Aerojet Rocketdyne
Aerojet Rocketdyne |
---|
Aerojet Rocketdyne (рус. Аэроджет Рокетдайн) — компания США, которая проектирует и производит жидкостные ракетные двигатели (ЖРД).[1] Рокетдайн является подразделением Aerojet и имеет филиалы в Уэст-Палм-Бич (Флорида), Хантсвилле (Алабама), Космическом центре им. Кеннеди и в Космическом центре имени Джона Стенниса.
История компании
Компания была образована одним из основных производителей авиатехники США середины XX века, North American Aviation (NAA). В 1967 году NAA и Рокетдайн осуществили слияние с корпорацией «Роквелл» (Rockwell) с целью сформировать «Североамериканский Роквелл» (англ. North American Rockwell), который позднее стал частью "Международной Роквелл" (англ. Rockwell International, Роквелл Инт.).
В декабре 1996 года аэрокосмические подразделения Роквелл Инт. были приобретены Боингом. В феврале 2005 года "Боинг" достиг соглашения о продаже подразделения "Рокетдайн" Propulsion & Power компании "Пратт и Уитни". Продажа была завершена 2 августа 2005 года.
До 2013 года Рокетдайн являлась подразделением "Пратт & Уитни", которая в свою очередь принадлежит Объединённой Технологической Корпорации (англ. United Technologies Corporation, UTC) со штаб-квартирой в Парке Канога, Лос-Анджелес (Калифорния)[2]. В 2013 году произошло слияние компании с Aerojet, в результате Pratt & Whitney Rocketdyne сменила наименование и стала именоваться Aerojet Rocketdyne[1]. Целью слияния называлось сокращение ежегодных правительственных издержек.
В мае 2019 года Aerojet Rocketdyne вошла в список компаний, отобранных НАСА для разработки и производства прототипов космических аппаратов для высадки на Луну в рамках новой американской лунной программы «Артемида»[3].
История производственной деятельности компании
Компания Рокетдайн была сформирована NAA в послевоенный период с целью изучения трофейных Фау-2 нацистской Германии и адаптирования к американским стандартам двигателей этих ракет. Рокетдайн также использовала концепцию раздельных сжигателя и инжекторов в МКР SM-64 Navaho (проект Navaho). Этот вид разработок рассматривался в 40-е года как несущественный и финансировался на недостаточном уровне, но начало Корейской войны (1950—1953) изменило приоритеты. Проект Navaho продвигался с постоянными трудностями и был отменен в конце 1950-х годов, когда развитие увеличенного варианта двигателя Фау-2 было остановлено. Тем не менее, двигатели Рокетдайн A-5 (NAA75-110) доказали свою бо́льшую надежность, по сравнению с двигателем, развитым для Редстоун (Хантсвилл, Алабама), и был позже использован на ракете-носителе (РН), несмотря на меньшую дальность полёта баллистической ракеты в итоге. Вместе с началом производства МКР Navaho в 1955 году NAA отделилась от "Рокетдайн" в отдельный филиал.
Следующей основной разработкой Рокетдайн была их первая полностью новая конструкция, ЖРД S-3D, которая развивалась параллельно дизайнам, основанным на двигателе Фау-2. S-3D использовался в МБР «Юпитер» и «Тор». Более крупный вариант двигателя использовался на первых РН «Атлас». МБР «Тор» использовалась в качестве военной ракеты в течение непродолжительного времени, но её различные модификации применялась для запуска спутников в 1950-х и 1960-х годах. Один из таких вариантов, «Тор Дельта» (англ. Thor Delta), стал основоположником семейства РН «Дельта», хотя с конца 1960-х годов эта ракета-носитель перестала иметь что-либо общее со своими предшественниками. Некоторые модификации РН «Дельта» использовали S-3D, в основном они использовали модифицированный ЖРД RS-27, который был первоначально разработан для замены трёх двигателей одним на РН «Атлас».
РН «Атлас» также имела непродолжительную историю межконтинентальной баллистической ракеты, но семейство ракет «Атлас» превратилось в одно из основных средств США для запуска искусственных спутников. Модификация этой РН использовалась в пилотируемой программе «Меркурий».
