Кордуенское царство
Историческое государство | |
Кордуенское царство | |
---|---|
Столица | Пинака |
Крупнейшие города | Пинака, Сарейса, Саталка, Джизре, Безабде, Нисибис, Амади, Заху и Бет-Забдаи |
Язык(и) | древнеиранский, позже старокурдский, армянский |
Религия | хурритская мифология, зороастризм и христианство |
Площадь | 30 000 км² |
Население | ок. 200 тыс. |
Форма правления | монархия |
Династия | Аке, Забдикене |
Кордуе́нское ца́рство (др.-греч. Κορδυηνή, арм. Կորճայք, ивр. קרטיגיני[1]), также Кордуе́на[2] — античное государство в Верхней Месопотамии[3]. Кордуена была независимой c 189 по 90 года до н.э., долгое время являлось спорной территорией между Парфией, Римом и Великой Арменией, с 60 года до н.э. — в составе Римской империи[4].
Царство было в основном с ираноязычным населением[5][6], а в области Корчайк присутствовал также диалект армянского языка[7]. Позже на этих территориях был распространен язык курдов[8].
Этимология
В сирийских источниках он упоминается как «Бет-Карду» и описывается как небольшое вассальное государство между Арменией и Парфянской империей в горной местности к югу от озера Ван в современной Турции[9][10][11][12]. Согласно Страбону, гордеи получили свое название от Гордиса, сына Триптолема, который помогал в поисках Ио, а затем поселился в районе Гордеи во Фригии[13].
Кордуена (Кордуэна, Кордиена, Кордиэна), Гордуена (Гордуэна, Гордиена, Гордиэна) и Корду (Горду, Корди, Горди) — равносильные названия, обозначающие одно государство и один исторический регион.
В 1897 году Ф. Андреас выдвинул теорию, что в области Корчайк в древности жили куртии и производит название местности от их имени (благодаря трансформации курти—>корти—>корчи; korchayk или korchek, по арм. — корчейцы, т.е. куртии). Эту теорию поддержал в 1877 году К. Патканов, считавший Корчайк родовой областью курдов[14] и Н. Адонц[15]. Г. Хьюбшман и поддержавший его Р. Хьюсен считают версию Ф. Андреаса о происхождении названия области от «Курд-айк» маловероятной[16][17]. Согласно иранисту Гарнику Асатряну, название области восходит к наименованию воинственного народа куртиев (kyrtii), которые населяли провинцию Корчайк исторической Армении[8].
Позже название «Корчайк» распространилось на более западные области вплоть до реки Тигр и включила области Кордуены. Находилась в составе Великой Армении около 250 лет[18]. В царствование в Армении Аршакидов Гордиена-Кордуэна-Корчайк была разделена на 11 гаваров (округов) и управлялась особым военачальником (бдешхом).
Кордрик находился в области Корчайк, на юге от которой лежала Ассирия, на севере — Армения, а на востоке — Мокк. Древнее название Кордрика было Томорик (Томирик). Также историки указывали на местность под названием «Тимар», отделявшую округ Бергри и Махмудиэ (Хошаб) и граничившую с Эрджишем в северо–восточной части Ванского озера[19].
Первоначально курды на исторической арене появляются под этнонимом «мад», «мар». Этот этноним мы видим и в нынешнем самоназвании курдов — «курманджи-кур-ма/н/д-ж»[20]. Тморик находился к востоку от горы Джуди[21]. Этноним «Тморик» буквально переводиться как «марская» в смысле «земля маров»[22]. Марами (т.е. мидянами), армяне называют курдов до 19 века. Впоследствии, тморик свое новое название «Кордрик» — «Кордуена (Гордиена)» получила благодаря кардухам во время отступления 10-тысячного отряда греческих наемников, которое описал в своем труде под названием «Анабасис» участник похода Ксенофонт в 441 г. до н.э[23].
