Somua-Coder
Somua-Coder | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Somua-Coder | |||||||||||||||||||||
Классификация | мостоукладчик | ||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | МТО спереди, отделение управления в центре | ||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 2—4 | ||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||
Производитель | Somua, Coder | ||||||||||||||||||||
Годы разработки | 1937—1938 | ||||||||||||||||||||
Годы производства | 1938 | ||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | 1939—1940 | ||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | 1 | ||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм |
≈5500 со снятым мостовым оборудованием ≈7000 с мостовым оборудованием[1] 8200 с мостом[2] |
||||||||||||||||||||
Ширина, мм | ≈2440[1] | ||||||||||||||||||||
База, мм | 3090[1] | ||||||||||||||||||||
Колея, мм |
1700 (колёса) 1592 (гусеницы)[1] |
||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная, противопульная | ||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 5—10 | ||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 5—10 | ||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 5—10 | ||||||||||||||||||||
Борт корпуса, мм/град. | 5—10 | ||||||||||||||||||||
Крыша корпуса, мм | 5—10 | ||||||||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 105 | ||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 32 | ||||||||||||||||||||
Колёсная формула | полугусеничная ходовая часть | ||||||||||||||||||||
Тип подвески |
передний мост — на полуэллиптических листовых рессорах; гусеничный движитель — сложная балансирная, сблокированная попарно |
Somua-Coder — опытный французский полугусеничный мостоукладчик межвоенного периода, разработанный фирмами Somua и Coder на базе артиллерийского тягача Somua MCL-5. Единственный построенный экземпляр показал успешные результаты испытаний, но в серийное производство машина запущена не была в связи с началом Второй мировой войны и поражением Франции в ней[1][2][3].
История создания
Мостоукладчик Somua-Coder был разработан фирмами Société Coder de Marseille и Somua (первая создала мостовое оборудование, вторая — саму машину) в 1937—1938 годах на базе артиллерийского тягача MSCL-5 (модификация Somua MCL-5, оснащённая 6-цилиндровым двигателем более высокой мощности взамен базового четырёхцилиндрового)[2]. Машина предназначалась в первую очередь для роли высокомобильного и защищённого средства, которое могло бы обеспечить быстрое возведение в условиях боя переправы для среднего танка S 35 — наиболее современной и боеспособной французской боевой машины на тот момент. В 1938 году был построен опытный экземпляр машины, прошедший заводские испытания в период с сентября по декабрь того же года. В августе 1939 года опытная машина поступила в войска для дальнейших испытаний, которые проводились до начала 1940 года. Испытания показали удачность конструкции и эффективность мостоукладчика, было запланировано начало серийного производства машины — однако разгром французской армии и оккупация страны нацистской Германией прервали дальнейшие работы[1][3].
Дальнейшая судьба единственного построенного экземпляра машины неизвестна[3].
Описание конструкции
Мостоукладчик Somua-Coder имел переднемоторную, заднеприводную капотную автомобильную компоновку; моторно-трансмиссионное отделение располагалось в носовой части корпуса, отделение управления — в средней. Экипаж машины составляли 2—4 человека, его посадка и высадка осуществлялись через две двери, расположенные по бортам отделения управления. Длина машины составляла 8,2 м с мостом[2] (без него — около 7 м, со снятым мостовым оборудованием — 5,5 м), ширина — около 2,44 м[1].
Мостовое оборудование располагалось в кормовой части машины. Наведение и снятие моста производилось с помощью системы гидравлических приводов, управление процессом осуществлялось дистанционно из отделения управления. Односекционная двухколейная мостовая конструкция длиной 8,2 м и шириной 2,2 м (ширина одной колеи составляла 0,6 м) имела номинальную грузоподъёмность 20 т, однако армейские испытания показали, что фактически она успешно выдерживала средний пехотный танк Char B1, масса которого составляла 32 т[1][2][3].
Броневой корпус
Броневой корпус коробчатой формы, собиравшийся из стальных броневых листов толщиной 5 и 10 мм, полностью защищал моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления машины, тогда как мостовое оборудование находилось за его пределами. Носовая часть бронекорпуса имела ступенчатую форму и состояла из верхнего листа, образовывавшего лоб отделения управления, среднего листа, установленного под близким к горизонтали углом и образовывавшего крышу моторно-трансмиссионного отделения, а также установленного под небольшим углом и образовывавшего лоб моторно-трансмиссионного отделения нижнего листа[1][2][3].
Вооружение
Штатное вооружение на машине отсутствовало[3].
Средства наблюдения и связи
Для осуществления предназначались шесть смотровых люков — два в вернем лобовом броневом листе и по одному в каждой двери и в бортах отделения управления. Средства связи отсутствовали[1][2][сн 1].
Двигатель и трансмиссия
Двигатель машины — бензиновый шестицилиндровый водяного охлаждения, максимальная мощность которого достигала 105 л. с. при 2000 об/мин. Максимальная скорость мостоукладчика составляла 32 км/ч[1][3].
Ходовая часть
Ходовая часть Somua-Coder — полугусеничная, состоявшая из переднего управляемого автомобильного моста и заднего гусеничного движителя[1][2][3].
Подвеска переднего моста — на полуэллиптических листовых рессорах[сн 1].
Гусеничный движитель, применительно к одному борту, состоял из переднего ведущего колеса цевочного зацепления и заднего направляющего колеса (выполнявшего также опорную функцию) большого диаметра, а также четырёх опорных и двух поддерживающих катков, сблокированных попарно и балансирно подвешенных на общей тележке[1][2][3].
Галерея
-
Полугусеничный артиллерийский тягач Somua MCL-5, одна из модификаций которого послужила базой при создании Somua-Coder
Примечания
- Комментарии
- Источники
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1939 PORTE-PONT SOMUA CODER (фр.) (недоступная ссылка). Chars français. Дата обращения: 2 ноября 2011. Архивировано 17 мая 2012 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Кочнев Е. Д. СОМЮА // Энциклопедия военных автомобилей. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: За рулем, 2008. — С. 461. — 640 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9698-0152-3.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 SOMUA Coder (pokladač Mosta) (англ.) (недоступная ссылка). valka.cz. Дата обращения: 2 ноября 2011. Архивировано 17 мая 2012 года.
Литература
- Кочнев Е. Д. Энциклопедия военных автомобилей. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: За рулем, 2008. — 640 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9698-0152-3.
Ссылки
- 1939 PORTE-PONT SOMUA CODER (фр.) (недоступная ссылка). Chars français. Дата обращения: 2 ноября 2011. Архивировано 17 мая 2012 года.
- SOMUA Coder (pokladač Mosta) (англ.) (недоступная ссылка). valka.cz. Дата обращения: 2 ноября 2011. Архивировано 17 мая 2012 года.