) стали местом формирования современного курдского этноса из ряда живших здесь иранских (мидийских) племён. Под Сулейманией найден первый известный текст на курдском языке — так называемый «сулейманийский пергамент» VII века, с небольшим стихотворением, оплакивающим нашествие арабов и разрушение ими святынь зороастризма.

Одно из первых сохранившихся упоминаний о курдах датируется 520 г. до н. э. в трудах древнегреческого историка Гекатея Милетского, как о племенах, именуемых вместе «корди». Племена корду (кардухи, кордейцы) создали царство Кордуена, которое было независимо с 189 года до н. э. Предполагается, что кордейцы, жившие недалеко от границ Ассирии и Мидии в современном Курдистане, говорили на древнеиранском языке. Царство было документировано как плодородный горный район, богатый пастбищами. Известно, что жители поклонялись хурритскому богу неба Тешуб. Племена кордейцев (кардухов) были известны как воинственные и неукротимые горцы, не подчиняющиеся персидскому царю и постоянно устраивающие набеги на соседей-армян. Согласно многим источникам, современные курды — потомки жителей Кордуены, а сама область является древним лексическим эквивалентом слова Курдистан (Кордэстан)[33][34].

Позже курды упоминаются в 226 году н. э. в летописи основателя Сасанидской династии Ардашира Папакана:

Транскрипция оригинала на среднеперсидском:

  • Pad kārnāmag ī ardaxšīr ī pābagān ēdōn nibišt ēstād kū pas az marg ī alaksandar ī hrōmāyīg ērānšahr 240 kadag-xwadāy būd. spahān ud pārs ud kustīhā ī awiš nazdīktar pad dast ī ardawān sālār būd. pābag marzobān ud šahryār ī pārs būd ud az gumārdagān ī ardawān būd. ud pad staxr nišast. ud pābag rāy ēč frazand ī nām-burdār nē būd. ud sāsān šubān ī pābag būd ud hamwār abāg gōspandān būd ud az tōhmag ī dārā ī dārāyān būd ud andar dušxwadāyīh ī alaksandar ō wirēg ud nihān-rawišnīh ēstād ud abāg kurdān šubānān raft.

Перевод на русский со среднеперсидского:

  • В записях Ардашира, сына Бабага, написано, что после смерти Александр, житель Арума, на территории Ирана было двести сорок князей. Спахан (т.е. современный Исфахан), Парс и ближайшие к ним пограничные земли находились в руках Арвадана, вождя (короля). Бабаг был пограничным губернатором Парса и был одним из уполномоченных, назначенных Ардаваном. Резиденция Ардавана находилась в Стахре, т.е. Персеполе. И у Бабага не было сына, чтобы сохранить его имя. И Сасан был пастухом, нанятым Бабагом, который всегда оставался с лошадьми и скотом (принадлежащими последнему), и он был (потомком) из рода (короля) Дараб. Во время злого правления Александра потомки Дараба уединенно жили в отдаленных землях, скитаясь с курдскими пастухами.
Кордуена в I веке до н.э.

В 387 году н. э. формируются несколько независимых курдских династий:

  1. Базикани;
  2. Дейсеми;
  3. Химдани.

В IV веке в Византийской империи же курдские племена были южными соседями армян и населяли территории от современной Малатьи до восточных границ империи.

В тот момент, когда начались арабские завоевания (637 год), то арабским племенам пришлось столкнуться с курдскими. Курды поднимали множество восстаний против арабов в это время, например[35]:

  1. Восстание курдов в Динаваре (653 г.);
  2. Восстание курдов в Хулване (685 г.);
  3. Восстание курдов в Шапуре (700—705 гг.);
  4. Восстание курдов в области Сабур и Фарсе (702 г.);
  5. Восстание курдов в Хамадане (767 г.);
  6. Восстание курдов в Мосуле (906—907 гг.).

До середины VII века большинство курдов были зороастрийцами и христианами. Многих арабы насильственно обращали в ислам. Те, кто не принял и остались христианами, бежали за защитой либо в Сирийское царство, либо в Армянское. Курды стали первым неарабским народом, принявшим ислам, а Джабан аль-Курди, родившийся в Урфе — первым мусульманским курдом.

Существует мнение, что в Античности и в Раннем Средневековье существовало два понятия слова «курд»: кроме этнонима, он обозначал также иногда скотовода. Вековые скотоводческие традиции курдов, по всей вероятности, послужили причиной того, что иранцы придали этнониму «курд» и социальный смысл. Под иранским влиянием это значение слова «курд» в дальнейшем было воспринято арабскими авторами и вошло в их труды. Произошло это, видимо, потому, что слово «курд» в качестве синонима понятия «скотовод» стало употребляться для обозначения тех племен, которые по своему быту, занятиям и другим особенностям были схожи с курдами (с этнической группой)[36].

Уже в 847 году была написана первая книга о курдах. Абу Ханифа ад-Динавари (828—896 гг.), курдский учёный, ботаник и историк, создал летопись «Происхождение курдов» («Ансаб-аль-Акрад»). Согласно арабской летописи вокруг озера Ван присутствовали множество курдских племен и деревень.

Согласно арабским источникам X века, курды населяли территории Фарса, Керманшаха, Систана, Хорасана, Исфахана, Хамадана, нынешней Сулеймании, Атропатену, Верхнюю Месопотамию и Сирию. Причем в одном лишь Фарсе, по мнению Ибн Хаукаля и аль-Истахри, обитал свыше 500 тысяч курдских семей, в каждой из них жило до десяти мужчин.

Миграция курдских племен отрицательно повлияла на развитие процесса этногенеза курдов. Оторвавшись от родного нагорья, курдские племена зачастую прочно обосновывались в том или ином районе и нередко смешивались с местным населением. В связи с этим следует отметить, в частности, процесс арабизации курдов, который значительно углубился вследствие принятия ими ислама. Это касается главным образом курдов Мосульской области.

В 1187 году происходит полный разгром крестоносцев курдским полководцем Салах-ад-Дином и захват города Иерусалим[37]. К XII веку курды достигли своего максимального расцвета. Айюбиды — единственная известная империя в этом районе, которая, как известно, была терпима к религии езидов. Салах ад-Дин открыл медресе в Курдистане по своему особому приказу. Хотя курды были меньшинством в империи, курдский язык был хорошо известен. Курды переселялись в Дамаск, в Каир в территории нынешнего Судана и в другие земли. Общины некоторых потомков до сих пор остались, но значительная часть из них лингвистически арабизирована.

В VIII—X веках начинается активное распространение ислама среди курдов, не ставших мусульманами в VII веке. Распространение ислама среди курдов привело к тому, что большая их часть постепенно (в основном насильственно[38]) стали мусульманами.