Рокетдайн также стал основным поставщиком НАСА в разработке и производстве всех основных двигателей в рамках проекта «Сатурн»: РН Сатурн-1 использовала ЖРД H-1 на первой ступени; РН Сатурн-5 использовала ЖРД F-1 на первой ступени (S-IC), ЖРД J-2 на второй (S-II) и третьей (S-IVB) ступенях. На 1965 год Рокетдайн построил большинство ракетных двигателей в США. Рост продолжился и в 1970-х вместе с победой в конкурсе на создание основных двигателей космического челнока (SSME/RS-24). Однако резкое сокращение военных и гражданских заказов привело к уменьшению размеров компании. NAA, в основном производитель аэрокосмической техники, который также был связан с программой создания космического челнока, осуществил слияние с корпорацией Роквелл в 1966 году. Объединение позже получило название Роквелл Инт., в котором филиал Рокетдайн составлял основу компании. Уменьшение размеров компании продолжилось и в 1980-х и 1990-х. Роквелл инт. продало оставшуюся часть NAA — вместе с Рокетдайн — Боингу в 1996 году. Компания являлась частью «Интегрированных оборонных систем (англ. Boeing Integrated Defense Systems)» Боинга вплоть до продажи Рокетдайна Пратт & Витни 2 августа 2005 года.[2]
Кроме основного профиля, Рокетдайн занимается развитием систем снабжения электроэнергией и систем управления, в том числе: первые опыты по атомной энергетике; создание радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ); развивает системы солнечных генераторов, включая основную систему электроснабжения Международной космической станции (МКС).
Полевая лаборатория Санта Сузана
На протяжении многих лет двигатели и электросистемы Рокетдайн испытывались на данном полигоне в округе Вентура (Калифорния) к северо-западу от Лос-Анджелеса, который расположен недалеко от штаб-квартиры в Канога Парке, Лос-Анджелес. Обширное использование ракетных топлив и других токсичных химикатов привело к существенному экологическому загрязнению около лаборатории. Имели место также обвинения, связанные с радиоактивным заражением местности.
26 июля 1959 года, в ходе эксперимента с охлаждаемым натрием реактором Рокетдайна произошло разрушение активной зоны реактора со значительной утечкой радиации. Долгосрочный эффект этого происшествия, а также меры по ликвидации последствий, достаточно противоречивы.[4] Полигон не был включен в контракт покупки Рокетдайна у Боинга, поэтому остается в его собственности.
Список ракетных двигателей
Некоторые двигатели, которые были разработаны Рокетдайном:
- H-1 (керосин/кислород) — использовались на РН Сатурн-1, Сатурн IB, МБР Юпитер и на некоторых РН Дельта.
- F-1 (керосин/кислород) — использовались на РН Сатурн-5
- J-2 (водород/кислород) — использовались на РН Сатурн I и Сатурн-5.
- SSME (водород/кислород) — главный двигатель космического челнока, известен также как Рокетдайн RS-25.
- RL-10 (водород/кислород) — использовался на РН Сатурн-1, верхней ступени Дельта-4, разгонном блоке Центавр для РН «Атлас» и «Титан», Мак Доннел Дуглас DC-X[англ.] («Дельта Клипер»).
- RS-68 (водород/кислород) — первая ступень РН Дельта-4 и будет использован на предлагаемой РН Арес-5.
- XRS-2200 (водород/кислород) — известен как двигатель с клиновидным соплом, с предполагаемым использованием на проекте одноступенчатого космоплана X-33 Локхид Мартин.
- RS-27A (керосин/кислород) — используется на РН Дельта-2.
- RS-83 — спроектирован для отменённой программы НАСА Инициативы космических запусков (англ. Space Launch Initiative).
- перспективный AR1[англ.] с тягой 250 тонн-сил (конец 2010-х, конкурент BE-4), является первым построенным в США двигателем на топливной паре жидкий кислород/керосин со ступенчатым циклом сгорания; в мае 2017 года проведены первые огневые испытания предкамеры двигателя; в январе 2021 собран первый образец[5].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Two engine rivals merge into Aerojet Rocketdyne // SpaceFilghtNow, 18.07.2013 / Архивная копия от 23 июня 2013 на Wayback Machine
- ↑ 2,0 2,1 Who’s Where. Aviation Week & Space Technology, 1 января 2007
- ↑ NASA выбрало 11 компаний для производства прототипов аппаратов для высадки на Луну Архивная копия от 20 сентября 2020 на Wayback Machine // ТАСС, 17 мая 2019
- ↑ См. en:Santa Susana Field Laboratory#Conflict over cleanup
- ↑ Американская компания собрала первый ракетный двигатель AR1 на замену российского РД-180 Архивная копия от 29 января 2021 на Wayback Machine // 3DNews, 15.01.2021
Ссылки
- Сайт компании Pratt & Whitney Rocketdyne (недоступная ссылка с 05-09-2013 [4098 дней] — история, копия)
Необходимо проверить качество перевода и исправить содержательные и стилистические ошибки. |