Дельта-4

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дельта IV
Дельта IVСтарт Дельта IV Medium со спутником DSCS III-B6
Общие сведения
Страна  США
Семейство Дельта
Назначение ракета-носитель
Разработчик ULA, Боинг
Изготовитель ULA, Боинг
Основные характеристики
Количество ступеней 2
Длина (с ГЧ) 63—70,7 м
Диаметр 5,1 м
Стартовая масса 249 500733 400 кг
Масса полезной нагрузки
 • на НОО 942028 790 кг[1]
 • на ГПО 440014 220 кг
 • на ГСО 12706750 кг
История запусков
Состояние действующая
Места запуска Канаверал, SLC-37B;
Ванденберг, SLC-6
Число запусков 42
Medium: 3
Medium+ (4,2): 15
Medium+ (5,2): 3
Medium+ (5,4): 8
Heavy: 13
 • успешных 41
Medium: 3
Medium+ (4,2): 15
Medium+ (5,2): 3
Medium+ (5,4): 8
Heavy: 12
 • частично
00неудачных
1 (Heavy)
Первый запуск Medium: 11.03.2003
Medium+ (4,2): 20.11.2002
Medium+ (5,2): 3.04.2012
Medium+ (5,4): 6.12.2009
Heavy: 21.12.2004
Последний запуск 9 апреля 2024 (NROL-70)
Ускоритель (Medium+) — GEM-60[en]
Количество ускорителей Мedium+ (4,2) — 2;
Medium+ (5,Х) — 2 или 4
Маршевый двигатель ТТРД
Тяга 84,3 тс (826,6 кН)
Удельный импульс 275 с
Время работы 90 с
Ускоритель (Heavy) — Дельта IV CBC
Количество ускорителей 2
Маршевый двигатель RS-68A
Тяга 319,9 тс (3137 кН) (ур. моря)
363 тс (3560 кН) (вакуум)
Удельный импульс 360 с (на уровне моря)
412 с (в вакууме)
Время работы 242 с
Горючее Жидкий водород
Окислитель Жидкий кислород
Первая ступень — Дельта IV CBC
Маршевый двигатель RS-68A
Тяга 319,9 тс (3137 кН) (ур. моря)
363 тс (3560 кН) (вакуум)
Удельный импульс 360 с (на уровне моря)
412 с (в вакууме)
Время работы Medium: 245 с
Heavy: 328 c
Горючее Жидкий водород
Окислитель Жидкий кислород
Вторая ступень — DCSS
Маршевый двигатель RL-10B-2
Тяга 11,2 тс (110 кН)
Удельный импульс 462 с
Время работы 850—1125 с
Горючее Жидкий водород
Окислитель Жидкий кислород
Эволюция ракет семейства Дельта.

Де́льта IV (англ. Delta IV) — четвёртое поколение ракеты-носителя семейства «Дельта» компании Boeing. «Дельта IV» была разработана в рамках программы развития одноразовых ракет-носителей (англ. Evolved Expendable Launch Vehicle, EELV[en]) для запуска коммерческих спутников и спутников ВВС США.

«Дельта IV» состоит из двух ступеней и использует криогенные компоненты топлива: жидкий водород и жидкий кислород.

Ракета-носитель используется в пяти версиях: Medium (англ. Medium — средний), Medium+ (4,2), Medium+ (5,2), Medium+ (5,4) и Heavy (англ. Heavy — тяжелый).

22 августа 2019 года состоялся последний запуск ракеты-носителя в средней конфигурации, дальнейшие запуски будут выполнены тяжёлой конфигурацией ракеты.

Из-за высокой стоимости (от 164 до 400 млн $ в зависимости от версии[2]), «Дельта IV» используется в первую очередь для запуска спутников Министерства обороны (DoD) и Национального управления военно-космической разведки США (NRO).

«Дельта IV Хэви», по состоянию на 2016 год, обладала наибольшей выводимой полезной нагрузкой среди всех эксплуатируемых ракет-носителей в мире. В 2015 году стоимость запуска ракеты-носителя «Дельта IV» Хэви составляла около 400 млн. $[3].

Последний пуск ракеты-носителя Дельта-4 был осуществлён в 2024 году.

История

Первый успешный пуск ракеты-носителя со спутником Eutelsat W5[en] был осуществлён в 2002 году.

Ракета-носитель «Дельта IV» пришла на рынок космических запусков в период, когда глобальные возможности по выводу полезной нагрузки на околоземную орбиту были уже гораздо выше спроса. Более того, неопробованный дизайн новой ракеты-носителя привел к сложностям в поиске коммерческих запусков. Также стоимость запуска «Дельта IV» несколько выше, чем у конкурирующих ракет-носителей. В 2003 году компания Boeing отозвала ракету-носитель c коммерческого рынка, ссылаясь на низкий спрос и большие затраты. В 2005 году компания Boeing заявила, что она может вернуть ракету-носитель «Дельта IV» для коммерческого использования[4], однако вплоть до 2016 года все запуски, за исключением первого, были оплачены правительством США.