Территория, контролируемая в X—XI веках курдской династией Марванидов[39][40][41][42][43][43][41][44][33].

В 990 году династия Марванидов взяло контроль над значительными территориями нынешней Турции и Ираком. По свидетельству Ибн Хальдуна, основатель династии Бад аль-Курди в начале своей деятельности был всего лишь предводителем разбойничьей шайки, промышлявшей грабежом в провинции Мосул. Затем стал совершать набеги на Амед, захватив несколько крепостей на границе Курдистана и Армении. Вскоре Бад сплотил вокруг себя большое количество людей, вступил в Армению и захватил город Эрджиш. Он был союзником Буидов когда они завоевали Мосул (978 г.). Воспользовавшись ослаблением влияния Буидов после смерти эмира Азуд ад-Доуле (ум. 983), он захватил у мосульских Хамданидов Майяфарикин (ныне Сильван) и значительную часть Диярбакыра, в том числе Амед, Нусайбин и другие города северной части Месопотамии.

В XII веке формируется шарфадин (езидизм)[45], которую основал Ади ибн Мусафир. Суфийский тарикат проповедовал её среди центральнокурдских племен. Шейх Ади после обучения в Багдаде основал собственный орден под названием «адавийя» («адабийа»), упоминаемый в средневековых арабских источниках как «акрад адавийя» («курды адавийя»). Окончательно религия сформировалась спустя несколько сотен лет, включив в себя элементы христианства, зороастризма и иудаизма. В XIV веке религией Бохтана стал езидизм, откуда он позднее стал распространяться в соседние от него регионы[46].

После того как султан Османской империи Селим I победил персидского шаха Исмаила I в 1514 году и аннексировал Западную Армению и Курдистан, он доверил управление новыми территориями историку Идрису, который был курдом из Битлиса. Идрис разделил земли на санджаки и управлял ими на основании старинных обычаев. При нём курды заселили территории между Ереваном и Эрзрумом, которые пустовали после набегов Тамерлана. Важную роль в регионе играл курдский клан Янпулатов[47]. В 1606 году Али Паша Янпулат поднял восстание, которое получило большую поддержку от герцога Тосканы Фердинанда I[48]. Восставшим удалось взять под контроль земли от Хамы до Адана, однако затем оно было подавлено турецкими силами. Сам Али Паша был прощён и назначен наместником провинции Темешвар в Венгрии. Он был казнён в Белграде в 1610 году[49]. Особую враждебность османские власти испытывали к курдам-езидам. В 1640 году турки под руководством Фирари Мустафа Паши напали на курдов у горы Синджар. Произошла большая битва, которая окончилась поражением курдов[50].

Гипотезы происхождения курдов

Существуют различные гипотезы происхождения курдов. Версию о происхождении современных курдов от населявших Северную Месопотамию и Иранское плато куртиев подтверждают также античные источники (др.-греч. Κύρτιοι, лат. Cyrtii)[28]. В частности, сообщается о племени куртиев, издревле обитавших в Персии. Куртии населяли горные области стыка Персии и Атропатены Мидийской[51], а также Армянское нагорье и Курдистан, Прикаспийские области и Иранский Азербайджан[52] и были скотоводческим и разбойничьим племенем[31]. Согласно В. Минорскому, во времена древнеперсидской монархии курды, по-видимому, входили в состав провинции Армения, где они жили в области Кордуена[53].

Гипотеза о том, что протокурдские племена имели мидийское происхождение, основывается на арабских источниках, где подтверждается, что по причине давления Арабского халифата племенам курдани пришлось мигрировать с территории исторического Малого Марастана /Мидии/ (позже Атрпатакана) в южные провинции Армянского нагорья, откуда и произошел этнос нынешнего курдского народа. Однако никакие исторические источники не предполагают, что предки протокурдских племён могут иметь генеалогическую связь с парфянами, хотя многие учёные полагают, что корни парфянских предковых скифских племен (сакского происхождения) начинается из первого скифского Асканазского/Ишкуза/царства, основанного в Восточном Закавказье, который был северо-западной сосед исторической Малой Мидии.

Историк XVII века Закарий Канакерци сообщал, что «Мары, то есть курды, (живущие) по ту сторону горы Масис, объединились и вздумали двинуться на долину Шарура…»[54].

Аракел Даврижеци (XVII в.) под «Страной маров» (также и персы Курдистан знали как Марастан) подразумевал Курдистан, а в «племенах маров» видел, соответственно, курдов[55]. По словам К. Хачатурова, «мар» — древнепарсийская форма названия «мидянин». Хотя у армян также встречается наименование «мидянин», но употребительнее приведённая форма «мар» или иначе «мараци». Далее автор, основываясь на «Истории Армении» М. Хоренского пишет об Астиаге (Аждахаке) как царе курдов[56]. На страницах (142 «а», «б») старинной армянской рукописи под № 1495, хранящейся в институте древних рукописей («Матенадаран») Армении, армянский географ подчёркивает, что мидийцы — те же самые курды. Согласно источнику, «жители той страны курды, (которые) называются мидийцами»[40]. В другом армянском источнике содержится сообщение о посещении 19 мая 1426 г. курдами церкви Цпн: «народ мидийцев, которые называются курдами, пришли на заре…»[40].

Писатель Раффи, перечисляя крупные курдские племена мукри, такури, миланцы, айдаранли, шави, джалали, раванд, бильбас, мамекали, артоши, шикак, архи и общину езидов, пишет, что «они все мало отличались друг от друга своим характером и обычаями, говорили они все на различных диалектах мидийского языка»[57]. Российский языковед армянского происхождения Александр Макарович Худобашев, опираясь на высокий авторитет других армянских историков (Чамчьян, «История Армении»; Индиджян, «Географическое описание всей земли армянской и её жителей»), пишет, что «курды произошли от мидян, известных между армянами под общим названием Марк. Курдами они называются потому, что, во времена существования древнего Армянского царства, жили в той части Армении, которая называлась тогда Кордрик или Корд, а ныне называется Курдистаном»[58]. В этом произведении сообщается, что Абдулла-паша перед началом штурма Ереванской крепости «послал за помощью к марам (курдам), которые… прислали 35 тысяч воинов…»[59].

Востоковед Владимир Минорский писал, что курды — одни из самых древних жителей Востока, и вероятнее всего, одни из прямых наследников мидян[60]. Русский этнограф и кавказовед германского происхождения Евгений Густавович Вейденбаум (1845—1918) подмечал: «курды известны с древнейших времён, как обитатели Мидии — нынешнего Курдистана».