По словам русского ученого О. В. Вильчевского:
«…говорившие на одном из местных языков и населявшие горную область, известную затем под названием Гордиены (у Страбона) или Кордик (у армянских авторов); этот этнический термин рядом ученых обычно сближается с названием нынешних курдов, а сами кардухи считаются предками курдов».
История
Кордуенское царство возникло как независимое из-за упадка государства Селевкидов и входило в состав Римской империи на протяжении большей части своей истории[24][4].
В армянских источниках называлась «Кордук». В этих записях, в отличие от греческих, жители Кордука уписывались как люди, которые были верны армянскому правлению, а правители царства представлены как представители армянской знати. Кордуенский князь служил советником армянского царя и помогал защищать южные границы Армении. Кроме того, возможно, что в Кордуке было раннее присутствие Армянской апостольской церкви[25].
Кордуена традиционно отождествляется с местом высадки в мифологии о Всемирном потопе. В таргумиме место высадки Ноя после потопа обозначено как «Кадрон» или «Карду»[26][27]. Джейкоб Нойзнер идентифицирует местонахождение таргумима с Кордуеной. Согласно Аггадахе, Ной приземлился в Кордуене. В начале 3-го века до н.э. писатель Бероссус также придерживался такого же мнения[28]. Джосефус привел свидетельство Беросса в качестве доказательства того, что Всемирный потоп не был мифом, а также упомянул, что остатки ковчега все еще были видны в районе Каррон идентично Кордуене. В Нашиме, третьем ордене Талмуда, рав Нахман бар Джейкоб разрешил обращение в свою веру курдов из Кордуены[29].
И Фраат III, и Тигран Великий претендовали на эту землю. Однако он был завоеван римскими войсками под командованием Помпея. Местное население (называемое кордиенами) не защищало армянское владычество, так как, согласно Плутарху, Тигран разрушил их родные города и вынудил их бежать в Тигранакерт[30]. В 69 году до нашей эры, Зарбиенус (царь Кордуены), тайно планировал восстание против Тиграна. Он вел переговоры с Аппиусом Клаидиусом о римской помощи. Однако план был раскрыт, и он был убит Тиграном. После этого Лукулл воздвиг памятник Зарбиенусу, а затем захватил Кордуену[31]. Он принял участие в похоронах Зарбиенуса, предложил царские одежды, золото и трофеи (взятые у Тиграна) и назвал его своим товарищем и союзником римлян[32].
После успеха Помпея в покорении Армении и части Понта, а также римского наступления через Евфрат, Фраат стремился заключить перемирие с римлянами. Однако Помпей презирал его и требовал вернуть территорию Кордуены. Он отправил послов, но, не получив ответа, послал Афраниуса на территорию и занял ее без боя. Парфяне, которые были найдены во владении, были изгнаны за границу и преследовались даже до Хаулера в Адиабене[33]. Согласно надписи, посвященной храму Венеры, Помпей защищал вновь приобретенную территорию Кордуены.
Тигран сохранил Кордуену и Нисибис, которые Помпей отнял у парфян[34]. Кордиена принадлежала Урарту около 200 лет, а Армении — около 250 лет[35].
«В то время как парфянская династия была ослаблена династическими распрями, Тигран расширил свою власть, аннексировав Софену и подчинив Кордуену своему князю[36]»
Весной 360 года Шапур II организовал кампанию по захвату города Сингара (современный Шенгал, находящийся к северо-западу от Мосула, Южный Курдистан). Город пал после нескольких дней осады. Из Сингары Шапур направил свой марш почти на север и, оставив Нисибис без охраны слева от себя, приступил к нападению на сильный форт, безразлично известный как Пинака (Фениха) или Безабде. Это была позиция на восточном берегу Тигра, недалеко от того места, где эта река выходит из гор и выходит на равнину; хотя и не на этом месте, ее можно считать представителем современного Джизре (юго-востоке современной Турции, Северный Курдистан), который командует перевалами из низменности в курдские горы. Он очень ценился Римом, был укреплен местами двойной стеной и охранялся тремя легионами и большим отрядом курдских лучников. Шапур послал знамя перемирия, чтобы потребовать капитуляции, присоединившись к гонцам некоторых высокопоставленных пленных, взятых в Сингаре, чтобы враг не открыл огонь по его посланцам. Операция удалась, но гарнизон оказался стойким и решительным сопротивляться до последнего.