С 2007 года запуски ракеты-носителя «Дельта IV» осуществляет United Launch Alliance (ULA), совместное предприятие, организованное компаниями Boeing и Lockheed Martin.

В 2015 году компания ULA приняла решение отказаться от всех модификаций «Дельты IV», кроме Heavy уже к 2018 году из-за конкуренции со SpaceX (запуски будут выполнятся ракетой-носителем «Атлас V»), а в дальнейшем предполагается полный вывод из эксплуатации как «Атласа V», так и «Дельты IV», их заменит новая ракета-носитель Vulcan[5], первый запуск которой планируется не ранее IV квартала 2021 года[6]. Однако, как заверил CEO ULA Тори Бруно, полный отказ от ракеты-носителя не может быть произведён раньше, чем правительственные заказчики будут к этому готовы, поскольку некоторые спутники специально сконфигурированы для запуска на «Дельте IV».

Начиная с июля 2015 года и вплоть до вывода ракеты-носителя из эксплуатации, все запускаемые конфигурации ракеты-носителя «Дельта IV» будут использовать улучшенный главный двигатель RS-68A[7].

Конструкция

Первая ступень

Первой ступенью Дельта IV является универсальный ракетный модуль (УРМ, англ. Common Booster Core(s), CBC), общий для всех модификаций ракеты-носителя. Модуль состоит из двигательного отсека, баков для горючего и окислителя (26,3 и 9,4 метра в высоту соответственно), секции между баками и промежуточного адаптера. Главный двигатель устанавливается в нижней несущей части конструкции на четырёхопорную ферму и закрыт коническим термозащитным кожухом, выполненным из композитных материалов, который защищает двигатель от пламени боковых твердотопливных ускорителей. Выше находится бак для горючего, выполненный из алюминия и усиленый изнутри сеточной облицовкой для уменьшения веса. Далее располагается композитный цилиндр, расположенный под баком для окислителя, который также усилен сеточной облицовкой, сверху конструкция заканчивается композитным адаптером, который вмещает в себя двигатель второй ступени и оборудование для расстыковки ступеней. Вдоль всего модуля проходит кабельный туннель для обеспечения электропитанием и связью, а окислитель достигает двигателя через внешний трубопровод, проходящий по внешней стенке бака для горючего. Стенки модуля покрыты изоляционным материалом (твёрдая полиуретановая пена), который препятствует нагреванию топлива и образованию льда на внешней поверхности топливных баков[8].

Полная длина ступени 40,8 м, диаметр — 5,1 м, сухой вес ступени — 26 400 кг. Ступень использует криогенные компоненты топлива, жидкий водород (горючее) и жидкий кислород (окислитель). Вместимость топлива: жидкий водород — 29 500 кг (416 м3), жидкий кислород — 172 500 кг (151 м3). Перед запуском закачиваемый жидкий кислород охлаждается до температуры −185 °C, жидкий водород — до −253 °C[8].

Двигатель RS-68.

Модуль использует один двигатель RS-68 производства фирмы Рокетдайн (Rocketdyne)[1]. Двигатель RS-68 — первый большой ЖРД, который был разработан в США после разработки основного двигателя для космического челнока SSME (англ. Space Shuttle Main Engine, или RS-25) в 1970 годах. Основное назначение RS-68 было сокращение стоимости двигателя по сравнению с SSME. Давление в камере сгорания и удельный импульс, которыми в некоторой степени пришлось пожертвовать, сказались на эффективности двигателя, однако, время разработки, стоимость комплектующих, общая стоимость и количество необходимого рабочего времени были значительно сокращены по сравнению с SSME, несмотря на гораздо больший размер RS-68.

Тяга двигателя на уровне моря составляет 2950 кН, в вакууме — 3370 кН. Удельный импульс в вакууме — 409 с[8].

В 2012 году впервые был использован модифицированный двигатель RS-68A. Модификация турбонагнетателя, а также обеспечение лучшего смешивания и сгорания элементов топлива, позволили повысить тягу нового двигателя до 3137 кН на уровне моря и до 3560 кН в вакууме. Удельный импульс вырос до 412 с[1][8]. С июня 2015 года двигатель RS-68A используется на всех модификациях Дельта IV[7].

Как правило, двигатель форсируется до 102 % тяги в течение первых нескольких минут полёта, затем дросселируется до 58 % тяги вплоть до момента отключения[9]. При запуске ракеты-носителя в модификации Heavy, двигатель центрального модуля дросселируется до уровня 58 % номинальной тяги примерно через 50 секунд после запуска, в то время как боковые ускорители остаются на 102 % тяги. Это позволяет сохранить топливо центрального модуля CBC и использовать его дольше. После отделения боковых ускорителей, центральный форсируется до 102 % и затем переводится на 58 % тяги незадолго до отключения[10].

Номинальное время работы двигателя первой ступени составляет 245 секунд для модификаций Medium и 328 cекунд для модификации Heavy[1].