Рассматривается и то, что курды возникли на основе хурритов, ассимилированных мидийцами и унаследовавших видоизменённый мидийский язык, но с добавлением некоторых хурритских слов. В пользу этой гипотезы, как считалось ранее, говорило наличие в курдском языке эргативной конструкции, свойственной также хурритскому языку, но не свойственной ни фарси, ни другим индоевропейским языкам, однако по современным данным, эргативная конструкция в курдском языке — позднее явление. Во всяком случае, очертания территории проживания курдов (Курдистан) почти совпадают с территорией древних хурритских царств. Французский лингвист Арно Фруне, американский лингвист Аллан Р. Бомхард, и ряд других авторов, изучавших хурритский язык, относят этот язык к индоевропейской языковой семье и считают его далёким предком курдского языка. Само слово «курды» они возводят к названию «хурриты» (хурриты, куриты, курты). Хурритско-кутийское влияние сохранилось в топонимах Курдистана, 75 % названий курдских племен (бухти, тиракан, базайни, бакран, манд), 60 % названий городов, рек и озёр (Мардин, Зивия, Динавар, Барзан) имеют хурритское происхождение[61].

По другой теории, этноним имеет сирийское происхождение от наименования парфян. Игорь Дьяконов подмечает, что область «Парфия… была не более чем «окраиной» Мидии; ряд областей, впоследствии парфянских (например, Хоарена, Комисенм), были чисто мидийскими»[62]. Профессор Михаил Трофимович Качевский (1775—1842) в статье «О курдах турецких и персидских»[63] указывает: «курды — потомки древних парфян, расселившиеся по Ассирии и Месопотамии», «на сирийском языке парфяне назывались керад — словом, которое после трансформировалось в курды».

Согласно исследованиям Д. Н. Маккензи, курдский вместе с белуджским из всех северо-западных иранских языков обнаруживают наибольшую близость к юго-западным языкам (персидскому и его ближайшим родственникам)[64]. По данной теории, эта близость отражает существование персо-курдско-белуджского единства в центральном Иране (Мидии), при этом протокурды изначально населили гористые земли Луристана к западу от Исфахана[65]. Существующие в горах Загроса переходные говоры между южнокурдским и луро-бахтиарскими диалектами могут считаться «мостом» между курдским и персидским языками[66].

Этническая структура и язык

Субэтносы

  • Заза — субэтническая группа курдов, проживающая в восточной части Турции. Представители говорят на диалекте зазаки. Не отличаются по религии и быту от остальных курдов[67];
    • Некоторые авторы считают заза отдельной от курдов этнической группой. Такая точка зрения поощряется властями Турции как соответствующая политике «разделяй и властвуй»[68].

Группы другого происхождения, но сильно интегрированные в курдскую общность:

  • Лахлухи — курдские иудеи, жившие до 1950-ых годах в центральном Курдистане. Потом почти все переселились в Израиль;
    • В настоящее время численность оценивается до 300 000 тыс. человек. Из-за долгого проживания среди курдов, были значительно курдизированы.

Родоплеменное деление

Портрет вождя курдского племени Джаф[en]. Около 1914 года.

Курды имеют развитое родоплеменное деление (схожая с делением белуджей, луров и пуштунов), представляя собой совокупность многочисленных племён, называемых вслед за своими эпонимами[71]. Племенная принадлежность до сих пор очень важна в социальных отношениях в традиционном курдском обществе[28]. Но некоторые курдские семьи уже забыли свою племенную принадлежность, особенно это встречается в Турции. Курдских племен насчитывается более тысячи, самым крупным является племя «Джаф» (Jaf) — более четырёх миллионов представителей. Также есть и малые племена, информация о которых мало известна и передаётся устно поколениями.

Курдский персоязычный историк XVI века Шараф-хан Бидлиси писал, что курдов можно условно разделить на четыре ответвления (племенные объединения), чья разновидность языка и быт различаются:

Стоит отметить, что все эти группы произошли от одного корня, но были разделены по каким-либо причинам. Например, луры в далеком прошлом перешли на среднеперсидский язык, потеряв свой локальный курдский. В настоящее время их уже обычно не включают в состав курдов. По мнению Майкла М. Гюнтера луры отличаются от остальных курдов уже более тысячи лет, добавляя, что Шараф Хан Бидлиси упомянул две лурских династии среди пяти курдских династий, которые в прошлом пользовались королевской властью или высшей формой суверенитета[72]. Шарафхан посвящает главу своей книги 1597 года правителям лур, считая их курдами[73]. На язык курдского племени калхор сильно повлиял новоперсидский язык, как и на остальные южные диалекты курдского языка, носители которых подверглись персидской ассимиляцией. Калхори (вместе с лаки, файли и другими более мелкими племенами) составляют сильно дифференцированную южнокурдскую языковую общность, объединяющуюся с горани и смыкающуюся с лурами на юге. Южные курды населяют иранские останы Керманшах и Илам, а также прилегающие районы на востоке Ирака.

Курмандж — основное надплеменное самоназвание большинства курдов — центральных и северных, включая курдов-заза. По сути оно аналогично термину «курд». Тем не менее, в научной литературе термином «курмандж» обычно обозначают только курдов, говорящих на северном диалекте, а за «центральных» курдов (курд. Kurmancî Xwarû «южные курманджи»), населяющих районы Эрбиля, Сулеймании и Иранского Курдистана с прилегающими областями, закрепилось название сорани, в честь бывшего курдского эмирата Соран[74]. Носители зазаки часто называют себя с диалектным произношением — kırmanc и kırd.

Язык

Курдский язык (курдск. کوردی, Kurdî) — диалектный континуум, на котором говорят курды[75]. Курдский язык имеет государственный статус в Ираке наряду с арабским и в автономном регионе Курдистан. Также признан в Иране региональным языком, а в Армении — языком меньшинства. Кроме этого, главный язык в Автономной администрации северной и восточной Сирии (Рожава или Западный Курдистан).

Курды говорят на родственных идиомах, внутренняя группировка которых однозначно не определена. По словам Маккензи, существует несколько лингвистических особенностей, которые являются общими для всех курдских диалектов и которые в то же время не встречаются в других иранских языках[76].

Таким образом, современная курдская диалектология выглядит следующим образом:

Большинство курдов является билингвами и владеет основным языком государства проживания: турецким, арабским, персидским и другими. Тюркизированные и арабизированные курды почти или совсем не говорят по-курдски.

Генетические исследования

Генетический анализ показывает, что курдский народ тесно связан с азербайджанским, армянским, грузинским и еврейским народами, имеющими некоторых общих предков в северной части Ближневосточного региона[77].