В 363 году был подписан договор, по которому Иовиан уступил Сасанидам пять провинций за Евфратом, включая Кордуена и Арзанена, а также города Нисибис и Сингара. После этого договора греки, жившие в этих землях, эмигрировали из-за преследований христиан со стороны Шапура и зороастрийцев.
Королевство было епископским престолом по крайней мере с 424 года н.э.
Принадлежность
Принадлежность в разные годы[4]:
- В составе Персии (595–331 гг. до н.э.);
- В составе империи Александра Македонского (331–301 гг. до н.э.);
- В составе государства Селевкидов (301–189 гг. до н.э.);
- Независимое царство (189–90 гг. до н.э.);
- В составе Армении (90–66 гг. до н.э.);
- В составе Римской империи (66 г. до н.э.–37 г. н.э.);
- В составе Парфянской империи (37–47 г. н.э.);
- В составе Римской империи (47–252 г. н.э.);
- В составе Сасанидской империи (252–287 г. н.э.);
- В составе Римской империи (287–384 г. н.э.);
- В составе Армении (384–428 гг. до н.э.);
- В составе Сасанидской империи (428–653 г. н.э.);
География
Согласно греческому историку и географу Страбону, регион Кордуена (Кордейские горы) был распложен в горах между Диярбакыром и Мушем[37]. Он записал его основные города как Сарейса, Саталка и Пинака (к северо-западу от Безабде). По его словам, жители имели репутацию мастеров-строителей и экспертов в строительстве, и по этой причине Тигран использовал их в таких работах; он также отмечает страну за ее запасы нафты[38]. Аммиан Марцеллин посетил этот регион во время дипломатического визита эретрийцев (изгнанные и депортированные персами в Месопотамию, поселившиеся в районе Кордиены)[39][40].
Согласно Британской энциклопедии 1911 года, Кордуена — древнее название региона Бохтан (ныне провинция Ширнак, Северный Курдистан)[9].
Кордуенскими районами в армянский период были:
- Кордук;
- Кордик Неркин;
- Кордик Верин;
- Кордик Миджин;
- Тшаук;
- Айтванк;
- Ворсиранк (или Орсиранк);
- Айгарк;
- Мотоланк;
- Картуник;
- Албаг;
Население
Население состояло из кардухов (корди, кордиени, корду), которые по многим источникам являются предками современных курдов[41][42]. Царство было документировано как плодородный горный район, богатый пастбищами. Известно, что жители поклонялись хурритскому богу неба Тешуб. Племена кардухов были известны как воинственные и неукротимые горцы, не подчиняющиеся персидскому царю и постоянно устраивающие набеги на соседей-армян. Они также упоминаются в 520 году до н.э. в трудах древнегреческого историка Гекатея Милетского, как группа племен, именуемых вместе «корди»[4].
«В 401 году до нашей эры кардухи населяли горы, находящиеся к северу от реки Тигр и жили в хорошо обеспеченных деревнях. Они были врагами персидского царя, как и греческие наемники Ксенофонта, но их реакция на тысячи вооруженных и отчаявшихся незнакомцев была враждебной. У них не было тяжелых войск, которые могли бы противостоять закаленным в боях гоплитам, но они использовали длинные луки и пращи по сути, и для греков «семь дней, проведенных в путешествии по стране Кордуена, были одной долгой непрерывной битвой, которая стоила им больше страданий, чем все их беды от рук царя (Персии) и Тиссаферна вместе взяты».
Согласно многим источникам, современные курды — и есть потомки жителей Кордуены, а сама область является древним лексическим эквивалентом слова Курдистан (Кордэстан)[43][44].