Ускорители

На модификациях Дельта IV Medium+ используются твердотопливные ускорители GEM-60[en] компании Orbital ATK (бывшая Alliant Techsystems, ATK), с топливом на основе HTPB. Длина ускорителя с носовым обтекателем — 15,2 м, диаметр — 1,5 м, стартовая масса — 33 638 кг. Каждый ускоритель обеспечивает тягу 826,6 кН на уровне моря с удельным импульсом 275 с. Время горения — 91 секунда[1][11].

Для модификации Дельта IV Heavy используются 2 универсальных ракетных модуля CBC, закреплённые по бокам центрального модуля CBC первой ступени. На верхнем конце ускорителей устанавливаются конические обтекатели из композитных материалов. Боковые ускорители работают в течение 242 секунд, после чего отсоединяются от центрального модуля с помощью пироболтов и пружинных толкателей[1][8].

Вторая ступень

Четырёхметровая вторая ступень.
Пятиметровая вторая ступень.

Вторая ступень Дельта IV (англ. Delta Cryogenic Second Stage, DCSS) была выполнена на основе верхней ступени ракеты-носителя Дельта III, но с повышенной вместимостью топлива. В 4-метровом варианте второй ступени топливные баки вытянуты в длину, в 5-метровом варианте бак для кислорода дополнительно удлинён на 0,5 м, а бак для жидкого водорода увеличен в диаметре до 5 метров. Вынесенный отдельно бак для жидкого кислорода имеет диаметр 3,2 м в обеих версиях второй ступени[1].

Четырёхметровая вторая ступень (используется для модификаций Medium и Medium+ (4,2)) имеет длину 12,2 м, сухой вес — 2850 кг и вмещает 20 410 кг компонентов топлива. Максимальное время работы двигателя составляет 850 секунд[1][8].

Пятиметровая вторая ступень (используется для Medium+ (5,2), Medium+ (5,4) и Heavy) имеет длину 13,7 м, сухой вес — 3490 кг и вмещает в себя 27 200 кг топлива. Время работы двигателя может достигать 1125 секунд[1][8].

На обоих вариантах второй ступени используется двигатель RL-10B-2 компании Pratt & Whitney, отличается выдвижным углеродным сопловым насадком для увеличения удельного импульса. Тяга двигателя в вакууме составляет 110 кН, удельный импульс — 465 с[1].

Для управления положением второй ступени в фазе свободного полёта используются 12 маленьких гидразиновых двигателей MR-106D с тягой 21 и 41 Н[8].

Промежуточный адаптер между ступенями различается в зависимости от модификации ракеты-носителя. Для версий Medium и Medium+ (4,2) используется конический адаптер для соединения с четырёхметровой второй ступень. Для Medium+ (5,2), Medium+ (5,4) и Heavy используется цилиндрический адаптер для соединения с пятиметровой второй ступенью.

Расстыковка ступеней осуществляется с помощью пироболтов и пружинных толкателей[8].

Головной обтекатель

Для версий Medium и Medium+ (4,2) используется композитные обтекатель диаметром 4 метра, длиной 11,75 м и весом около 2800 кг, немного удлинённая версия обтекателя, ранее используемого на ракете-носителе Дельта III[8].

Для Medium+ (5,2), Medium+ (5,4) используется композитный обтекатель диаметром 5 м и длиной 14,3 м.

Для Дельта IV Heavy используется композитный обтекатель диаметром 5 м и длиной 19,1 м, а также может использоваться алюминиевый обтекатель длиной 19,8 метров, который раньше использовался на ракете-носителе Titan IV[1].

Бортовые системы

Система управления RIFCA (англ. Redundant Inertial Flight Control Assembly) компании L-3 Communications, используемая на ракете-носителе Дельта IV, схожа с системой управления ракеты Дельта-2 с некоторыми отличиями в программном обеспечении. Отличительной особенностью RIFCA является лазерный гироскоп, снабженный шестью кольцами с акселерометрами, который обеспечивает более высокую степень надежности[12].

Варианты ракеты-носителя

Дельта IV Medium является основой всех остальных вариантов компоновки. Включает в себя один универсальный ракетный модуль (CBC), четырёхметровую вторую ступень и четырёхметровый обтекатель. Высота ракеты-носителя составляет 62,5 м. Стартовая масса — 249,5 т.

Дельта IV Medium+ (4,2) близка к варианту Medium, но использует два твердотопливных ускорителя. Стартовая масса ракеты-носителя — 292,7 т.

Дельта IV Medium+ (5,2) использует пятиметровую вторую ступень, пятиметровый головной обтекатель и два твердотопливных ускорителя. Высота ракеты-носителя составляет 65,9 м.

Дельта IV Medium+ (5,4) соответствует Medium+ (5,2), но использует четыре твердотопливных ускорителя вместо двух. Стартовая масса ракеты-носителя — 404,6 т.

В Дельта IV Heavy вместо твердотопливных ускорителей используются два дополнительных универсальных ракетных модуля CBC, присоединенные по бокам центрального модуля, пятиметровая вторая ступень и удлинённый пятиметровый головной обтекатель[13]. Возможно также использование модифицированного алюминиевого обтекателя от ракеты-носителя Титан IV (впервые использовался при запуске спутника DSP-23)[14]. Высота ракеты-носителя составляет 70,7 м. Стартовая масса — 733,4 т.

