Nakajima B5N
Т-97 Накадзима B5N | |
---|---|
Тип | торпедоносец |
Разработчик | КБ Накадзима |
Производитель |
авиазаводы Накадзима-Коидзуми Аити-Эттоку №11 ВМС |
Главный конструктор | К. Накамура |
Первый полёт | зима 1937 года |
Начало эксплуатации | 1937 год |
Конец эксплуатации | 1945 год |
Статус | снят с вооружения |
Эксплуатанты | ВВС Императорского флота Японии |
Годы производства | 1937— 1944 годы |
Единиц произведено | 1,2 тыс. ед. |
Торпедоносец Т-97 ВМС Императорской Японии (яп. Кюнанасики каидзё когэкики/Накадзима Бигоэн) — трехместный цельнометаллический торпедоносец корабельного базирования ВМС Императорской Японии Второй мировой войны. Разработан в авиационном КБ Накадзима. Условное обозначение ВВС союзников — Кейт (Kate). Строился ограниченной серией в 1937—1944 гг. в качестве основного торпедоносца корабельного базирования ВМС Императорской Японии во Второй мировой войне.
История
ТТЗ ВМС № 10
В 1935 г. ГУ авиации[англ.] ВМС Императорской Японии выдало тактико-техническое задание (ТТЗ) № 10 (яп. Дзюси) с требованиями ВМС к перспективному торпедоносцу-моноплану корабельного базирования, который должен был заменить биплан 96 предыдущего поколения.
ТТЗ ВМС № 10 предусматривало следующие основные требования к цельнометаллическому торпедоносцу:
- Экипаж до 3 чел.
- Силовая установка Накадзима-Свет (яп. Хикари) либо Мицубиси-Венера КБ Мицубиси
- Размах крыла до 16 м (до 7 м сложенного)
- Скорость свыше 330 км/ч
- Продолжительность полета до 7 ч
- Боевая нагрузка 1 авиаторпеда (до 800 кг)
- Турельный пулемет винтовочного калибра
Разработка
В конкурсе участвовали авиационные КБ заводов Мицубиси и Накадзима. В КБ Накадзима работы над проектом торпедоносца корабельного базирования под заводским шифром К возглавил К. Накамура. Под его руководством спроектировали передовой в технологическом и аэродинамическом отношении для середины 1930-х гг. цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси. Опыт КБ Накадзима по рекомендации ГУ авиации[англ.] ВМС был передан специалистам КБ завода Мицубиси для применения в конструкции шасси опытного корабельного перехватчика ТТЗ № 12 (с 1940 г. И-0). Для обеспечения корабельного базирования требовалась максимально компактная схема складывания законцовок крыла, и поворотные узлы с крыльевыми гидроцилиндрами были размещены так, чтобы консоли перекрывали одна другую над фонарем кабины.
Облётанная в начале 1937 г. опытная машина была оснащена силовой установкой Накадзима-Свет (700 л. с.). Машина перекрыла требования по скорости, но обнаружила проблемы гидросистем уборки шасси и складывания крыла. Заказчик потребовал облегчить крыло, изменив механизацию и отказавшись от гидросистемы складывания, увеличить запас топлива и отказаться от неосвоенного промышленностью ВИШ. На втором опытном образце был установлен модернизированный Свет-3 (840 л. с.). Машину запустили в серийное производство параллельно с более простым торпедоносцем Мицубиси. Окончательный выбор в пользу проекта КБ Накадзима был сделан по результатам его боевого применения в Китае.
Испытания
Опытный торпедоносец передан на строевые испытания ВМС в 1937 году, по результатам которых было принято решение о принятии этих машин на вооружение. До конца года было построено 125 ед. установочной партии, которые были приняты на вооружение ВМС под обозначением Т-97, в ВМС США этим машинам было присвоено условное обозначение Kate (Кейт).
Модернизация
В конце 1939 г. на вооружение авиации ВМС была принята модификация втоорая модификация с силовой установкой Накадзима-Процветание (яп. Сакаэ) (двухрядный звездообразный воздушного охлаждения 1 тыс. л. с.) с меньшими габаритами блока цилиндров.