Еврейские источники прослеживают происхождение народа Кордуены до брака джиннов царя Соломона с 500 красивыми еврейскими женщинами[45][46][47][48][49].
При описании племени кадусиев Майкл Морони собрал следующие сведения: в конце Парфянского периода этот немногочисленный ираноязычный народ жил в горах Синджара, в пятом веке они были еще язычниками, в начале шестого века враждовали с арабами, во время правления Кавада (Qubad) атаковали город Нисибии, а в 578 году в армии сасанидов были кадишайе-христиане. [50] А также в Месопотамии Митридатом было организовано три вассальных княжества. Адиабена и Гордуэна (племена кадухи, или кадусии) стали самостоятельны в момент общего ослабления власти Селевкидов.[51]
Язык
Предполагается, что кардухи (курды), жившие недалеко от границ Ассирии и Мидии, в современном Курдистане, говорили на древнеиранском языке. Также вероятно, что в начале нашей эры началось формирование курдского языка.
Список правителей
Намураби
Правитель королевства Кордуена, правящий до Зарбиенуса.
Зарбиенус
В ранней середине 1-го века до н.э. королем Кордуены был Зарбиенус.
Он сделал предложение Аппиусу Клаудиусу, когда он находился в Антиохии, желая сбросить иго Тиграна. Он был предан и убит вместе с женой и детьми еще до того, как римляне вошли в Армению. Когда Лукуллус прибыл, он отпраздновал свои погребальные обряды с большой помпой, собственно ручно поджег погребальную кучу и приказал воздвигнуть ему роскошный памятник.
Манисарус
Период ок. 115 года н.э. Он взял под свой контроль части Армении и Месопотамии во времена Траяна. Парфянский царь Осрос объявил ему войну, в результате которой Манисарус перешел на сторону римлян.
Джовиниян
Также называемый Джон или же Жон. Правил после Манисаруса. Засвидетельствован только в одной из армянских работ 5-го века. Возможно, что его имя было армянской транслитерацией одного из римских имен.
Ловинианус
Засвидетельствован в 359 году н.э. римским солдатом и историком Аммианом Марцеллином (умер между 391-400 годами)[52].
Примечания
- ↑ Urbach, Efraim Elimelech. The Sages, Their Concepts and Beliefs / translated from the Hebrew by Israel Abrahams. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979. — P. 552. — 1089 p. — ISBN 9652233196.
- ↑ Произносится независимо от написания (Кордуена/Кордуэна) одинаково — [кардуэна].
- ↑ Страбон. География. XI, 12, 4
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Коллектив авторов. Курды. Легенда Востока / Коллектив авторов. — СПб.: Газпром нефть, 2020. — С. 13. — 456 с. — ISBN 9780369404503. Архивная копия от 9 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ M. Chahin, Before the Greeks, p. 109, James Clarke & Co., 1996, ISBN 0-7188-2950-6.......The Medes were the ancestors of Xenophon’s Carduchi and the modem Kurds.
- ↑ James Cowles Prichard. History of the Asiatic nations. 3d ed. 1844. — London: Sherwood, Gilbert, and Piper, 1844.— С. 564. — 631 с. .....The Kurdish is a Persian dialect , and probably the old Carduchi spoke the Persian language.
- ↑ J. A. C. Greppin, A. A. Khachaturyan. Handbook of Armenian Dialectology. Caravan Books, 1986. стр. 9Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]Thus the 8-th century author Stephan Siunetsi makes an attempt to group those dialects with which he was familiar: «Further you should know all words of marginal areas of your own language, those of Korcayk, Tayk, Xut, the Fourth Armenia, Sperk, Siwnik and Arcax and not only the central ones and those of royal domain.»