В ходе разработки ракеты-носителя рассматривалась возможность создания малого её варианта (Дельта IV Small). Она должна была иметь вторую ступень ракеты-носителя Дельта-2 с возможностью использования третьей ступени и головной обтекатель от Дельты-2, установленные на универсальном ракетном модуле первой ступени[15]. Проект малого варианта РН был отклонен в 1999 г[16][17]. Возможно, это объясняется тем, что ракета-носитель Дельта-2 имеет близкие параметры по полезной нагрузке.

Таблица обозначения версий

Все показатели полезной нагрузки указаны с учётом использования двигателя RS-68A.

Версия Обтекатель Ускорители ПН на НОО* ПН на ГПО** ПН на ГСО*** Число
запусков
Medium 4 м 9 420 кг 4 440 кг 1 270 кг 3
Medium+ (4,2) 4 м 2 ТТУ 13 140 кг 6 390 кг 2 320 кг 15
Medium+ (5,2) 5 м 2 ТТУ 11 470 кг 5 490 кг 2 250 кг 3
Medium+ (5,4) 5 м 4 ТТУ 14 140 кг 7 300 кг 3 120 кг 8
Heavy 5 м 2 УРМ 28 790 кг 14 220 кг 6 750 кг 12

(*) НОО — 200 × 200 км, наклонение 28,7°
(**) ГПО — 35 786 × 185 км, наклонение 27°
(***) ГСО — 35 786 × 35 786 км, наклонение 0°

Сборка ракеты-носителя

Дельта IV Heavy внутри передвижной башни обслуживания (MST).

Ракета-носитель Дельта IV собирается по схеме, которая по утверждению компании Boeing сокращает стоимость и дорогое пребывание ракеты на стартовой площадке. Блоки первой ступени производятся на фабрике в Декейтере (Алабама). После этого они транспортируются по воде до необходимой стартовой площадки, где перевозятся в ангар горизонтальной сборки (Horizontal Integration Facility) для сборки со второй ступенью, которая также проделывает основной путь по воде. Также в ангаре собираются вместе три блока CBC для ракеты-ноcителя Дельта IV Heavy.

После того как выполнено множество проверок, ракета-носитель с помощью мобильной башни перемещается горизонтально к стартовому столу, где устанавливается вертикально установщиком внутри передвижной башни обслуживания (Mobile Service Tower). На этом этапе присоединяются твердотопливные ускорители GEM-60[en], если в них есть необходимость. После дополнительных проверок, полезная нагрузка, закрытая в головном обтекателе, транспортируется из ангара горизонтальной сборки к стартовой площадке и с помощью крана мобильной башни присоединяется к ракете-носителю. После этого ракета-носитель готова к запуску[18].

Стартовые площадки

Запуски ракеты-носителя Дельта IV производятся с двух стартовых площадок:

  • на восточном побережье США со стартового комплекса SLC-37B на мысе Канаверал;
  • на западном побережье со стартового комплекса SLC-6 на базе Ванденберг, где осуществляются запуски на полярную орбиту и орбиты с большим наклонением.

Планы развития

До принятия решения об отказе от ракеты возможное будущее развитие ракет-носителей семейства Дельта IV включало в себя добавление дополнительных боковых твердотопливных ускорителей для повышения показателей полезной нагрузки, использование двигателей первой и второй ступеней с большей тягой, применение более легких материалов и увеличение числа унифицированных блоков CBC до шести штук. Эти модификации могли увеличить массу доставляемого на опорную орбиту груза до 60-100 тонн[13].

NASA первоначально имело планы по использованию ракеты-носителя Дельта IV Heavy для одноразового пилотируемого корабля CEV (англ. Crew Exploration Vehicle) в программе Созвездие, который предполагается использовать вместо космического челнока. Но с изменением CEV от концепций планера с крыльями или несущего крыла к концепции спускаемой капсулы (Орион) и с переходом на ракету-носитель на основе твердотопливного ускорителя челнока (см. Арес I), единственный компонент, который будет заимствован от Дельта IV будет водородно/кислородный двигатель RS-68 (см. Арес V).

Программа модернизации ракеты-носителя Дельта IV Heavy, нацеленная на использование более эффективных двигателей RS-68A, была рассчитана на период до 2011 года. Первый полет с новыми двигателями был выполнен 29 июня 2012[19]. Результатом стало 13 % увеличение выводимой полезной нагрузки на ГПО. Новый двигатель RS-68A также планируется использовать на всех модификациях ракеты-носителя Дельта IV к 2015 году, обеспечиваемая им тяга 106 % должна привести к 7-11 % увеличению полезной нагрузки, выводимой на ГПО. Большая тяга, возможно, потребует структурных изменений, и использование двигателей при текущих 102 % тяги обеспечит меньшее улучшение показателей, но потребует меньше модификаций.