Гаплогруппы

ДНК данные курдов из трёх стран (Турция, Ирак и Иран) показывают такие результаты[78]:

  • Y-хромосомные гаплогруппы турецких курдов: J2-M172=19,9 %, F*-M89=14,3 %, R1a1-M17=12,4 %, R1-M173=11,2 %, J1-M267=11,2 %, P-M45=10 %, T-M70=4,8 %, E1b1b1a-M78=4 %, E1b1b1c-M123=4 %, G-M201=2 %;
  • Y-хромосомные гаплогруппы иракских курдов: J2=28,4 %, R1b=16,8 %, I=16,8 %, R1a=11,6 %, J1=11,6 %, E1b1b=7,4 %, G=4,2 %, T=3,2 %;
  • Y-хромосомные гаплогруппы иранских курдов: C=4,0 %, E=12,0 %, G=8,0 %, H1=0 %, I=4,0 %, J=60,0 %, L=8,0 %, Q=0 %, R1a1=0 %, R1b=0 %, R2a=4,0 %, T1=0 %;

Антропологический состав

Бабушка и внучка наблюдают за празднованием Новруза в деревне Бесаран в провинции Курдистан, Иран
Турецкий политик Лейла Зана

Курды нередко имеют светлые глаза и волосы, что объясняется их эндогамией и проживанием в горах, как и у памирцев и афганцев[79].

Расселение

Большинство курдов расселено в регионе Курдистана. Около трёх миллионов курдов проживает в странах Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины.

В XIX веке численность курдов в мире составляла более 3,300,000 человек, в том числе:

Итого: 3,334,949 человек. Помимо этого, несколько тысяч проживали в других странах.

В Турции

Самый большой массив курдской этнической территории занимает юго-восток и восток Турции в районе озера Ван и города Диярбакыра. Отдельные курдские поселения разбросаны также по всей Анатолии, крупные курдские диаспоры сосредоточены в больших городах на западе страны. Экспертные оценки говорят о 20—23 % населения страны[3], что может составлять до 16—20 млн человек. В это число включаются северные курды-курманджи — основное курдское население Турции, и курды-заза (говорящие на зазаки) — около 1,5 млн человек, а также значительная доля тюркоязычных курдских племён, перешедших на турецкий язык — свыше 6 млн человек[80].

В Иране

В Иране курды населяют останы Илам и Керманшах (южные курды из подгрупп: калхор, файл, лак, кордал и горан), Курдистан (сорани) и Западный Азербайджан (сорани и курманджи), а также прилегающие к ним районы останов Хамадан и Зенджан. Курдские поселения также разбросаны почти во всех остальных останах Ирана. Особенно большой район компактного расселения курдов (преимущественно курманджи) расположен в остане Северный Хорасан, куда шах Аббас I в XVII в. расселял воинственные курдские племена для обороны Хорасана от туркменов и Хивинского ханства. Всего в Иране насчитывается около 5,5 млн курдов[81].

Происходившие в монархическом Иране интеграционные процессы отразились и на характере межнациональных отношений в Южном Курдистане. До свержения шахского режима определённое сближение населявших страну национальностей гарантировала политика иранского национализма. Она была нацелена на разрушение традиционных форм общественных отношений; на формирование социальной структуры и хозяйства, свойственных капиталистическому обществу; распространение общеиранских форм культуры; внедрение персидского языка во все сферы жизни и т. д. При этом игнорировались национально-культурные запросы неперсидских народов страны. Социально-политическая и экономическая неудовлетворенность иранских курдов, ущемление их национально-государственного статуса и иные причины порождали претензии к властным структурам, представителям доминирующего этноса (персоязычным иранцам), с которыми связывались этнокультурные последствия интеграционных процессов. Между тем использование военных и репрессивных институтов позволяло шахскому режиму в целом сохранять определённый баланс межнациональных отношений[82].

В Ираке

В Ираке с юга на север живут: южные курды с горани, сорани (в районе Киркука и Сулеймании) и носители курманджи (в районе Мосула), населяющих восточные и северо-восточные районы страны. Лишь часть этнической территории иракских курдов включена в автономное образование Иракский Курдистан со столицей в Эрбиле. Всего в Ираке проживает более 5,6 млн курдов[83].

Ирано-иракская война, которая могла бы дать курдам возможность воспользоваться условиями, созданными в связи с поглощенностью двух стран Залива борьбой друг с другом, только обострила напряженность между основными курдскими группами[84].

В Сирии

В северной Сирии по старым оценкам этнического населения проживало около 1,5 млн курдов[85], преимущественно носители курманджи. Курдское меньшинство Сирии составляет примерно 15 % населения. Сирийские курды компактно проживают в городах Камышлы, Кобани, Амудэ, Деррика, Африн, Хемко.

В России и странах СНГ

Орловский А. О. «Вождь курдов». 1819 г.
Аделе-ханум[en] встречается с представителями британских властей, 1919 г.
М. Микешин. Слева направо: два курда-чертопоклонника (езиды), кабардинец, чеченец и курд-магометанин из окрестностей Вана. 1876 г.

После вхождения в состав Российской империи Грузии (1801 год), а также Гянджинского, Карабахского и Шекинского ханств часть курдов стала российскими подданными. Отдельные их семьи и родоплеменные группы оказались в российском Закавказье также после русско-персидских войн (1804—1813, 1826—1828 гг.). Это были либо жители тех селений, которые, согласно условиям Гюлистанского (1813 год) и Туркманчайского (1828 год) договоров, вошли в подданство России, либо переселенцы, бежавшие в Азербайджан (частично — в Армению) от притеснений иранских и турецких властей и в поисках лучших пастбищ.

К концу XIX века из Турции и Ирана курды массово переселялись в Закавказье из-за неурожаев и голода.

В 1937 году курды Армении и Азербайджана, а в 1944 году — курды Грузии были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. В 1989—1990-х годах курды из Средней Азии, Казахстана, Закавказья мигрировали в Россию (в отдельные районы Краснодарского и Ставропольского краёв, Ростовской области, Адыгеи).

Среди стран бывшего СССР курды проживают в Азербайджане[86], Армении[87], Грузии[88], Туркменистане, Казахстане и Киргизии.

В России, по переписи 2010 года, проживает 23,2 тыс. собственно курдов. Езидов, которые учитывались отдельно, — 40,6 тыс.

Субъект федерации Численность курдов в 2010 г. (человек[11])
Краснодарский край 5899
Адыгея 4528
Саратовская область 2851
Ставропольский край 1790
Орловская область 1358
показаны субъекты c численностью курдов более 1000 человек

В Адыгее курды компактно проживают в сёлах Еленовское, Преображенское и Садовое Красногвардейского района, где поселились в конце 1980—1990-х годах беженцы из зоны Карабахского конфликта и переселенцы из других регионов Закавказья, а также из Средней Азии[89].