Конструкция
Цельнометаллический алюминиевый полумонокок с трубчатой моторамой. Трое членов экипажа располагались один за другим в продольной кабине под единым фонарем, стрелок-наблюдатель — лицом к стабилизатору. Штурман-оператор располагался посередине кабины, где в полу по левому борту устанавливалось прицельное оборудования для торпедного сброса и бомбометания. Первые серии первой модификации имели по правому борту направляющую троса радиоантенны, поздние комплектовались натяжной антенной. Крыло двухлонжеронное с системой ручного складывания. Правая консоль складывалась в первую очередь и ложилась на вспомогательные стойки поверх кабины. От центроплана до узла складывания щелевой закрылок, далее — элероны. Конформные баки размещались под алюминиевой обшивкой на кронштейнах вдоль лонжеронов. Амортизированные подкосные стойки убирались гидроприводом внутрь к миделю в крыльевые ниши без крышек. Стойка хвостового колеса неубираемая со встроенным крюком для уборки посадочного гака. Рулевые плоскости имели металлический набор с полотняной обшивкой, на обоих рулях имелись триммеры.
Вооружение
Подвесное
Основное вооружение — парогазовая авиаторпеда Т-91 1931 г. на четырёхточечном пилоне, смещенном вправо от миделя с наклоном 9 гр. в нос (параллельно палубе при разбеге и отрыве). Торпеда калибром 45 см (800 кг) имела ТНТ-гексиловую БЧ 230 кг, дальность 2 км при подводной скорости скорости 65 км/ч (41 уз.). Минимальная высота пуска 100 м на скорости до 400 км/ч (260 уз.). Бомбовое вооружение составляло до 6 ед. авиабомб калибра 60 кг бомб, или до 3 ед. калибра 250 кг.
Стрелковое
Оборонительное вооружение включает турельный АП-92 7,7 мм в задней кабине. В ходе войны часть машин получили спаренные турели.
Производство
В общей сложности построено 1,2 тыс. обеих модификаций, в том числе 670 ед. на заводах Накадзима, 280 ед. на авиазаводах Аити и 200 ед. на авиазаводе № 11 ВМС[1].
Модификации
- Первая со Светом-3 (840 л. с.), турельным пулеметом и пилоном для авиаторпеды.
- 30 ед. учебно-боевых спарок
- Вторая с Процветанием (1000 л. с.)[2]
Характеристики
Т-97 второй модификации | |||||
Характеристики | 97 второй модификации (B5N2) | ||||
---|---|---|---|---|---|
Технические | |||||
Экипаж | 3 чел. | ||||
Длина | 10,3 м | ||||
Размах (площадь) крыла |
15,5 м (37,7 м²) | ||||
Высота | 3,7 м | ||||
Масса пустого (взлетн.) |
2,8 т (3,8) т | ||||
Силовая установка | |||||
Двигатель | Сакаэ-1 | ||||
Рабочий объём (мощность) |
28 л (1000 л. с.) | ||||
Лётные | |||||
Макс. скорость (крейс.) |
380 км/ч (250) км/ч | ||||
Дальность | 1 тыс. км | ||||
Потолок | 8,6 км | ||||
Скороподъёмность | 6,6 м/с | ||||
Нагрузка на крыло |
101 кг/м² | ||||
Вооружение | |||||
Стрелковое | оборонительное 1 ед. 7,7 мм | ||||
Подвесное | Торпедное 1 ед. кал. 800 кг Бомбовое 1 ед. кал. 800 кг/ 2 ед. кал. 250 кг/ 6 ед. кал. 60 кг/ |
Сравнение с аналогами
Сравнительные характеристики торпедоносных ЛА | |||||
---|---|---|---|---|---|
Эксплуатант | ВМС Великобритании | ВМС Императорской Японии |
ВМС США | ВМС США | |
Производитель | Фэйри | Накадзима | Дуглас | Грумман | |
Наименование | Суордфиш[3] | Т-97[4] | TBD-1 (Девастейтор)[5] |
TBF-1 (Эвенджер)[6] | |
Общие | |||||
На вооружении | 1936 г. | 1937 г. | 1938 г. | 1942 г. | |