Другое возможное обновление семейства ракеты-носителя Дельта IV состояло в создании новых вариантов путём добавления дополнительных твердотопливных ускорителей. Одна такая модификация, Medium+ (4,4), могла бы использовать четыре ускорителя GEM-60, что теоретически обеспечило бы полезную нагрузку на ГПО 7 500 кг и 14 800 кг на низкой опорной орбите. Данный вариант являлся наиболее простым для реализации и возможен в пределах 36 месяцев от первого заказа. Две другие версии, Medium+ (5,6) и Medium+ (5,8), можно получить добавлением двух и четырёх твердотопливных ускорителей GEM-60 соответственно к модификации Medium+ (5,4). Это должно существенно увеличить массу полезной нагрузки до 9 200 кг на ГПО для Medium+ (5,8), но потребует значительной модификации в виде дополнительных точек крепления на первой ступени и изменений, направленных на учёт увеличенных нагрузок на конструкцию во время полета. Скорее всего, это потребует также изменений стартовой площадки и инфраструктуры. Версии Medium+ (5,6) и Medium+ (5,8) могут быть доступны в пределах 48 месяцев со времени первого заказа[20].

Запуски ракеты-носителя Дельта IV

Запуск «Дельта IV Хэви» с космическим кораблём «Орион».

21 декабря 2004 года была впервые запущена ракета-носитель «Дельта IV Хэви» c массогабаритным макетом полезной нагрузки, после существенных задержек из-за плохой погоды. По причине кавитации в топливопроводах, датчики зарегистрировали исчерпание топлива. Двигатели боковых ускорителей и позже двигатель первой ступени были отключены преждевременно, хотя топлива оставалось достаточно для продолжения горения согласно плану полёта. Вторая ступень попыталась скомпенсировать недоработку первой ступени и боковых ускорителей до тех пор, пока не завершилось топливо. Этот полёт был пробным запуском со следующей полезной нагрузкой:

  • DemoSat — 6 020 кг; алюминиевый цилиндр, заполненный 60 прутьями из латуни, который предполагалось вывести на ГСО, однако из-за сбоя датчиков, спутник не достиг планируемой орбиты.
  • NanoSat-2 — выводимый на низкую околоземную орбиту, представлял собой два очень маленьких спутника «Спарки» (24 кг) и «Ральфи» (21 кг). С учётом недостаточного времени работы первых ступеней, наиболее вероятно, что они не достигли стабильной орбиты[21][22].

5 декабря 2014 года, в рамках тестовой миссии EFT-1, состоялся запуск ракеты-носителя «Дельта IV Хэви» с космическим кораблём «Орион», который будет использоваться в будущих пилотируемых миссиях НАСА к Луне и Марсу[23].