Религия

Большинство курдов (около ⅔ или ¾) являются мусульманами-суннитами, придерживающиеся преимущественно шафиитского мазхаба[90]. Почти все курманджи-говорящие курды придерживаются суннизма. Некоторые курды исповедуют двунадесятнический шиизм, в основном в городах Керманшах, Хамадан и Биджар в Иранском Курдистане и Адыяман в Турецком Курдистане[91]. Согласно статистическим данным, около 20 % иранских курдов исповедуют шиизм[92]. Одно из шиитских течений — алевизм — исповедуется курдами Турции — прежде всего, курдами-заза. Ядро другого шиитского направления ислама Ахл-е Хакк («люди истины») составляют горани и южные курды. Наиболее своеобразной курдоязычной конфессиональной группой являются езиды, исповедующие синкретическую религию, ведущую происхождение от учения шейха Ади (XII век).

Часть курдов исповедует христианство. Курды-христиане проживают в странах СНГ, Европы и Америки, есть общины в Северном и Западном Курдистане. Несколько тысяч курдов придерживаются религии бахаи[93].

Курдское национальное движение

Курдские бойцы в Сирии

Географическое положение курдских районов в Турции, Сирии, Иране и Ираке является важным фактором в определении «жизнеспособности» и силы курдских политических организаций, противостоящих центральным правительствам этих стран. Курдская проблема расселения демонстрирует, как географический фактор отрицательно влияет на этническое движение в зоне большого соперничества за власть и межрегиональных конфликтов. Можно предположить, что в ближайшем будущем решение курдской проблемы невозможно, но некоторая степень курдской автономии возможна в рамках подлинных федеральных систем этих государств[94].

Использование курдского языка в турецких СМИ было запрещено. Курдский алфавит был сформирован английскими, российскими и французскими учёными в последнем столетии. Однако под давлением мирового общественного мнения, постепенной демократизации страны и в результате снижения активности РПК Турецкая Республика начала поэтапно смягчать запреты в области использования курдского языка. С января 2009 года Турция запустила в эфир регулярные круглосуточные телепередачи на курдском языке[95].

Курдский вопрос является одним из ключевых при обсуждении дальнейшей евроинтеграции Турции. Европа требует большей регионализации и автономизации курдов, а также соблюдения их прав в соответствии с европейскими стандартами[источник не указан 842 дня].

История показывает, что курдские проблемы, как правило, возникали из-за попытки лишить этот народ, сильно привязанный к своим собственным традициям, их культурной и племенной автономии. С другой стороны, возникают сомнения, что создание автономии сможет способствовать практическому решению проблемы курдов[96].

К настоящему времени иракским курдам удалось добиться автономии в составе Ирака, иракский Курдистан представляет собой уникальную модель разрешения курдского вопроса в рамках одной страны. Турецкие курды в 2013 году сменили тактику вооруженной борьбы на политический диалог с правительством Турции, однако затем конфликт возобновился. Сирийские курды во время гражданской войны в Сирии предприняли попытку создания своей автономии. Иранские курды стремятся выстроить конструктивный диалог с руководством своей страны[97].

Литература

  • Курды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Мела Махмуд Баязиди Нравы и обычаи курдов. Пер., предисл. и примеч. М. Б. Руденко. — М.: ИВЛ, 1963
  • Карцов В. А. Заметки о курдах. — Тифлис: тип. канц. Главнонач. гр. ч. на Кавказе, 1896. — [1], 48 с., 1 л. карт.
  • Минорский В. Ф. История курдов
  • Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X—XI веков. — М., 1963
  • Мосаки Н. З. Турецкая образовательная политика и ассимиляционные процессы у курдов // Этнографическое обозрение. — № 5. — 2012. — C. 87—124.
  • Абдулла Оджалан В защиту народа. — М., 2007. — 528 с.
  • Руденко М. Б. Отражение некоторых древних обрядов и представлений в современном курдском обрядовом фольклоре. — ПП и ПИКНВ. х. 1974
  • Курды // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Dominian L. The Peoples of Northern and Central Asiatic Turkey / Leon Dominian // Bulletin of the American Geographical Society. Vol.-47. N.-11. — 1915. p832 — 868.
  • George S. Ethnic Conflict and the Kurds /George S. Annals of the American Academy of Political and Social Science // Ethni Conflict in the World Today.: Sep.-1977, p. 112—132.
  • Entessar N. The Kurdish Mosaic of Discord / Nader Entessar // Third World Quarterly, Vol.- 11, N.- 4, Ethnicity in World Politics — Oct.1989, pp. 83-100. (англ.)
  • Elphinston W. G. The Kurdish Question / W. G. Elphinston // International Affairs (Royal Institute of International Affairs 1944-), Vol.- 22, No.- 1 — Jan., 1946. pp. 91-103. (англ.)
  • Entessar N. The Kurds in Post-Revolutionary Iran and Iraq / Nader Entessar // Third World Quarterly, Vol.- 6, No.- 4 — Oct., 1984, pp. 911—933. (англ.)

