Айле

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Айле́ (башк. Әйле) — племя в составе башкир.

Родовой состав

  • Ай (с тюркского «луна») имел родовую тамгу в виде полумесяца (☽). Родовые подразделения: ай, айзар, алтмышкулак, аскар, аскильде, башкурт, бидергэн, ишале, бускур, бухар, бурангул, исмагил, казах, казангул, калмах, кулуй, кумый, кусюк, кузай, кудей, кумер, куалды-башкорты, куян, кызылбаш, кыйка, кыргыз, мышар, мустафа, мужырым, мэликэй, манже, сальют, сутек, чуваш, сэпрэ, сэрмэ, табын, таз, татар, типтяр, турна, тугыз, тугызак, тукул, урал тукулы, узбек, сарт, сэргэлдык, этимгэн, этимгэн айле, эткусюк, эжэк, яманай.
  • Кара-Таулы (Табынмазар). Родовые подразделения: бускак, бурес, кара, караикмак, кесерткэн, сирмеш, табынмазар, таз, эпте.
  • Сарт. Родовые подразделения: абделхаир, акимбэт, аккуш, актыяк, алыстар, арый, баиш, бикмеш, биктимер, бухар, букей, баубэк, бэшмэк, зэнгир, казах, калмак, каракалпак, карагул, каракусюк, кашкалак, кисебай, кумер, кувакан, кызылбаш, кэнтэй, махтар, миндебай, мужырым, мурза, малек, себен, сумес, чуваш, таз, таулы, тэкеш, тэнкэй, урта аймак, сыргылтык, суир, рыскул, абдэл, алекэн, этимгэн, эткусюк.
  • Тырнаклы. Родовые подразделения: бурес, кумый, кукюргек, узун бармак, рахмункул, хулым, тикэнэй, юламан.
  • Туркмен. Родовые подразделения: кыргыз, сутыш, турнамурун, энжек.
  • Иштек.

Этническая история

В IV—V веках теле (огузы) расселились по огромной территории от Приаралья и Южного Урала до степей Западной Монголии. Среди десятков огузских племён хроники «Бэй-ши» и «Суй-шу» (VII век) фиксируют предков башкир (ба-шу-ки-ли), вернее, носителей этнонима башҡорт (baş + kurt, «главный волк»), давших начало башкирской народности. Однако айлинцы в состав прабашкир в то время ещё не входили, являясь частью других огузских объединений.

Р. Г. Кузеев в вопросе выяснения этнических корней айлинцев опирался главным образом на этнонимические и атрибутивные (тамги, ураны, онгоны) параллели с другими тюркскими народами, а также на данные шежере и исторические предания. Он отмечал, что этноним ай (айле) зафиксирован в формах: айнлы у узбеков Туркмении, алты-ата-айтамгалы у нуратинских туркмен, айы у туркмен-нохурли. У всех них родовой тамгой был полумесяц (ай). Кроме того, в родословных айлинцев одним из предков показан Туркмен. Все это позволило Р. Г. Кузееву сделать вывод, что их происхождение связано с огузами. Его заслугой является то, что он обратил внимание на генеалогическую структуру союза огузских племён и нашёл в ней место айлинцев.

Тюркский (караханидский) филолог XI в. Махмуд Кашгари, а затем персидский историк XIV в. Рашид ад-Дин приводят в своих работах схожий, но не идентичный друг другу список огузских племён: кынык, кайы, баюндур, йива, салгур, бекдили, бюкдуз, бйат, язгыр, аймюр, кара-булук, алка-булук, икдыр, юракир, тутырга, улайундлуг, тукар, баджнак, джувалдар, джебни, джаруклуг (по списку Махмуда Кашгари (22 рода)); кайи, баят, ал-караули, кара-уйли, языр, дукер, дордирга, япарлы, авшар, кызык, бекдели, каркын, баяндур, бичинэ, джаулдур, чибни, салыр, имур, алаюнтли, уркиз, бекдир, бюкдуз, йива, кынык (по списку Рашид ад-Дина (24 рода)) . Как видим, среди перечисленных огузских родов Айле не упоминается.