Дата запуска
(UTC)
Версия Стартовая
площадка
Полезная
нагрузка
Тип аппарата Орбита Результат
2002 • 2003 • 2004 • 2006 • 2007 • 2009 • 2010 • 2011 • 2012 • 2013 • 2014 • 2015 • 2016 • 2017 • 2018 • 2019 • 2020 • 2021 • 2022
2002 год
1 20 ноября 2002,
22:39
Medium+(4,2) Канаверал
SLC-37B
Eutelsat W5[en] Коммерческий спутник связи ГПО Успех
Первый запуск ракеты-носителя Дельта IV. Первый запуск версии Medium+ (4,2). Первый коммерческий спутник для Дельта IV.
2003 год
2 11 марта 2003,
00:59
Medium Канаверал
SLC-37B
DSCS-3 A3[en] (USA-167) Военный спутник связи ГПО Успех
Первый запуск версии Дельта IV Medium. Первый запуск в рамках программы EELV.
3 29 августа 2003,
23:13
Medium Канаверал
SLC-37B
DSCS-3 B6[en] (USA-170) Военный спутник связи ГПО Успех
2004 год
4 21 декабря 2004,
21:50
Heavy Канаверал
SLC-37B
DemoSat[en] / 3CS-1[en] / 3CS-2[en] Макет полезной нагрузки + два микроспутника. ГСО Частичная
неудача
Первый, демонстрационный запуск ракеты носителя Дельта IV Heavy. Из-за сбоя топливных датчиков боковые ускорители и первая ступень отключились раньше запланированного времени. Макет полезной нагрузки не выведен на целевую геостационарную орбиту. Пара микроспутников, запущенных в качестве попутной нагрузки не достигли околоземной орбиты.
2006 год
5 24 мая 2006,
22:11
Medium+(4,2) Канаверал
SLC-37B
GOES 13[en] (GOES-N) Метеорологический спутник NOAA ГПО Успех
6 28 июня 2006,
03:33
Medium+(4,2) Ванденберг
SLC-6
USA-184 (NROL-22) Разведывательный спутник Молния Успех
Первый запуск ракеты-носителя Дельта IV c авиабазы Ванденберг.
7 4 ноября 2006,
13:53
Medium Ванденберг
SLC-6
DMSP F17[en]* (USA-192) Военный метеорологический спутник ССО Успех
2007 год
8 11 ноября 2007,
01:50
Heavy Канаверал
SLC-37B
DSP-23[en] (USA-197) Спутник СПРН ГСО Успех
Первый запуск Дельта IV для United Launch Alliance.
2009 год
9 18 января 2009,
02:47
Heavy Канаверал
SLC-37B
USA-202[en] (NROL-26) Разведывательный спутник ГСО Успех
Первый запуск спутника для NRO ракетой-носителем Дельта IV Heavy[24].
10 27 июня 2009,
22:51
Medium+(4,2) Канаверал
SLC-37B
GOES 14[en] (GOES-O) Метеорологический спутник NOAA ГПО Успех
11 6 декабря 2009,
01:47
Medium+(5,4) Канаверал
SLC-37B
WGS-3 (USA-211) Военный спутник связи ГПО Успех
Первый запуск версии Дельта IV Medium+ (5,4).
2010 год
12 4 марта 2010,
23:57
Medium+(4,2) Канаверал
SLC-37B
GOES 15[en] (GOES-P) Метеорологический спутник NOAA ГПО Успех
13 28 мая 2010,
03:00
Medium+(4,2) Канаверал
SLC-37B
GPS IIF-1 (USA-213) Навигационный спутник СОО Успех
Первый запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Дельта IV.
14 21 ноября 2010,
22:58
Heavy Канаверал
SLC-37B
USA-223[en] (NROL-32) Разведывательный спутник ГСО Успех
2011 год
15 20 января 2011,
21:10
Heavy Ванденберг
SLC-6
USA-224[en] (NROL-49) Разведывательный спутник НОО Успех
Первый запуск ракеты-носителся Дельта IV Heavy c базы Ванденберг.
16 11 марта 2011,
23:38
Medium+(4,2) Канаверал
SLC-37B
USA-227[en] (NROL-27) Разведывательный спутник ГПО Успех
17 16 июля 2011,
06:41
Medium+(4,2) Канаверал
SLC-37B
GPS IIF-2 (USA-231) Навигационный спутник СОО Успех
Второй запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Дельта IV.
2012 год
18 20 января 2012,
00:38
Medium+(5,4) Канаверал
SLC-37B
WGS-4 (USA-233) Военный спутник связи ГПО Успех
19 3 апреля 2012,
23:12
Medium+(5,2) Ванденберг
SLC-6
USA-234 (NROL-25) Разведывательный спутник НОО Успех
Первый запуск версии Дельта IV Medium+ (5,2).
20 29 июня 2012,
13:15
Heavy Канаверал
SLC-37B
USA-237 (NROL-15) Разведывательный спутник ГСО Успех
Первый запуск с улучшенным двигателем первой ступени RS-68A.
21 4 октября 2012,
12:10
Medium+(4,2) Канаверал
SLC-37B
GPS IIF-3 (USA-239) Навигационный спутник СОО Успех
Третий запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Дельта IV. Незначительная утечка топлива из бака второй ступени не помешала вывести аппарат на целевую орбиту[25].
2013 год
22 25 мая 2013,
00:27
Medium+(5,4) Канаверал
SLC-37B