- ↑ 8,0 8,1 Г.С. Асатрян "Этюды по иранской этнологии" (Кавказский центр иранистики, 1998 г. страница 87; всего стр. 117)
- ↑ 9,0 9,1 Chisholm, Hugh, ed. (1911), Persia, Encyclopædia Britannica, vol. 21 (11th ed.), Cambridge University Press, pp. 211–216
- ↑ Птоломей. География V, 13, 22
- ↑ Плутарх. 1, 130[уточнить]
- ↑ Страбон. География. XVI, 1, 8
- ↑ GORDYS, Greek Mythology Index . Дата обращения: 27 марта 2008. Архивировано 18 января 2008 года.
- ↑ Армянская География VII века по Р. Х.. — СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1877. — С. 44.
- ↑ G. Asatrian Prolegomena to the Study of the Kurds. Iran and the Caucasus. Vol 13. 2009. стр. 1-58Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]The ethnic territory of the Cyrtii F. C. Andreas localised within the borders of the Armenian historical province Korcayk‘. The name of this province, as he says, is derived from *korti-ayk‘ (*korti- < *kurti-); the palatalisation of –t-, according to him, is due to the influence of the following –i: *kurti- > *korti- > *kor- (Hartmann, ibid.; also Minorsky 1940: 150). The theory of F. C. Andreas has been adopted also by Nicolas Adonts.
- ↑ Heinrich Hübschmann. Altarmenische Ortsnamen. 1904. стр. 259Оригинальный текст (нем.)[показатьскрыть]{{{2}}}
- ↑ R. Hewsen. The Geography of Ananias of Širak. 1992. стр. 170Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]Hubschmann felt that the derivation of the name from Kurd-Haik, 'Kurdish Armenians', as well as from 'Kurti-aik' going back to the Kyrtioi 'Kurtians' of classical authors, were both false, as they probably are.
- ↑ Robert H.Hewsen. The Geography of Armenia. — 1997. — P. 15.
- ↑ Торось Ахпарь. Путеводитель по Армении. Путевые очерки Архимандрита Гарягина Срвандзтянца. Очерки Васпураканской области. Продолжение.. — Тбилиси: ИКОИРГО., 1889-1891. — С. Т. 10. № 1. С. 16..
- ↑ Исторический ареал сложения курдского этноса. Курдистан — страна курдов (рус.) ?. RiaTaza (30 октября 2021). Дата обращения: 10 сентября 2022.
- ↑ Тер-Гевондян А. Н. Армения и Арабский халифат. — Ереван, 1977. — С. 191.
- ↑ Robert H.Hewsen. Armenian Van/Vaspurakan / Richard G. Hovannisian. — Mazda Publishers, 2000. — С. 22.
The entire concatenation of mountains between the principalities of Andzevatsik and Sunik appears to have been heavily, if not entirely, Median in ethnic complexion, as indeed it was Kurdish before World War I. As noted, one of its districts was called Mardastan (land of the Medes), while another was called Bun Mardastan or Mardutsayk (habitat of the Medes). Here, too, lay the towns of Marakan (Median place) and, to the north, Maravan (Mede-town). If the Medes (the Mars or Mards as the Armenian called them) were indeed ancestors, even in part, of the modern Kurds, then a case can be made for describing the ancient population of this area as proto-Kurdish.
- ↑ Лятиф Маммад. Кордуена — колыбель курдского народа . kurdist.ru (27.12.2010). Дата обращения: 17 апреля 2022. Архивировано 8 марта 2022 года.
- ↑ Theodor Mommsen History of Rome - The Establishment of the Military Monarchy Page 24 . Дата обращения: 9 апреля 2022. Архивировано 3 марта 2016 года.
- ↑ Marciak, Mark, Sophene, Gordyene, and Adiabene: Three Regna Minora of Northern Mesopotamia Between East and West, 2017. [1] Архивная копия от 17 июля 2020 на Wayback Machine pp. 212-214
- ↑ Targum Jonathan Genesis 8:4 . Sefaria.org. Дата обращения: 15 мая 2020. Архивировано 9 апреля 2022 года.
- ↑ Targum Onkelos Genesis 8:4 . Sefaria.org. Дата обращения: 15 мая 2020. Архивировано 10 апреля 2022 года.