Однако Рашид ад-Дин помимо деления огузов на 24 рода приводит древнюю космогоническую и этногенетическую легенду, согласно которой названные 24 рода разбивались на 6 аймаков, носивших имена сыновей легендарного Огуз-хана. Их звали: Кюн (‘Солнце’), Ай (‘Месяц’), Юлдуз (‘Звезда’), Кӧк (‘Небо’), Таг (‘Гора’), Денгиз (‘Море’). Согласно легенде, Ай-хан имел четверых сыновей, которых звали Языр, Дукер, Дордирга, Япарлы. От их имён произошли названия соответствующих огузских племён.

В 1981 г. Н. Д. Шункаровым от учителя д. Юнусово Мечетлинского р-на БАССР Р. Ахтарова было записано эпическое сказание (фак. эпос) башкир племени Айле «Узаҡ-Тузаҡ». «Узаҡ-Тузаҡ» отражает трагическую судьбу древних кочевников-печенегов (башняков), обитавших по берегам р. Калки и в Приазовье. Теснимые с Востока огузами-тюрками и бала-усанами (кыпчаками-половцами), печенеги в сер. 11 в. отошли к Карпатам и Дунаю, небольшая часть (малые печенеги-балабашняки) двинулись на Северо-восток. Путь, по которому шли балабашняки на Урал, и описывается в сказании. Главный герой сказания «Узаҡ-Тузаҡ» — представитель рода балабашняков. Его родители мечтали о близнецах, но родился лишь один ребёнок. Каждый назвал его по-своему: отец Узаком («узак» — «напарник»), мать — Тузаком (от глагола «туззырыу» — «разнести в пух и прах»), чтобы от одного звучания этого имени сама смерть (улем) отпрянула от него. Колоритно нарисован богатырский портрет «Узаҡ-Тузаҡ», который креп и мужал за двоих. Перед смертью отец завещает ему найти Ер-хыу (букв. «землю-воду») и спутницу жизни. Выполняя волю отца, Узак-Тузак приходит к пониманию необходимости гармоничного сосуществования людей и природы. В произведении осуждаются межплеменные распри и захватнические войны[1].

Согласно легендарной традиции, отражённой в «Рисала-и таварих-и Булгарийа» Хисам ад-Дина ибн Шараф ад-Дина, первыми из башкир, которые стали табигинами — учениками сахабов, якобы, прибывших по повелению пророка Мухаммеда в Урало-Поволжье, были айлинцы: «Первым, кто пришёл с западной стороны Урала для обучения у сахабов из племени башкурт, был Аиткул, сын Заита, который пришёл из долины реки Ай. [Затем] Кутлубай сын Давлетбая; Эткусты, сын Муйнака; Этимган, сын Кулчума; Уразбаки, сын Бурджана; Таймас, сын Тайсына — все они, придя с реки Ай, получили обучение у сахабов, вернулись в свои юрты, став мусульманами»[2].

В VII—IX века предки айлинских родов входили в состав печенежско-огузско-кыпчакских племён сырдарьинских и приаральских степей.

Массовая миграция айлинцев на Урал относится к IX—XII вв.

В XVI—XVIII вв. значительная часть айлинцев мигрировала в Зауралье и в Западный Башкортостан.

В середине XVIII века часть айлинских родов мигрировала на восток в приуйские и притобольские степи.

Р. Г. Кузеев название рода айле относил к ряду башкирско-конгратских этнонимических и топонимических параллелей[3]. По версии киргизского учёного Т. А. Акерова, племя айле (аялы) имело тесные этногенетические связи с племенами конграт и салжигут[4].