Экипаж | 3 чел. | ||||
Технические | |||||
Длина | 11 м | 10,5 м | 10,7 м | 12,2 м | |
Размах | 14 м | 15,5 м | 15,2 м | 16,5 м | |
Взлетная масса (макс.) |
2,1 т (4,2 т) |
3,8 т (4,3 т) |
3,8 т (4,6 т) |
6,2 т (7,2 т) | |
Силовая установка | |||||
Тип | Пегас | Сакаэ | Твин-Уосп | Твин-Циклон | |
Объем (мощность) |
29 л (690 л. с.) |
28 л (1000 л. с.) |
30 л (900 л. с.) |
43 л (1700 л. с.) | |
Летные | |||||
Скорость макс. (крейс.) |
220 км/ч | 380 км/ч (250 км/ч) |
320 км/ч (205 км/ч) |
430 км/ч (230 км/ч) | |
Дальность | 1 тыс. км | 1,3 тыс.[7] км | 700 км | 2 тыс. км | |
Вооружение | |||||
Стрелковое | 2 ед. 7,7-мм | 1 ед. 7,7 мм | 2 ед. 12,7 мм | 3 ед. 12,7 мм 1 ед. 7,7 мм |
Боевое применение
Применение в Китае
-
Машина ТАЭ Сорю перед посадкой на корабль (лето 1939 г.)
-
Машина первой модификации ТАЭ Акаги (декабрь 1941 г.)
Дебют Т-97 состоялся в небе Китая в конце 1938 г., где они применялись для поддержки наземных частей в районе г. Ханькоу. В середине 1940 г. ТАЭ сводного авиаполка № 12 ВМС в Китае получила одну роту Т-97. До осени ТАЭ САП № 12 выполнял вылеты в районе г. Чунцин, после чего по соглашению с правительством Виши корабельные авиаБЧ и береговые авиадивизии ВМС были переброшены на территорию Вьетнама. Несколько торпедоносных рот с французских аэродромов выполняли вылеты на БШУ против войск Гоминьдана. С весны 1941 г. Т-97 принимали участие в бомбардировках района Ченьду. К осени 1941 г. применение авиации ВМС в Китае было свернуто, и Ставка Императорской Японии начала подготовку к удару по Тихоокеанскому флоту ВМС США[2].
Удар по Тихоокеанскому флоту США
-
Отрыв Т-97 ТАЭ Дзуйкаку (декабрь 1941 г.)
-
Торпедоносец 97 в воздухе перед заходом на цель (Яванское море, лето 1942 г.)
К началу войны авиация ВМС получила до двухсот Т-97 второй модификации, из них почти сто пятьдесят в составе корабельных авиаБЧ Флота авиации (Афл) № 1 ВМС. При ударе по ТОФ США в Пёрл-Харборе в первом вылете ТАЭ всех дивизий подняли до 10 рот (90 ед. Т-97, из них 54 ед. с бомбовой нагрузкой). ТАЭ АВ Акаги поразила ЛК Оклахома-З. Вирджиния, атакам подверглись ЛК Теннеси-Калифорния-Невада, корабль-цель Юта. Во втором вылете было поднято до 6 рот ТАЭ (54 ед. Т-97), наносивших удары по аэродромам ПВО.
Боевые действия в Юго-Восточной Азии
В Филиппинской наступательной операции две роты (18 ед. Т-97)ТАЭ АВ Рюдзё (ДАВ № 3) 7.12.1941 г. выполнили два налета на инфраструктуру п. Минданао, а 12.12.1941 г. поддерживали десант в б. Легаспи. 21.12.1941 г. ТАЭ Сорю-Хирю (ДАВ № 2 ВМС) произвели налет на о. Уэйк. С января 1942 г. ДАВ № 1 и № 4 участвовали в захвате островов Н. Британия и Н. Ирландия и налетах на о. Целебес. Во второй половине февраля 1941 г. ТАЭ ДАВ № 1-2 (до 9 рот, более восьмидесяти машин) приняли участие в налетах на п. Дарвин в Австралии. В отличие от Пёрл-Харбора основные БШУ наносились торпедоносцами с авиабомбами на подвеске. Весной 1942 г. АФл № 1 ВМС в составе ДАВ № 1-3 предпринял рейд в Индийский океан с целью захвата о. Цейлон. Шесть трех корабельных авиадивизий имели до полутора сотен торпедоносцев, которые активно применялись в бомбардировочном варианте в ходе налётов на базы ВМС Великобритании на о. Цейлон (п. Коломбо и п. Тринкомали).
