Чанчжэн-10
Чанчжэн-10 | |
---|---|
Общие сведения | |
Страна | Китай |
Семейство | Чанчжэн (кит. 长征) |
Назначение | ракета-носитель |
Разработчик | CALT |
Изготовитель | CAST |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 3 |
Длина (с ГЧ) |
91 м |
Диаметр | 5 м |
Стартовая масса |
2189 т |
Масса полезной нагрузки | |
• на НОО | 70 000 кг |
• на траекторию к Луне | 27 000 кг |
История запусков | |
Состояние | в разработке |
Ускоритель (Ступень 0) | |
Количество ускорителей | 2 |
Диаметр | 5 м |
Маршевые двигатели | 7 × YF-100K[англ.] |
Тяга |
уровень моря: 8750 кН вакуум: 9772 кН |
Удельный импульс |
уровень моря: 302 с вакуум: 337 с |
Горючее | керосин |
Окислитель | жидкий кислород |
Первая ступень | |
Диаметр | 5 м |
Маршевые двигатели | 7 × YF-100K[англ.] |
Тяга |
уровень моря: 8750 кН вакуум: 9772 кН |
Удельный импульс |
уровень моря: 302 с вакуум: 337 с |
Горючее | керосин |
Окислитель | жидкий кислород |
Вторая ступень | |
Диаметр | 5 м |
Маршевые двигатели | 2 × YF-100M[англ.] |
Тяга | вакуум: 2920 кН |
Удельный импульс | вакуум: 353 с |
Горючее | керосин |
Окислитель | жидкий кислород |
Третья ступень | |
Диаметр | 5 м |
Маршевые двигатели | 3 × YF-75E[англ.] |
Тяга | 276 кН |
Удельный импульс | 451 с |
Горючее | жидкий водород |
Окислитель | жидкий кислород |
Чанчжэн-10 (кит. 長征十號運載火箭) или CZ-10 или LM-10, от англ. Long March, известная ранее также как «Пилотируемое средство запуска следующего поколения» (кит. 新一代载人运载火箭), а ещё ранее — «ракета 921» (кит. 921火箭, с отсылкой к программе пилотируемых полётов Китая — китайская перспективная сверхтяжёлая ракета-носитель семейства «Чанчжэн», которую планируется использовать для реализации пилотируемых высадок на Луну в рамках лунной программы Китайского национального космического управления (CNSA).
Разрабатывается Китайской академией космических технологий. По данным 2022 года её первый полёт намечен на 2027 год[1]. Главным конструктором ракеты является Чжан Чжи[2]. Разработка основных компонентов программы была завершена в апреле 2024 года[3], а июне того же года были произведены первые наземные огневые испытания на территории Пекинского института экспериментальных аэрокосмических технологий[4].
Являясь более лёгким вариантом, чем также сверхтяжёлая «Чанчжэн-9», по планам эта ракета будет создана чуть раньше, и кроме программы пилотируемых полётов к Луне сможет, в облегчённой версии, работать и для доставки людей и грузов на орбитальные станции Китая.
Ракета будет способна выводить 70 тонн на НОО и 27 тонн — на переходную орбиту полёта к Луне[5].
Для эксплуатации «Чанчжэн-10» и обеспечения пилотируемой лунной экспедиции на космодроме «Вэньчан», который расположен на острове Хайнань строится новый технический и стартовый комплекс[6].
«Чанчжэн-10» планируется производить в двух комплектациях: в стандартной, для использования в составе пилотируемых лунных миссий, и в легкой, для доставки экипажа на многомодульную космическую станцию «Тяньгун» (обозначается как «Чанчжэн-10А»)[7].
Обзор
Чанчжэн-10 — сверхтяжёлая ракета-носитель, сертифицированная для полетов экипажей на околоземную орбитуи на окололунную орбиту. Для выполнения задачи по высадки китайских тайконавтов на поверхность Луны будет использоваться двухпусковая схема. После первого пуска на окололунную орбиту будет выведен посадочный лунный модуль «Ланьюэ», рассчитанный на двух членов экипажа. После второго пуска к Луне отправится пилотируемый корабль нового поколения «Мэнчжоу», с тремя тайконавтами на борту. Пилотируемый корабль и посадочный модуль произведут стыковку на орбите Луны, два тайконавта перейдут с корабля на модуль и произведут посадку на поверхность Луны.
О разработке ракеты-носителя впервые было объявлено в 2018 году на 12-м авиасалоне в Чжухае. Представитель Китайского исследовательского института ракетной техники (CALT) объявил о разработке носителя, способного доставить до 30 тонн на окололунную орбиту. Ракета была представлена как усовершенствованный вариант тяжелой ракеты-носителя «Чанчжэн-5», в официальных документах она получила название CZ-5DY. Под своим нынешним названием ракета впервые была представлена на выставке «30 лет национальной программе пилотируемых космических полетов», которая проходила в Национальном музее Китая в феврале 2023 года[8].
В октябре 2022 года появилась информация о разработке «Чанчжэн-10» в двух комплектациях: стандартной и легкой.