Территория расселения

На территории расселения айлинцев ныне расположены Салаватский, Кигинский, Дуванский, Мечетлинский, Белокатайский, Нуримановский и Иглинский районы Башкортостана, Сосновский, Красноармейский, Каслинский, Кунашакский, Кусинский и Аргаяшский районы Челябинской области, Сафакулевский и Щучанский районы Курганской области, юго-западные районы Свердловской области.

Анализ Y-DNA

Часть протестированных айле — являются представителями гаплогруппы R1a, субклад R1a-Z2123[5][6]. Айле родственны башкирским бишул, суун, табын, ирэкте, кальсер, дуван, кудей, балыксы, катай, часть тамьян и некоторым другим племенам, имеющих с ними схожие гаплотипы и общий субклад Z2123+[7].

Шежере

«Шежере рода айле» является памятником башкирской словесности. Составлено Т. Ялсыгулом аль-Башкорди, который включил его в свой труд «Тарихнамә-и болғар». Написано на тюрки Урало-Поволжья, в произведения были включены мифы, легенды и предания.

В данной шежере приведены некоторые сведения из жизни Кул Гали, раскрыта этимология названий башкирских племён кудей и кошсы. Часть произведения опубликована М. И. Уметбаевым в книге «Ядкар» (1897)[8].

Шежере неоднократно переписывалось. Один из вариантов, дописанный в 1912 году Минлекулом Габдельнасыровым из д. Мердаш, был обнаружен в 1957 году в д. Якшимбетово и включён Р. Г. Кузеевым в сборник «Башкирские шежере» (1960). Данная рукопись хранится в Научном архиве УНЦ РАН.

Топонимы

Ай — река на северо-востоке республики Башкортостан, левый приток реки Уфа. Название реки Ай возможно происходит от названия родоплеменного объединения Айле.

Литература

  • Янгужин Р. З. Башҡорт ҡәбиләләре тарихынан. Өфө, 1995;
  • Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.
  • История башкирских родов. Айле, Тырнаклы, Тубаляс. Том 25. Часть 1 / С. И. Хамидуллин, Б. А. Азнабаев, И. Р. Саитбатталов, И. З. Султанмуратов, Р. Р. Шайхеев, Р. Р. Асылгужин, В. Г. Волков, А. А. Каримов, А. М. Зайнуллин. — Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН; Китап, 2017. — 752 с.: илл https://www.bashkirica.com/upload/iblock/856/856d4b9108791da2bdd13497bbc0eebf.pdf

Примечания

  1. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БАШКИРИИ → УЗАК-ТУЗАК (рус.) ?. https://ufa-gid.com. Дата обращения: 1 августа 2020. Архивировано 22 июня 2020 года.
  2. Рисала-и Таварих-и Булгария (рус.) ?. http://www.bulgartimes.hu (2011). Дата обращения: 1 августа 2020. Архивировано 20 мая 2022 года.
  3. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. — Москва: Наука. — С. 163. — 570 с. Архивная копия от 23 июля 2020 на Wayback Machine
  4. Акеров Т. А. О происхождении клана Тайбуга. http://kghistory.akipress.org.+Дата обращения: 13 апреля 2020. Архивировано 18 февраля 2020 года.
  5. National clans project of FTDNA
  6. Муратов Б. А., Суюнов Р. Р. Снипы туранских подветвей группы R1a-Z2123 по результатам Big-Y. Часть 1//Proceedings of the Academy of DNA Genealogy Boston-Moscow-Tsukuba Volume 7, № 8 August 2014, С.1227-1235. ISSN 1942-7484
  7. Муратов Б. А. Этногенез башкир: историография и современные исследования (4-е издание), ЭИП «Суюн», Серия «Эид», Том 1. Vila do Conde, Lidergraf, 2013, 284 c., ISBN от 1-го издания: 978-5-9904583-1-4, Portugal, Vila do Conde, Lidergraf, 2013, С.61-65.
  8. Надергулов М. Х. Шежере рода айле.// Статья в Башкирской энциклопедии (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 августа 2020. Архивировано 2 октября 2020 года.

Ссылки