Ссылки

Примечания

  1. Konda Poll
  2. CIA World Factbook Архивная копия от 20 сентября 2017 на Wayback Machine: 18% Kurds out of 81,6 million total population (2014 est.) — 14,7 млн.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Beverley Milton-Edwards, «Contemporary politics in the Middle East» Polity, 2006. pg 231: "They form a population in all four states, making 23 percent in Turkey, 23 percent in Iraq, 10 percent in Iran and 8 percent in Syria (Mcdowell, 2003, p 3-4)
  4. Volume 2. Dabbagh – Kuwait University. — Iran, page 1111–1112. // Encyclopedia of Modern Middle East & North Africa. Second Edition. Volume 1 — 4. Editor in Chief: Philip Mattar. Associate Editors: Charles E. Butterworth, Neil Caplan, Michael R. Fischbach, Eric Hooglund, Laurie King–Irani, John Ruedy. Farmington Hills: Gale, 2004, 2936 pages. ISBN 9780028657691
  5. The World Factbook - Iran. Дата обращения: 21 апреля 2008. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  6. UNPO — Iranian Kurdistan. Дата обращения: 31 августа 2010. Архивировано 23 октября 2014 года.
  7. Estimate based on 15 % to 20 % of 26,783,383: World Factbook
  8. Syria. Дата обращения: 31 августа 2010. Архивировано 13 июня 2015 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 The Kurdish Diaspora. Дата обращения: 31 августа 2010. Архивировано 7 июля 2015 года.
  10. The Kurdish Diaspora (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 марта 2010. Архивировано 23 марта 2010 года.
  11. 11,0 11,1 Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам. Архивная копия от 13 мая 2020 на Wayback Machine: см. Архивная копия от 18 октября 2012 на Wayback Machine
  12. The Kurdish Diaspora. Дата обращения: 15 декабря 2020. Архивировано 3 апреля 2019 года.
  13. Kurdish culture and society: an … — Google Books. Дата обращения: 2 октября 2017. Архивировано 24 апреля 2015 года.
  14. Чернин В. Этническая карта Израиля: история, проблемы и перспективы развития.
  15. The Kurdish population. Kurdish Institute of Paris (12 января 2017). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 18 марта 2020 года.
  16. World Factbook. — Online. — Langley, Virginia : US Central Intelligence Agency, 2015. Архивная копия от 10 мая 2013 на Wayback Machine A rough estimate in this edition has populations of 14.3 million in Turkey, 8.2 million in Iran, about 5.6 to 7.4 million in Iraq, and less than 2 million in Syria, which adds up to approximately 28–30 million Kurds in Kurdistan or adjacient regions. CIA estimates are на ноябрь 8 года – Turkey: Kurdish 18%, of 81.6 million; Iran: Kurd 10%, of 81.82 million; Iraq: Kurdish 15%-20%, of 37.01 million, Syria: Kurds, Armenians, and other 9.7%, of 17.01 million.
  17. О. И. Жигалина; О. В. Русанова. Курды. bigenc.ru. Дата обращения: 5 февраля 2022. Архивировано 24 июня 2019 года.
  18. О. И. Жигалина. КУРДИСТА́Н. bigenc.ru. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 15 июня 2022 года.
  19. КУРДИСТАН. w.histrf.ru. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 7 ноября 2021 года.
  20. The Kurdish population (англ.). www.institutkurde.org. Дата обращения: 1 апреля 2021. Архивировано 18 марта 2020 года.
  21. Расим МУСАБЕКОВ. Становление независимого азербайджанского государства и этнические меньшинства (недоступная ссылка). sakharov-center.ru. Дата обращения: 5 января 2013. Архивировано 2 марта 2012 года.
  22. Юнусов А. С. Ислам в Азербайджане. — Баку: Заман, 2004. — С. 370—372.
  23. Лятиф Маммад. Об этнониме «Kурд». kurdist.ru (27.03.2011).
  24. Aziz Mamoyan. ЭТНОНИМ КУРД И ТОПОНИМ КУ // site Kurdistan Today. — 2018-01-01.
  25. Курды. Легенда Востока / Коллектив авторов. — Санкт-петербург: Газпром нефть, 2020. — С. 7. — 456 с. Архивная копия от 9 ноября 2021 на Wayback Machine
  26. В.Ф. Минорский. Курды. — 1915. — С. 3.
  27. Robert H.Hewsen. Armenian Van/Vaspurakan / Richard G. Hovannisian. — Mazda Publishers, 2000. — С. 22.

    The entire concatenation of mountains between the principalities of Andzevatsik and Sunik appears to have been heavily, if not entirely, Median in ethnic complexion, as indeed it was Kurdish before World War I. As noted, one of its districts was called Mardastan (land of the Medes), while another was called Bun Mardastan or Mardutsayk (habitat of the Medes). Here, too, lay the towns of Marakan (Median place) and, to the north, Maravan (Mede-town). If the Medes (the Mars or Mards as the Armenian called them) were indeed ancestors, even in part, of the modern Kurds, then a case can be made for describing the ancient population of this area as proto-Kurdish.

  28. 28,0 28,1 28,2 G. Asatrian, Prolegomena to the Study of the Kurds, Iran and the Caucasus, Vol.13, pp.1-58, 2009
  29. Schmitt, Rüdiger CYRTIANS (недоступная ссылка). Center for Iranian Studies, Encyclopædia Iranica. New York: Columbia University. Дата обращения: 9 мая 2009. Архивировано 18 ноября 2007 года.  (недоступная ссылка с 03-04-2011 [4771 день])
  30. История Ирана / М.С.Иванов. — М.: МГУ, 1977. — С. 46.

    Из иранских племен-номадов в античных источниках наиболее часто упоминаются марды и киртин («кюртии»), засвидетельствованные в горах Иранского Азербайджана и Прикаспия, на Армянском нагорье, в Курдистане, на юге Загроса.

  31. 31,0 31,1 Strabo 11.13.3
  32. В.Ф. Минорский. Ирак:история,народ, культура. История курдов. — Евролинц, 2002.

    В древне-персидской монархии курды не упоминаются отдельно: по-видимому, они входили в состав провинции Армения. Греческие географы начала нашей эры (Страбон, Птолемей и т. д.) хорошо знали область Кордуэну (Гордиэну), один из городов которой Пинака теперь отождествляют с нынешним местечком Финик на р. Тигре. С этой Кордуной отчасти могла совпадать и упоминавшаяся выше Кортчея армянских аршакидов, которая от Салмаса тянулась через южный Хеккяри и далее на запад к Бохтану. Как многообразны были судьбы этих мест, покажет следующий сухой конспект, заимствованный мною у Шармуа: юго-восточная часть центрального Курдистана подчинялась последовательно армянской династии Хайкан, зависевшей от ахеменидов; Александру Великому; армянским аршакидам; Александру, сыну Марка Антония и Клеопатры, аршакидам-воссалам то парфян, то Рима; сасанидам Ардеширу и Шапуру; римским императорам от Галерия до Иовиана; вновь сасанидам;.византийскому императору Феодосию; армянским аршакидам, зависевшим от сасанидов; опять византийцам; наконец, первым арабским завоевателям; армянским князьям Арцруни, бывшим арабскими вассалами, и первой самостоятельной курдской династии Мерванидов, процарствовавшей с 990 до 1096 г. Вслед за тем пошел опять целый ряд восточных завоевателей: в XI в. явились сельджуки, потом курдам пришлось бороться против монголов: сперва в XIII в. против Хулагу-Хана, а потом около 400 г. против Тамерлана, которому один раз пришлось в Курдистане (под Амадией) очень плохо.

