Еней (племя)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Еней (башк. Йәнәй) — племя в составе нижнебельских башкир. Племя енё присутствует также у средневековых венгров.

Родовой состав

  • камбар (родовые подразделения: аккуз, ар, ахун, дуэрэннэр, еней башкурты, еней типтяре, масекей, мари, суракай, таулы, сураш, чураш, ырыкай);
  • бугазы;
  • тугыз.

Этноним

В форме Γενάχ упоминается Константином Багрянородным в перечне древневенгерской конфедерации племен. Этноним ене (jeno) до сих пор встречается в топонимике современной Венгрии. Башкирское название племени — йэнэй и венгерское племя jeno — по мнению лингвистов имеют общее происхождение. Дьюла Немет этноним jeno возводит к формам: jenee — jeneu[1].

Этноним 'еней' сопоставляли с параллелями в этнонимии (или в древних языках) угорских и самодийских народов[2][3]. В. Ф. Генинг, в частности, склонен возводить название еней к самодийскому корню ене (истинный, верный, право), который присутствует в этнонимах энцев и ненцев (древнененецкое — нене, древнеэнецкое — эне). Лингвисты, однако, основу ене, ёне считают древнетюркской. К такому выводу пришел, например, В. Г. Егоров, который обнаружил гнездо слов с указанным корнем (в значении 'корова') в чувашском, уйгурском, чагатайском, тувинском, шорском, якутском, гагаузском, монгольском языках, а также в древнетюркском языке рунической письменности[4]. Д. Немет также образует слово jeno из древнетюркской основы, хотя связывает его с корнем ына 'желать', 'хотеть', 'доверять', ынаг ^доверенный', ^министр'[1]. Этноним ене образовался, по мнению Д. Немета, в языковой среде, «близкой к булгаро-чувашской». Среди тюркских племенных названий действительно часто встречаются этнонимы, обозначающие сан или сословное положение: мурзалар, тархан, беглар и др. Это обстоятельство, а также историко-этнографические данные, характеризующие древний этнический слой башкир как булгаро-угорский, побуждают отдать предпочтение точке зрения Д. Немета, как наиболее обоснованной, хотя гипотеза В. Г. Егорова также представляется интересной, а по окончательным выводам достаточно близкой к концепции венгерского ученого[5].

Этническая история

В старинном предании енейцев, опубликованном анонимным автором в 1909 году в журнале «Шура», говорится, что «древняя родина племени еней» (йэнэй ватаны) находилась в долине реки Зай. Енейцы, продолжает сказитель, покинули родину в поисках новых земель; «они долго скитались по лесам, пока, наконец, не заняли обширные земли в низовьях Ика, Белой и по берегам Камы»[6].

Предание о древней родине на реке Зай до сих пор бытует среди енейцев. В сопоставлении с фактами пребывания юрматынцев на реках Шешме и Зай до XII—XIV вв. енейское сказание становится важным свидетельством, показывающим, что племя еней, по крайней мере, в конце I—начале II тыс. н. э. входило в этнический круг юрматыно-юрмийских племен, явившихся одним из компонентов древнебашкирского этноса. В этом свете дополнительным аргументом является тождественность одной из енейских тамг юрматынской тамге[5].

Вопрос о том, были ли предки енейцев уграми-мадьярами, булгарами или тюркскими племенами, на основании наших материалов решить трудно. Однако, судя по отсутствию в речи икских башкир каких-либо следов угорской лексики, по тюркскому типу всех тамг, историческим преданиям, которые неизменно связывают их с булгарами и Булгарией, можно предположительно считать, что предки енейцев в конце I тыс. н. э. говорили на тюркском (булгарском?) языке, но сильно смешались с уграми-мадьярами, следы влияния которых надо искать в физическом типе и архаичных пластах культуры башкир. В этом свете небезынтересно присутствие в составе древней чувашской языческой антропонимии имени Геней[7].

Анализ Y-ДНК

Среди протестированных в 2012—2013 годах представителей рода еней (35 чел.) 2/3 оказалась принадлежащими гаплогруппе N1c (в современной нотации — N1a1a-M178). Другая часть (18 %) протестированных оказались принадлежащими гаплогруппе R1a1-M198(xM458)[8], предполагается их отнесение к субкладу Z2123.

Территория расселения

Территория расселения племени еней охватывали земли по низовьям рек Ик, Агидель, Иж и обоих берегов реки Камы[9].

После присоединения Башкортостана к Московскому государству вотчинные земли енейцев составили Енейскую волость Казанской дороги. Енейская волость подразделялась на тюбы (аймаки), которые образовались во второй половине XVII века. В Мензелинском уезде было 5 тюб (аймаков) Енейской волости: Большая, Средняя, Малая, Терпелинская, Канбарская (д. Буаскулево, Калмаш, Картово, Сууксы), Енейская (д. Семиостровная, Новосемиостровная, Челнанарат) и Бугадинская (д. Старые и Новые Бугады, Сафарово, Кадырметево, Солтангулово, Зилево). В Елабужском уезде были Салаушевская, Тугузская, Чигирская тюбы, а в Сарапульском уезде — Тугузская тюба Енейской волости[10].

Примечание

  1. 1,0 1,1 Nemeth G. Ungarische Stammesnamen bei den Baschkiren. «Acta Linguistica», t. 16 (1—2). Budapest, 1966, 14.
  2. Gyorffy G. Kronikaink es a magyar ostortenet. Budapest, 1948.
  3. Генинг В. Ф. Мазунинская культура в Среднем Прикамье археологии Урала, вып. 7. — Свердловск, 1967
  4. Егоров В. Г. К вопросу о происхождении чуваш и их языка. — Зап. Чувашского НИИЯЛИ, вып. VII. Чебоксары, 1953, С. 87.
  5. 5,0 5,1 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. — М.: «Наука», 1974.
  6. Ж-л «Шура», 1909, I, С. 21—22.
  7. Магницкий В. К. Чувашские языческие имена. — Казань, 1905. — С. 36.
  8. ИСТОРИЯ БАШКИРСКИХ РОДОВ. ЕНЕЙ. Стр. 28-29. Дата обращения: 1 июня 2019. Архивировано 13 апреля 2021 года.
  9. История башкирского народа: в 7 т./ гл. ред. М. М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. — Уфа: Гилем, 2010. — Т. V. — С. 385. — 468 с.
  10. Асфандияров А. З. Аулы мензелинских башкир. — Уфа: Китап, 2009. — С. 23—26. — 600 с. — ISBN 978-5-295-04952-1.

Литература

  • История башкирских родов. Еней. Том 1. / С. И. Хамидуллин, Ю. М. Юсупов, P. P. Асылгужин, P. P. Шайхеев, P. M. Рыскулов, А. Я. Гумерова. — Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2014. — 432 с.: илл. ISBN 978-5-85051-606-2

Ссылки