Наступление на архипелаг Н. Гвинеи
Во время десантной операции у п. Морсби (арх. Новой Гвинеи) двумя торпедными попаданиями был серьёзно поврежден АВ № 2 Лексингтон ВМС США, впоследствии погибший от налета пикировщиков.[2]. В операции была задействована ДАВ № 5 ВМС (почти сто пятьдесят машин, в том числе 4 роты ТАЭ) и рота ТАЭ Рюдзё, в задачу которой входило ведение разведки и нанесение отвлекающих ударов. две роты ЛБАЭ ДАВ № 2 обнаружили в открытом море 17-ю авианосную дивизию (АВ № 5 Йорктаун), добившись трёх прямых попаданий ОФАБ-250. ИА группировки было уничтожено 11 машин, 3 ед. сбиты ПВО авианосца.
Перелом в ходе боевых действий
Переломным моментом стало лето 1942 г., где в боевых действиях у западной оконечности Гавайского архипелага (ат. Мидуэй) налетом палубной авиации ВМС США в море был уничтожен костяк сил АФл № 1 ВМС: ДАВ № 1 и № 2.
В конце лета 1942 г. началась стратегическая операция по овладению о. Гуадалканал в составе арх. Восточных Соломоновых о-вов. Основной задачей АФл № 1 ВМС Императорской Японии была назначена стратегическая операция по обороне подступов к арх. Соломоновых о-вов, для чего требовалось нанести поражение авианосным дивизиям ВМС и десантным соединениям КМП США у восточной оконечности (о. Гуадалканал).
Столкновение ДАВ № 3 с авианосными дивизиями ВМС США
В районе архипелага ТАЭ ДАВ № 2-3 (до 5 рот, 45 ед. ЛА) вели БШУ по основному военному аэродрому Гендерсон, где было потеряно до четверки. В конце октября передовые части ОА № 17 Сухопутных войск на о. Гуадалканал доложили о контроле над архипелагом и аэродромом, что не соответствовало действительности. Захват аэродрома был сигналом к выдвижению в район сил ВМС и начала активной фазы операции.
В конце октября две авианосные дивизии (№ 6 Энтерпрайз и № 8 Хорнет) ВМС США (контр-адмирал Т. Кинкейд) были выдвинуты в район о. Гуадалканал с целью непосредственной поддержки оборонявшихся на острове частей КМП США. Для контратаки выдвигавшей ОМГ ВМС США была мобилизована ДАВ № 3. В район на поиск был высланы ТАЭ ДАВ № 5 (до четырёх рот, 39 ед. ЛА). Несмотря на шторм и истребительное прикрытие, АВ Хорнет был обнаружен в море и в течение десяти минут получил пять бомбовых и два торпедных попадания в машинные отделения. Корабль лишился хода и управляемости, но сохранив часть энергетики, боролся с пожаром. ПВО корабельной группировки смогло уничтожить до роты ТАЭ, 14 машин были повреждены и по возвращении совершили посадку на воду. Тяжелый крейсер № 26 Нортгэмптон вел подготовку к буксировке флагмана, которая была сорвана налетом пикировщиков. В результате объемного пожара командир отдал приказ покинуть корабль, потопленный торпедной атакой противника.
Целью второго ударного эшелона стал АВ № 6 Энтерпрайз, получивший два бомбовых попадания. На полном ходу АВ сорвал большинство торпедных атак, торпедоносная тройка уничтожена ИА ПВО. Три попадания получил тяжелый крейсер охранения № 33 Портленд, но БЧ торпед оказались дефектными. Существенной ошибкой штаба АФл № 1 явился отказ от уничтожения противника, хотя АВ № 6 Энтерпрайз был поврежден, а возможности его ордера ПВО были ограничены.