WGS-5 (USA-243) Военный спутник связи ГПО Успех
23 8 августа 2013,
00:29
Medium+(5,4) Канаверал
SLC-37B
WGS-6 (USA-244) Военный спутник связи ГПО Успех
24 28 августа 2013,
18:03
Heavy Ванденберг
SLC-6
USA-245[en] (NROL-65) Разведывательный спутник НОО Успех
2014 год
25 21 февраля 2014,
01:59
Medium+(4,2) Канаверал
SLC-37B
GPS IIF-5 (USA-248[en]) Навигационный спутник СОО Успех
Четвёртый запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Дельта IV.
26 17 мая 2014,
00:03
Medium+(4,2) Канаверал
SLC-37B
GPS IIF-6 (USA-251[en]) Навигационный спутник СОО Успех
Пятый запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Дельта IV.
27 28 июля 2014,
23:28
Medium+(4,2) Канаверал
SLC-37B
AFSPC-4 (GSSAP 1/2 / ANGELS[en]) (USA-253/4/5) Аппараты для обнаружения объектов на орбите ГСО Успех
28 5 декабря 2014,
12:05
Heavy Канаверал
SLC-37B
EFT-1 Космический корабль Орион СОО Успех
Тестовый беспилотный запуск космического корабля Орион.
2015 год
29 25 марта 2015,
18:36
Medium+(4,2) Канаверал
SLC-37B
GPS IIF-9 (USA-260[en]) Навигационный спутник СОО Успех
Шестой запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Дельта IV. Последний запуск ракеты-носителя с двигателем RS-68[26].
30 24 июля 2015,
00:07
Medium+(5,4) Канаверал
SLC-37B
WGS-7 (USA-263) Военный спутник связи ГПО Успех
2016 год
31 10 февраля 2016,
11:40
Medium+(5,2) Ванденберг
SLC-6
NROL-45 (USA-267) Разведывательный спутник НОО Успех
32 11 июня 2016,
17:51
Heavy Канаверал
SLC-37B
NROL-37 (USA-268) Разведывательный спутник ГСО Успех
33 19 августа 2016,
04:52
Medium+(4,2) Канаверал
SLC-37B
AFSPC-6 (GSSAP 3/4)
(USA-270/271)
Аппараты для обнаружения объектов на орбите ГСО Успех
34 7 декабря 2016,
23:53
Medium+(5,4) Канаверал
SLC-37B
WGS-8 (USA-272) Военный спутник связи ГПО Успех
Восьмой спутник системы Wideband Global SATCOM выведен на суперсинхронную геопереходную орбиту с параметрами 435 × 44 337 км, наклонение 27,01°[27].
2017 год
35 19 марта 2017, 0:18 Medium+(5,4) Канаверал
SLC-37B
WGS-9 Военный спутник связи ГПО Успех
Девятый спутник системы Wideband Global SATCOM выведен на геопереходную орбиту с параметрами 435 × 44 350 км, наклонение 27,00°[28].
2018 год
36 12 января 2018, 22:11 Medium+(5,2) Ванденберг
SLC-6
NROL-47 (USA-281) Разведывательный спутник НОО Успех[29]
Третий и последний запуск версии Дельта IV Medium+ (5,2)[29].
37 12 августа 2018, 07:31 Heavy Канаверал
SLC-37B
Солнечный зонд Паркер Исследовательский зонд ГЦО Успех
Запуск солнечного зонда для измерения параметров частиц солнечного ветра, на расстоянии около 6 млн километров от Солнца[30].
2019 год
38 19 января 2019, 19:10 Heavy Ванденберг
SLC-6
NROL-71 Разведывательный спутник НОО Успех[31]
Запуск спутника оптической разведки для Национального управления военно-космической разведки США.
39 16 марта 2019, 00:26 Medium+(5,4) Канаверал
SLC-37B
WGS-10 Военный спутник связи ГПО Успех[32]
Запуск военного спутникв связи для Министерства обороны США.
40 22 августа 2019, 13:06 Medium+(4,2) Канаверал
SLC-37B
GPS-3 SV02 Навигационный спутник СОО Успех
Последний запуск ракеты-носителя в конфигурации Medium. 3705-килограммовый спутник третьего поколения навигационной системы GPS выведен на переходную орбиту с апогеем 20 200 км[33].
2020 год
41 11 декабря 2020, 01:09 Heavy Канаверал
SLC-37B
NROL-44 Разведывательный спутник ГСО Успех
Успешный запуск спутника оптической разведки для Национального управления военно-космической разведки США.
2021 год
42 26 апреля 2021, 20:47 Heavy Ванденберг
SLC-6
NROL-82 Разведывательный спутник НОО Успех[34][35]
Запуск спутника оптической разведки для Национального управления военно-космической разведки США.
2022 год
43 24 сентября 2022, 22:25 Heavy Ванденберг
SLC-6
NROL-91 Разведывательный спутник НОО Успех[36]
2023 год
44 22 июня 2023, 09:18 Heavy Канаверал
SLC-37B
NROL-68 Разведывательный спутник ГСО Успех
2024 год
45 09 апреля 2024, 16:53 Heavy Канаверал
SLC-37B
NROL-70 Разведывательный спутник ГСО Успех
Последний запуск ракеты-носителя.