  33. 33,0 33,1 Kurds. The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition. 2001-07. Дата обращения: 31 января 2006. Архивировано 18 октября 2006 года.
  34. A.D. Lee, The Role of Hostages in Roman Diplomacy with Sasanian Persia, Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, Vol. 40, No. 3 (1991), pp. 366—374 (see p.371)
  35. Коллектив авторов. Курды. Легенда Востока. — Санкт-петербург: Газпром нефть, 2020. — С. 13. — 456 с. Архивная копия от 9 ноября 2021 на Wayback Machine
  36. Аршак Погосович Поладян. Курды в VII-X веках (по арабским источникам) (рус.). — 1984.
  37. Курды. Легенда Востока / Коллектив авторов. — Санкт-петербург: Газпром нефть, 2020. — С. 14—15. — 456 с. Архивная копия от 9 ноября 2021 на Wayback Machine
  38. Шакро Мгои. Исламские экстремисты в современном Курдистане. /kurdist.ru (10.02.2008). Дата обращения: 9 июля 2022. Архивировано 11 января 2022 года.
  39. Encyclopedia of the Peoples of Africa and the Middle East "In the West were the Marwanids, based at Diyarbakr.."
  40. 40,0 40,1 40,2 Махмудов Н.Х. Курдский народ (на арм. яз.). — Ереван, 1959. — С. 20, 21.
  41. 41,0 41,1 Jwaideh, Wadie (2006). The Kurdish National Movement: Its Origins and Development. Syracuse University Press. p. 15. ISBN 9780815630937.
  42. "Nusaybin". İslam Ansiklopedisi. 33. Türk Diyanet Vakfı. 2007. pp. 269–270.
  43. 43,0 43,1 Tekin, Rahimi (2000). Ahlat tarihi. Osmanlı Araştırmaları Vakfı. p. 35. ISBN 9789757268307.
  44. az, Arafat (2020). "Mervânî Devleti'nin Kurucusu Bâd b. Dostık". Turkish Studies (in Turkish). 15 (2): 724-726.
  45. Езиды: история сообщества, культуры и религии. eziin.org. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 7 ноября 2021 года.
  46. Nelida Fuccaro, The other Kurds: Yazidis in colonial Iraq, 256 pp., Palgrave Macmillan, 1999. (см. стр.10)
  47. Heghnar Zeitlian Watenpaugh, The Image Of An Ottoman City: Imperial Architecture And Urban Experience In Aleppo In The 16th And 17th Centuries, BRILL, 2004, ISBN 9789004124547, p.123
  48. Bruce Masters, The Arabs of the Ottoman Empire, 1516—1918: A Social and Cultural History, Cambridge University Press, 2013, ISBN 1-107-06779-0, p.38
  49. Caroline Finkel, Osman’s Dream: The History of the Ottoman Empire, Basic Books, 2007, ISBN 978-0-465-00850-6, p.179
  50. Evliya Çelebi, The Intimate Life of an Ottoman Statesman: Melek Ahmed Pasha (1588—1662), Translated by Robert Dankoff, 304 pp., SUNY Press, 1991, ISBN 0-7914-0640-7, pp.169-171
  51. Schmitt, Rüdiger CYRTIANS (недоступная ссылка). Center for Iranian Studies, Encyclopædia Iranica. New York: Columbia University. Дата обращения: 9 мая 2009. Архивировано 18 ноября 2007 года.  (недоступная ссылка с 03-04-2011 [4771 день])
  52. История Ирана / М.С.Иванов. — М.: МГУ, 1977. — С. 46.

    Из иранских племен-номадов в античных источниках наиболее часто упоминаются марды и киртин («кюртии»), засвидетельствованные в горах Иранского Азербайджана и Прикаспия, на Армянском нагорье, в Курдистане, на юге Загроса.

  53. В.Ф. Минорский. Ирак:история,народ, культура. История курдов. — Евролинц, 2002.

    В древне-персидской монархии курды не упоминаются отдельно: по-видимому, они входили в состав провинции Армения. Греческие географы начала нашей эры (Страбон, Птолемей и т. д.) хорошо знали область Кордуэну (Гордиэну), один из городов которой Пинака теперь отождествляют с нынешним местечком Финик на р. Тигре. С этой Кордуной отчасти могла совпадать и упоминавшаяся выше Кортчея армянских аршакидов, которая от Салмаса тянулась через южный Хеккяри и далее на запад к Бохтану. Как многообразны были судьбы этих мест, покажет следующий сухой конспект, заимствованный мною у Шармуа: юго-восточная часть центрального Курдистана подчинялась последовательно армянской династии Хайкан, зависевшей от ахеменидов; Александру Великому; армянским аршакидам; Александру, сыну Марка Антония и Клеопатры, аршакидам-воссалам то парфян, то Рима; сасанидам Ардеширу и Шапуру; римским императорам от Галерия до Иовиана; вновь сасанидам;.византийскому императору Феодосию; армянским аршакидам, зависевшим от сасанидов; опять византийцам; наконец, первым арабским завоевателям; армянским князьям Арцруни, бывшим арабскими вассалами, и первой самостоятельной курдской династии Мерванидов, процарствовавшей с 990 до 1096 г. Вслед за тем пошел опять целый ряд восточных завоевателей: в XI в. явились сельджуки, потом курдам пришлось бороться против монголов: сперва в XIII в. против Хулагу-Хана, а потом около 400 г. против Тамерлана, которому один раз пришлось в Курдистане (под Амадией) очень плохо.

  54. Закария Канакерци. Хроника. — Москва, 1969. — С. 82.
  55. Аракел Даврижеци. Книга историй. — Москва, 1973. — С. Прим. 3, 4.
  56. Хачатуров К. Курды, черты их характера. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.. — Вып. 20. — Тифлис, 1894. — С. 65.
  57. Раффи (Акоп Мелик-Акопян). . — Ереван, 1986. — С. 148.
  58. Худобашев А. М. Обозрение Армении, в географическом, историческом и литературном отношении.. — Тип. 2. — СПб.: Отд. собств. е. и. в. канцелярии, 1859. — С. 67—68.
  59. Армянская анонимная хроника 1722–1736 гг. Баку, 1988. С. 13. — Баку, 1988. — С. 13.
  60. Минорский В. Ф. Курды. — Москва, 1915. — С. 3.
  61. Теймураз Васильевич Авдоев. Историко-теософский-аспект-езидизма. — 2011. — С. 320. — 3 с.
  62. Дьяконов И. М. История Мидии. — М.Л., 1956. — С. 357, сноска 1.
  63. Качевский М.Т. О курдах турецких и персидских. — Вестник Европы, ч. 159, № 8.. — 1828.
  64. D. N. MacKenzie, "The Origins of Kurdish, " Transactions of the Philological Society, 1961b, pp. 68-86.
  65. Professor Garnik Asatrian (Yerevan University) (2009). Published in 2009, Iran and the Caucasus, 13, pp.1-58. Архивная копия от 24 июля 2011 на Wayback Machine
  66. Ludwig Paul. KURDISH LANGUAGE i. HISTORY OF THE KURDISH LANGUAGE (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2010. Архивировано 13 августа 2011 года.
  67. В. Минорский. Курды. — Петроград, 1915. — С. 4—5.

    В Харпутском вилаете следует отметить сплоченное население округа Дерсим, лежащего в междуречье, образуемом обоими истоками Ефрата, где курды раз в 8 превышают остальное население (Линч). Курды эти говорят, однако, на наречии заза и используют особую религию, в виду чего замечалась некоторая тенденция к выделению их из ряда остальных курдов. Лично я думаю, что это не совсем правильно, так как все они параллельно говорят и на общекурдском языке, по быту сливаются с курдами, а религия их али-аллахийство, к которому принадлежат и другие племена.