Оборона Н. Гвинеи
С начала 1943 г. в строй стали поступать новые машины Тяньшань, а Т-97 действовали главным образом с полевых аэродромов ВМС. В первой половине 1943 г. береговые МТАП ВМС обеспечивали эвакуацию о. Гуадалканал, прикрытие обороняющихся соединений ВМС у арх. Соломоновых о-вов и Н. Гвинеи. Основной задачей стало противодействие высадке соединений КМП США. Летом 1943 г. из ПМТО ВМС Рабаул Т-97 совершали налеты на соединения КМП США на арх. Н. Георгия и Велья-Лавелья. К осени 1943 г. в ПМТО ВМС Рабаул прибыли 4 роты пополнения (40 машин). Береговые МТАП ВМС участвовали в налётах на о. Бугенвиль и вели поиск авианосных сил противника в море. Экипажи докладывали об уничтожении и повреждении нескольких АВ, но в реальности ни одно из попаданий подтверждено не было. В ноябре ПМТО ВМС Рабаул подвергся первым налетам палубной авиации ВМС США.
Оборона архипелага Марианских о-вов
Одна из последних попыток массового применения Т-97 имела место зимой 1944 г. при отражении наступления ВМС США на арх. Микронезии (ПМТО ВМС Трук). На малой высоте рота одного из полков смогла выполнить торпедную атаку по АВ № 11 Интрепид, в результате которой АВ получил попадание, но был возвращен в строй. Летом 1944 г. в ходе стратегической операции у арх. Марианских о-вов до двух рот ТАЭ (20 ед.) вели атаки по легким авианосцам США, но большинство машин были потеряны.
Оборона метрополии
В ходе операции Кикусуй у арх. Рюкю (о. Окинава) весной 1945 г. Т-97 состояли на вооружении береговых авиаполков ВМС. Дислоцированный на Хоккайдо и Курильском арх. МТАП № 553 (две роты, 21 машина) и УБАП Хокуто (до роты торпедоносцев) приняли участие в войне с СССР. 10.08. 1945 г. тройка ТАЭ УБАП Хокуто нанесла БШУ по цели на п-ове Камчатка, а 18 августа потопила в Охотском море советский тральщик. Вероятно, это был последний боевой вылет Т-97 во Второй мировой войне[8].
Оценка проекта
К началу Войны на Тихом океане цельнометаллический Т-97 ВМС Императорской Японии превосходил по основным характеристикам близкий TBD ВМС США и устаревший биплан Суордфиш ВМС Великобритании, но в ходе войны начал серьёзно уступать TBF-1 нового поколения . Помимо использования в качестве корабельной машины, Т-97 использовался и как ударный самолёт наземного базирования.
Ссылки
- Nakajima B5N Kate M. F. Hawkins — Aircraft profile 141. 1969 год Перевод А. Плахова, редакция В. Моисеева
Примечания
- ↑ Накадзима B5N — японский торпедоносец-бомбардировщик атаки на Перл-Харбор | Красные соколы нашей Родины . Дата обращения: 9 марта 2016. Архивировано 20 мая 2016 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Там же
- ↑ Harrison W. A. Fairey Swordfish in action, Aircraft Number 175. — Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications Inc., 2001. — ISBN 0-89747-421-X.
- ↑ D3A Val, B5N Kate. Ударные самолёты Японского флота. Война в воздухе № 25 / Гл. ред. С. В. Иванов. — ООО АРС. — С. 49. — 51 с.
- ↑ Aircraft in Profile № 171, 1967, p. 9.
- ↑ Francillon, René. Grumman (Eastern) TBF (TBM) Avenger (Aircraft in Profile № 214). — London: Profile Publications Ltd., 1970. — P. 86.
- ↑ По другим данным — 1020
- ↑ Боевое применение Aichi D3A и Nakajima B5N (http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/d3a/d3a.html Архивная копия от 22 января 2009 на Wayback Machine)
Литература
- Doll, Thomas E. The Douglas TBD Devastator. Aircraft in Profile № 171. — Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd., 1967. — P. 12.