Фотогалерея

См. также

Сравнимые ракеты-носители

Ссылки

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Delta IV Launch Services User’s Guide - June 2013 (англ.) (недоступная ссылка). ulalaunch.com. ULA (июнь 2013). Дата обращения: 10 февраля 2016. Архивировано 10 июля 2014 года.
  2. The Annual Compendium of Commercial Space Transportation-2016 (стр. 17) (англ.). faa.gov. Дата обращения: 29 февраля 2016. Архивировано 10 февраля 2016 года.
  3. ULA needs commercial customers to close Vulcan rocket business case (англ.) (недоступная ссылка). spaceflightnow.com (22 апреля 2015). Дата обращения: 13 февраля 2016. Архивировано 26 октября 2015 года.
  4. Дельта IV может вернуться к коммерческим запускам (en) Архивировано 14 ноября 2006 года.
  5. Mike Gruss. ULA Targets 2018 for Delta 4 Phase-out, Seeks Relaxation of RD-180 Ban (англ.). SpaceNews[en] (3 марта 2015).
  6. Joey Roulette. Bezos' Blue Origin to deliver first flight-ready rocket engines next summer - ULA CEO (англ.). Рейтер (18 декабря 2020). Дата обращения: 26 февраля 2021. Архивировано 22 декабря 2020 года.
  7. 7,0 7,1 Delta 4 rocket evolving to upgraded main engine (англ.). spaceflightnow.com (27 марта 2015). Дата обращения: 10 февраля 2016. Архивировано 28 февраля 2016 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 8,8 8,9 Delta IV Medium+ (4,2) (англ.). spaceflight101.com/. Дата обращения: 29 февраля 2016. Архивировано 2 марта 2016 года.
  9. Временная линейка запуска GOES-N РН Дельта IV. (en). Дата обращения: 31 марта 2009. Архивировано 11 мая 2008 года.
  10. Демонстрационная временная линейка запуска РН Дельта IV. (en). Дата обращения: 31 марта 2009. Архивировано 28 августа 2008 года.
  11. ATK Product Catalog (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 февраля 2016. Архивировано 30 июля 2018 года.
  12. L-3 Space & Navigation’s RIFCA Trihex Архивировано 15 октября 2006 года.
  13. 13,0 13,1 Delta Launch 310 Delta IV Heavy Demo Media Kit - Delta Growth Options (недоступная ссылка). Boeing. Архивировано 24 июня 2006 года.
  14. ВВС США — характеристики одноразовых РН (en) Архивировано 27 апреля 2014 года.
  15. Delta IV Small on Astronautix.com Архивировано 5 ноября 2006 года.
  16. Gunter’s Space page — Delta IV. Дата обращения: 31 марта 2009. Архивировано 15 июня 2008 года.
  17. Боинг подписал соглашение по Центру Сборки Дельта IV (en) Архивировано 21 ноября 2006 года.
  18. Предстартовая сборка [[РН]] Дельта IV (en). Дата обращения: 31 марта 2009. Архивировано 30 августа 2008 года.
  19. United Launch Alliance (2012-06-29). United Launch Alliance Upgraded Delta IV Heavy rocket successfully Launches Second Payload in Nine Days for the National Reconnaissance Office. Пресс-релиз. Проверено 2015-03-04.
  20. Руководство по планированию полезной нагрузки Дельта IV (en)
  21. Delta 4-Heavy hits snag on test flight (англ.). spaceflightnow.com (22 декабря 2004). Дата обращения: 31 марта 2009. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  22. Air Force says plenty of good came from Delta 4 test (англ.). spaceflightnow.com (22 декабря 2004). Дата обращения: 10 февраля 2016. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  23. Orion EFT-1 Mission Updates (англ.). spaceflight101.com (9 декабря 2014). Дата обращения: 10 февраля 2016. Архивировано 9 августа 2016 года.
  24. First ULA Delta IV Heavy NRO Mission Successfully Lifts Off From Cape Canaveral (англ.) (недоступная ссылка). ulalaunch.com (17 января 2009). Архивировано 7 декабря 2013 года.
  25. Atlas V green light after RL-10 is exonerated during Delta IV anomaly review (англ.). nasaspaceflight.com (7 декабря 2012). Дата обращения: 10 февраля 2016. Архивировано 14 февраля 2016 года.
  26. Delta 4 rocket evolving to upgraded main engine (англ.). spaceflightnow.com (27 марта 2015). Дата обращения: 10 февраля 2016. Архивировано 28 февраля 2016 года.
  27. Delta IV soars into the Night, lifts most powerful WGS Military Communications Satellite to Orbit (англ.). Spaceflight101 (8 декабря 2016). Дата обращения: 8 декабря 2016. Архивировано 9 декабря 2016 года.
  28. Delta IV thunders into the Night with Internationally-funded Military ComSat (англ.). Spaceflight101 (19 марта 2017). Дата обращения: 19 марта 2017. Архивировано 20 марта 2017 года.
  29. 29,0 29,1 Delta IV Rocket Blasts Off from California with U.S. Spy Satellite (англ.). Spaceflight101 (12 января 2018). Дата обращения: 13 января 2018. Архивировано 13 января 2018 года.
  30. Chris Gebhardt. Delta IV-Heavy launches Parker Solar Probe on mission to touch the Sun (англ.). NASASpaceflight.com (12 августа 2018). Дата обращения: 12 августа 2018. Архивировано 12 августа 2018 года.
  31. ULA Delta IV-Heavy launches NROL-71 following lengthy delay (англ.). NASA Spaceflight (20 января 2019). Дата обращения: 20 января 2019. Архивировано 20 января 2019 года.
  32. ULA Delta IV launches WGS-10 from Cape Canaveral (англ.). NASA Spaceflight (15 марта 2019). Дата обращения: 16 марта 2019. Архивировано 15 марта 2019 года.
  33. Five more Delta 4-Heavy flights in ULA backlog after final “single stick” launch (англ.). Spaceflight Now (22 августа 2019). Дата обращения: 5 сентября 2019. Архивировано 23 августа 2019 года.
  34. ULA запустила с космодрома в Калифорнии разведывательный спутник США. ТАСС (26 апреля 2021). Дата обращения: 27 апреля 2021. Архивировано 26 апреля 2021 года.
  35. Sandra Erwin. Delta 4 Heavy sends spy satellite to orbit in ULA’s first launch of 2021 (англ.). SpaceNews[en] (26 апреля 2021). Дата обращения: 27 апреля 2021.
  36. William Graham. Last West Coast Delta IV Heavy launches with NROL-91 (англ.). NASAspaceflight.com[en] (24 сентября 2022). Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 28 ноября 2022 года.