  68. Michael M. Gunter. Historical Dictionary of the Kurds. — The Scarecrow Press, Inc., 2011. — С. 85—86.

    DIMILI.This is a more polite term for the Kurdish dialect (some would even call it a language) also known by the more popular, but somewhat derogatory, term Zaza (literally "stutterer, " for the frequency of the z sound in the speech). Dimili is spoken in the northwestern provinces of Turkey (in particular the former Dersim, now Tunceli) by both Alevi and Sunni Kurds and also by Alevi Turks. Dimili is related to the Kurdish dialect Gurani spoken in some of the southeastern Kurdish areas in Iran and neighboring areas in Iraq. Dimili and Gurani are probably older Kurdish dialects, but most Kurds now speak Kurmanji or Sorani. The term Dimili is possibly associated with the Dailamites, who were a people from the Alburz Mountains just south of the Caspian Sea and probably precursors of some of today’s Kurds. Some would consider the Dimili to be a separate ethnic group from the Kurds. Turkish authorities certainly encourage such a view as a divide-and-rule tactic. Dimili are more frequently known as sedentary farmers than are most other Kurds. There may be some three to four million Dimili at the present time.

  69. Езидизм. Взгляд изнутри. Часть II. kurdist.ru (10 апреля 2010). Дата обращения: 9 июля 2022. Архивировано 14 марта 2022 года.
  70. Езиды / Руденко М. Б. // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).
  71. Перечень некоторых курдских племён по регионам см. на iranica.com: Pierre Oberling. KURDISH TRIBES Архивная копия от 10 августа 2011 на Wayback Machine
  72. Gunter, Michael M. Historical Dictionary of the Kurds. — 2nd. — Scarecrow Press, 2011. — P. 203. — ISBN 978-0810867512. Архивная копия от 9 января 2022 на Wayback Machine
  73. Sharaf Khān, Bidlīsī. The Sharafnama, Or, The History of the Kurdish Nation, 1597. — Mazda, 2005. — P. 44–85. — ISBN 1568590741. Архивная копия от 9 января 2022 на Wayback Machine
  74. З. А. Юсупова. КУ́РДСКИЙ ЯЗЫ́К. bigenc.ru. Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 7 марта 2022 года.
  75. Yarshater, Ehsan, ed. (2008), Kurdish language I. History of the Kurdish language, Encyclopædia Iranica, London and New York: Routledge, <http://www.iranicaonline.org/articles/kurdish-language-i>. Проверено 28 августа 2013..  Архивная копия от 17 ноября 2011 на Wayback Machine
  76. «Kurdish Nationalism and Competing Ethnic Loyalties», Original English version of: «Nationalisme kurde et ethnicités intra-kurdes», Peuples Méditerranéens no. 68-69 (1994), 11-37. Excerpt: «This view was criticised by the linguist D. N. MacKenzie, according to whom there are but few linguistic features that all Kurdish dialects have in common and that are not at the same time found in other Iranian languages.»
  77. khazaria, Kurdish Genetics: Abstracts and Summaries Kurdish Genetics: Abstracts and Summaries. Дата обращения: 30 августа 2012. Архивировано 15 октября 2012 года.

    Genetic analysis has shown that the Kurdish people are closely related to the Azeri, Armenian, Georgian, and Jewish peoples, descending from some common ancestors in the northern Near East region.

  78. Admin. ДНК данные курдов.. historic.forum2x2.ru (12 февраля 2016). Дата обращения: 2 декабря 2021. Архивировано 28 марта 2022 года.
  79. Алексеев В. П. Антропологические аспекты индоиранской проблемы. // Историческая антропология и этногенез. — Москва, 1989. — С. 340.
  80. Kurd, Turkish-Speaking in Turkey (англ.). Joshua Project. Дата обращения: 10 октября 2017. Архивировано 5 июля 2018 года.
  81. Joshua Project — Ethnic People Groups of Iran. Дата обращения: 31 марта 2009. Архивировано 13 ноября 2012 года.
  82. Жигалина О. И. «Иранский Курдистан: от конфликта к диалогу». Сборник «Ближний Восток и современность». Выпуск 15. М., ИИИиБВ, 2002. Стр. 352.
  83. Joshua Project — Ethnic People Groups of Iraq. Дата обращения: 31 марта 2009. Архивировано 11 декабря 2013 года.
  84. Entessar N. The Kurds in Post-Revolutionary Iran and Iraq // Third World Quarterly, Vol. 6, No. 4 (Oct., 1984), p. 931
  85. Joshua Project — Ethnic People Groups of Syria. Дата обращения: 31 марта 2009. Архивировано 21 ноября 2013 года.
  86. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. Дата обращения: 31 марта 2009. Архивировано 12 июля 2011 года.
  87. Figures of Yerevan city / Armenian Statistical Service of Republic of Armenia. Дата обращения: 31 марта 2009. Архивировано 15 февраля 2009 года.
  88. INTERNET AG — Frankfurt — Germany — Server + Hosting, Firewall, Loadbalancer, VPN, Domains, Leased Lines, SDSL , Managed Services, Rechenzentrum, data center (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 марта 2009. Архивировано 31 августа 2006 года.
  89. Российская газета: «Каждый десятый курд, поселившийся в Красногвардейском районе, не имеет гражданства» 29 февраля 2008 г. Архивная копия от 7 мая 2008 на Wayback Machine
  90. van Bruinessen M. Religious Diversity in Kurdistan // Mullas, Sufis and Heretics: The Role of Religion in Kurdish Society : Collected Articles. — Isis Press, 2000. — P. 15. — 322 p. — ISBN 9789754281620.
  91. Vasudevan H. S. , Prakash Sh., Alam M. The Global Politics of the Iraq Crisis and India's Options. — Aakar Books, 2004. — P. 152—153. — 336 p. — ISBN 9788187879312.
  92. Ahmed M. A., Gunter M. M. The Kurdish Question and the 2003 Iraqi War. — Mazda, 2005. — P. 199. — 285 p. — (Kurdish studies series). — ISBN 9781568591766.
  93. kurdistanica Архивная копия от 27 февраля 2021 на Wayback Machine Religion in Kurdistan
  94. Entessar N. The Kurdish Mosaic of Discord // Third World Quarterly, Vol. 11, No. 4, Ethnicity in World Politics (Oct., 1989), p. 98.
  95. Türkisches Staatsfernsehen sendet auf kurdisch (нем.)
  96. Elphinston W. G.The Kurdish Question // International Affairs (Royal Institute of International Affairs 1944-), Vol. 22, No.1 (Jan., 1946), p. 103
  97. Современное состояние курдского вопроса на Ближнем Востоке