Стандартная комплектация
Стандартная комплектация ракеты-носителя состоит из двух боковых ускорителей, первой и второй ступеней (работающих на компонентах жидкий кислород — керосин) и третьей ступени (работающей на компонентах жидкий кислород — водород), системы аварийного спасения экипажа и головного обтекателя. Первая ступень и два боковых ускорителя имеют диаметр по 5,0 метра каждый и оснащены 7 двигателями YF-100K (всего на момент старта работает 21 двигатель). Вторая ступень имеет диаметр 5,0 метров и оснащена 2 двигателями YF-100M. Третья ступень имеет аналогичный диаметр 5,0 метров и оснащена 3 двигателями YF-75E. Общая длина ракеты-носителя составляет примерно 90 метров, а стартовый вес — 2187 тонн[9]. Диаметр трех ступени такой же, как у ракеты «Чанчжэн-5», но общая высота нового носителя примерно на треть выше. Данная конфигурация ракеты является одноразовой, не предполагает повторное использование какого-либо из компонентов. Ракета-носитель позволяет выводить на НОО 70 тонн полезной нагрузки и около 27 тонн на траекторию к Луне.
Легкая комплектация
«Чанчжэн-10A» — это уменьшенный вариант носителя для полета тайконавтов и доставки грузов на «Тяньгун», имеющий всего 2 ступени. На первой ступени будут использоваться 7 двигателей YF-100K, на второй ступени — один двигатель YF-100M. Данная версия ракеты предполагает наличие возвращаемой первой ступени для возможности многоразового использования. Легкая комплектация будет иметь грузоподъемность на низкой околоземной орбите около 18 тонн, при использовании в одноразовом варианте и не менее 14 тонн при повторном использовании первой ступени. В качестве топлива на обоих ступенях будет использоваться керосин, а в качестве окислителя — жидкий кислород. При посадке и восстановлении первой ступени будут использоваться «привязные посадочные устройства» вместо посадочных опор; эта привязная система включает в себя развертывание ступенью «крючьев», которые будут зацепляться натянутой проволочной системой на земле[7].
История разработки
- 2017
- Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC) начала процесс разработки ракеты-носителя для пилотируемых полетов следующего поколения.
- CASC производит первый тестовый запуск двигателя первой ступени YF-100K.
- 2018
- В июне производится первый тестовый запуск двигателя второй ступени YF-100M.
- В ноябре модель новой ракеты-носителя впервые публична представлена на 12-м авиасалоне в Чжухае.
- 2022
- 14 июня CASC проводит первое испытание двигателя третьей ступени YF-75E с длительным воспламенением.
- 29 июля CASC проводит высотные длительные испытания двигателя третьей ступени YF-75E с большой тягой.
- 2023
- 24 февраля на выставке, проходившей в Национальном музее Китая, было показано, что ракета-носитель следующего поколения получила официальное название «Чанчжэн-10»
- 12 июня CASC завершила восьмой испытательный запуск двигателя первой ступени YF-100K с совокупной продолжительностью испытаний 4400 секунд, в очередной раз побив рекорд по одномоторным испытаниям китайского ракетного двигателя в стотонном классе.
- 2024
- Заместитель директора Китайского пилотируемого космического агентства (CMSA) Линь Сицян на публичном брифинге 24 апреля сообщил, что разработка основных компонентов для «Чанчжэн 10», «Мэнчжоу» и"Ланьюэ" завершена, и необходимые ракетные двигатели для носителя уже проходят огневые испытания. Кроме того, было объявлено о строительстве новой стартовой площадки для запусков сверхтяжелой ракеты-носителя недалеко от существующего прибрежного космодрома Вэньчан в провинции Хайнань.
- 14 июня было проведено успешное испытание двигательной установки подуровня «Чанчжэн-10», что ознаменовало первое крупномасштабное наземное испытание на общесистемном уровне. Во время испытания три двигателя первой ступени YF-100K запустились, как ожидалось, работали стабильно и вовремя отключились, при этом все параметры были в норме; совокупная тяга трех двигателей составляла 382 тонны в течение нескольких минут. Совместимость между системой доставки наддува подуровня и двигателем, процессом заправки топливом, параллельной передачей усилия от нескольких двигателей и характеристиками окружающей среды были полностью проверены в ходе технических испытаний, сообщила Китайская академия технологий ракет-носителей (CALT). Одновременно со спутниковыми снимками были подтверждены строительные работы на пусковых установках «Чанчжэн-10» в Центре запуска спутников Вэньчан.
См. также
Примечания
- ↑ Jones, Andrew China's huge new crew-launching moon rocket could fly for 1st time in 2027 . Space.com (11 November 2022). Дата обращения: 18 ноября 2022.
- ↑ Интервью с главным конструктором ракет-носителей нового поколения (кит.). Weibo.com (23 февраля 2023). Дата обращения: 23 февраля 2023.
- ↑ China on track for crewed moon landing by 2030, space official says (англ.). Spacenews.com (24 апреля 2024). Дата обращения: 2 апреля 2024.
- ↑ Китайская ракета для лунной миссии прошла наземные огневые испытания . Naukatv.ru (24 апреля 2024). Дата обращения: 24 апреля 2024.
- ↑ Jones, Andrew China wants its new rocket for astronaut launches to be reusable . Space.com (6 March 2022). Дата обращения: 5 октября 2023.
- ↑ Хайнань смотрит на Луну . Novosti-kosmonavtiki.ru (19 января 2024). Дата обращения: 19 января 2024.
- ↑ 7,0 7,1 China wants its new rocket for astronaut launches to be reusable (англ.). Space.com (6 марта 2022). Дата обращения: 6 марта 2022.
- ↑ 2030年前实现载人登月!速览火箭飞船研制进展 (кит.). Weixin.qq.com (30 мая 2023). Дата обращения: 30 мая 2023.
- ↑ China’s new rocket for crewed moon missions to launch around 2026 (англ.). Spacenews.com (17 декабря 2021). Дата обращения: 17 декабря 2021.