- ↑ Bernhard Heller, Ginzberg's Legends of the Jews, The Jewish Quarterly Review, pp.51-66, Center for Advanced Judaic Studies, University of Pennsylvania, 1933, p.57
- ↑ Heinrich Walter Guggenheimer, The Jerusalem Talmud, Halakhah 6, 2004, ISBN 3-11-018291-2, pp.62-63 Архивная копия от 9 апреля 2022 на Wayback Machine
- ↑ The Life of Lucullus, in The Parallel Lives by Plutarch.
- ↑ T. Frank, Two Suggestions on the Text of Cicero, The American Journal of Philology, pp.459-461, 1937.
- ↑ Lives Архивировано 19 мая 2006 года., Chapter 36, Plutarch.
- ↑ G. Gilbert, The List of Names in Acts 2: Roman Propaganda and the Lukan Response, Journal of Biblical Literature, Vol.121, No.3, Autumn 2002, p.514.
- ↑ The Kingdom of Armenia - Page 205 by Mack Chahin
- ↑ The Armenian People from Ancient to Modern Times - Page 15 by Richard G. Hovhannisian
- ↑ The Cambridge Ancient History - Page 238 by John Anthony Crook, Elizabeth Rawson
- ↑ Никитин, Василий. Курды = Les Kurdes : étude sociologique et historique / Пер. с фр. и ред. И. О. Фаризова. — Москва: Прогресс, 1964. — С. 27. — 432 с.
- ↑ LacusCurtius • Strabo's Geography — Book XVI Chapter 1
- ↑ Strabo, Geography, Book XVI, Chapter 1, p.233-235 [2]
- ↑ Ronald Syrme, Anatolica: Studies in Strabo, Oxford University Press, 1995, ISBN 0-19-814943-3, p.30
- ↑ Revue des études arméniennes, vol.21, 1988-1989, p.281, By Société des études armeniennes, Fundação Calouste Gulbenkian, Published by Imprimerie nationale, P. Geuthner, 1989.
- ↑ James Phillips Fletcher. Notes from Nineveh, and Travels in Mesopotamia, Assyria, and Syria. — Lea and Blanchard, 1850. — С. 215. — 440 с. Архивная копия от 12 декабря 2021 на Wayback Machine
- ↑ Kurds. The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition. 2001-07 . Дата обращения: 31 января 2006. Архивировано 18 октября 2006 года.
- ↑ A.D. Lee, The Role of Hostages in Roman Diplomacy with Sasanian Persia, Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, Vol. 40, No. 3 (1991), pp. 366-374 (see p.371)
- ↑ Baron Patrick Balfour Kinross, Within the Taurus: a journey in Asiatic Turkey, 1970, 191 pages, see p. 89
- ↑ George Smith, The Cornhill Magazine, Volume 167, 1954, sp. 228
- ↑ Peter Schäfer, Catherine Hezser, The Talmud Yerushalmi and Graeco-Roman Culture, Volume 3, Mohr Siebeck, 2002 – 486 pages, s p. 80
- ↑ Adolf Büchler, Studies in Jewish history, Oxford University Press, 1956, 279 pages, s p. 84
- ↑ Israel Abrahams, Adolf Büchler, The Foundations of Jewish life: three studies, Arno Press, 1973, 512 pages, s p. 84
- ↑ Michael G. Morony. Iraq after the Muslim conquest. Архивная копия от 2 апреля 2022 на Wayback Machine — New Jersey: Princeton University Press, 2005. — С. 270. — 712 с. — ISBN 9781593333157.
- ↑ Пигулевская Н. В. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Архивная копия от 5 января 2022 на Wayback Machine — Изд-во Ленинградского Университета, 1958. — С. 29. — 389 с.
- ↑ Marciak, 2017, pp. 143, 145, 157, 186, 224, 249–250.
Литература
- Marciak M. Sophene, Gordyene, and Adiabene: Three Regna Minora of Northern Mesopotamia Between East and West (англ.). — BRILL, 2017. — ISBN 9789004350724.